Пожалуй, нельзя сказать, что отечественная игровая индустрия рубежа тысячелетий активно использовала космическую тематику. При этом мало кто будет спорить с тем, что выход в 2002 году «Космических рейнджеров» от возглавляемой Дмитрием Гусаровым владивостокской команды Elemental Games стал заметной и значимой вехой. Однако в ту же пору краснодарская компания Xbow Software начала работу над первой частью другой серии, которой не было суждено снискать такой же широкой славы, однако удалось остаться в сердцах фанатов. Речь идёт о «Звёздных волках».
Игра представляет собой тактическую стратегию с заметными ролевыми элементами. От первой здесь в наличии управление группой подчинённых и «умная пауза», от второй — прокачка навыков и комплектация кораблей оборудованием. Но давайте сперва познакомимся с миром, в котором разворачиваются события, и с основными моментами сюжета.
Итак, на дворе 2226 год. Человечество уже давно широко расселилось по космическим просторам и ведёт их активное освоение, сталкиваясь с препятствиями лишь в виде границ текущего уровня технологий и внутренних распрей, которые решаются относительно полюбовно. Где-то народу живётся получше, где-то похуже, но не как в авторитарных антиутопиях. Власть централизована, но демократична: в хартленде военные и полиция имеют позиции более устойчивые, нежели на периферии, где порой позволяют себе лишнего члены крупных межгалактических корпораций, флибустьеры, а также просто искатели приключений — наёмники. В таких глухих местах ещё не начали колонизировать планеты, а значит, вся жизнь вращается вокруг космических баз и станций разного назначения - от торговых и научных до военных и пиратских. В таком мире нам и предстоит действовать.
Игра начинается с создания главного героя. Нам разрешают выбрать имя, но не портрет и не пол — мы будем действовать от лица мужчины в полном расцвете сил. Помимо этого, предстоит определиться со специализацией: в зависимости от неё будет несколько меняться сетка умений, которые можно покупать за заработанные разными путями очки опыта. Направлений четыре: пилотирование, стрельба, ракеты и управление корабельными системами. В зависимости от выбора наш протагонист сможет стать большим мастером в той или иной сфере, также изменится стоимость прокачки соответствующих ответвлений. Виды умений не ограничиваются этим перечнем, однако подробнее останавливаться на них мы не будем.
Также предстоит определиться с уровнем сложности — их всего три, причём надо иметь в виду, что на сложном установлен понижающий коэффициент. Что это значит? А помните, как в «Космических рейнджерах» можно было выбрать якобы более тяжёлую игру, которая фактически получалась более лёгкой за счёт выросшего количества опыта, получаемого с более серьёзных противников? Так вот — здесь такого не получится: да, враги станут злее, однако обучаться быстрее персонажи не станут.
Приключения предваряются стартовым роликом, в котором мы на своём грузовом транспортнике выполняем рейс и оказываемся под атакой пиратов. Судно гибнет, но мы спасаемся. Сидя на станции в баре со старым деловым партнёром по прозвищу Эйс, герой приходит к выводу, что мирному бизнесу пришёл конец: пора зарабатывать силой оружия, к тому же у товарища есть неплохой корабль. Пока приятели весело распивают алкоголи, боевую машину угоняют, и у нас уж точно не остаётся другого выбора, кроме как отправиться на заработки, заложив основу команды наёмников «Звёздные волки».
Наш кредитный счёт катастрофически мал, а потому за дело надо браться немедленно, причём за любое. Так мы и попадаем на первое задание — заурядное патрулирование системы: нужно пролететь по нескольким точкам и навести там порядок, коли будет такая необходимость. Эту миссию можно считать обучающей, так как здесь мы узнаем все основные особенности игры.
Начнём с начала: перед нами тактическая ролевая стратегия в космосе. У нас есть корабль-база — он большой, неторопливый, но весьма мощный и далеко не беззащитный. Что-то вроде летающей крепости. У него есть шесть ангаров и соответствующее количество мест для обитания экипажа — постепенно мы будем обзаводиться новыми друзьями, но на старте нас лишь двое — герой и Эйс. Кстати, его название — «Звёздный волк».
