Don Quijote

Don Quijote: La Aventura
El Quijote
Don Quijote
Жанр: Interactive Fiction
Разработчик: Egroj, Pablo, Victoriano Gomez
Издатель: Dinamic Software
Год выхода: 1987
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 6 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 0.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 2
Бессмертный роман Сервантеса является, как известно, одним из величайших произведений мировой литературы (если вообще не «лучшей книгой всех времён и народов») – и при этом одним из самых издаваемых и переводимых. Хватает у «Дон Кихота» и воплощений в области кинематографа или мультипликации, – а вот про сферу компьютерных развлечений то же самое утверждать сложно. С одной стороны, это может показаться несколько странным, ибо приключения Рыцаря Печального Образа при всей своей глубокомысленности представляют вроде бы неплохой материал для потенциальной адвенчуры (и уж во всяком случае куда более подходящий, нежели, скажем, вечно погружённый в одни только размышления шекспировский Гамлет); с другой – такой оборот дела, напротив, вполне понятен, так как достичь конгениальности тут было бы не по силам даже самому выдающемуся мастеру пикселей и ассемблера. Французская «La Folle Lecture de Don Quichotte» (из образовательного семейства от Coktel Vision) и немецкая «Don Quichotte» (из серии «Fun for Kids» от hemming) могут быть отнесены к играм лишь с некоторой натяжкой; испанская же «Las aventuras de Don Quijote» 2005 года выпуска отличается жутковатой трёхмерной графикой и в любом случае также предназначалась для деток 6–12 лет, имея целью способствовать их обучению чтению и математике. Однако испанцы не были бы испанцами, если бы обошли вниманием величайший литературный шедевр «Siglo de Oro» своей культуры в эпоху другого национального «золотого века» – компьютерных развлечений конца 1980-х. В это время появилось сразу два текстовых приключения по мотивам романа Сервантеса, – увы, даже наиболее примечательное из них, выпущенное опытным издательством Dinamic и созданное мастерами жанра из группы, позднее выделившейся в Aventuras AD, смотрится не очень-то выгодно на фоне более поздних произведений тех же авторов, не говоря уже о первоисточнике.

Сюжетная завязка, к счастью, особых пояснений не требует: на дворе апрель 1605 года – и нам предстоит выступить в роли мелкого испанского дворянина Алонсо Кихано из Ла-Манчи, начитавшегося рыцарских романов – и решившего заделаться странствующим искателем приключений, который бы бескорыстно боролся со всяческими несправедливостями мира, утешая скорбящих, кормя томимых жаждой и поя голодных. К сожалению, в «Don Quijote: La Aventura» волею автора игроизации Хорхе Блекуа (предпочитавшего скрываться за псевдонимом «Egroj») эта глобальная задача основательно упрощена в соответствии с возможностями и требованиями жанра Interactive Fiction. Предлагаемая нашему вниманию текстовая адвенчура строго разделена на две главы, не отличающиеся ни особой продолжительностью, ни обилием локаций (коих тут около полусотни, не считая повторяющихся): в начальном эпизоде мы будем долго собираться в путь, пытаясь заделаться рыцарем со всей подобающей экипировкой, тогда как внушительную часть второго проведём в поисках ингредиентов для чудодейственного бальзама, способного излечить нас от ран, полученных в первых же приключениях. Общей конечной целью при этом выступает... попытка добиться любви Дульсинеи Тобосской (строго говоря, явной свадьбы в финале не будет, – но всё же подобный «happy end» в чисто американском стиле выглядит в данном контексте довольно фальшиво).

«Don Quijote» – текстовая адвенчура с графикой, так что около половины локаций игрового мира (или даже чуть больше) снабжены какими-никакими иллюстрациями. На других платформах, таких как ZX Spectrum или Amstrad CPC, они были весьма цветастыми, – пользователям же IBM PC приходится довольствоваться скудной «бирюзовой» CGA-палитрой и картинками с разрешением 256×112, – остальное место по традиции занимают текстовое описание текущей ситуации и призывающий к активным действиям парсер; при желании графику можно в любой момент отключить или вернуть на место командой MODO. Звуковым же оформлением не могла похвастаться ни одна из версий на любой из платформ: «бипы» PC Speaker призваны лишь символизировать нажатие пользователем какой-то из не поддерживаемых игрой клавиш.

Управление, понятное дело, реализовано путём ввода с клавиатуры команд, обычно принимающих форму «глагол + существительное». Хотя чаще всего придётся обращаться к сторонам света и к направлениям «вверх» или «вниз» в качестве указания по поводу дальнейшего перемещения героя. Таковые дозволяется как вводить полностью, так и – временами – сокращать до одной буквы: SUR (S), NORTE (N), OESTE (O), ESTE (E), а также SUBIR и BAJAR. Описание локации традиционно сопровождается перечнем доступных выходов; повторно этот текст можно вывести на экран при помощи MIRAR (М). INVENTARIO (или просто I) продемонстрирует список содержимого наших карманов, ACABAR перезапустит всё с самого начала, ну а GRABAR и CARGAR позволят соответственно сохранить или загрузить свой прогресс (SAVE и LOAD также вполне сгодятся). Из прочих полезных команд воспринимаются EXAMINAR («изучить»), ABRIR («открыть»), COGER («взять»), DEJAR («бросить»), LEER («читать») и т. д., – отдельно стоит упомянуть куда более редко встречающиеся в играх подобного жанра CANTAR («петь»), LUCHAR («сражаться»), COMER («съесть») и DORMIR («спать»).

Как можно видеть по последним упомянутым глаголам, приключения нашего хитроумного идальго включают в себя кое-какие ролевые элементы: махать шпагой в ручном режиме, к счастью, не придётся, но вот ситуаций гибели тут, увы, хватает (и от голода, и от переутомления, и, скажем, от меткого удара со стороны злобной ветряной мельницы). В основном игровой процесс сводится к сбору и применению разнообразных предметов – не особо, впрочем, многочисленных. Других персонажей практически нет – во всяком случае, разговаривать ни с кем не придётся. За исключением разве что невидимого (увы) Санчо Панса, – к сожалению, общение с верным оруженосцем оказывается исключительно опциональным: наш помощник способен лишь давать некоторые, часто невразумительные, подсказки на тему дальнейших возможных действий – по команде AYUDA. Для перехода ко второй главе (сразу при запуске игра спрашивает, к какой именно части приключений мы желаем приступить) необходимо ввести «пароль», демонстрирующийся по завершении первой, – впрочем, он приводился прямо на ярлыке дискет позднейшего переиздания, да и отыскать его во Всемирной сети при желании никакого труда не составит.

К сожалению, оценку «Don Quijote: La Aventura» получает не очень-то высокую: даже само по себе это текстовое приключение не относится к числу лучших в жанре, а в невольном сопоставлении с первоисточником так и вовсе проигрывает по всем статьям. Пожалуй, рекомендовать его стоит лишь самым преданным поклонникам творчества Сервантеса и знатокам испанского языка, не пропускающим ни одного появления любимого персонажа в каком бы то ни было воплощении.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.