The Great Escape

The Great Escape
Жанр: Adventure
Разработчик: Denton Designs
Издатель: Ocean Software, Thunder Mountain
Год выхода: 1987
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.60 из 10
  • 3
  • 4
  • 22
Великолепная приключенческая игра по одноимённому фильму 1960-х годов, не имеющая аналогов. Хоть я и не люблю игры по Второй мировой, ибо трагедия человечества – не то, к чему следует относиться как к игре, но всё-таки в эту игру я играл и играю с огромнейшим удовольствием, ибо её достоинства трудно переоценить.

Ваш герой – английский лётчик, самолёт которого был сбит нацистами в 1942 году, помещённый в лагерь для военнопленных. Ваша цель – сбежать из этого лагеря, совершить Великий Побег, другими словами – практически невыполнимая миссия. По крайней мере, так считают немцы.

Самое удивительное (правда, это открывается лишь потом) – есть очень много потенциальных путей для бегства. И всевозможные «чёрные ходы», и сломанные заборы, дыры в которых вполне подходят для побега, и даже подземные туннели. И не все из этих «путей отхода» даже охраняются. Сложность в другом: в отличие от практически всех других игр, здесь за вами почти всё время наблюдают и контролируют каждое ваше действие. Причём – наблюдают враги, бороться с которыми можно лишь собственным умом при его наличии. Эту игру даже сложно назвать просто «adventure». Это, как бы кощунственно ни звучало, «симулятор выживания в концлагере».

Сначала вам необходимо узнать расписание жизни в этом чудовищном месте. Вы ведь здесь не исследователь и путешественник, а заключённый, и отнюдь не предоставлены сами себе. Имеется пять мест, в которых вы должны присутствовать в строго определённое время, пять ситуаций: утренняя перекличка, обед (никакого завтрака и ужина), прогулка, вечерняя перекличка, собственная койка ночью. Да, ночью вы должны спать (в принципе, можно и не спать, но это – уже полностью на собственный страх и риск). Если вы опаздываете на любую из этих «процедур» хоть на секунду, то моментально поднимается тревога, а последствия для вас могут быть весьма плачевными. В помощь здесь есть особый «таймер», с помощью которого можно следить за временем, и «автоматический режим» - если временно отключить самостоятельное управление героем, то он будет везде приходить вовремя сам. Понятое дело, что все свои исследования лагерной территории вы должны проводить в так называемое «свободное время», при этом стараясь не попадаться на глаза охране.

Далее. Далеко не вся территория лагеря разрешена к посещению заключёнными, тогда как зайти туда можно и, более того, нужно – в большинстве случаев именно там находятся «ключи» к возможности побега. Но будьте осторожны – если охранник заметит вас на такой территории, то вы будете посажены в камеру, что негативно отразится на вашем состоянии (об этом чуть позже). В помощь здесь – особая «лампочка» на экране, меняющая свой цвет: если он зелёный, значит, здесь безопасно, а вот если красный – то находиться тут нельзя, и стоит либо пока отсюда уйти, либо хотя бы быть очень осторожным.

У каждого заключённого существует строго определённый набор «личных вещей», которые он может носить с собой и вообще трогать. И любой охранник в любой момент может потребовать у вас дать ему осмотреть содержимое ваших карманов. А предметы вам понадобятся, и очень сильно: можно найти ключи от запертых помещений, нацистскую форму (и даже переодеться в нациста, но это очень опасно!), фонарик, чтобы исследовать разные тёмные закоулки… И всё это, добытое подчас с таким трудом и риском для жизни, можно потерять за секунду. Поэтому встреч с охранниками лучше избегать, если возможно. Но элемент случайности в игре всё равно весьма высок.

