Один из самых (без всяких преувеличений) сложных паззловых квестов в истории, выпущенный компанией Sierra вскоре после многим показавшегося попросту непроходимым
Lighthouse'а. Эта игра - пожалуй, ещё сложнее. Без шуток. Поэтому если вы знакомы с
Lighthouse и он показался вам сложным - то, вероятно, за эту игру лучше не браться вообще. Если же вы готовы к настоящему испытанию для разума - тогда добро пожаловать.
Образованные люди наверняка сразу догадаются - исходя из названия игры, - что действо будет тем или иным образом связано с романами писателей-фантастов Артура Кларка и Джентри Ли, ставших авторами романов об обнаружении человечеством в Солнечной системе гигантского инопланетного корабля под названием RAMA. Более того - оба писателя даже приняли непосредственное участие в разработке игры; вместе с тем игра
RAMA - это ни в коей мере не переложение или игроизация романов, а, если можно так сказать, "взгляд под другим углом".
Итак, действие игры происходит в XXII веке, а RAMA - это исполинский по размерам (16 километров в диаметре и более 50 - в длину) таинственный инопланетный корабль цилиндрической формы, вращающийся вокруг своей оси, обнаруженный в холодном Ближнем космосе. К моменту начала игры (отсылок к романам-первоисточникам давайте избежим и будем рассматривать игру как самостоятельно произведение, в том числе с сюжетной точки зрения) на нём работает команда земных учёных (названная в честь Ньютона и отправленная туда Международным космическим агентством), пытающихся разгадать его многочисленные тайны: от главной - откуда он прибыл - до не менее важной - какую опасность он может в себе таить. Внутри корабля имеется множество внутренних "сооружений", подчас напоминающих собой чуть ли не автономные города, а также огромное количество механизмов, назначение и принципы работы которых неизвестны. Члены земной команды дали наиболее крупным объектам различные названия - земных городов или предметов.
Экипаж земной экспедиции, состоящий из 12 человек, - это вовсе не безликие люди, а личности, играющие важную роль в происходящем, причём различающиеся как по национальностям и функциональным обязанностям в рамках экспедиции, так и по своему "глобальному" взгляду на происходящее (так, кое-кто считает, что весь этот корабль следует просто взорвать от греха подальше), и по ходу игры с ними предстоит часто общаться и взаимодействовать. Протагонист игрока, по умолчанию не имеющий ни имени, ни должности, прибывает на RAMA, чтобы заменить погибшего русского генерала Валерия Борзова; его (протагониста) идентификационный номер - 002.
Для любителей "чистых" квестов следует сразу оговориться, что в данной игре присутствуют опасности в виде враждебно настроенных существ (хотя, разумеется, каких-то аркадных боёв не будет). Несмотря на то, что самих инопланетян, отправивших корабль, экипаж отыскать не смог, были обнаружены похожие на гигантских летучих мышей авианы, явно обладающие разумом и не нападающие на людей, но отказывающиеся от контактов с ними (впоследствии вы сможете взаимодействовать и общаться и с ними), а также несколько видов роботов, в основном обслуживающих и ремонтирующих местные механизмы. Вместе с тем два вида роботов - "крабы" и "пауки" - агрессивно настроены к людям и опасны. Первые занимаются сбором и утилизацией отходов и рассматривают (по-видимому) людей как "мусор", а вторые исполняют охранные и патрульные функции и совершенно логично принимают непрошеных гостей за нарушителей порядка. Впоследствии вы встретитесь с разумными (и дружественно настроенными) "октопауками". Сам по себе сюжет первоначально (и на протяжении довольно долгого времени) развивается спокойно и неторопливо, но затем превратится в настоящую эпическую драму, где будут и временные ограничения на решение каких-то загадок, и даже необходимость совершать определённые действия - вроде тех же "сражений" - очень-очень быстро.
По "организации" игрового процесса
RAMA во многом похожа на
Myst. Вид от первого лица, дискретное перемещение, управление с помощью курсора мыши, который нередко принимает те или иные формы при подведении его к тем или иным объектам: например, двигаться в ту или иную сторону, посмотреть вверх или вниз, взять предмет (форма руки) и так далее. В нижней части экрана расположены три окна: камера для детального осмотра взятого или имеющегося в инвентаре предмета (включая вращение), компас, по которому следует ориентироваться в нашем путешествии, и окно с имеющимися в данный момент в инвентаре предметами. Обратите внимание, что предметов в игре очень много, причём не всё то, что можно взять, на деле окажется нужным, но если что-то взято - то избавиться от этого предмета можно будет только путём использования его где-либо. Предметы в инвентаре отображаются рядами по четыре в каждом; чтобы начать новый ряд, если все имеющиеся заполнены, необходимо помещать новый взятый предмет между двумя любыми рядами. Доступна также глобальная карта мира RAMA, красные точки на которой обозначают основные локации, - она служит для абстрактных перемещений по этому таинственному миру.
Если нужно что-то сказать о графике, то пусть будет одно слово: фантастика. Полное 3D, живые актёры и множество так называемых "live-action"-сцен, выполненных в 256-цветной палитре, ставшее избитым словосочетание "чёткая прорисовка", а самое главное - не поддающаяся никакому описанию атмосфера, созданная трудом действительно талантливых художников. Как-то выразить словами восхищение той подлинно неземной красотой, которую вы сможете увидеть в циклопических интерьерах корабля пришельцев, землянину, пожалуй, попросту не удастся. Достаточно лишь сказать, что, играя, порой всерьёз начинаешь верить, что находишься на внеземном корабле, настолько необычны здешние пространства и объекты. Музыка, впрочем, важна для такой игры не меньше, чем графика, и она здесь есть и не уступит первой в своём совершенстве, но вот её описывать не стоит уже точно. Зато стоит коснуться того, о чём было упомянуто в самом начале, - сложности. Несмотря на "вялое" начало и наличие некоторых "рефлекторных" моментов, глобальную основу игры составляют по-настоящему сложные паззлы, требующие для своего решения очень хороших логических, а порой и математических способностей и познаний (к примеру, переводить числа из одной системы счисления в другую), целью решения которых может являться, скажем, разблокирование доступа к очередной локации или восстановление работоспособности какого-то механизма. Хотя целый ряд загадок основывается вовсе не на привычной логике: по словам авторов игры, их намеренно делали "нелогичными", чтобы заставить игрока почувствовать, что он имеет дело с внеземной логикой. И ещё раз: в это не только сложно играть, но здесь существует частая и высокая вероятность гибели. Будьте к этому готовы.
Требуется ли какое-то заключение? Едва ли.
RAMA - игра по-настоящему эпическая. Эталон сложности и эталон красоты в своём жанре. Без сомнения, её тайны покорятся далеко не каждому, но зато прохождением её можно гордиться ничуть не меньше, чем одолением самой сложной из испанских аркад. И если не пройти, то хотя бы просто полюбоваться сюрреалистичными пейзажами прибывшего невесть откуда корабля, внутри которого может таиться как вселенское знание, так и страшная погибель, однозначно стоит каждому, кто считает себя олдгеймером.