Music Championship #1

Ad Lib Music Championship #1 – Basic Concepts
Music Championship #1
Жанр: Educational
Разработчик: Ad Lib
Издатель: Ad Lib
Год выхода: 1987
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 1
  • 1
  • 2
На удивление редкая и малоизвестная игра (!), выпущенная в числе прочего ПО, сопровождавшего в 1987 году появление на свет легендарной звуковой карты – Ad Lib Music Synthesizer Card. Переворот в РС-индустрии это самое появление произведёт только чуть позднее, начиная с выхода «King’s Quest IV: The Perils of Rosella» год спустя. Но и до подсказки со стороны Sierra канадская компания Ad Lib прекрасно понимала, что её продукт, задуманный прежде всего как полупрофессиональное устройство для создания собственной музыки, можно использовать и в других целях – например, образовательных и развлекательных.

Как можно догадаться по порядковому номеру в заголовке, «Ad Lib Music Championship #1 – Basic Concepts» задумывался как пилотный выпуск целой будущей серии – отчасти викторины для одного или двух игроков, отчасти своего рода программы для проверки музыкальных способностей пользователей. Идея весьма проста: мы слушаем сначала определённую мелодию, а затем некую её вариацию – и должны угадать, что именно изменилось (ритм, темп, лад и т.д., а то и всё сразу). Здешний интерфейс и вообще внешний вид явно покажутся знакомыми всем пользователям «Ad Lib Juke Box» и других программ от тех же авторов, – из графических адаптеров поддерживается только CGA в скудной серо-бирюзовой палитре, так что красочной картинки ожидать не стоит. Но оно и понятно: на первом месте здесь находится Музыка с большой буквы, – недаром и заставка состоит из приятной мелодии на фоне местной таблицы рекордов, «Зала славы», куда и мы должны стремиться попасть благодаря успешной демонстрации своего тонкого и безупречного слуха.

Управление возможно как при помощи мыши, так и с клавиатуры; в самом верху экрана отображается строка меню с наименованием соответствующих функциональных клавиш: так, «F9» поможет выйти в систему, а «F10» выведет подробную внутриигровую справку, дублирующую информацию из руководства пользователя. Остальные три пункта отведены под запуск такого же количества доступных режимов: «исследования» («F5»), собственно «игры» («F6») и «практики» («F7»). Новичкам рекомендуется начать с первого варианта, позволяющего познакомиться со всеми местными реалиями и вволю потренироваться в «песочнице». Клоун в верхней части экрана представлен здесь исключительно для иллюстрации – не обращайте внимания; внизу находятся две кнопки: верхняя, «F1», проигрывает несколько тактов какой-нибудь мелодии, выбранной случайным образом из имеющегося в программе ассортимента. Вверху же, вокруг портрета упомянутого персонажа, расположены семь команд для видоизменения данной музыкальной фразы: каждый режим предполагает два возможных варианта, для переключения между которыми служат соответствующие кнопки (а заодно и клавиши с первыми буквами прописанных на них слов). Так, «Instrument» осуществляет выбор между кларнетом и ксилофоном; «Tempo» меняется с быстрого на медленный и обратно; «Octave» отвечает за транспонировку мелодии на октаву выше или ниже, а «Key» – за то же самое, но уже всего на несколько тонов; «Mode» позволяет мажорной музыке перейти в минор и наоборот; «Rythm» аранжирует фрагмент композиции в стиле свинга (или же, напротив, напрочь устраняет все синкопы и другие особенности джазового ритмического рисунка); ну а «Volume», разумеется, делает звук тише или громче. Результат таких операций слышится всякий раз при нажатии на соответствующую кнопку; чтобы оценить итог сразу нескольких совершённых нами преобразований одновременно, следует воспользоваться «F2» в самом низу, тогда как «F1» выберет новую мелодию для экспериментов.

Разобравшись с основами и убедившись в наличии у себя зачатков музыкального слуха, можно обратиться непосредственно к игре, нажав либо клавишу «F6», либо соответствующую кнопку вверху при помощи мыши. Первым делом здесь следует определиться с числом участников: испытывать свои способности можно как в одиночестве, так и вдвоём с товарищем за одним ПК. В любом случае целью является набрать как можно больше очков за пять раундов (в случае многопользовательского режима соперники «ходят» по очереди). Здешний интерфейс отчасти напоминает «исследование»: семь кнопок «видоизменений» мелодии на месте, как и «F1» с «F2» внизу для прослушивания соответственно темы и вариации, а портрет клоуна теперь как реагирует мимикой на наши успехи и неудачи, так и сменяется в положенные моменты времени служебными сообщениями в духе «Enter Answer» или «Game Over». Зато по бокам прибавились блоки для отслеживания прогресса участников: под цифрами «1» и «2» здесь находится по два счётчика – для набранных соперниками очков и для указания оставшегося у каждого из них числа раундов (разумеется, если игрок один, то вторая пара показателей так и застывает на нуле). Кроме того, прямо по центру теперь отображается ряд из шести кнопок, пронумерованных цифрами от 1 до 6 включительно, а над ними – большая прямоугольная «Evaluate», дублируемая клавишей «ввод».