У «Звёздного волка» немало задач. Пожалуй, самая главная — не быть уничтоженным, ведь это приведёт к немедленному и безальтернативному концу игры. Для этого у него есть пять слотов под корабельные системы и четыре — под оружие (подробнее об экипировке поговорим ниже), что позволяет и удар держать, и огневую мощь выдавать нешуточную. Здесь же можно осуществлять все операции с одноместными боевыми кораблями: оснащать, чинить, пополнять запасы расходуемых предметов. Да и просто транспортировать их, ведь только на корабле-базе есть двигатель, достаточно мощный для того, чтобы совершить дальний космический прыжок.
У базы, как и у кораблей, есть пять характеристик: скорость перемещения, маневренность (скорость смены положения в пространстве), щиты (поглощают урон брони и восстанавливаются быстро), броня (основной запас прочности; восстанавливается медленно и только при условии наличия нужного модуля) и радиус обзора. Абсолютно любую из этих характеристик можно улучшить при помощи установки соответствующего оборудования.
Каждый уровень — это квадратная карта, для удобства ориентирования разбитая на квадраты поменьше. Но это не то чтобы впечатляет в сравнении с общим устройством пространства: не будем забывать, что мы в открытом космосе, а потому и вольны перемещаться по трём осям, а не по двум, как это происходит в большинстве стратегий. Но всё же карта условно плоская — и перемещаться между разными объектами не составляет труда. Проблемы могут возникнуть в другом случае — при подборе трофеев. Дело в том, что уничтоженные противники оставляют после себя имущество: это могут быть пригодные только для продажи товары, оружие или модули, которые можно использовать и для собственной флотилии, а также спасательные капсулы. Для того чтобы их подобрать, необходимо подвести базу поближе, чтобы она могла захватить цель гравитационным лучом. Но сделать это не всегда просто: можно навести курсор мыши непосредственно на объект, но они такие крошечные, что это тот ещё вызов любителям пиксель-хантинга. Второй способ — задать базе направление по вертикали, начертив мышкой конус после нажатия клавиши «M» (карта вызывается при помощи «TAB»): тоже не очень удобно, но куда менее нервотрёпно.
Подобранные товары и оборудование мы можем продать между миссиями — здесь же можно приобрести и что-нибудь для себя. А вот спасательные капсулы пиратов отберут автоматически и выдадут соответствующее вознаграждение. Кстати, если вдруг ситуация выйдет из-под контроля и в космосе будет подорван уже наш корабль, то пилот выживет — его можно будет точно так же подобрать в спасательной капсуле и вновь отправить в бой (если, конечно, есть запасная машина).
Но давайте перейдём к ассортименту основной массы флотилии. Все корабли разделены на поколения (новые будут появляться вместе с прогрессом сюжета) и классы: истребители, штурмовики, бомбардировщики и некоторые другие, но это не так важно. Важнее количество слотов для их оснащения — у каждой модели корабля они разные. Где-то можно установить два больших орудия, где-то — четыре маленьких. Какой-то тип способен нести несколько видов ракет одновременно, а некоторые вовсе не предназначены для их использования. Похожая ситуация и со вспомогательными системами. Но основные различия заключаются в характеристиках самого, скажем так, корпуса — они такие же, как и у корабля-базы.
Комплектация «Звёздного волка» и его кораблей критически важна для успешного прохождения. Вооружение базы — отдельный вид экипировки, и его ассортимент будет меняться несущественно. У каждого экземпляра есть четыре показателя: урон, скорострельность, дальность и точность (нужно иметь в виду, что они указываются всегда в базовом виде, то есть без учёта бонусов от навыков персонажа). Точно так же обстоят дела и с орудиями для «ласточек» персонажей — с той лишь разницей, что они делятся на большие и малые и могут быть установлены лишь при наличии соответствующих слотов. Дополнительно они разделяются по типу наносимых повреждений: если лазер наносит невысокий, но постоянный урон лучом, то плазменная пушка бьёт снарядами, мгновенно наносящими существенный урон.
