Стратегия в реальном времени с "активной паузой", в своё время не получившая широкой известности по причине, видимо, относительно стереотипного и "вторичного" антуража, но отличающаяся рядом интересных особенностей. Примечательно, что сделана она на движке известной отечественной игры "Глаз Дракона".
Действие происходит в фэнтезийном мире, явно вдохновлённом творчеством американского писателя Роберта Говарда, автора рассказов о Конане-варваре. Король киммерийцев, имя которого создатели игры изменили на "Конин" (в русской локализации этот момент проигнорирован), отправляется в дальнее путешествие за мечом Крома, чтобы иметь возможность всегда защитить свою страну от зла, и на это время оставляет на престоле сестру Мару. К сожалению, последняя, как выясняется, давно встала на путь тьмы и овладела чёрной магией, а равно и отличается большой агрессивностью по отношению к соседям-викингам, - поэтому, как только брат выступил в поход, она решила напасть на их королевство. Те же, узнав о её планах, отправили своего ярла Бармалая (по-нашему Бармалея) за молотом Тора (видимо, проблема с невозможностью его поднять в местных реалиях отсутствует), однако вскоре после этого Мара вторглась-таки в земли викингов и захватила их. Играть предстоит сначала за Бармалая, затем за Конина и позже за обоих персонажей (когда их фракции объединяются), цель которых - свергнуть Мару (чья злоба обратно пропорциональна количеству носимых ею предметов одежды...) и вернуть мир в свои земли, что реализовано в виде кампании, состоящей из 31 миссии.
Управление осуществляется мышью, но большинство команд можно отдавать и при помощи клавиатуры. По этой части всё стандартно: левой кнопкой мыши выделяем объекты, правой отдаём приказы; войска, естественно, можно объединять в отряды, причём серьёзных ограничений в данном плане вроде бы нет. Нажатие "пробела" может временно поставить игру на паузу с возможностью в этот момент отдачи команд подразделениям. Есть три вида ресурсов - дерево, камень и железо (пища не предусмотрена, да). "Туман войны" формально отсутствует, но на деле радиус обзора камеры ограничен: её нельзя слишком отдалять от наших объектов (будь то единицы или постройки), то есть покидать пределы "яркой" части карты. Режимов четыре: кампания, "схватки", обучение (кстати, очень продвинутое) и мультиплеер. Первый, как нетрудно догадаться, разделён на миссии, причём подчас более-менее оригинальные, но практически всегда они проходятся стандартным для RTS такого плана способом: возведением "базы" (правда, в отдельных случаях она может иметься изначально) и уничтожением оппонента.
Важной особенностью Besieger является тот факт, что в качестве "основы" в ней выступают рабочие. Их создание бесплатно, но требует наличия домов, которые предварительно нужно построить, а затем и улучшить (предусмотрены несколько "уровней" их развития); чем больше домов и чем они вместительнее - тем выше может стать предел численности доступных нам единиц; впрочем, максимум разрешено иметь шесть домов, в лучшем варианте каждого из которых может проживать четырнадцать человек (в первоначальной его форме - лишь пять). Рабочие универсальны по своим умениям и могут добывать любые ресурсы, а также строить и ремонтировать здания, причём последним делом (на которое расходуется дерево) они начинают заниматься автоматически, если оказываются рядом с повреждённым объектом. А вот войска здесь берутся вовсе не из "ниоткуда" - в них преобразуются те же самые рабочие, которых необходимо отправить в соответствующее здание, дабы они превратились в солдат (впоследствии в случае необходимости можно будет их разоружить). Почти всем постройкам - даже воротам (!) - для функционирования тоже постоянно нужны рабочие, причём это же касается и любой используемой нами боевой техники, которая теоретически может быть захвачена противником, если осталась бесхозной.