Наконец, лучше даже не думайте о каком-либо физическом сопротивлении своим тюремщикам. Драться с немцами нельзя, это приведёт только к тому, что вас расстреляют на месте. Если немец приказал вам остановиться – вы ДОЛЖНЫ повиноваться. Если приказал идти за ним, предъявить карманы к осмотру, ещё что-то – тоже. В помощь вам здесь есть такой момент: немцы патрулируют территорию лагеря по фиксированным маршрутам и следуют им с истинно немецкой пунктуальностью и чёткостью, а также имеют особый «радиус» обзора. Если вам удастся изучить эти маршруты и избегать их, а в крайнем случае – прокрасться в интересующее вас место за спиной нациста – шанс выиграть весьма возрастёт. Но вот если вас поймают, когда вы будете делать что-то, чего делать не должны, то вас, как уже отмечалось, посадят в карцер (это ещё в лучшем случае). Карцер плох тем, что весьма сильно и надолго понижает мораль – главную характеристику героя. Если вдруг в какой-то момент времени мораль становится нулевой, то игра проиграна, ибо ваше желание бежать исчезло и вы разуверились в собственных силах.

Графику игры не отметить нельзя. Поразительное дело – да, здесь CGA и всего несколько цветов, но «убогой» эту графику назвать нельзя при всём желании, более того – даже сейчас она уже через несколько минут после начала игры рассматривается (мной, по крайней мере) как вполне адекватная происходящему и единственно возможная в такой ситуации. Чёрный экран, на котором едва проступают очертания стен лагерного барака, и маленькая фигурка героя около железной койки – измученного, истощённого, но не сломленного и всеми силами цепляющегося за жизнь и стремящегося к свободе.

На тему «приключения в немецком концлагере» было создано ещё минимум две игры – Prisoner of War и Great Escape 2003 года. Игры неплохие, но до того уровня сложности, детализации игрового процесса и, главное, атмосферности они, конечно, не поднялись. Great Escape по-прежнему остаётся уникальной по многим параметрам игрой, тёмной, тихой, пугающей своей атмосферой безысходности, но в то же время дающей какую-то странную, пусть и призрачную, но всё же твёрдую надежду на благополучный исход. Наверное, если уж и делать игру по Второй мировой, то только так и никак иначе. Рекомендации давать излишне – да, это ещё одна классика, которая не может устареть, но классика не для всех.
Автор обзора: kreol
Escape from Colditz, The Fugitive
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Великий побег. Великая игра!
Рождает во мне тоску по школьным годам и ZX Spectrum'у, на коем я её увидел впервые. Сбежать, правда, тогда удалось всего один раз и без еды, поэтому пришлось вернуться в лагерь. Кстати, тогда я не знал, что она сделана по фильму, и о том, что действие развивается в немецком концлагере.
Не простая игра и очень атмосферная, постоянно держит в напряжении. Чтобы преуспеть, желательно обследовать весь лагерь, утащить всё, что плохо лежит, и не попасться на глаза охране, да ещё и следить за моралью подопечного, чтобы она не упала до нуля - тогда он смирится со своим положением и оставит все попытки к бегству, а вас лишать возможности управлять им.
Автор обзора сгустил краски. Обязательными для посещения являются только переклички - завтрак (а не обед), прогулку и сон вполне можно пропустить, главное не повстречать охрану (если их не пропускать, то времени на обследование лагеря практически не будет). Досмотром содержимого карманов тоже никто не занимается, вот только не вздумайте добровольно выворачивать их перед тюремщиками. Физическое сопротивление, извините за каламбур, физически не получиться оказать, в виду того, что такая возможность в игре напрочь отсутствует, расстреливать вас тоже никто не будет. Карцер, и только карцер - впрочем, радости тоже не много.
Механика у игры довольно проста - не пойман не вор, в большинстве ситуаций даже если вас застукали в неположенном месте, можно включить вторую передачу и смыться в безопасную зону, но это работает не всегда. И, действительно, много зависит от (псевдо)случайностей.
В целом это отличная, адреналиновая игра, требующая серого вещества и реакции.