Культовый полностью текстовый квест от Infocom, благодаря которому во многом сделали себе имя и сама компания, и Стив Мерецки, совсем недавно на момент выхода игры пришедший работать в неё тестером, - Planetfall стала первым его творением. Игра также представляет собой один из первых образцов юмористической фантастики на экране монитора - впрочем, в те годы многое было впервые...
Действие происходит в очень далёком будущем - во времена некого Третьего галактического союза, когда люди, после нескольких тысяч лет чуть ли не варварства заново открывшие технологию межзвёздных перелётов и многое другое, путешествуют по космосу, отыскивая на ныне необитаемых планетах всевозможные технологические артефакты, оставшиеся от канувшего в Лету во время оно Второго союза. Эта важнейшая задача, являющаяся залогом будущего восстановления могущества человеческой расы, возложена на корабли Звёздного патруля - и именно на одном из них, "Файнштейне", в звании энсина седьмого класса - то есть в весьма невысоком, хотя уже и не самом низком, - несёт службу главный герой игры, в семье которого мужчины уже на протяжении нескольких поколений связывали свою жизнь со звёздным флотом, что стало незыблемой традицией. Его прапрадедушка даже дослужился до адмирала, но вот нашему новобранцу пока приходится драить полы (за несколько лет до Роджера Вилко!) и терпеть признаки самой настоящей дедовщины со стороны Блэтера, тоже энсина, но уже первого класса.
Сначала такой сюжет может показаться неинтересным, но если пересилить себя и дать игре шанс, то скоро к абстрактному юмору добавится самое настоящее фантастическое приключение - блуждания по таинственной и как будто мёртвой планете, дружеское плечо, а затем благородное самопожертвование найденного протагонистом робота Флойда, ставшего - опять-таки, едва ли не впервые в истории игр - действительно полюбившимся игрокам дружественным NPC, а также, хорошо это или нет, ограничение по времени, причём - в лучших традициях поджанра юмористической НФ - избавление от одного дамоклова меча будет означать лишь очень скорое появление другого, едва ли менее жуткого. Конечной целью же станет спасение планеты, на которой волею судьбы оказался герой; впрочем, раскрывать весь сюжет этой действительно эпической игры вряд ли стоит.
Игровой процесс, если вы уже знакомы с текстовыми квестами, первоначально может показаться вполне привычным: управление осуществляется путём ввода с клавиатуры тех или иных команд. Planetfall распознаёт несколько сотен слов - не так и мало по тем временам, - а главное, понимает команды, состоящие не то что из трёх, а даже из целых шести (!), и для успешного прохождения вам не раз придётся печатать что-то куда более сложное, чем просто направление движения или какая-нибудь связка глагола-действия с существительным: в ход пойдут и предлоги, и даже определённые артикли! Правда, знание английского языка требуется хотя бы на уровне "выше среднего" - в том числе и для того, чтобы по достоинству оценить истинно замечательные, проработанные и душевные (по-другому просто не сказать) тексты этой игры, быть может, не очень длинно, но всё же детально и ярко описывающие путь главного героя. Уровень сложности головоломок можно, пожалуй, оценить как "близкий к высокому", особенно с учётом дважды встречающегося в игре лимита на их решение, - но лёгкой жизни от текстовой игры 1983 года ожидать явно не стоит. Большей частью они основаны на использовании предметов, помещаемых в инвентарь, - тогда как диалогов в игре очень мало. И помните: пройти эту вещь без карты и прочей документации, шедшей когда-то в комплекте с самой программой, практически нереально.
В заключение можно сказать лишь одно. Даже если вы на дух не переносите текстовые квесты, без графики и с необходимостью печатать на клавиатуре английские слова, предварительно мучаясь с их выбором в своей голове, но хотите быть всесторонне образованным в области компьютерных игр человеком, - то сыграйте хотя бы в одну игру (под)жанра IF. В эту.