Как уже отмечалось, играть предстоит за две "расы" - викингов и киммерийцев; гражданские постройки у них одинаковые - это уже упоминавшиеся дома, а также кузницы, каменоломни, лесопилки и фабрики. Камень и дерево добываются соответственно на вторых и третьих, тогда как за железо отвечают шахты, изначально имеющиеся на карте и недоступные к постройке (то есть их придётся захватывать). Кузница необходима для проведения различных улучшений, связанных с войсками (хотя частично в этом вопросе задействована и лесопилка), а фабрика - для того же применительно к осадным машинам. А вот боевые единицы у обеих наций сильно разнятся, поэтому типы военных построек в основном тоже отличны друг от друга: "общими" по данной части являются только стены (которые бывают деревянными и каменными), ворота и "начальный" тип башен, а также место для тренировки копейщиков (ибо такой тип войск доступен тем и другим) и "мастерская лестниц" для производства осадного оборудования. У каждого здания (и некоторых сооружений) есть вход, через который в него попадает персонал, поэтому данный момент стоит учитывать при размещении постройки на карте - чтобы он был физически доступен, а иногда и "удобен".
Армия викингов полагается в первую очередь на осадную технику: им доступны баллисты и передвижные мастерские, способные по нашему приказу превращаться в таран или осадную башню. Пехота представлена копейщиками, дротикометателями и берсерками, а также целительницами, медленно передвигающимися и не способными защищаться, которые лечат раненых. Разумеется, есть и флот, состоящий из трёх типов кораблей: десантные (перевозящие до четырёх единиц), транспортные и драккары, которые в данной игре вовсе не "традиционные", а летающие и оснащены огромными баллистами. Войска киммерийцев куда более оригинальны. У них есть те же копейщики и целительницы, вместо дротикометателей - лучники, а также два типа всадников (кавалеристы и конные стрелки, радиус действия у которых почему-то ниже, чем у пехотинцев с тем же оружием) и "подрывники" - пехотинцы, кидающиеся подожжёнными бочками с порохом. Из осадной техники имеется только таран, а наземной артиллерии нет в принципе, зато есть фэнтезийная (или стимпанковая?) авиация: воздушный шар со стрелками и дирижабль, способный как сражаться, так и перевозить войска. Таким образом, помимо вышеперечисленных типов военных построек, киммерийцам доступны бараки лучников и подрывников, два типа конюшен, мастерские воздушных шаров и дирижаблей, а викингам - бараки дротикометателей и берсерков, мастерские баллист, три вида верфей, а также военные башни - более мощный аналог дозорных, у киммерийцев отсутствующий (но важно отметить, что они могут стрелять лишь в направлении, указанном стрелкой, тогда как дозорные - в любом). Каменные стены по умолчанию оснащаются деревянными башнями (недоступными как отдельный тип построек), впоследствии улучшаемыми до дозорных и (у викингов) военных, но на них не распространяются другие, дополнительные улучшения, связанные с данным типом сооружений. У каждой из сторон есть герой (Бармалай или Конин) - особо мощный пехотинец, выживание которого всегда является одним из условий прохождения миссии. Для любой постройки, производящей юнитов (в том числе жилого дома), можно установить "точку сбора" появляющихся из неё единиц. Сносить возведённые объекты разрешается.
Теперь кратко рассмотрим интерфейс. В правой верхней части экрана имеются пиктограммы для переключения между тремя режимами камеры ("обычный", где её можно поворачивать лишь ограниченно, "свободный" и "слежения", позволяющий следовать за выделенными в данный момент единицами; разумеется, масштабирование изображения предусмотрено), открывающийся по желанию список доступных героев (особых юнитов), а также опции для просмотра целей текущей миссии и выхода в главное меню. Ниже - по правому краю экрана - расположены иконки отдачи приказов выделенным единицам из категории построений (формаций), коих имеется всего девять штук (свободный строй, фаланга, колонна, клин и так далее). В правом нижнем углу отображается мини-карта (и там же присутствует ползунок для изменения скорости процесса), в левом нижнем - информация о каком-либо выделенном в данный момент объекте (для юнитов, в частности, показываются состояние здоровья и характеристики в плане наличия и мощи оружия и доспехов, а также опыт - в виде жёлтой полосы над портретом). Между ними находится информационная панель, состоящая из двух рядов. В верхнем всегда есть четыре иконки: текущие запасы дерева, камня и железа вместе с количеством людей, занятых добычей этих ресурсов, а также число работников, в данный момент ничем не занятых, вместе с общей численностью населения и его пределом в данный момент. В нижнем располагаются пиктограммы приказов, доступных для выполнения выбранной единицей. Среди них могут быть возведение объектов (естественно, отсутствует у солдат), перемещение в определённом направлении, нападение, вход в здания, патрулирование местности, ремонт (опять-таки только у рабочих), увеличение агрессии (!), взятие рабочими в руки оружия, остановка движения.
