Das Punica Spiel

Das Punica Spiel
Жанр: Arcade
Разработчик: Bondy-Productions
Издатель: Bondy-Productions, Punica
Год выхода: 1993
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 0.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 1
Немецкая рекламная аркада, созданная для продвижения одноимённого местного газированного напитка, выпускавшегося с 1977 года и пользовавшегося в 1980-е и 1990-е большой популярностью в Европе: он продавался не только в Германии, но и как минимум в Бельгии и в Нидерландах, а компания-производитель дважды меняла хозяев (таковыми становились Procter & Gamble в 1982-м и PepsiCo в 2005-м), но бренд всё равно оставался "жив" до 2022-го, а в 2024-м вернулся на рынок. Представленная на данной странице игра увидела свет в 1993 году, на пике востребованности вышеописанной газировки, и, судя по имеющимся скудным данным, распространялась изначально бесплатно, но на физическом носителе (дискете), - то есть, возможно, служила приложением к наборам бутылок, призом за победы в конкурсах или просто раздавалась на каких-нибудь "промоакциях". Она выходила как минимум для трёх компьютеров, среди которых Amiga и C64, но именно PC-версия представляет собой огромный раритет, отсутствовавший в свободном доступе вплоть до первой половины 2025 года и одновременно, если судить по воспоминаниям пользователей немецкого Интернета, являющийся источником большой ностальгии для некоторых людей.

Сюжет умещается в одно предложение: протагонист - путешественник и искатель приключений по имени Харри Хопп - получает от своего друга, тоже исследователя, письмо с просьбой о помощи - и отправляется спасать его в "сказочный" Египет (хотя прямо об этом не говорится, но антураж позволяет рассеять все сомнения по данному поводу), населённый враждебными созданиями, - собственно, для формального обоснования происходящего на экране большего и не требуется.

Перед стартом необходимо выбрать устройство ввода для управления персонажем (клавиатуру или джойстик), раскладку клавиатуры (в случае предпочтения первого варианта в предыдущем пункте) и наличие либо отсутствие музыкального сопровождения в ходе игры. Затем появится занимающий несколько экранов и "проматываемый" посредством нажатий "пробела" текст на немецком языке с предысторией и советами по прохождению уровней (последних в версиях для других платформ девять, но в представленном на нашем сайте PC-варианте - одиннадцать, причём сведений о данных двух "секретных" вы в упомянутом стартовом "руководстве" не найдёте). На загружающемся после этого титульном экране с игровым меню для начала собственно действия нужно нажать опять-таки самую длинную кнопку на клавиатуре; там же есть несколько других опций, среди которых выход, включение или отключение музыки (вновь), а также возможность при помощи комбинации "Alt + L" ввести код доступа к одному из девяти "основных" этапов, - но обсуждать данный момент точно не стоит, ибо поступать так плохо. Отметим, что общая формальная (то есть без учёта "попыток после неудач" и "застреваний") продолжительность игры невелика и составляет примерно девять-десять минут или даже меньше.

Перспектива обзора - вид сбоку, однако платформером Das Punica Spiel отнюдь не является: здесь нет никаких преодолеваемых препятствий или пропастей, а герой даже не умеет прыгать. В управлении задействованы лишь шесть клавиш - четыре курсорных стрелки для перемещений фигурки протагониста (ибо в ряде локаций предполагается возможность заходить "вглубь" экрана, а обзор сменяется словно бы на "косой вид сбоку"), а также "PageUp" и "PageDown" (в выбранном автором описания варианте раскладки), доступные для использования на отдельных этапах и рассматриваемые ниже. В правом верхнем углу отображается запас "жизней" в виде сердечек, при этом какого-либо здоровья в рамках них не предусмотрено - и любое вредное воздействие заканчивается мгновенной гибелью с потерей одного из "делений" вышеупомянутой "шкалы". Возрождение при наличии "попыток" происходит без сохранения большей части возможных достижений (набранный счёт остаётся, но убитые враги, если они были, возрождаются, - обо всём этом читайте ниже) в начале текущего этапа или его "части"; последние, впрочем, в количестве двух штук имеются лишь на первом уровне, тогда как все прочие ограничены единственными экранами.

