За детство счастливое наше

За детство счастливое наше
Жанр: Edutainment
Разработчик: Государственный музей истории Санкт-Петербурга – Музей С. М. Кирова, Студия «Март»
Издатель: Государственный музей истории Санкт-Петербурга – Музей С. М. Кирова
Год выхода: 2001
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 6.33 из 10
  • 0
  • 1
  • 6
Мемориальный музей-квартира Сергея Мироновича Кирова, ныне числящийся филиалом Государственного музея истории Санкт-Петербурга, был основан ещё в 1937 году в Смольном, но в 1955-м, после реорганизации этого последнего под Музей революции, переехал в доходный дом на Каменноостровском проспекте, где знаменитый руководитель ленинградского обкома ВКП(б) как раз и жил с 1926 года и до самой своей гибели в конце 1934-го. В отличие от, увы, целого ряда других заведений подобной тематики, существовавших на территории СССР, после событий начала 1990-х Музей С. М. Кирова не только не свернул свою экспозицию, но и, напротив, освоил и продолжает осваивать всё новые и новые формы культурно-просветительской деятельности (как видно, благодаря не в последнюю очередь энтузиазму заведующего, Т. А. Сухарниковой). Включая проведение различного рода выставок и организацию для подрастающих поколений образовательных программ на самые широкие темы, в особенности по части истории быта двадцатых-тридцатых годов ХХ века.

Одним из таких мероприятий оказывается дебютировавшая ещё в 2001 году экспозиция с вынесенным в заголовок названием (но с добавлением ещё и многоточия), посвящённая жизни и развлечениям деток соответствующей эпохи, нашедшая своё воплощение в том числе и в электронном виде и даже удостоившаяся издания на CD-ROM. Последнее если и поступало когда-то в продажу, то всё равно на протяжении уже долгого времени раздаётся бесплатно в цифровой форме на сайте музея. Сотрудники которого выступили и в качестве соразработчиков, обеспечив идеи и материал для реализации программистами и дизайнерами из Студии «Март»; финансировался проект как минимум отчасти Фондом Сороса, а после выпуска удостоился нескольких премий на различных «междумузейных» конкурсах.

На первый взгляд «За детство счастливое наше» смотрится очень даже солидно и качественно: уже главное меню с анимированными фигурками пионера и пионерки выполнено в стиле советского конструктивизма конца 1920-х – начала 1930-х годов. Картинка в разрешении 800×600 выглядит столь же отлично, напоминая собой книжные иллюстрации соответствующего исторического периода; музыкальное же сопровождение оставляет по себе и вовсе одни только превосходные впечатления: в оформлении проекта использованы работы И. Дунаевского, О. Строка, М. Марьяновского и др. Пункт «Музыка» даже фигурирует в качестве одной из четырёх (наряду с выходом в систему, просмотром информации об авторах и выводом на экран краткой общей инструкции по использованию программы) маленьких кнопок для опциональной активации, изначально отображающихся слева и по центру в упомянутом меню: здесь можно не только отключить звук, но и предпочесть в качестве дальнейшего сопровождения игры одну из подходящих по теме песен или мелодий (от «Брызг шампанского» и «Кукарачи» до «Спасибо Великому Сталину» в исполнении Детского хора Дома пионеров Сталинского же района г. Москвы).

Впрочем, не будем слишком уж отвлекаться на подобное похвальное оформление – и обратимся к последней, на этот раз крупной круглой кнопке, красующейся в правой части всё того же главного меню: «Начать игру». После этого нам потребуется определиться со своими полом, именем и возрастом. И если в первом случае достаточно просто щёлкнуть на одно из словесных обозначений по краям столь же стильного экрана выбора («Мальчик» слева или «Девочка» справа), то называться здесь по непонятной причине дозволяется одними только весьма экзотическими псевдонимами! Ввести вариант вручную не получится – лишь выбрать из предложенных девяти мужских (и стольких же женских, если вы представились девочкой), отображающихся на экране в виде деток-парашютистов: Оюшминальда (догадались? «Отто Юльевич Шмидт на льдине»), Пятвчет, Ясленик, Лагшмивара, Плинта, Лелюд...

Как будто бы этого было мало, там же присутствует ещё и кнопка «Другие имена» для знакомства с прочими подобными ономастическими новообразованиями, к счастью уже недоступными для активации (Порес – «Помни решения съездов», Статор – «Сталин торжествует» и др.). Возможно, всё это выглядит забавно, но вот образовательная польза от такого странного решения авторов игры оказывается весьма сомнительной: у тех самых «юных жителей XXI века», для которых этот проект формально предназначался, может сложиться превратное впечатление о ситуации с антропонимикой в СССР в 1930-е годы. Где подобные казусы хоть и существовали, но в качестве единичных экспериментов со стороны не слишком уж грамотных и культурных родителей (и всё равно вскоре благополучно искоренялись самими несчастными Вилорками и Тролезинами).

