Championship Manager 5

Championship Manager 5
Жанр: Strategy
Разработчик: Beautiful Game Studios
Издатель: Eidos
Год выхода: 2005
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 4 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 1
Очередная часть некогда популярной серии футбольных симуляторов, выход которой был серьёзно омрачён скандалом между сотрудничавшими на протяжении длительного времени разработчиком и издателем данной линейки - соответственно Sports Interactive и Eidos. Конфликт закончился полным разрывом отношений, в связи с чем работа над новой итерацией была поручена не имевшей соответствующего опыта конторе Beautiful Game Studios, а выпуск игры перенесён с октября 2004-го на март 2005-го. К великому сожалению, несмотря на все явно имевшие место старания новых "авторов", результат вышел весьма "сырым", а сама Championship Manager 5 не только получила весьма негативные оценки в прессе (в основном, будем честны, заслуженные), но и по факту стала "началом конца" некогда именитого "сериала".

Во всех официальных анонсах и в большинстве рецензий отмечается "главное достоинство" игры - необычно быстрая "загрузка базы", иногда также называемая "постоянным игровым процессом". Речь здесь идёт о том, что программа с большой скоростью как "формирует" базу данных перед началом "партии", так и - уже впоследствии, то есть во время непосредственного действия, - очень быстро обрабатывает результаты "проходящих" турниров и совершает переборы всевозможных цифровых значений (коих в таких играх, понятное дело, всегда множество), а игрок одновременно с этим процессом может без проблем пользоваться всем остальным интерфейсом и в большинстве случаев (хотя сразу же отметим, что отнюдь не во всех!) лишён необходимости ожидания. Надо признать, что, как бы странно это ни прозвучало для не очень хорошо знакомых с данным поджанром, такая особенность действительно впечатляет, вот только достигается подобное, увы, малым количеством лиг (хотя самые "интересные" чемпионаты в их число, естественно, входят) с невозможностью как бы то ни было "регулировать" общий размер базы и намного менее серьёзным подходом к статистическим показателям игроков.

Но куда хуже то, что больше похвалиться этой вещи, по сути, нечем. Не то чтобы удобный, но как минимум привычный интерфейс предыдущих частей серии в виде боковой панели был полностью переработан - теперь различные опции для управления процессом реализованы по принципу "выпадающих вкладок", расположенных в верхней и нижней частях экрана (и, кстати, "раскрывающихся" не так уж быстро), причём некоторые из "пунктов" по факту размещены грамотно, тогда как другие - однозначно нет (чего стоит одна только невозможность одновременного просмотра некоторых вещей: скажем, самого матча в 2D-режиме и статистики участвующей в нём нашей команды - либо же матчевого рейтинга игрока и его текущего состояния здоровья). Занятия футболистов с "профильными" тренерами по сравнению с предыдущими частями серии стали продолжительнее, а количество типов упражнений увеличилось, - но по факту это не играет особой роли, ибо часто показатели подопечных вне зависимости от настроек этих самых тренировок не падают и не увеличиваются. И да, в разделе "Training" не показываются конкретные навыки каждого выбранного нами тренера, поэтому перед назначением приходится обращаться непосредственно к его профилю и запоминать, на чём он специализируется. Информация от скаутов (о потенциально перспективных игроках, которых можно купить на трансферах) поступает еженедельно и, надо отдать должное, нередко точна, но вот так называемые "новости от прессы", представленные в виде бегущей строки, раздражают неимоверно, ибо из огромного количества слухов и сплетен о всевозможных предполагаемых переходах игроков между клубами и так далее, которые практически всегда не соответствуют действительности, де-факто невозможно как-то вычленить те "крупицы" достоверной информации на подобные темы, что там есть и могли бы нам чем-то помочь.

Пожалуй, самым большим недостатком Championship Manager 5 являются данные о футболистах. Во-первых, в их именах и национальностях не так уж редко встречаются орфографические и даже фактические ошибки (которых хватает и в других текстах - например, может встретиться счёт матча "Ничья 1:0"), некоторые спортсмены оказываются в "не своих" клубах или и вовсе лишены "истории" карьеры. Во-вторых, что намного печальнее, характеристики многих из них усреднены (то есть наблюдаются примерно одни и те же их значения) и часто абсолютно не соответствуют своим прототипам (формально игра лицензирована, поэтому все имена и названия в ней реальны). Однако "ужас" начинается дальше - уже во время игрового процесса: в Championship Manager 5 во всех смыслах (и даже в плане своих прописанных характеристик) посредственная команда может победить максимально "продвинутую" и дойти до какого-нибудь титула, а слабые игроки способны показывать несравненно лучшие результаты, нежели "звёзды"; понятно, что в реальном футболе такие случаи тоже бывают, но в данной игре они существенно выходят за рамки "статистической погрешности". Отдельно приходится отмечать и часто нереалистичный уровень ожиданий по заработной плате, которую требуют себе при заключении контрактов молодые или формально слабые игроки.

Не слишком радужно (хотя и не так уж плохо) обстоят дела с основой игрового процесса - тактикой: здесь всё осталось примерно так же, как было в серии раньше (то есть формально приёмов хватает), но добавлено несколько новых опций - в частности, помещение игрока в конкретную (любую) точку поля и указание главного направления передач прямо на тактической схеме. В анонсах также большое внимание уделялось опции "Action Zones": во время матча поле разделено на девять секторов, в каждом из которых указывается "преимущество" той или иной команды на данный момент. Но ни автор данного описания, ни игрожурналисты, профессионально рецензирующие игры поджанра, так и не сумели понять, какова может быть практическая польза от этого новшества. И да, приходится признавать, что влияние каких-либо тактических приёмов на ход и результат матча если и есть, то невелико (хотя в отдельных случаях может привести к итогу, диаметрально противоположному ожидаемому). Возможность осуществлять замены, естественно, присутствует, но по непонятной причине компьютерный оппонент ею почти никогда не пользуется.

Для футбольного менеджера середины 2000-х наличие графики было уже более-менее обязательным, поэтому здесь, как и в некоторых предыдущих частях CM, помимо различных таблиц есть и опция просмотра матчей в 2D-режиме - разумеется, без возможности непосредственно управлять действиями футболистов. Впечатления от этой составляющей неоднозначные: модельки, с одной стороны, вроде бы ладные, с другой - они слишком крупные относительно масштабов поля, из-за чего порой просто невозможно полноценно понимать ситуацию на нём, настолько всё "перемешивается". Если же что-то рассмотреть и удастся, то ничего хорошего мы там, скорее всего, не увидим, ибо поведение фигурок зачастую совершенно нелепое. Кроме того, почему-то отсутствует полноценная возможность регулировки скорости демонстрации матчей: она либо слишком (для получения удовольствия от просмотра) высокая, либо мучительно низкая, тогда как какой-либо "ползунок" для выставления "собственного" её значения отсутствует.

Вердикт, увы, будет неутешительным: среди как "ровесников" данной игры, так и более старых образцов поджанра (включая и предыдущие выпуски серии Championship Manager) абсолютное большинство окажется гораздо интереснее и качественнее во всех отношениях, поэтому в современных условиях она представляет скорее исторический интерес - как вечное напоминание о том, что со старыми, проверенными товарищами лучше не ссориться - или хотя бы делать это после тщательного просчитывания последствий, которые могут оказаться весьма плачевными.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.