Другой вид оборудования — это различные вспомогательные системы. Они делятся на пассивные и активные. Пассивные увеличивают какие-либо характеристики кораблей: скорость и маневренность, запас прочности и скорость восстановления энергетического щита, дальность действия радаров и так далее. Активных меньше, и они применяются в экстренных ситуациях, когда, например, необходим срочный ремонт или столь же срочное ускорение. Количество их применений сильно ограничено, и большинство из них де-факто оказываются одноразовыми. Что не уменьшает их полезности в некоторых ситуациях. Число предназначенных для них слотов также разнится от модели к модели.
Но основной «расходник» — это ракеты. В один слот можно подвесить ограниченное их число, зависящее от конкретного вида: самых простеньких аж шестнадцать штук, а вот мощнейшую торпеду - только одну. Характеристики у них собственные: урон, дальность и преодоление помех: одним из типов вспомогательных систем являются активные и пассивные противоракетные системы. Боезапас пополняется при каждом возвращении на корабль-базу, но только в том случае, если есть чем пополнять. Соответственно, если игрок решил сделать ставку на активное использование такого типа оружия, то необходимо следить за его наличием в трюме и своевременно докупать. Кроме того, их использование доступно довольно тонкому контролю: во время боя можно разрешать или запрещать использование ракет конкретному персонажу в любой момент.
Перейдём к команде и к сюжету. Кораблём-базой формально управляет искусственный интеллект, то есть у него нет своего пилота. Эта идея показала себя не очень удачной, поэтому во второй части им управляли сразу два персонажа (впрочем, вторая часть сама оказалась не очень удачной, но это уже другая история). Поэтому персонажи рассаживаются по маленьким судам. Всего за игру можно повстречать восемь разных напарников, однако максимальное их одновременное количество — шесть. Каждый имеет собственную специализацию, а кроме того — уникальный навык. Его можно активировать всего пару раз за миссию (изначально - вообще один), поэтому их общая полезность сомнительна. Однако эффективность очевидна: можно на короткое время увеличить шанс критического попадания (да, такой параметр тоже существует, но нигде не отображается) или скорострельность. А если мы возьмём в команду одного пирата, то получим доступ к чёрному рынку (попасть туда можно и после изучения соответствующего умения, но на это придётся тратить очки опыта). Здесь очень высокие цены, однако можно найти экипировку на пару-тройку миссий раньше, чем она появится в обычном магазине. Это существенно облегчает прохождение.
Как только численность личного состава немного увеличится — появится возможность летать в составе звена. В этом случае корабли ведут более сконцентрированный огонь по одной цели и стараются прикрывать друг друга, что эффективно далеко не во всех ситуациях. Ключевое решение по тактике остаётся за игроком и зависит от его личных предпочтений и того, как он развивал персонажей — прокачивал ли умения группового или индивидуального мастерства.
История развивается неспешно, однако заскучать не даёт. А если вдруг возникнет такое чувство — имеется функционал ускорения времени, благодаря которому всё происходящее на карте заметно убыстрится. По окончании вводной миссии мы попадаем на специальный экран, где можем поторговать (но об этом мы уже говорили) и прочесть новостные сводки — они стилизованы под полноценные статьи и позволяют лучше ознакомиться с происходящим как в мире вообще, так и в непосредственной близости. Можно даже встретить намёки на то, с чем нам предстоит лично встретиться в будущем.
