Red Mars

Red Mars
Жанр: Strategy
Разработчик: FRM
Издатель: Elbox
Год выхода: 1999
Платформа: Amiga
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 2
  • 0
  • 16
Одна из поздних игр для платформы Amiga, созданная в не слишком характерном для неё жанре - стратегии. При этом - пусть даже она и вышла раньше Exodus: The Last War - именно Red Mars может считаться венцом амижной стратегической мысли, поскольку являет собой великолепный пример того, что само понятие "стратегия", оказывается, может по-настоящему отличаться от того, к чему привыкли на PC.

Сюжет в Red Mars присутствует, однако он слишком сумбурен и плохо изложен, а потому полноценно остановиться на нём не получится. Из вступительного ролика можно понять, что в будущем на Марсе, к освоению которого уже приступили люди, терпит крушение космический корабль, командир которого принимает решение остаться на планете и строить здесь собственную цивилизацию (вполне, видимо, обыденная вещь для того времени), используя уже имеющихся на Марсе роботов и обладая знаниями о добыче местных минералов и их использовании для производства новых роботов. Однако вскоре после приземления устроенная командой корабля база подвергается атаке, в результате которой в живых (здесь лучше заранее набрать воздуха) остаётся лишь мозг капитана, переведённый не то в цифровую, не то в иную форму, от имени которого вам и предстоит руководить дальнейшей судьбой человеческой колонии, другими словам - игровым процессом. Цель - уничтожить уже имеющихся на Марсе колонистов-злодеев и построить процветающее общество.

На первый взгляд в этой игре необычно всё. Например, можете ли вы припомнить хотя бы один случай в PC-играх, где обучение основам игрового процесса проходило бы в видеоролике? А здесь дело построено именно так. Вступительное видео весьма длинное, и читать то, что пишется на экране, следует внимательно, хотя этой информации вам хватит разве что на начало игры, остальное придётся постигать уже самостоятельно. Более того - чтобы после просмотра ролика получить доступ к самой игре, вам придётся трижды подряд ввести коды из руководства (см. тех. информацию) - тоже не самый привычный вариант: если не имеем кодов, то можем очень сильно расстроиться - посмотрели ролик, настроились на игровой процесс - и вдруг такое...

Упомянутый игровой процесс, к слову сказать, положительно масштабен и через какое-то время, когда начинаешь его понимать, способен положительно удивить. Мало того, что Red Mars - это гибрид стратегии в реальном времени и пошаговой, причём скроенный ровно наоборот по сравнению с псевдоаналогичными гибридами на PC, так основу игры ещё и составляет самый настоящий конструктор юнитов! В рамках краткого описания рассказать обо всём подробно невозможно, поэтому коснёмся только основных моментов.

В самом начале игры у вас есть небольшая база и единственная единица - разведчик (pioneer). Эта небольшая машинка не может сражаться, но умеет искать минералы, выполняющие роль игровых ресурсов. Минералов всего восемь, и они, найденные разведчиком, добытые (с помощью построенных зданий-шахт) и переработанные (с помощью построенных же зданий-фабрик), позволят вам производить единицы различных типов и исследовать разнообразные технологии, улучающие те или иные виды единиц, оружия или здания. Базовыми доступными единицами (стоит отметить, что все единицы, доступные в игре, - роботы) являются три типа: шахтёры (добывают минералы), техники (перерабатывают сырьё) и воины. Для их производства нужно три вида минералов. Однако для полноценного развития и исследования вышеописанных технологий понадобится найти месторождения всех восьми видов, для чего разведчик должен исследовать обширную карту.

Процесс производства роботов в Red Mars - совсем не то же самое, что в большинстве PC-стратегий, хотя кое-какие аналоги на "родной" платформе в этом вопросе подыскать и можно. Если вкратце, то каждый робот состоит из пяти главных компонентов: модуля нижних конечностей, модуля туловища, модуля головы и двух модулей верхних конечностей (правой и левой), которые могут значительно различаться и потому, в отличие от нижних конечностей, устанавливаются порознь. Комбинируя различные исследованные и произведённые вами типы модулей, вы можете создать самых разнообразных роботов. При этом, подобно Dune и серии Command and Conquer, в игре нашлось место и энергии, однако схема производственного цикла здесь весьма необычная, и в этом, пожалуй, состоит первое главное отличие Red Mars даже не от какой-то конкретной привычной стратегии, а от самого понятия "PC-стратегия".