В левом верхнем углу отображается бутылка с жёлтой жидкостью - видимо, это та самая газировка "Punica", которую герой периодически пьёт из-за сильной североафриканской жары, ввиду чего её количество в сосуде постепенно уменьшается. К сожалению, до конца непонятно, на что влияет данный показатель, но он точно не является вариантом ограничения по времени, ибо действие без проблем продолжается даже по исчерпании соответствующего запаса. Кроме того, у героя с собой есть "пакетик" с неограниченным запасом всё той же газировки, применяемый при помощи "PageUp", глотки из которого якобы дают ему "силы", - но эта опция доступна не всегда, а иногда отвечает за иное действие. "PageDown" же предназначена для нанесения ударов кулаками по объектам и буквально по паре типов врагов - однако опять-таки активна лишь в определённые моменты (хотя и не так уж редко). За некоторые - но почему-то отнюдь не за все - наши успешные действия начисляются очки (тогда как за иные они, напротив, снимаются), количество которых показано справа вверху над "счётчиком" сердечек, - и за каждые 1000 баллов персонаж получает дополнительную "жизнь" (без уменьшения их числа), причём в случае гибели эти заработанные "пункты" сохраняются.

Первый уровень, вопреки сказанному в одной из немногих найденных немецких рецензий, не является самым трудным, но сложность на нём действительно выше, чем на большинстве других. На начальном его экране необходимо высчитывать интервалы между периодическими (по факту очень частыми) появлениями из глубины пространства неуязвимых арабов, норовящих столкнуть протагониста в море, кишащее акулами. Во второй его "части" суть формально та же самая, но, во-первых, промежутки там ещё меньше, во-вторых, почти сразу после нашего прихода сюда героя начинает очень резво преследовать прямоходящая длиннохвостая (и, разумеется, тоже неуязвимая) обезьяна, стремящаяся настигнуть его и задрать. При этом если на первом из экранов падение в воду однозначно приведёт к гибели, то на втором в случае столкновения с первым арабом есть высокий шанс успеть выплыть, поскольку поблизости имеется лестница (если же упасть в результате контакта с кем-либо из его "подельников" дальше, то добраться до спасительной точки уже едва ли удастся).

Для взбирания по ступенькам нужно задействовать "верхнюю" курсорную стрелку, но, видимо, играют роль скорость нажатия (когда пытаемся уплыть от акул, нажимать на неё тоже лучше побыстрее) и положение тела героя; в любом случае этот момент не совсем тривиален, поэтому в воду лучше не падать. Кроме того, поскольку интервалы "простоя" у толкающихся арабов - особенно у последнего - на этом отрезке меньше, а обезьяна движется едва ли не быстрее (!) протагониста, то действовать нужно одновременно оперативно и с высокой точностью. Причём, что удивительно и очень обидно, очки на обеих "частях" этого уровня мы получаем лишь в том случае, если упадём в воду и успешно выберемся из неё (а за каждое новое падение эти баллы, наоборот, отнимают), - за сам же факт, скажем так, не очень простого прохождения (даже с первого раза) их почему-то, судя по всему, не дают. К слову сказать, если нас столкнул в воду последний араб на предыдущем экране, то на второй можно попасть как раз по той самой лестнице, причём в относительно комфортных условиях, ибо тогда мы оказываемся фактически прямо рядом с нею и вдали от акул, - и за это практически точно дадут очки.

На втором этапе врагов нет, но он может представлять собой "квестовую" сложность. Его суть - покупка верблюда на базаре для дальнейшего путешествия по пустыне. Нужно проделать два действия: подойти к каждому из трёх "кораблей пустыни", добившись от всех них ответной реакции в виде какого-либо движения, и заприметить того, который при нашем приближении ложится на землю, - а также как минимум три (иногда четыре) раза "навестить" стоящего в центре экрана торговца-бедуина и нажать "PageDown", чтобы протагонист вручил ему деньги. При этом осуществлять последнее описанное действие нужно именно в три (или четыре) захода - подойти, дать деньги, отойти, затем снова подойти и дать деньги, потом опять отойти и так далее: если после первого "транша" попытаться сразу продолжить процесс, то ничего не выйдет. Проделав такую операцию трижды, можно подойти к запримеченному ранее верблюду: если всё в порядке, то протагонист автоматически возьмёт его под уздцы и сам покинет пределы локации.

