Создавая шестую текстовую игру на тему мира Zork, Дэвид Либлинг собирался назвать её "Mage". Однако руководитель отдела маркетинга Infocom, Марк Дорнбрук, был категорически против: во-первых, дизайнеры жаловались, что это название слишком короткое и будет плохо смотреться на обложке коробки, а во-вторых - проведённые социологические опросы показали, что "люди с улицы" просто не знают такого слова. Мечтой Дорнбрука было возвращение к наименованию оригинала вкупе с добавлением подходящей цифры, "Zork VI", - но в итоге был выбран более художественный вариант:
Spellbreaker. Вот только автор игры заартачился и ни в какую не соглашался на смену вывески. Спор разгорелся не на шутку, но окончился в итоге в пользу маркетинга. Однако Либлинг не сдался - и в последний момент внёс в код программы небольшое изменение: поступившая в продажу версия с вероятностью в 1% при запуске демонстрирует всё-таки наименование "Mage".
1. Самую длинную и интересную с точки зрения развития партии главу можно завершить всего за несколько минут, встретив Джезару и сопроводив ее во дворец. Большая ошибка! В ночном Крондоре можно найти на свою пятую точку множество (порядка 50) уникальных стычек и запертых сундуков с сокровищами. Не упустите шанс разодеть партию в ценные артефакты, последующие главы куда менее щедры на них.
2. Вложившись немного в воровские навыки, стоит изменить в настройках дефолтный способ взлома замков и начать ловко обходить ловушки.
3. В игре отсутствуют субтитры. Если не любите воспринимать английский на слух, можно накатить папку "Audio" из весьма приличной локализации Da CrewCuts Studios.
Камера не скачет (она фиксирована), а меняет свое положение в зависимости от точки положения персонажа на отрендеренном заднике.
Это была первая виденная мною игра, в которой в скриптовых сценах на персонажах отображалось то, что на них надевалось (то бишь текстурки менялись). По тем временам это было круто.
Согласен, что сравнивать игры было бы невозможно, будь они обе хорошими: они слишком разные и сделаны были в разное время.
Персонаж ходит очень медленно и неадекватно (в бою делает ещё пару шагов, уже упёршись в про), камера неожиданно скачет. Падение трупа противника в недостижимое место вполне возможна: его не видно, с него не снять вещи. И, в отличие от Betrayal at Krondor, нет настроек длины шага и т.п.
Порадовала миниигра системы снятия ловушек, но опять же: эта миниигра становится утомительной довольно быстро, так как занимает каждый раз много времени. Сундуки с загадками в BaK интереснее.
Игра могла бы быть хорошей, будь она популярной: за год-другой идиотские ошибки исправили бы, добавили бы настроек. Какую-то заплатку на 300 Кб (версия 106) выпустили, но я уже не буду её проверять.
ВНИМАНИЕ: И ни в коем случае не устанавливайте игру в каталог не по умолчанию! При сносе "замечательный" инсталлятор удалил мне заодно все файлы каталога I:\GAMES, а те, которые удалить не смог, попросил операционную систему удалить после перезагрузки. Собственно, это меня так поразило, что я даже зарегистрировался, чтобы оставить этот комментарий.
А насчет Return to Krondor... Что значит - "продолжение" Betrayal at Krondor? Игры делали совершенно разные люди, совершенно разные ролевые системы и сюжеты, разве что эксплуатирующие примерно один и тот же временной промежуток в истории Мидкемии. И по каким же критериям сиквел "лучше"? Соглашусь, что первые несколько глав крайне приятны и атмосферны, пока действие происходит в городе, но вторая половина игры - стандартный dungeon crawl. Мое личное мнение, конечно же, однако я считаю, что Betrayal at Krondor вчистую выигрывает у "сиквела"