Ну, что уж тут поделаешь, – щёлкаем на наименее уродливом из имён среди доступных для своего пола (ибо в дальнейшем придётся не раз терпеть обращение к нам программы именно с его помощью), затем на кнопку «Готово» – и проходим на следующий экран, с выбором возраста. В ассортименте – два варианта: «меньше 10 лет» и «больше 10 лет». Как уже было косвенно замечено выше, игра «За детство счастливое наше» официально предназначалась для «правнуков» детей 1930-х годов, хотя сами эти дети, пусть и несколько уже повзрослевшие, в 2001 году тоже вполне могли ещё познакомиться с проектом подобного рода (видимо, дело тут в позиционировании той самой выставки или образовательной программы, частью реализации которой выступила описываемая игра). Короче говоря, авторы явно предполагали в качестве целевой аудитории пользователей примерно 7–12 лет; при выборе «младшей» из двух предложенных возрастных категорий нам поведают, что в 1930-х мы, как и все наши сверстники от семи до десяти, были бы октябрятами, – соответственно, «старшая» из групп узнает о существовании Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина.

Зато в зависимости от только что сделанного выбора (последнего из перечисленных – пол и имя, понятное дело, решающей роли не играют) «За детство счастливое наше» обернётся перед нами одной или другой своей стороной: предпочтённая возрастная категория отчасти определяет ассортимент мини-игр, которые окажутся доступными в местных тематических разделах! А таковых тут пять (официально они именуются «станциями»): «Уроки», «Улица», «Дом», «Школа», а также либо «Детский очаг» (для октябрят), либо «Пионеры». Управление во всех случаях реализовано исключительно посредством мыши; в правом нижнем углу красуется тот или иной, в зависимости от ситуации, набор симпатичных – выдержанных во всё той же «железнодорожной» стилистике: паровозик, вагончики... – кнопок интерфейса. Среди таковых могут иметься: «Назад» или «Выход» для возврата, «Помощь» для получения иллюстрированной подсказки и «Начать игру» для запуска мини-забавы, «Дальше» или флажки с левой и правой стрелочками (там, где предполагаются сразу несколько экранов), «Готово» для сдачи задания или для подтверждения своего решения, а также временами «В начало» для выхода на самое первое главное меню с возможностью заново определиться с полом, именем и возрастом (в этом случае к четырём описанным ранее маленьким кнопкам в этом самом меню добавится ещё и пятая: «Продолжить игру»).

В разделе «Уроки» нам немного расскажут о том, как проходили занятия в школах 1930-х годов (в дальнейшем мы регулярно будем получать такие в меру познавательные исторические справки на соответствующие темы), – и предложат испытать себя в двух (для октябрят) или трёх (для пионеров) дисциплинах. «Математика» и «Русский язык» будут доступны всем: в первом случае потребуется решить 12 задачек (понятно, разной степени сложности для каждой из возрастных категорий), взятых из учебников указанного исторического периода. Делать это предстоит всякий раз путём подсчитывания сумм нескольких чисел, фигурирующих в условиях, и выбора одного из трёх представленных под таковыми вариантов, – зато сами тексты оказываются очень даже любопытными! Скажем: «В больнице лежало 32 больных дизентерией. Из них 30 выздоровело, а остальные умерли. Сколько больных умерло?». Или, к примеру, рассказ о том, как наша семья вывезла на поле столько-то и столько-то возов навоза, – в последующие исторические эпохи подобных занятных формулировок в школьных учебниках по арифметике уже явно не встретишь.

Определившись со всеми двенадцатью ответами (задачки представлены по три или по четыре на каждом из экранов – для переключения следует щёлкать на упоминавшиеся флажки справа внизу), нажимаем кнопку «Готово» – и, как и во всех прочих последующих случаях, любуемся полученной в итоге оценкой («5», «5-», «4» или «3»: «двоек» планом текущей пятилетки не предусмотрено!). Упражнения из области языкознания не так интересны: нам потребуется угадать семь слов из числа более или менее явных неологизмов эпохи 1930-х. В верхней части экрана появляется описание «загадки» (например: «Общественный строй, при котором все земли и все орудия производства будут переданы в руки рабочих и крестьян»), а внизу выстраиваются в ряд флажки или кубики с буквами алфавита. Нажатие на любую из таковых либо просто затемняет её изображение, либо же ещё и размещает соответствующую литеру на одной или более пустой ячейке прямо по центру экрана; ошибки никак не наказываются, так что рано или поздно даже самый отстающий ученик сможет добиться успеха. При этом всегда можно ещё более упростить задачу, воспользовавшись кнопкой «Помощь» – и получив подробные разъяснения о том, кто такой или что такое «трактор», «селькор» или «репрессии».