Противниками в миссиях первоначально - и довольно долго - являются различные обитающие в этом мире чудовища: это в том числе огры, кентавры и "вербиры" (медведи-оборотни); каждый из данных типов имеет минимум две разновидности - "обычных" и "продвинутых" (у огров и кентавров это колдуны с дальними атаками, у "вербиров" - особи с огненными дубинами, причём у последней названной расы эти усиленные существа вроде бы сами делятся на два "подвида"). Вместе с тем по сюжету некоторых миссий все три перечисленных расы периодически становятся нашими союзниками, а отдельные "именные" их представители могут присоединяться к отряду в качестве юнитов-героев (таковыми являются огр Оскар и кентавр Хазимм; к той же категории по факту относятся освобождаемый нами в одном из заданий кузнец викингов и друг Конина Рейн). Другие - абсолютно неразумные - монстры тоже присутствуют: например, скелеты и гигантские пауки. Впоследствии же придётся иметь дело также со стражами меча Крома, с киммерийцами, подчиняющимися Маре, а в финальной битве - с ней самой и служащими ей огненными элементалями, что будет не так уж легко. Название игры частично оправдано содержанием некоторых миссий, где ключевое внимание уделено именно штурму или, наоборот, защите крепостей, - но нельзя сказать, что эти задания как-либо очень сильно выделяются из числа прочих в плане тактики, хотя необычная атмосфера в них присутствует, а разрушить местные стены - наконец-то - в принципе нельзя холодным оружием. К сожалению, степень трудности у заданий весьма "плавающая": некоторые откровенно переусложнены, тогда как другие элементарны. О тактике боёв, несмотря на наличие формаций, сказать что-либо хорошее тоже вряд ли получится, ибо любая схватка с хоть сколько-нибудь большим числом участников быстро превращается в "месиво", где всё решают характеристики и опыт юнитов. Воздушные машины могли бы несколько разнообразить процесс, но, к сожалению, даже драккары и дирижабли довольно уязвимы, не говоря уже о воздушных шарах (тогда как затраты на их производство не столь малы), причём то же касается и таранов.
Режим схваток, упоминавшийся выше, содержит те же карты, что предназначены для сетевых баталий, и подразделяется на четыре типа сражений: "Deathmatch", "Artifact", "Siege" и "Battle". Во втором для победы требуется захватить конкретный артефакт, в третьем - осаждать или защищать поселение; принципиальная разница между первым и четвёртым не вполне ясна, так как в обоих вариантах нужно уничтожать врага, но возможно, что в последнем важным условием является убийство именно всех его единиц. Для этого режима также можно выбрать дополнительные настройки-цели - уничтожить все вражеские здания (любых типов), только все вражеские дома либо вообще всё.
Графика Besieger трёхмерная и, честно говоря, не слишком уж приятная для олдгеймера, хотя и не вызывающая отторжения: модельки подчас выглядят карикатурно, но всё-таки достаточно аккуратные, а благодаря свободной камере есть даже возможность полюбоваться на облака (!). Вердикт - по факту вполне неплохая и в чём-то даже оригинальная, но в целом, увы, более-менее стандартная RTS, в своё время просто затерявшаяся на фоне множества так или иначе ей подобных.