Действие происходит в очень далёком будущем - во времена некого Третьего галактического союза, когда люди, после нескольких тысяч лет чуть ли не варварства заново открывшие технологию межзвёздных перелётов и многое другое, путешествуют по космосу, отыскивая на ныне необитаемых планетах всевозможные технологические артефакты, оставшиеся от канувшего в Лету во время оно Второго союза. Эта важнейшая задача, являющаяся залогом будущего восстановления могущества человеческой расы, возложена на корабли Звёздного патруля - и именно на одном из них, "Файнштейне", в звании энсина седьмого класса - то есть в весьма невысоком, хотя уже и не самом низком, - несёт службу главный герой игры, в семье которого мужчины уже на протяжении нескольких поколений связывали свою жизнь со звёздным флотом, что стало незыблемой традицией. Его прапрадедушка даже дослужился до адмирала, но вот нашему новобранцу пока приходится драить полы (за несколько лет до Роджера Вилко!) и терпеть признаки самой настоящей дедовщины со стороны Блэтера, тоже энсина, но уже первого класса.
Сначала такой сюжет может показаться неинтересным, но если пересилить себя и дать игре шанс, то скоро к абстрактному юмору добавится самое настоящее фантастическое приключение - блуждания по таинственной и как будто мёртвой планете, дружеское плечо, а затем благородное самопожертвование найденного протагонистом робота Флойда, ставшего - опять-таки, едва ли не впервые в истории игр - действительно полюбившимся игрокам дружественным NPC, а также, хорошо это или нет, ограничение по времени, причём - в лучших традициях поджанра юмористической НФ - избавление от одного дамоклова меча будет означать лишь очень скорое появление другого, едва ли менее жуткого. Конечной целью же станет спасение планеты, на которой волею судьбы оказался герой; впрочем, раскрывать весь сюжет этой действительно эпической игры вряд ли стоит.
Игровой процесс, если вы уже знакомы с текстовыми квестами, первоначально может показаться вполне привычным: управление осуществляется путём ввода с клавиатуры тех или иных команд. Planetfall распознаёт несколько сотен слов - не так и мало по тем временам, - а главное, понимает команды, состоящие не то что из трёх, а даже из целых шести (!), и для успешного прохождения вам не раз придётся печатать что-то куда более сложное, чем просто направление движения или какая-нибудь связка глагола-действия с существительным: в ход пойдут и предлоги, и даже определённые артикли! Правда, знание английского языка требуется хотя бы на уровне "выше среднего" - в том числе и для того, чтобы по достоинству оценить истинно замечательные, проработанные и душевные (по-другому просто не сказать) тексты этой игры, быть может, не очень длинно, но всё же детально и ярко описывающие путь главного героя. Уровень сложности головоломок можно, пожалуй, оценить как "близкий к высокому", особенно с учётом дважды встречающегося в игре лимита на их решение, - но лёгкой жизни от текстовой игры 1983 года ожидать явно не стоит. Большей частью они основаны на использовании предметов, помещаемых в инвентарь, - тогда как диалогов в игре очень мало. И помните: пройти эту вещь без карты и прочей документации, шедшей когда-то в комплекте с самой программой, практически нереально.
В заключение можно сказать лишь одно. Даже если вы на дух не переносите текстовые квесты, без графики и с необходимостью печатать на клавиатуре английские слова, предварительно мучаясь с их выбором в своей голове, но хотите быть всесторонне образованным в области компьютерных игр человеком, - то сыграйте хотя бы в одну игру (под)жанра IF. В эту.
- Атмосфера:
Юмор - Время и место:
Другие планеты - Игровой движок:
Z-machine - Особенность геймплея:
Альтернативные концовки
Парсерный ввод
Ограничение по времени
Наличие тупиков - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Научная фантастика - Технические детали:
PC booter - Язык:
English
Впечатление о том, что это самое низкое звание, складывается после предварительного прочтения руководства.
Однако в "оптимальной" заставке нам неожиданно сообщается, что бывают и куда более низкие звания - например, то же, но двенадцатого класса!
Я таки добрался до этой "счастливой" концовки, перепройдя игру со знанием всех нюансов и тупиков. Это и правда совсем не сложно (для повторного похождения).
Игра на самом деле очень даже увлекательная, пусть и не без некоторых недостатков.
Что порадовало:
1) Флойд.