Всё же пионером быть выгоднее, чем октябрёнком: в разделе «Уроки» представители старшей возрастной категории получают ещё и целых три дополнительных задачки из области «География». Условия у них у всех крайне похожи: на карте СССР необходимо расставить на свои места либо названия союзных республик, либо обозначения соответствующих столиц, либо фигурки с представителями различных народностей (деток в симпатичных национальных костюмах). С одной стороны, смотрится это всё по-прежнему превосходно: в конце концов, разработчики не столько рисовали сами, сколько использовали аутентичный иллюстративный материал. С другой – как и в ситуации с детскими новомодными прозвищами, именно что историческая и хронологическая достоверность такого материала оказывается под большим вопросом. Ибо, несмотря на весь, казалось бы, нарочитый антураж начала 1930-х, в первых двух таких мини-играх ситуация по части географии СССР почему-то соответствует уже совсем иной эпохе – самому концу 1950-х: республик у нас пятнадцать, Карело-Финской ССР уже нет, а столица Таджикистана всё ещё носит гордое имя «Сталинабад»... Иначе говоря, использовать данную программу в качестве серьёзного пособия по изучению истории и той же географии определённо не стоит.

Зато на станции «Улица» детки всех возрастов могут играть вместе – и уже в совершенно аутентичной форме: для большинства местных забав использованы рисунки Льва Юдина с подписями Нины Гернет из знаменитого журнала «Чиж» (временами даже с добавлением какой-никакой анимации!). Развлечений здесь три: «Зимние картинки» представляют собой миниатюрные иллюстрации с изображениями тех или иных сценок на свежем воздухе в соответствующее время года, которые следует сопоставить с подходящими по смыслу стихотворными описаниями. «Кто эти люди?» оказывается ещё более интересным упражнением: перед нами предстают силуэты двенадцати представителей разных профессий, к которым опять-таки требуется подобрать таблички с соответствующими надписями («постовой милиционер», «полотёр», «дворник», «красноармеец» и др.). А вот задачка под названием «Революционные праздники» чуть отличается от предыдущих: среди целых тринадцати транспарантов с достойными внимания событиями и датами («День победы! (9 мая)», «День памяти Мартина Лютера Кинга! (третий понедельник января)», «Пасха!» и др.) требуется отметить те пять, которые официально отмечались в СССР в 1930-х годах.

Вернувшись после уличных праздников и развлечений в «Школу», готовимся решать мнемонические задачки – к счастью, тоже вполне аутентичные! Так, в забавах «Вспомни школу» и «Чему учили в школе» нам предложат одну и ту же картинку из всё того же журнала «Чиж», представляющую соответствующее учебное заведение в разрезе. В первом случае потребуется в течение пятнадцати секунд внимательно запомнить, где какое помещение или класс расположены, – а затем вернуть каждый фрагмент распавшегося на части исходного изображения на его законную позицию. Во второй из упомянутых мини-игр нужно будет расставлять на всё той же иллюстрации уже подходящие случаю надписи («Раздевалка», «Столовая», «Живой уголок», «Класс ручного труда» и др.). А вот третье местное развлечение несколько выделяется из общего тематического ряда: да, сюда пробрались и вездесущие «парные карты». Но не спешите расстраиваться: всё будет вовсе не банально, ибо находить аналоги потребуется среди очень даже симпатичных на вид фантиков от конфет эпохи 1930-х! С предварительным выбором «уровня сложности»: шесть, десять или пятнадцать пар (причём опять-таки независимо от указанного ранее возраста пользователя).

Отучившись в школе, переходим к «Дому». Узнаём о том, что такое «коммунальная квартира», – и готовимся к четырём упражнениям. Первое называется «Кто потерял вещи?»: нужно сопоставить с портретами своих брата и сестры их перепутавшееся во время ремонта имущество (сегодня такая забава была бы, вероятно, заклеймена за пропаганду «гендерного неравенства»: утюг, посуда и швейная машинка, с одной стороны, и фотоаппарат, бинокль и теннисные ракетки, с другой – закономерно принадлежат одному и только одному ребёнку определённого пола). Развлечение «Найди пару» оказывается игрой в ассоциации в стиле домино: к миниатюрам с изображениями, скажем, конверта, курочки, собачки, телеги и др. требуется добавить смешанные в кучу похожие картинки лошадки, яиц, марки, будки и т. д. Ассортимент определённо радует: наверняка тем самым «юным жителям XXI века» будет не так уж и просто догадаться, что символизируют собой перьевые ручки с чернильницей!