Действие происходит в фэнтезийном мире, явно вдохновлённом творчеством американского писателя Роберта Говарда, автора рассказов о Конане-варваре. Король киммерийцев, имя которого создатели игры изменили на "Конин" (в русской локализации этот момент проигнорирован), отправляется в дальнее путешествие за мечом Крома, чтобы иметь возможность всегда защитить свою страну от зла, и на это время оставляет на престоле сестру Мару. К сожалению, последняя, как выясняется, давно встала на путь тьмы и овладела чёрной магией, а равно и отличается большой агрессивностью по отношению к соседям-викингам, - поэтому, как только брат выступил в поход, она решила напасть на их королевство. Те же, узнав о её планах, отправили своего ярла Бармалая (по-нашему Бармалея) за молотом Тора (видимо, проблема с невозможностью его поднять в местных реалиях отсутствует), однако вскоре после этого Мара вторглась-таки в земли викингов и захватила их. Играть предстоит сначала за Бармалая, затем за Конина и позже за обоих персонажей (когда их фракции объединяются), цель которых - свергнуть Мару (чья злоба обратно пропорциональна количеству носимых ею предметов одежды...) и вернуть мир в свои земли, что реализовано в виде кампании, состоящей из 31 миссии.
Управление осуществляется мышью, но большинство команд можно отдавать и при помощи клавиатуры. По этой части всё стандартно: левой кнопкой мыши выделяем объекты, правой отдаём приказы; войска, естественно, можно объединять в отряды, причём серьёзных ограничений в данном плане вроде бы нет. Нажатие "пробела" может временно поставить игру на паузу с возможностью в этот момент отдачи команд подразделениям. Есть три вида ресурсов - дерево, камень и железо (пища не предусмотрена, да). "Туман войны" формально отсутствует, но на деле радиус обзора камеры ограничен: её нельзя слишком отдалять от наших объектов (будь то единицы или постройки), то есть покидать пределы "яркой" части карты. Режимов четыре: кампания, "схватки", обучение (кстати, очень продвинутое) и мультиплеер. Первый, как нетрудно догадаться, разделён на миссии, причём подчас более-менее оригинальные, но практически всегда они проходятся стандартным для RTS такого плана способом: возведением "базы" (правда, в отдельных случаях она может иметься изначально) и уничтожением оппонента.
Важной особенностью Besieger является тот факт, что в качестве "основы" в ней выступают рабочие. Их создание бесплатно, но требует наличия домов, которые предварительно нужно построить, а затем и улучшить (предусмотрены несколько "уровней" их развития); чем больше домов и чем они вместительнее - тем выше может стать предел численности доступных нам единиц; впрочем, максимум разрешено иметь шесть домов, в лучшем варианте каждого из которых может проживать четырнадцать человек (в первоначальной его форме - лишь пять). Рабочие универсальны по своим умениям и могут добывать любые ресурсы, а также строить и ремонтировать здания, причём последним делом (на которое расходуется дерево) они начинают заниматься автоматически, если оказываются рядом с повреждённым объектом. А вот войска здесь берутся вовсе не из "ниоткуда" - в них преобразуются те же самые рабочие, которых необходимо отправить в соответствующее здание, дабы они превратились в солдат (впоследствии в случае необходимости можно будет их разоружить). Почти всем постройкам - даже воротам (!) - для функционирования тоже постоянно нужны рабочие, причём это же касается и любой используемой нами боевой техники, которая теоретически может быть захвачена противником, если осталась бесхозной.