Поправив своё финансовое положение и улучшив оснащение наёмнического стартапа, герой с товарищами попадает сперва в политические перипетии, клубок отношений между конкурирующими корпорациями и органами правопорядка, а потом встретится и с куда более масштабными проблемами, угрожающими человечеству в целом. На некоторых картах будут попадаться дополнительные квесты или просто места, разведав которые можно найти что-то интересное и полезное. Примечательно, что в этом кроется нелинейность «Звёздных волков»: несмотря на то что финал всего один, пути к нему лежат разные. Вот, казалось бы, в одной из окраинных систем коррумпированный сотрудник патрульной службы требует взятку. Отыграем добросовестного гражданина и откажем? Испортим отношения с целой фракцией. Согласимся отстегнуть до смешного незначительную сумму? Откроется способ приобретения нового напарника. Или другая ситуация: на конвой торговцев напали пираты, а мы успели прийти на помощь. Благодарный коммерсант просит сопроводить его до нужного места, обещая награду. По пути встретятся ещё пираты и потребуют от нас умыть руки. Согласимся - избежим трудного боя. Откажемся — станем очень богатыми. И таких условий масса: не то чтобы они встречаются очень часто, но всегда вызывают любопытство: а что случилось бы, сделай я другой выбор? Реиграбельность как она есть.
Поговорим о том, как это выглядит. Начнём с интерфейса: он относительно миниатюрен и содержит в левом углу изображения базы и персонажей с запасом щитов и брони; здесь же можно активировать способности, вспомогательные системы и ракеты. В правом нижнем углу — панель с командами: стартовать, вернуться на базу, открыть карту или журнал, — стандартный набор. При старте каждой миссии все корабли находятся на борту корабля-базы (если в настройках игры не выставлен автоматический старт), а как путешествовать дальше — зависит от игрока. Можно разослать быстроходные истребители на разведку, но надо помнить, что радиус обзора по умолчанию у них небольшой (если не установлен усиливающий модуль), а без поддержки базы они уязвимы: в случае чего можно банально не успеть отступить на ремонт (при стыковке корабль снижает скорость до почти нулевой и медленно залетает через нижнюю часть; во время боя так делать рискованно, но порой необходимо). А можно держаться плотной группой (или вовсе не взлетать со «Звёздного волка») и продвигаться медленно, зато уверенно.
Противники, как правило, летают на таких же кораблях, как и мы, в составе звеньев. Пираты, как правило, рассекают космические просторы на развалюхах, а вот корпораты уже в состоянии обеспечить себя серьёзной техникой. Изредка будут попадаться крупные корабли, что-то вроде крейсеров: они очень серьёзно бронированы и имеют солидную огневую мощь, так что справиться с ними ох как непросто. Разрешается расстреливать и «элементы декора» — астероиды или остатки разрушенных кораблей и баз. Однако смысла в этом мало — на всю игру припасено всего несколько малополезных секретов, не зная точное расположение которых можно потратить просто огромную прорву времени впустую. Тут даже ускорение не поможет.
Но вот что точно помогает проводить в «Звёздных волках» время с удовольствием — это музыка. Саундтрек за авторством Максима Качанова и Артёма Колпакова очень хорошо погружает в атмосферу космических приключений: нет, это не шедевр уровня «Космических рейнджеров», но тоже весьма и весьма хорошо.
Визуальных радостей поменьше. У художников однозначно очень хорошо получились фоны, а у аниматоров — движения кораблей в бою: они тут действительно выглядят захватывающе. Однако самим моделям как будто бы не хватает какой-то креативности, и многие из них напоминают скорее футуристические автомобили, нежели боевые машины. Впрочем, это дело вкуса. Немного расстраивает также дальность прорисовки графического движка, — но это, вероятно, объяснимо весьма скромными для своего времени системными требованиями.
И тем не менее, для дебютного полноценного проекта (до того Xbow занимались shareware-играми) «Звёздные волки» получились на славу. Проект был принят очень тепло, общественность с большим нетерпением ждала продолжения — и с таким же разочарованием его встретила. Однако дело подхватили талантливые и рукастые романтики с Elite Games, благодаря которым эта вселенная до сих пор чувствует себя вполне живой, пусть её молодость и осталась где-то позади. Но давайте зададим себе вопрос, перефразируя отрывок из вступительного ролика: разве это не та цена, которую мы готовы заплатить за космос?
Игра представляет собой тактическую стратегию с заметными ролевыми элементами. От первой здесь в наличии управление группой подчинённых и «умная пауза», от второй — прокачка навыков и комплектация кораблей оборудованием. Но давайте сперва познакомимся с миром, в котором разворачиваются события, и с основными моментами сюжета.