Немного просветиться по такой части поможет третья здешняя забава: «Старый и новый быт». Нечто подобное мы уже видели в отечественной приключенческой игре «Алмазный птах»: необходимо сопоставить современное и более-менее соответствующее эпохе 1930-х годов изображения фотоаппарата, рукомойника, радиоприёмника и т. д. А вот «Наряди ёлку» снова отсылает нас к чуть иному историческому периоду (хотя в соответствующей справке совершенно справедливо отмечается, что реабилитация празднования Нового года произошла лишь в середине 1930-х, а выходным день 1 января стал уже только в 1947-м). В жанровом плане перед нами оказывается простейший поиск предметов: на старте демонстрируются девять разных игрушек, которые затем требуется отыскать в разных местах и ракурсах на картинке с новогодней ёлкой. После чего они оказываются на этой последней в ходе показа симпатичной анимации. А вот на что стоит посетовать, так это на однообразие задачек данного «домашнего» раздела: они всегда одинаковы как для деток любого из возрастов, так и при каждом запуске (а вполне ведь можно было обеспечить, например, вариативность в местонахождении подлежащих обнаружению предметов).

Ну, хотя бы последняя из здешних «станций» полностью различается для октябрят и для пионеров. Заглянув в «Детский очаг», можно узнать, что именно так назывался раньше детский сад, который посещали граждане Советской страны возрастом от трёх до восьми лет. А обе забавы, предлагаемые сегодняшним их сверстникам, очень даже радуют. Первая называется «Одень Мусю»: да, здесь можно будет попрактиковаться в любимой многими юными пользовательницами примерке различных одёжек на хорошенькую маленькую девочку, стоящую перед нами по центру экрана на табуретке. Однако всё не так просто: нарядить Мусю необходимо исключительно по детской моде 1930-х годов! Ну а в развлечении под названием «Восемь шалунов» нас ожидает ещё одна «картинка для разглядывания» из журнала «Чиж». На ней изображены детки, играющие в помещении детского сада в разные игры, – однако если большинство малышей действуют по правилам, то восемь несознательных юных индивидуумов таковые всяческим образом нарушают: необходимо определить, кто именно, выделив фигурки малолетних хулиганов левой кнопкой мыши. Получается вполне себе интересная, познавательная и даже отчасти воспитательно-морализаторская задачка на логику. Напомним на всякий случай, что ошибки нигде и никак не наказываются, – однако при попытке «сдать» неправильный ответ нажатием на кнопку «Готово» игра часто выдаст нам не итоговую оценку, а строгое предупреждение с указанием на допущенные в работе погрешности: «Гертруда! Будь внимательна! Одежда Муси не соответствует моде 1930-х годов!» (или же: «Лориэрик! Ещё не все шалуны обнаружены. Их должно быть восемь. Из выбранных тобой ребят лишь четверо – настоящие шалуны»).

Для деток постарше предназначен раздел «Пионеры», но он оказывается менее примечательным, нежели «Детский очаг». Здесь нас тоже ожидают две забавы. Однако в первой, «Пионеры и скауты», требуется различить девизы и атрибуты, характерные для членов пионерской организации времён СССР – и для «разведчиков», существовавших в царской России до 1917 года. Информации об этих последних в программе почти никакой нет, так что распределять таблички с надписями по двум сторонам экрана приходится, руководствуясь разве что здравым смыслом (и всё же лозунги типа «Исполнять свой долг перед Богом, Родиной и Государем» смотрятся в игре о детках 1930-х годов несколько странно и чужеродно). Наконец, в «Пионерской комнате» нам предстоит довести до логического завершения процесс оформления красного уголка – развешивая на стенах вымпелы со значками доллара или серпа с молотом, портреты Ленина или иконы и др.

Несмотря на некоторые отмеченные выше недостатки, общий вердикт будет определённо положительным. «За детство счастливое наше» оказывается очень даже самобытным и стильным проектом, который к тому же ещё и распространялся на полностью безвозмездной основе. Да, местные развлечения могли бы быть и поразнобразнее, а уровень исторической достоверности – повыше, – однако порекомендовать данный набор мини-игр стоит далеко не только деткам ХХI века, интересующимся жизнью своих сверстников уже практически столетней давности, но и всем любителям оригинальных и в меру познавательных электронных развлечений.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Вендиго
тематика "на любителя" - это если мягко сказать.
По-моему, "мягко" можно сказать лишь о её принципиальных "нелюбителях"...
Сделано все́ на отличном уровне, но тематика "на любителя" - это если мягко сказать. Спасибо музею, что решил выложить это в открытый доступ - если бы не этот шаг, не факт, что игра бы нашлась хоть когда-нибудь.