Как уже отмечалось, играть предстоит за две "расы" - викингов и киммерийцев; гражданские постройки у них одинаковые - это уже упоминавшиеся дома, а также кузницы, каменоломни, лесопилки и фабрики. Камень и дерево добываются соответственно на вторых и третьих, тогда как за железо отвечают шахты, изначально имеющиеся на карте и недоступные к постройке (то есть их придётся захватывать). Кузница необходима для проведения различных улучшений, связанных с войсками (хотя частично в этом вопросе задействована и лесопилка), а фабрика - для того же применительно к осадным машинам. А вот боевые единицы у обеих наций сильно разнятся, поэтому типы военных построек в основном тоже отличны друг от друга: "общими" по данной части являются только стены (которые бывают деревянными и каменными), ворота и "начальный" тип башен, а также место для тренировки копейщиков (ибо такой тип войск доступен тем и другим) и "мастерская лестниц" для производства осадного оборудования. У каждого здания (и некоторых сооружений) есть вход, через который в него попадает персонал, поэтому данный момент стоит учитывать при размещении постройки на карте - чтобы он был физически доступен, а иногда и "удобен".
Армия викингов полагается в первую очередь на осадную технику: им доступны баллисты и передвижные мастерские, способные по нашему приказу превращаться в таран или осадную башню. Пехота представлена копейщиками, дротикометателями и берсерками, а также целительницами, медленно передвигающимися и не способными защищаться, которые лечат раненых. Разумеется, есть и флот, состоящий из трёх типов кораблей: десантные (перевозящие до четырёх единиц), транспортные и драккары, которые в данной игре вовсе не "традиционные", а летающие и оснащены огромными баллистами. Войска киммерийцев куда более оригинальны. У них есть те же копейщики и целительницы, вместо дротикометателей - лучники, а также два типа всадников (кавалеристы и конные стрелки, радиус действия у которых почему-то ниже, чем у пехотинцев с тем же оружием) и "подрывники" - пехотинцы, кидающиеся подожжёнными бочками с порохом. Из осадной техники имеется только таран, а наземной артиллерии нет в принципе, зато есть фэнтезийная (или стимпанковая?) авиация: воздушный шар со стрелками и дирижабль, способный как сражаться, так и перевозить войска. Таким образом, помимо вышеперечисленных типов военных построек, киммерийцам доступны бараки лучников и подрывников, два типа конюшен, мастерские воздушных шаров и дирижаблей, а викингам - бараки дротикометателей и берсерков, мастерские баллист, три вида верфей, а также военные башни - более мощный аналог дозорных, у киммерийцев отсутствующий (но важно отметить, что они могут стрелять лишь в направлении, указанном стрелкой, тогда как дозорные - в любом). Каменные стены по умолчанию оснащаются деревянными башнями (недоступными как отдельный тип построек), впоследствии улучшаемыми до дозорных и (у викингов) военных, но на них не распространяются другие, дополнительные улучшения, связанные с данным типом сооружений. У каждой из сторон есть герой (Бармалай или Конин) - особо мощный пехотинец, выживание которого всегда является одним из условий прохождения миссии. Для любой постройки, производящей юнитов (в том числе жилого дома), можно установить "точку сбора" появляющихся из неё единиц. Сносить возведённые объекты разрешается.
Теперь кратко рассмотрим интерфейс. В правой верхней части экрана имеются пиктограммы для переключения между тремя режимами камеры ("обычный", где её можно поворачивать лишь ограниченно, "свободный" и "слежения", позволяющий следовать за выделенными в данный момент единицами; разумеется, масштабирование изображения предусмотрено), открывающийся по желанию список доступных героев (особых юнитов), а также опции для просмотра целей текущей миссии и выхода в главное меню. Ниже - по правому краю экрана - расположены иконки отдачи приказов выделенным единицам из категории построений (формаций), коих имеется всего девять штук (свободный строй, фаланга, колонна, клин и так далее). В правом нижнем углу отображается мини-карта (и там же присутствует ползунок для изменения скорости процесса), в левом нижнем - информация о каком-либо выделенном в данный момент объекте (для юнитов, в частности, показываются состояние здоровья и характеристики в плане наличия и мощи оружия и доспехов, а также опыт - в виде жёлтой полосы над портретом). Между ними находится информационная панель, состоящая из двух рядов. В верхнем всегда есть четыре иконки: текущие запасы дерева, камня и железа вместе с количеством людей, занятых добычей этих ресурсов, а также число работников, в данный момент ничем не занятых, вместе с общей численностью населения и его пределом в данный момент. В нижнем располагаются пиктограммы приказов, доступных для выполнения выбранной единицей. Среди них могут быть возведение объектов (естественно, отсутствует у солдат), перемещение в определённом направлении, нападение, вход в здания, патрулирование местности, ремонт (опять-таки только у рабочих), увеличение агрессии (!), взятие рабочими в руки оружия, остановка движения.