Итак, на дворе 2226 год. Человечество уже давно широко расселилось по космическим просторам и ведёт их активное освоение, сталкиваясь с препятствиями лишь в виде границ текущего уровня технологий и внутренних распрей, которые решаются относительно полюбовно. Где-то народу живётся получше, где-то похуже, но не как в авторитарных антиутопиях. Власть централизована, но демократична: в хартленде военные и полиция имеют позиции более устойчивые, нежели на периферии, где порой позволяют себе лишнего члены крупных межгалактических корпораций, флибустьеры, а также просто искатели приключений — наёмники. В таких глухих местах ещё не начали колонизировать планеты, а значит, вся жизнь вращается вокруг космических баз и станций разного назначения - от торговых и научных до военных и пиратских. В таком мире нам и предстоит действовать.
Игра начинается с создания главного героя. Нам разрешают выбрать имя, но не портрет и не пол — мы будем действовать от лица мужчины в полном расцвете сил. Помимо этого, предстоит определиться со специализацией: в зависимости от неё будет несколько меняться сетка умений, которые можно покупать за заработанные разными путями очки опыта. Направлений четыре: пилотирование, стрельба, ракеты и управление корабельными системами. В зависимости от выбора наш протагонист сможет стать большим мастером в той или иной сфере, также изменится стоимость прокачки соответствующих ответвлений. Виды умений не ограничиваются этим перечнем, однако подробнее останавливаться на них мы не будем.
Также предстоит определиться с уровнем сложности — их всего три, причём надо иметь в виду, что на сложном установлен понижающий коэффициент. Что это значит? А помните, как в «Космических рейнджерах» можно было выбрать якобы более тяжёлую игру, которая фактически получалась более лёгкой за счёт выросшего количества опыта, получаемого с более серьёзных противников? Так вот — здесь такого не получится: да, враги станут злее, однако обучаться быстрее персонажи не станут.
Приключения предваряются стартовым роликом, в котором мы на своём грузовом транспортнике выполняем рейс и оказываемся под атакой пиратов. Судно гибнет, но мы спасаемся. Сидя на станции в баре со старым деловым партнёром по прозвищу Эйс, герой приходит к выводу, что мирному бизнесу пришёл конец: пора зарабатывать силой оружия, к тому же у товарища есть неплохой корабль. Пока приятели весело распивают алкоголи, боевую машину угоняют, и у нас уж точно не остаётся другого выбора, кроме как отправиться на заработки, заложив основу команды наёмников «Звёздные волки».
Наш кредитный счёт катастрофически мал, а потому за дело надо браться немедленно, причём за любое. Так мы и попадаем на первое задание — заурядное патрулирование системы: нужно пролететь по нескольким точкам и навести там порядок, коли будет такая необходимость. Эту миссию можно считать обучающей, так как здесь мы узнаем все основные особенности игры.
Начнём с начала: перед нами тактическая ролевая стратегия в космосе. У нас есть корабль-база — он большой, неторопливый, но весьма мощный и далеко не беззащитный. Что-то вроде летающей крепости. У него есть шесть ангаров и соответствующее количество мест для обитания экипажа — постепенно мы будем обзаводиться новыми друзьями, но на старте нас лишь двое — герой и Эйс. Кстати, его название — «Звёздный волк».
У «Звёздного волка» немало задач. Пожалуй, самая главная — не быть уничтоженным, ведь это приведёт к немедленному и безальтернативному концу игры. Для этого у него есть пять слотов под корабельные системы и четыре — под оружие (подробнее об экипировке поговорим ниже), что позволяет и удар держать, и огневую мощь выдавать нешуточную. Здесь же можно осуществлять все операции с одноместными боевыми кораблями: оснащать, чинить, пополнять запасы расходуемых предметов. Да и просто транспортировать их, ведь только на корабле-базе есть двигатель, достаточно мощный для того, чтобы совершить дальний космический прыжок.