В самом начале своего хода следует щёлкнуть на одну из упомянутых цифр: выбранный игроком вариант указывает на то, сколько именно видоизменений произойдёт с услышанной «базовой» мелодией. То есть нажатие «1» будет обозначать, что поменяется либо только темп, либо громкость и т.д., тогда как после активации кнопки «6» заданная музыкальная тема избежит лишь одной из семи доступных модификаций! Разумеется, чем сложнее задача, тем выше награда: число очков, которые могут быть присуждены за правильный ответ, на порядок превышает номер выбранного уровня (иначе говоря, за каждый раунд можно заполучить в свою копилку от 10 до 60 баллов). Сделав выбор, мы услышим обе разновидности мелодии подряд; при желании можно нажать «F1» или «F2» для повтора той или другой, но делать это рекомендуется лишь в самом крайнем случае: каждая такая подсказка «стоит» пять очков, которые вычитаются из нашего счёта! Впрочем, для новичков предусмотрено и послабление: «отрицательных» значений тут не бывает, так что как в первом раунде, так и в дальнейшем при нулевом запасе баллов подсказками можно пользоваться невозбранно и в неограниченном количестве. И всё же стоит скорее взять себя в руки, сосредоточиться на восприятии музыки на слух – и после некоторых размышлений нажать то (или те, если таковых несколько) наименование возможных изменений, которое, как вам кажется, и соответствует всему произошедшему с заданной мелодией на пути от «темы» к «вариации».

Определившись с решением, щёлкаем на «Evaluate» – и получаем (после лицезрения гримасы клоуна) либо награду, либо опять-таки штраф: да, неверные ответы наказываются (но также снижением счёта максимум до нуля, не ниже)! Во втором случае мы также узнаем и правильный ответ. А для знатоков и виртуозов с абсолютным (ну или почти) слухом предусмотрен и целый ряд бонусов. Так, если при выборе сложности задачки и активации кнопки с цифрой одновременно зажать клавишу «Shift», то в данном раунде мы сможем получить на 50% больше баллов ценой усложнения вопроса и превращения его в «открытый»: в этом случае избранный вариант будет означать не точное, а максимально возможное количество модификаций (т.е. на деле их может быть и меньше). Кроме того, по достижении пятидесяти очков участнику предлагается «бонусный ход»: правильный ответ приносит не в 10, а в 20 раз больше выбранного «номера», неверная догадка никак не наказывается, но зато и проигрывать мелодии повторно здесь не разрешается. Последнее касается ещё одного «сюрприза» – «Таинственного вопроса», который автоматически выдаётся по достижении ста очков: в этом случае число вариантов вообще остаётся неизвестным (т.е. активировать соответствующие цифры не приходится), победа приносит целую сотню баллов, а ошибка опять-таки не штрафуется.

Наконец, если после завершения всех пяти раундов вы являетесь гордым обладателем по меньшей мере ста пятидесяти очков, то можете при желании сыграть в «суперигру» – «Double or Nothing». Данный дополнительный режим представляет собой последовательность из шести заданий от первого до последнего уровня сложности: после каждого ответа можно выйти из игры, сохранив всё нажитое непосильным умственным трудом и полученные лишние десять, двадцать и так далее баллов, – но зато полная победа позволяет удвоить свой счёт! Как и в остальных бонусных режимах, повторное прослушивание при этом недоступно. Ну а если вы не очень уверены в своих силах или в результате участия в игре не смогли попасть даже в список десяти рекордсменов, то стоит обратиться к «практике»: здесь всё сервировано примерно так же, как и в основном блюде, но без соперника и без подсчёта очков. В начале требуется воспользоваться кнопкой «F3 – Set Up» и отметить те из возможных модификаций, которые вызывают у вас наибольшие трудности и в которых вы поэтому и желаете потренироваться, – не рискуя очками и репутацией в глазах друзей и соперников.

В целом «Music Championship #1» оставляет по себе исключительно приятные впечатления и может быть рекомендована самой широкой аудитории, как коллекционерам редкостей и древностей, так и просто любителям викторин и образовательных игр, за исключением разве что тех несчастных, кто совсем уже лишён музыкального слуха. Да, печальная судьба Ad Lib сказалась и на малоизвестности этого проекта, и на отсутствии планировавшихся продолжений, – но качеств данной игры это нисколько не умаляет. Пожалуй, обратить внимание на эту вещь особенно стоит посоветовать преподавателям детских музыкальных школ.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.