А вот дальше как раз начинается самое интересное - эксклюзивные для PC-версии уровни, не имеющие порядковых номеров. Первый из них совсем крошечный и безопасный - нужно просто направить восседающего на верблюде протагониста в нужную точку на экране. Второй же этап возможен как минимум в двух вариантах (а теоретически и в большем их количестве) - и, вероятно, зависит от того, каков на данный момент ваш запас "живительной" газировки в бутылке в левом верхнем углу. Если она почти или совсем пуста (а такое может случиться, если вы, как автор данного описания при первом прохождении, не сможете быстро догадаться, как действовать на втором уровне...), то придётся отыскать источник (!) данного прохладительного напитка, расположенный прямо в пустыне в виде небольшого оазиса, который охраняют львы (видимо, вымершие берберийские?). Протагонист оказывается между двумя их "вертикальными" рядами и может двигаться исключительно вперёд, а представители семейства кошачьих прыгают на него парами из разных "групп" с очевидной целью, - однако решить проблему оказывается очень просто: достаточно всего лишь в нужный момент (как только оба животных "взмыли в воздух") нажать "PageDown", после чего Харри вовсе не наносит удар, а лишь пригибается, - вследствие этого львы сталкиваются лбами и, видимо, падают в обморок. Далее, делая шаги, нужно будет повторить ту же операцию ещё несколько раз, а затем, добравшись до источника, пополнить бутылку нажатием "PageDown" (хотя может сработать и "PageUp"), что отобразится на "состоянии" ёмкости слева вверху.

Если же газировки в бутылке на момент выезда в пустыню у нас достаточно, то герой сталкивается с бандой нападающих на него арабов, - но победить их опять-таки элементарно: достаточно лишь последовательно нажимать "PageDown" при приближении каждого из них. После нейтрализации всей группы необходимо сделать сколько-то шагов "вглубь" и подойти ко всем трём колючкам: две из них обернутся безобидными животными, а третья - бьющим из земли ключом (видимо, всё той же газировкой). Её можно попить при помощи "PageUp" (уже только её), а для загрузки следующего этапа требуется найти около этого "фонтана" определённую точку и встать в неё. Употреблять газировку из пакетика на этих этапах нельзя, а уровень сложности на них просто несказанно ниже, чем во всей остальной игре.

Третий "каноничный" уровень - окрестности пирамиды. На нём тоже нет врагов, но риск гибели высок: задача протагониста - стучать по состоящей из блоков стене с целью появления в ней изначально скрытого прохода, "точка активации" которого, естественно, никак визуально не помечена и, что радует, различается при каждом запуске игры. Примечательно, что здесь очки почему-то начисляются чуть ли не за каждый такой "стук", но привести последний может к одному из трёх вариантов развития событий: сохранению положения дел, открытию того самого прохода или падению сверху камня либо кучи мусора, летящих всегда с довольно высокой скоростью, контакт с которыми для героя, разумеется, смертелен. Впрочем, увернуться от этих объектов вполне реально - и за это вроде бы начисляются дополнительные баллы. Обратите внимание, что после появления двери дойти до неё нужно самостоятельно (в некоторых, пусть и не во всех, аналогичных ситуациях впоследствии - на других этапах - персонаж будет выполнять такое же действие автоматически).

Четвёртый уровень - второй по трудности во всей игре и куда сложнее первого. Здесь мы оказываемся в лабиринте внутри пирамиды (в перспективе "косого вида сбоку") и должны противостоять летучим мышам (к счастью, не бессмертным), движущимся строго по заданным траекториям туда-сюда (и формально даже не очень агрессивным, но крайне мешающим нашим перемещениям), а также избегать контакта с охраняющим проход к следующему этапу гигантским пауком - неуязвимым, склонным к преследованию протагониста и очень быстрым. Сражения с рукокрылыми требуют строго выверенной и технически довольно сложной для исполнения тактики: за сколько-то мгновений до стычки лучше раза два-четыре глотнуть газировки из пакетика (не факт, что это точно необходимо, но на всякий случай желательно так делать), - а затем потребуется воспользоваться обеими кнопками действия, то есть "PageDown" и "PageUp". При этом важно учесть два момента: первой нужно нажать обязательно "PageDown", причём протагонист должен поднять кулаки до того, как летучая мышь соприкоснётся с ним, а последней - напротив, "PageUp", и в момент падения животного на землю герой - это критически важно - обязан именно пить, а не махать руками или стоять без движения, иначе моментально погибает вместе с ним (даже если оно уже сколько-то долей секунды мертво). При этом вышеописанное нажатие клавиш должно происходить даже не почти, а практически одновременно, но именно так, как описано выше, - это требует некоторой тренировки, но в целом осваивается. Летучих мышей на уровне всего три, и данную "процедуру" придётся проводить с каждой (в том числе в случае гибели - со всеми ранее убитыми, если таковые были, заново), стараясь к тому же предварительно занять удобное положение: действие происходит в узких коридорах, где нередко встречаются ещё и "камни-препятствия", мешающие свободно передвигаться.