У базы, как и у кораблей, есть пять характеристик: скорость перемещения, маневренность (скорость смены положения в пространстве), щиты (поглощают урон брони и восстанавливаются быстро), броня (основной запас прочности; восстанавливается медленно и только при условии наличия нужного модуля) и радиус обзора. Абсолютно любую из этих характеристик можно улучшить при помощи установки соответствующего оборудования.
Каждый уровень — это квадратная карта, для удобства ориентирования разбитая на квадраты поменьше. Но это не то чтобы впечатляет в сравнении с общим устройством пространства: не будем забывать, что мы в открытом космосе, а потому и вольны перемещаться по трём осям, а не по двум, как это происходит в большинстве стратегий. Но всё же карта условно плоская — и перемещаться между разными объектами не составляет труда. Проблемы могут возникнуть в другом случае — при подборе трофеев. Дело в том, что уничтоженные противники оставляют после себя имущество: это могут быть пригодные только для продажи товары, оружие или модули, которые можно использовать и для собственной флотилии, а также спасательные капсулы. Для того чтобы их подобрать, необходимо подвести базу поближе, чтобы она могла захватить цель гравитационным лучом. Но сделать это не всегда просто: можно навести курсор мыши непосредственно на объект, но они такие крошечные, что это тот ещё вызов любителям пиксель-хантинга. Второй способ — задать базе направление по вертикали, начертив мышкой конус после нажатия клавиши «M» (карта вызывается при помощи «TAB»): тоже не очень удобно, но куда менее нервотрёпно.
Подобранные товары и оборудование мы можем продать между миссиями — здесь же можно приобрести и что-нибудь для себя. А вот спасательные капсулы пиратов отберут автоматически и выдадут соответствующее вознаграждение. Кстати, если вдруг ситуация выйдет из-под контроля и в космосе будет подорван уже наш корабль, то пилот выживет — его можно будет точно так же подобрать в спасательной капсуле и вновь отправить в бой (если, конечно, есть запасная машина).
Но давайте перейдём к ассортименту основной массы флотилии. Все корабли разделены на поколения (новые будут появляться вместе с прогрессом сюжета) и классы: истребители, штурмовики, бомбардировщики и некоторые другие, но это не так важно. Важнее количество слотов для их оснащения — у каждой модели корабля они разные. Где-то можно установить два больших орудия, где-то — четыре маленьких. Какой-то тип способен нести несколько видов ракет одновременно, а некоторые вовсе не предназначены для их использования. Похожая ситуация и со вспомогательными системами. Но основные различия заключаются в характеристиках самого, скажем так, корпуса — они такие же, как и у корабля-базы.
Комплектация «Звёздного волка» и его кораблей критически важна для успешного прохождения. Вооружение базы — отдельный вид экипировки, и его ассортимент будет меняться несущественно. У каждого экземпляра есть четыре показателя: урон, скорострельность, дальность и точность (нужно иметь в виду, что они указываются всегда в базовом виде, то есть без учёта бонусов от навыков персонажа). Точно так же обстоят дела и с орудиями для «ласточек» персонажей — с той лишь разницей, что они делятся на большие и малые и могут быть установлены лишь при наличии соответствующих слотов. Дополнительно они разделяются по типу наносимых повреждений: если лазер наносит невысокий, но постоянный урон лучом, то плазменная пушка бьёт снарядами, мгновенно наносящими существенный урон.
Другой вид оборудования — это различные вспомогательные системы. Они делятся на пассивные и активные. Пассивные увеличивают какие-либо характеристики кораблей: скорость и маневренность, запас прочности и скорость восстановления энергетического щита, дальность действия радаров и так далее. Активных меньше, и они применяются в экстренных ситуациях, когда, например, необходим срочный ремонт или столь же срочное ускорение. Количество их применений сильно ограничено, и большинство из них де-факто оказываются одноразовыми. Что не уменьшает их полезности в некоторых ситуациях. Число предназначенных для них слотов также разнится от модели к модели.