2) На удивление логичные загадки, причём с относительной нелинейностью и несколькими альтернативными концовками (хотя, само собой, оптимальна только одна из них, как и полное прохождение на все 80 очков). Даже "бои" с монстрами реализованы мирно и самобытно. При прохождении на не самую, правда, лучшую концовку обращаться к официальным подсказкам мне довелось один раз - почти в самом начале. Не догадался, каким образом (и каким глаголом) использовать один предмет...
3) Забавный и оригинальный спутник - робот по имени Флойд.
4) Неплохой и оригинальный юмор, хотя он больше относится к предыстории и к прологу на "Фейнштейне".
5) Я уже говорил про Флойда?
6) Тупики и ограничение по времени формально присутствуют, но на деле почти что не напрягают - в отличие, кстати, от немалого числа даже более поздних игр от тех же автора и издателя. Спать и есть приходится, но как это делать, обнаруживаешь достаточно быстро! Также на достижение успеха нам отводится примерно семь-восемь дней (умрём мы в ночь на девятый, однако чуть раньше ослабеем настолько, что ничего полезного поднять не сможем), что более чем достаточно даже при первом и казуальном прохождении (я прошёл за четыре-пять).
Что показалось менее удачным:
1) Бестолковый парсер. Обычно в играх от Infocom он вполне себе интеллигентный, но тут мне правда часто приходилось с ним бороться путём бесконечного подбора синонимов... Вплоть до прекращения следования по одному из путей и попаданию на неоптимальную концовку. Ну и подсмотренная мною загадка почти в самом начале тоже связана с не очень-то адекватным описанием предметов.
2) Странное решение подать все тексты "ломаным английским" (или, точнее, "фонетическим"). Первые пару фраз смотрятся забавно, но затем это быстро надоедает. В итоге читать в библиотеке достаточно масштабную историю планеты просто некомфортно, так что суть происходящего от игрока ускользает. Примерно как если играть в "Удафф" вместо "Удава".
3) Всё-таки научно-фантастический антураж, как на мой вкус, менее привлекателен, чем фэнтезийный и тем более реалистичный. Однообразные псевдофутуристические помещения базы - коридоры, спальни, санузлы, лаборатории - мало что говорят воображению. Мы же на незнакомой планете - вот бы тут разыграться подлинной фантазии автора в плане архитектуры, флоры и фауны! Как в "Щизме", например, только без затрат на графику.
4) В первом издании (да и во втором тоже) игра отличалась отличной и стильной упаковкой и многочисленными "Feelies", но - в самом процессе они никак не задействованы, увы. Да, в предысторию вводят и созданию атмосферы способствуют, но отчего бы было не использовать их и в загадках? Как в похожей "Starcross", например. Та же карточка-удостоверение лежит и в папке с игрой в физическом виде, и в инвентаре протагониста в виртуальном, но на деле совершенно бесполезна, только сразу выкинуть. Позднее, скажем, в "Lurking Horror" примерно такой же предмет используется вполне логично и интересно.
Не совсем так: на деле это и есть самое низкое звание изо всех возможных.
Да, причём не просто дослужился, а стал одним из основателей этого самого "Звёздного патруля"! Так что судьба героя выглядит на этом фоне как-то не очень реалистично: наверняка же потомок столь славного рода по умолчанию удостоился бы несколько большего внимания и уважения со стороны начальства, явно знакомого с его предками?
Я бы не сказал, что это "дедовщина", - этим термином обычно обозначают гонения со стороны коллег и соседей по казарме, тогда как тут нас (и не только нас - всех остальных рядовых солдатиков тоже!) обижает и преследует непосредственный начальник.
Соглашусь с @Grue13: игра правда совсем не сложная по меркам жанра. В переиздании 1984 г. её причислили к "стандартным", но как по мне, так она явно полегче, чем, скажем, "Zork I" или "Enchanter" (которые тоже "стандартные").
К сожалению, никакая документация в игре не задействована. А карты в комплекте не было - её можно было купить дополнительно, но ничто не мешало рисовать всё самостоятельно (как то и было принято в те годы в играх подобного жанра). Вот без такой зарисовки (или покупки) и правда крайне сложно.