Противниками в миссиях первоначально - и довольно долго - являются различные обитающие в этом мире чудовища: это в том числе огры, кентавры и "вербиры" (медведи-оборотни); каждый из данных типов имеет минимум две разновидности - "обычных" и "продвинутых" (у огров и кентавров это колдуны с дальними атаками, у "вербиров" - особи с огненными дубинами, причём у последней названной расы эти усиленные существа вроде бы сами делятся на два "подвида"). Вместе с тем по сюжету некоторых миссий все три перечисленных расы периодически становятся нашими союзниками, а отдельные "именные" их представители могут присоединяться к отряду в качестве юнитов-героев (таковыми являются огр Оскар и кентавр Хазимм; к той же категории по факту относятся освобождаемый нами в одном из заданий кузнец викингов и друг Конина Рейн). Другие - абсолютно неразумные - монстры тоже присутствуют: например, скелеты и гигантские пауки. Впоследствии же придётся иметь дело также со стражами меча Крома, с киммерийцами, подчиняющимися Маре, а в финальной битве - с ней самой и служащими ей огненными элементалями, что будет не так уж легко. Название игры частично оправдано содержанием некоторых миссий, где ключевое внимание уделено именно штурму или, наоборот, защите крепостей, - но нельзя сказать, что эти задания как-либо очень сильно выделяются из числа прочих в плане тактики, хотя необычная атмосфера в них присутствует, а разрушить местные стены - наконец-то - в принципе нельзя холодным оружием. К сожалению, степень трудности у заданий весьма "плавающая": некоторые откровенно переусложнены, тогда как другие элементарны. О тактике боёв, несмотря на наличие формаций, сказать что-либо хорошее тоже вряд ли получится, ибо любая схватка с хоть сколько-нибудь большим числом участников быстро превращается в "месиво", где всё решают характеристики и опыт юнитов. Воздушные машины могли бы несколько разнообразить процесс, но, к сожалению, даже драккары и дирижабли довольно уязвимы, не говоря уже о воздушных шарах (тогда как затраты на их производство не столь малы), причём то же касается и таранов.
Режим схваток, упоминавшийся выше, содержит те же карты, что предназначены для сетевых баталий, и подразделяется на четыре типа сражений: "Deathmatch", "Artifact", "Siege" и "Battle". Во втором для победы требуется захватить конкретный артефакт, в третьем - осаждать или защищать поселение; принципиальная разница между первым и четвёртым не вполне ясна, так как в обоих вариантах нужно уничтожать врага, но возможно, что в последнем важным условием является убийство именно всех его единиц. Для этого режима также можно выбрать дополнительные настройки-цели - уничтожить все вражеские здания (любых типов), только все вражеские дома либо вообще всё.
Графика Besieger трёхмерная и, честно говоря, не слишком уж приятная для олдгеймера, хотя и не вызывающая отторжения: модельки подчас выглядят карикатурно, но всё-таки достаточно аккуратные, а благодаря свободной камере есть даже возможность полюбоваться на облака (!). Вердикт - по факту вполне неплохая и в чём-то даже оригинальная, но в целом, увы, более-менее стандартная RTS, в своё время просто затерявшаяся на фоне множества так или иначе ей подобных.
- Многопользовательская игра:
LAN - Перспектива:
Свободная камера - Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка - Тематика:
Фэнтези - Элемент жанра:
В реальном времени - Язык:
Русский
English