Basun

Basun
Жанр: Action
Разработчик: Multicrom
Издатель: Multicrom
Год выхода: 1986
Платформа: Amstrad CPC
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 1 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 4.50 из 10
  • 0
  • 1
  • 3
Игра, которую вы можете скачать на данной страничке, являет собой отличную иллюстрацию тезиса "в семье не без урода". Это один из, в общем-то, не очень большого числа эксклюзивов для платформы Amstrad CPC (при этом предназначенный для продаж только в Испании), - но почему-то про него, в отличие от множества (или даже абсолютного большинства) собратьев, сведения в Интернете толком не обнаруживаются. Крошечные бессодержательные описания, буквально пара скриншотов самых первых экранов, не то обложка, не то рекламный плакат, - и всё. Ни руководства, ни полноценных видеороликов, ни хоть какой-то, с позволения сказать, "нормальной" информации. И это всё неспроста, товарищи. Basun - это самый настоящий "выродок" от платформы и мира компьютерных развлечений в целом. Редчайший пример, когда нечто изначально было задумано как практически непроходимое. Парой предложений выше мы слукавили: кое-какие отзывы игроков обнаружить всё-таки можно. В одном из них, например, утверждается, что игра попросту не имеет смысла, так как её нельзя завершить. А в другом высказывается искренняя надежда, что программист Basun попадёт в ад, где сам Люцифер будет пытать его булавками, выдерживая пятиминутный интервал... Впрочем, такая оценка - это тоже своего рода почётно.

...Действие происходит в вымышленной азиатской мусульманской стране Радждал, расположенной где-то в пустыне Гоби (возможно, отсылка к Уйгурии). Визирь по имени Мотадж свергает с престола своего султана и окапывается в чудовищной крепости под названием Басун, наводнённой разбойниками, злобными животными-мутантами и всяческими ловушками. Султан между тем нанимает отряд американских коммандос, состоящий из восьми человек, дабы они... И вот тут мы встречаемся с первой проблемой, потому как что именно требуется сделать - непонятно. Точнее, в общих чертах-то понятно: нужно "зачистить" (именно в кавычках - см. ниже) упомянутый замок и, возможно, открыть в нём некие двери и сундуки. Но для чего всё это нужно, а также как именно это сделать, - увы, неясно.

По жанру Basun можно с долей условности отнести к action-аркадам с видом сбоку, однако формально элемент головоломки здесь тоже присутствует. Под нашим управлением оказывается та самая восьмёрка из предыдущего абзаца, члены которой отображены в "ячейках" в нижней части экрана. И здесь нас поджидает вторая проблема: эти люди - вовсе не аналоги привычных "жизней", а самые настоящие "индивидуумы". По умолчанию протагонистом является "первый" из них, но в любой момент времени можно переключаться на кого угодно другого, - правда, на практике это исполнено просто феерически омерзительно. На конкретном экране всегда отображается лишь один солдат - даже если предполагается, что их там должно быть несколько (изначально, по-видимому, все стоят в левой части самой первой локации). На старте с потолка падают смертельно опасные камни, с помощью прыжков по которым можно будет пройти дальше, - и от вас требуется ждать, пока все они (почти как в "Тетрисе") займут положенные им места на полу, - процесс это порой весьма долгий, занимающий более минуты (наверное, именно за это падшему ангелу и предлагают колоть создателя игры булавками, выдерживая паузы...). Ни в коем случае не вздумайте оставить одного солдата на этих камнях и переключиться на другого - экран перезагрузится, камни начнут падать снова (!), а при попытке "вернуться" к ранее управлявшемуся вы мгновенно "получите" его труп (потому как считается, что он попал под завал). Если один из коммандос сталкивается с врагом или попадает в смертельную ловушку, но вы в этот момент "покидаете" его, "обращаясь" к одному из его напарников, - то ситуация с первым упомянутым как бы "замораживается", причём его даже можно попытаться спасти из переделки (хотя возможно это далеко не всегда) силами другого наёмника (но если просто "возвратиться" к нему, то через секунду он практически точно будет покойником). Более того, иногда, если верить всё тем же крошечным рецензиям, некое действие в принципе не может быть осуществлено подопечным в одиночку, поэтому для успешного завершения игры (здесь должно стоять множество знаков вопроса...) требуется сохранить в живых минимум двух солдат и не забывать о координации их усилий.

Противники представлены весьма колоритно выглядящими уйгурскими головорезами с автоматами, гигантскими пауками, "вихревыми шарами" (возможно, на деле это клубки змей) и так далее; имеются разнообразные ловушки - в частности, медленно обрушающийся пол, скрывающий под собой целый пруд с лавой вместо воды, а то и - внимание - попросту бездны, при попадании в них ведущие к смерти (причём сразу понять, что при прыжке вон в ту дыру нас ожидает именно конец, а не новая локация, никак нельзя). Малейший контакт с кем-то или чем-то опасным означает гибель одного из солдат, которые, впрочем, не беззащитны - каждый вооружён винтовкой с бесконечным боезапасом, однако стрельба возможна лишь на экранах с противниками-людьми и только по последним, - то есть с пауками, к примеру, таким образом разделаться почему-то невозможно. Уничтоженные враги возрождаются на своих "изначальных" позициях спустя всего несколько секунд после ваших успешных действий по их ликвидации, так что даже минимальная задержка на месте, особенно с учётом скорости перемещения и "реакции" оппонентов, практически наверняка означает весьма печальный финал для одного из "искателей приключений"... А ещё, например, здесь наблюдается чрезвычайная ограниченность персонажей в движениях: чаще всего они совсем низко прыгают, нередко приземляются вовсе не туда, куда нужно, а сама их манера менять положение тела в пространстве выглядит настолько дёрганой, что невольно задаёшься вопросом, не страдают ли они заболеваниями опорно-двигательного аппарата...

С точки зрения графики, как ни странно, всё это выглядит просто замечательно: весьма чётко прорисованные фоны, какое-никакое разнообразие (в одной из комнат на стене висят скелеты, например, а в логове паука имеется паутина), элемент "чёрного юмора" (погибший солдат отображается в своей ячейке в виде скелета - но в каске) и даже самая настоящая анимация: все бойцы (именно все - и видимые внизу экрана тоже) время от времени крутят головами в разные стороны, языки пламени красиво колышутся, "вихревые шары" и вовсе достойны похвалы за оригинальность... Но, во-первых, глазеть на все эти красоты совершенно не остаётся времени, во-вторых - в данном случае они выполняют роль всего лишь обёртки от конфеты, за которой, увы, скрывается субстанция совсем иного рода. Из-за полной нелогичности и раздражающей (а вовсе не завлекающей) сложности играть в Basun попросту невозможно, - и те немногие люди, кому довелось с ней познакомиться, единодушны в отношении этого вердикта. Между прочим, когда-то данная вещь продавалась по подписке (!) за 35 тысяч песет, была выпущена крошечным тиражом, а затем надолго канула в Лету и была вновь обнаружена лишь в начале третьего тысячелетия. В принципе, с целью сохранения для истории это хорошо - хотя бы как доказательство того, что отнюдь не все старые игры достойны рукоплесканий и восхищения. Единственный балл рейтинга из десяти - и "почётная" антипремия от Old-Games.ru с пометкой "не рекомендуется никому и никогда". Вот так.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
На Youtube можно найти полное прохождение этой игры, причём с точки зрения смотрящего ролик проходящему вроде бы не особо тяжело, хотя это наверняка либо только кажется, либо там есть свои хитрости.