Samorost

Samorost 1
Samorost
Жанр: Quest
Разработчик: Amanita Design, Jacub Dvorský
Издатель: Amanita Design, Telltale Games
Год выхода: 2006
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 10.00 из 10
  • 4
  • 9
  • 5
Редко какая игра, и уж тем более бесплатная миниатюра, вышедшая из-под пера начинающего автора-одиночки, может похвастаться не просто популярностью среди самых широких кругов пользователей, но и статусом зачинателя целого поджанра имени самой себя. А вот творению чешского дизайнера из города Брно Якуба Дворски (род. 1978), созданному им в бытность студентом пражской Высшей школы прикладного искусства, это удалось. Подобно тому, как десятилетием ранее «Myst» смог заинтересовать и привлечь к компьютерным играм многих людей, до того и не подозревавших о таком способе убийства свободного времени, а также породить настоящую армию подражателей и поджанр «мистоидов», – так и «Samorost», выпущенная в 2003 году в онлайн-виде для Интернет-браузеров, пусть и в несколько меньших масштабах, но произвела на свет не только пару достойных продолжений, но и немало духовных последователей, известных под общим обозначением «саморостоиды».

В жанровом отношении любой подобный проект (а значит, и первенец всего поджанра со ставшим нарицательным названием) представляет собой облегчённую и отчасти казуальную приключенческую игру, отличающуюся упрощённым процессом, в котором не предусмотрено ни инвентаря, ни диалогов, а всё действо разбито на дискретные и полностью самодостаточные экраны-локации, перемещение между которыми происходит исключительно автоматически и бесповоротно. Пользователю остаётся лишь щёлкать курсором мыши по представленным на этих экранах загадочным предметам и не менее диковинным существам – почти как в детских «наборах активностей», но с основательным налётом сюрреализма. Зато львиную долю привлекательности такого рода игр составляет то, что принято обозначать трудно определяемым термином «атмосфера», включающим в себя и в меру приятное и расслабляющее музыкальное оформление, и в особенности тщательно прорисованную картинку.

Последнее обстоятельство тем более примечательно, что автор «Samorost», не будучи ни программистом, ни композитором, приспособил для своей игры различные мелодии, найденные в сети (но всё же в итоге гармонично вписавшиеся в проект), а в качестве движка выбрал популярнейший в те годы Macromedia Flash. Таковой отличался заведомой мультиплатформенностью и запускался прямо из браузера, однако характерная для него векторная графика обычно не могла похвастаться особой детализацией. Однако же именно этим и привлекает игра, выпущенная под вывеской основанной Якубом Дворски практически одновременно студии Amanita Design: каждая травинка и каждый мелкий камешек, даже отнюдь не задействованные в игровом процессе, изображены здесь на редкость выразительно, вручную и с любовью.

Что же до упомянутых особенностей запуска, то в 2006 году, уже после выхода второй части (куда более продолжительной и на этот раз коммерческой), ничуть не менее знаменитая Telltale Games официально издала первую игру серии (по такому случаю обзаведшуюся порядковым номером) для Windows – разумеется, по-прежнему на безвозмездной основе. Ну а на сайте самой Amanita Design и на популярных площадках цифровой дистрибуции и сегодня можно познакомиться с основательно обновлённой версией для той же платформы за номером 1.12 2021 года выпуска (приуроченного к окончанию жизненного пути движка Flash), оснащённой уже и оригинальной музыкой за авторством Томаша Дворжака.

Однако вернёмся к исходному изданию, представленному теперь и на нашем сайте. Чешским словом «Samorost» обозначается не только нечто, напоминающее растущий сам по себе сорняк, но и, по слухам, самобытные корешок или ветка, похожие на какое-то диковинное существо, а также и просто отшельник. Всё это и нашло своё отражение в местной сюжетной линии, вдобавок ещё и вызывающей в памяти «Маленького принца». Сразу после запуска игры перед нами на экране, безо всякого вступления или заголовка, появляется изображение некоего планетоида, вполне вписывающегося целиком в этот самый экран и мерно бороздящего бескрайние просторы Вселенной, хотя больше всего похожего при этом на корягу или пень старого дерева. На поверхности выделяется башенка какого-то архитектурного сооружения, – поскольку щёлкать-то больше и не на что, пользователь рано или поздно обнаруживает, что внутри скрывается маленький гномик в белом одеянии с капюшончиком, который смотрит в телескоп. И видит, как навстречу стремительно движется другой астероид, угрожающий столкновением! Вот наш безымянный протагонист и садится в свой кораблик с поэтичным названием «Polokonzerva» (как видно, Якуб Дворски изучал в своё время технологию конструирования пепелацев в галактике Кин-Дза-Дза) – и отправляется на ту соседнюю планетку в стремлении изменить её опасный курс.

В дальнейшем всё управление процессом осуществляется примерно так же. Любуемся видами очередного экрана-главы (коих тут семь, включая уже описанный выше «пролог»), всеми этими фотографически детализированными мшистыми пнями и корягами с сюрреалистично нарисованными поверх предметами и существами, от ржавых гаек до белки с человеческим лицом, слушающей граммофон в дупле огромного дерева, – и щёлкаем где только можно. При подведении к активным точкам курсор меняет стандартную форму стрелки на вид руки, хотя некоторого пиксельхантинга всё же избежать не получится. Одни щелчки запускают опциональные забавные анимации, а другие как раз и помогают нашему гномику постепенно двигаться в направлении следующего экрана, призывно обозначенного красной стрелочкой за пределами собственно локации: временами нужно будет обеспечивать целую правильную последовательность своих «кликов», в том числе по разным кнопочкам и рычажкам, так что выходит такое себе подобие механической мини-головоломки в стиле «найди выход из комнаты». При желании можно переключиться с полноэкранного режима на оконный нажатием «Ctrl-F»; правда, картинка в игре имеет нестандартное разрешение, к тому же различное для каждой из глав-экранов (950×750, 800×660, 880×750 и др.). Сохранить свой прогресс не получится, однако же и пройти всю игру можно минут так за пять–десять, пусть и наверняка не при первом же знакомстве.

А познакомиться с «Samorost 1» обязательно стоит даже тем, кто обычно не причисляет себя к поклонникам ни «саморостоидов», ни даже приключенческих игр в целом. Ибо перед нами оказывается в одном лице арт-объект, веха в истории мирового игростроения и просто симпатичная на вид и приятная в прохождении миниатюра.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.