Но основной «расходник» — это ракеты. В один слот можно подвесить ограниченное их число, зависящее от конкретного вида: самых простеньких аж шестнадцать штук, а вот мощнейшую торпеду - только одну. Характеристики у них собственные: урон, дальность и преодоление помех: одним из типов вспомогательных систем являются активные и пассивные противоракетные системы. Боезапас пополняется при каждом возвращении на корабль-базу, но только в том случае, если есть чем пополнять. Соответственно, если игрок решил сделать ставку на активное использование такого типа оружия, то необходимо следить за его наличием в трюме и своевременно докупать. Кроме того, их использование доступно довольно тонкому контролю: во время боя можно разрешать или запрещать использование ракет конкретному персонажу в любой момент.
Перейдём к команде и к сюжету. Кораблём-базой формально управляет искусственный интеллект, то есть у него нет своего пилота. Эта идея показала себя не очень удачной, поэтому во второй части им управляли сразу два персонажа (впрочем, вторая часть сама оказалась не очень удачной, но это уже другая история). Поэтому персонажи рассаживаются по маленьким судам. Всего за игру можно повстречать восемь разных напарников, однако максимальное их одновременное количество — шесть. Каждый имеет собственную специализацию, а кроме того — уникальный навык. Его можно активировать всего пару раз за миссию (изначально - вообще один), поэтому их общая полезность сомнительна. Однако эффективность очевидна: можно на короткое время увеличить шанс критического попадания (да, такой параметр тоже существует, но нигде не отображается) или скорострельность. А если мы возьмём в команду одного пирата, то получим доступ к чёрному рынку (попасть туда можно и после изучения соответствующего умения, но на это придётся тратить очки опыта). Здесь очень высокие цены, однако можно найти экипировку на пару-тройку миссий раньше, чем она появится в обычном магазине. Это существенно облегчает прохождение.
Как только численность личного состава немного увеличится — появится возможность летать в составе звена. В этом случае корабли ведут более сконцентрированный огонь по одной цели и стараются прикрывать друг друга, что эффективно далеко не во всех ситуациях. Ключевое решение по тактике остаётся за игроком и зависит от его личных предпочтений и того, как он развивал персонажей — прокачивал ли умения группового или индивидуального мастерства.
История развивается неспешно, однако заскучать не даёт. А если вдруг возникнет такое чувство — имеется функционал ускорения времени, благодаря которому всё происходящее на карте заметно убыстрится. По окончании вводной миссии мы попадаем на специальный экран, где можем поторговать (но об этом мы уже говорили) и прочесть новостные сводки — они стилизованы под полноценные статьи и позволяют лучше ознакомиться с происходящим как в мире вообще, так и в непосредственной близости. Можно даже встретить намёки на то, с чем нам предстоит лично встретиться в будущем.
Поправив своё финансовое положение и улучшив оснащение наёмнического стартапа, герой с товарищами попадает сперва в политические перипетии, клубок отношений между конкурирующими корпорациями и органами правопорядка, а потом встретится и с куда более масштабными проблемами, угрожающими человечеству в целом. На некоторых картах будут попадаться дополнительные квесты или просто места, разведав которые можно найти что-то интересное и полезное. Примечательно, что в этом кроется нелинейность «Звёздных волков»: несмотря на то что финал всего один, пути к нему лежат разные. Вот, казалось бы, в одной из окраинных систем коррумпированный сотрудник патрульной службы требует взятку. Отыграем добросовестного гражданина и откажем? Испортим отношения с целой фракцией. Согласимся отстегнуть до смешного незначительную сумму? Откроется способ приобретения нового напарника. Или другая ситуация: на конвой торговцев напали пираты, а мы успели прийти на помощь. Благодарный коммерсант просит сопроводить его до нужного места, обещая награду. По пути встретятся ещё пираты и потребуют от нас умыть руки. Согласимся - избежим трудного боя. Откажемся — станем очень богатыми. И таких условий масса: не то чтобы они встречаются очень часто, но всегда вызывают любопытство: а что случилось бы, сделай я другой выбор? Реиграбельность как она есть.