После добычи минералов на шахтах вы сами можете решить, куда именно они пойдут: на энергостанции, где будут переработаны в "энергию", либо же непосредственно на фабрики, где будут использоваться для производства роботов. Таким образом, напрямую производство единиц от энергии здесь не зависит, хотя последняя нужна для строительства самих фабрик. И, следовательно, вы сами вольны решать, какой путь развития выбрать и куда "вкладывать" больше минералов. Можно развивать масштабы добычи и увеличивать ваши энергетические мощности, а можно вложиться в улучшение роботов-техников, которые смогут быстрее и качественнее создавать роботов-воинов.

Вторым главным сюрпризом для игрока становится способ гибридизации RTS и TPS. Если в Centrurion или играх серии Total War мы привыкли, что всевозможные экономические вопросы на глобальной карте решаются пошагово, а вот сражения с противником происходят в реальном времени, то здесь - как ни удивительно - всё наоборот. Вся "хозяйственная" часть идёт полностью в реальном времени, но как только ваши войска встречают врагов либо враги атакую вашу базу - игра переходит в полностью пошаговый режим. В нём имеется определённый простор для тактических манёвров, причём вы можете даже предоставить компьютеру выбрать тактику за вас; ИИ соперника нельзя назвать выдающимся, но сложности возникнуть могут. В конечном счёте всё решает, впрочем, не тактическое мастерство, а качественные характеристики сражающихся роботов.

Есть и третий удивительный момент, вновь заставляющий привыкшего к PC-стратегиям развести руками: в этой игре вам придётся уничтожать собственных юнитов. Просто потому, что освоение какой-то новой технологии, их улучшающей, вовсе не распространяется на тех, которых вы уже произвели. И ничего с этим не сделаешь.

Для некоторых определённым недостатком Red Mars может показаться её медленный темп и ощутимая затянутость. Перед стартом вы можете выбрать режим игры - либо кампанию с последовательным прохождением миссий и конкретными (но, будем честны, не особо оригинальными) заданиями, либо "свободную игру", где вам просто необходимо развиваться и противостоять одному, двум или трём противникам. Важно отметить, что как в пошаговом, так и в "риалтаймовом" режиме КАЖДЫЙ приказ каждому юниту или зданию вам нужно отдавать самостоятельно, а перемещаются в том же пошаговом режиме ваши войска очень медленно. В этой связи миссии порой могут растянуться на часы, причём на протяжении долгого времени чего-то особенно интересного происходить не будет.

Red Mars сделана в почти полностью двумерной графике, вид в ней сверху. "Почти" - потому что вам доступны отдельные экраны, где можно рассматривать типы роботов и зданий в полном 3D, но это своего рода "статистико-конструкторская" фишка, непосредственно же игровой процесс всё же двумерен. Для олдгеймера, впрочем, это ни в коей мере не недостаток. Нельзя не отметить и довольно милую музыку, сопровождающую игровой процесс.

Но самое главное - это тотальное засилье во всей игре, начиная от ролика и меню и кончая картой любой миссии, красного цвета - того самого, который и дал название игре. Это действительно Красный Марс. Кажущиеся порой крошечными белые роботы и постройки выглядят совершенно чужеродными на фоне первобытного величия красных песков враждебной планеты, и почти физически ощущается, что жизни (если только такое слово применимо к, по сути, бездушным механизмам, коими вы управляете) ваших подопечных постоянно висят на волоске... Ведь никого из них здесь не ждали.

Выйдя в за приблизительно два с половиной года до фактического прекращения существования Амиги как полноценной игровой платформы, при этом довольно ограниченным тиражом, Red Mars, при всей своей замечательности, по целому ряду причин не нашла себе целевой аудитории и осталась практически неизвестной и забытой. В современных условиях - то есть при беспроблемной и доступной эмуляции - олдгеймерам, любящим стратегии, даётся шанс познакомиться с чем-то истинно новым, непривычным, но оттого только более манящим и чарующим. И если вы хотите ощутить, как скрипит на зубах красных песок, как где-то вдали гудят буровые установки на загадочных шахтах, а ещё более далёких, но не менее красных барханах притаился ужасный враг, - то мир амижного Красного Марса ждёт вас. И не проникнуться им, пожалуй, просто невозможно.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.