С пауком всё, мягко говоря, сложнее: он находится как раз у каменного квадрата, который мы, как и стену пирамиды на предыдущем этапе, должны "выстучать" с целью нахождения в нём скрытого прохода, положение "точки активации" коего опять-таки различается при каждом запуске. К счастью, "портал" появится прямо на этом же небольшом "сооружении", то есть идти до него - а это опять придётся делать самостоятельно - нужно будет совсем немного (хотя "даться" эти шаги могут тяжело). Но проблема в том, что паук изначально неподвижен и находится прямо рядом с каменным квадратом, а также в том, что он действительно очень быстрый, тогда как протагонист из-за описанных выше особенностей "архитектуры" уровня, напротив, движется медленно и зачастую останавливается в тех точках, где от него этого совсем не ожидаешь, так как якобы находящийся "неподалёку" камень ему мешает. Для достижения успеха нужно, как в заправском "стелсе", постараться осторожно заманить паука в северную (например) часть локации, но это действительно долго и трудно, тем более что потом в любом случае придётся добираться до нужного места и действовать максимально быстро (и по-прежнему осторожно), так как он всё равно станет нас преследовать. Иногда бывает желательно (или даже необходимо) разбить этот процесс на несколько этапов: сначала "отвести" противника от квадрата, затем открыть проход, далее вынужденно снова отойти самому, заманивая животное в другую часть локации, а потом уже "мчаться" к ранее выявленной двери. Важно отметить, что скорость паука высока, лишь когда он движется "вверх" или "вниз", но не "влево" или "вправо", - поэтому нужно стараться менять положение протагониста в пространстве (или даже "использовать" камни, мешающие и членистоногому) так, чтобы враг по возможности перемещался именно последним упомянутым образом.

Пятый уровень по "тяжести" немногим легче: там мы, пройдя через "портал", оказываемся непосредственно в "склепе", населённом мумиями в количестве нескольких штук, формально даже не очень агрессивными, но быстрыми и движущимися хоть и по заданным, но "обширным" и не самым "простым", а равно и взаимно пересекающимся траекториям; контакт с этими созданиями ожидаемо смертелен, а возможности защищаться нет. Задача - вычислить пресловутые интервалы и быстро добраться до саркофага, не столкнувшись ни с одним из врагов. После этого будет продемонстрирована странная анимация (это то ли появление джинна, то ли синий поток той самой газировки прямо из "гроба"), а затем персонаж уже под управлением компьютера и в полной безопасности достигнет выхода. Но далее идёт шестой эпизод, главный кошмар игры, - полное (по сути) повторение четвёртого этапа, но с добавленной на него - в дополнение к ненавистному (именно это слово) пауку - мумией, столь же неуязвимой, как и членистоногое, и к тому же склонной более-менее активно нас преследовать. При этом летучие мыши, которых требуется фактически обязательно убивать, никуда не делись, - но если раньше ко встрече с каждым рукокрылым можно было более-менее спокойно "готовиться", заблаговременно занимая удобное для нанесения удара место и стоя там в ожидании, то теперь этому мешает идущее за нами по пятам существо в бинтах.

Седьмой этап, куда мы попадаем через открытый на предыдущем "портал" всё в том же каменном квадрате, представляет собой "подвал" пирамиды в виде небольшого бассейна, населённого крокодилами, в который персонаж падает при старте, - избежать этого нет никакой возможности. К счастью, лестница на одном из его "бортов" имеется; чтобы не стать обедом для пресмыкающихся, нужно в довольно быстром темпе нажимать на "верхнюю" курсорную стрелку и подплыть точно к спасительным ступенькам, за которые протагонист вроде бы всегда цепляется сам, после чего голодные животные тут же исчезают. Далее необходимо в который раз отыскать скрытый проход, но уже в максимально комфортной для подобного занятия обстановке: на голову ничего не падает, врагов нет, - просто простукиваем стену, а после нахождения "точки активации" персонаж ещё и автоматически перемещается к появившейся двери.