Поговорим о том, как это выглядит. Начнём с интерфейса: он относительно миниатюрен и содержит в левом углу изображения базы и персонажей с запасом щитов и брони; здесь же можно активировать способности, вспомогательные системы и ракеты. В правом нижнем углу — панель с командами: стартовать, вернуться на базу, открыть карту или журнал, — стандартный набор. При старте каждой миссии все корабли находятся на борту корабля-базы (если в настройках игры не выставлен автоматический старт), а как путешествовать дальше — зависит от игрока. Можно разослать быстроходные истребители на разведку, но надо помнить, что радиус обзора по умолчанию у них небольшой (если не установлен усиливающий модуль), а без поддержки базы они уязвимы: в случае чего можно банально не успеть отступить на ремонт (при стыковке корабль снижает скорость до почти нулевой и медленно залетает через нижнюю часть; во время боя так делать рискованно, но порой необходимо). А можно держаться плотной группой (или вовсе не взлетать со «Звёздного волка») и продвигаться медленно, зато уверенно.
Противники, как правило, летают на таких же кораблях, как и мы, в составе звеньев. Пираты, как правило, рассекают космические просторы на развалюхах, а вот корпораты уже в состоянии обеспечить себя серьёзной техникой. Изредка будут попадаться крупные корабли, что-то вроде крейсеров: они очень серьёзно бронированы и имеют солидную огневую мощь, так что справиться с ними ох как непросто. Разрешается расстреливать и «элементы декора» — астероиды или остатки разрушенных кораблей и баз. Однако смысла в этом мало — на всю игру припасено всего несколько малополезных секретов, не зная точное расположение которых можно потратить просто огромную прорву времени впустую. Тут даже ускорение не поможет.
Но вот что точно помогает проводить в «Звёздных волках» время с удовольствием — это музыка. Саундтрек за авторством Максима Качанова и Артёма Колпакова очень хорошо погружает в атмосферу космических приключений: нет, это не шедевр уровня «Космических рейнджеров», но тоже весьма и весьма хорошо.
Визуальных радостей поменьше. У художников однозначно очень хорошо получились фоны, а у аниматоров — движения кораблей в бою: они тут действительно выглядят захватывающе. Однако самим моделям как будто бы не хватает какой-то креативности, и многие из них напоминают скорее футуристические автомобили, нежели боевые машины. Впрочем, это дело вкуса. Немного расстраивает также дальность прорисовки графического движка, — но это, вероятно, объяснимо весьма скромными для своего времени системными требованиями.
И тем не менее, для дебютного полноценного проекта (до того Xbow занимались shareware-играми) «Звёздные волки» получились на славу. Проект был принят очень тепло, общественность с большим нетерпением ждала продолжения — и с таким же разочарованием его встретила. Однако дело подхватили талантливые и рукастые романтики с Elite Games, благодаря которым эта вселенная до сих пор чувствует себя вполне живой, пусть её молодость и осталась где-то позади. Но давайте зададим себе вопрос, перефразируя отрывок из вступительного ролика: разве это не та цена, которую мы готовы заплатить за космос?
- Время и место:
Открытый космос - Особенность геймплея:
Альтернативные концовки - Перспектива:
Свободная камера - Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка - Тематика:
Научная фантастика - Язык:
Русский
English
Отличная игра. Когда я зашел в магазин и у меня стоял выбор между КР и ЗВ, то я выбрал сначала Звездных волков (правда перепутав названия местами). И ни разу не пожалел! Интересный сюжет, красивый трехмерный движок (видимо от Homeworld), неплохая музыка и захватывающий игровой процесс. А еще поддержка модов из которых в итоге выросла третья часть, но это будет потом.
В отличие от второй части, первые ЗВ пусть и нелинейные, но происходят "помиссионно". И это в каком-то плане даже хорошо - не нужно ради выполнения побочек летать из одной звездной системы в другую, тратя самый ценный ресурс человека - время.
Во всех отношениях отличная игра, разработчиков которой, увы, сгубило тоже что и всех нормальных разработчиков вообще. Очень жаль, что даже любительскую четвертую часть с интересными механиками и тонной нового контента 1С зарубила на корню, полностью уничтожив бренд.