Восьмой (и по факту заключительный, пусть формально это и не так) уровень тоже относится к числу наиболее тяжёлых. Здесь протагонист снова оказывается в пустыне у подножия пирамиды и, перемещаясь почему-то ползком на коленях и вновь в перспективе "косого вида сбоку", должен добраться от правого края экрана, где находится изначально, до левого. Дело осложняется несколькими факторами. Во-первых, возможности защищаться нет, во-вторых - есть враги: это разноцветная ящерица, появляющаяся совсем рядом с местом нашего пребывания на старте спустя несколько мгновений после начала процесса (ввиду чего покинуть эту точку следует как можно скорее), начинающая активно преследовать героя и довольно (хотя и не слишком) резвая, а также "разумный" и очень быстро движущийся по заданной траектории туда-сюда "зыбучий песок" (это вовсе не змея крайт, как можно подумать: если Харри столкнётся с данным объектом, то окажется затянут). Но главную трудность составляют всё те же омерзительные (другого слова для них нет) камни, мешающие нормально двигаться, из-за чего перемещение и здесь напоминает своего рода лабиринт.

Чуть правее условного центра уровня есть единственный за всю игру "бонус" - бутылка с газировкой, автоматически подбираемая персонажем при "контакте" и тут же, судя по всему, опорожняемая, причём это происходит независимо от запаса жидкости в собственном аналогичном сосуде и всегда приводит к остановке на пару мгновений, что может оказаться смертельным. По сути, сложность прохождения рассматриваемого этапа заключается, во-первых, в вычислении пути через камни, во-вторых - в необходимости одновременно определить интервалы движения действительно (повторим) быстрого зыбучего песка и уйти от преследующей нас ящерицы, рассчитав всё с очень высокой точностью - и столь же ювелирно осуществив пересечение заветной невидимой черты в нужный момент. Это, разумеется, не так уж легко, но после некоторой тренировки вполне удаётся. А вот последний, девятый "уровень" - оазис с надписью "Punica" - по факту является "интерактивным поздравительным экраном", где некоторые встречавшиеся нам индивидуумы, включая пару типов противников (и даже некая антропоморфная черепашка, во время действия не попадавшаяся), "улыбаются и машут" протагонисту, а от последнего требуется лишь немного побродить по локации без каких-либо рисков для себя, обнаружив скрытую "активную точку" и встав в неё, после чего произойдёт возврат в главное меню. При этом, увы, остаётся непонятным, спасает ли герой в итоге своего друга-исследователя, - никакой соответствующей анимации (или информации) ни в самой игре, ни по её завершении обнаружить не удалось.

Графика хотя и отдаёт некоторой бюджетностью для своего времени, но всё-таки является довольно качественной и красочной даже в принципе, а уж для бесплатной игры - и вовсе более чем достойной; отдельно хотелось бы отметить приятную и в меру (это важно) яркую палитру, объективное разнообразие фонов и какие-никакие визуальные эффекты, а также фактическое отсутствие крови при гибели нашего альтер эго (несколько неприятно выглядит лишь его "трёпка" обезьяной). Звуковое сопровождение ожидаемо минималистичное, а вот музыка, кстати говоря, довольно милая. Но главное, за что хотелось бы поблагодарить авторов, - это крайне незначительная и совершенно ненавязчивая рекламная составляющая: непосредственно в игре (если не считать её названия и надписи в финальном оазисе), по сути, нет даже упоминаний о продвигаемом товаре, поэтому если заранее не знать "подоплёки" данной вещи, то можно даже не догадаться о целях её создания.

В немецкой профильной прессе Das Punica Spiel некогда получила - похоже, в "лучших" местных традициях - один балл из десяти. При этом создаётся впечатление, что авторы не смогли пройти даже первый уровень, а остальные этапы лишь "немного" посмотрели (тоже не завершая) при помощи кодов, ввиду чего не увидели и не поняли даже десятой (как минимум) доли её красоты. Но на Old-Games.ru отношение к делу "несколько" иное, и поэтому наш взвешенный и обоснованный вердикт тоже разительно отличается: это до обидного короткая (хотя данный факт, увы, вполне объясним очевидными причинами), но хорошая, местами действительно сложная и требующая не самой плохой реакции, а порой даже и задействования "серых клеточек" аркада, которая искренне рекомендуется как поклонникам нетривиальных "напряжённых" игр, способных неплохо помотать нервы, так и коллекционерам всевозможных редкостей и диковинок, а равно и совершенно заслуженно получает почти высший балл.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.