Chrome: SpecForce

Хром. Спецназ
Chrome: SpecForce
Жанр: Action
Разработчик: Techland
Издатель: Deep Silver
Год выхода: 2005
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.88 из 10
  • 14
  • 20
  • 32
You're in the army now
Oh, oh you're in the army, now


Status Quo «In the army now»



Отметившись в 2003 году весьма неплохим шутером Chrome, парни из команды Techland не стали останавливаться на достигнутом, выпустив в 2005-м аддон под названием Chrome: SpecForce. Учитывая время, затраченное на создание проекта, можно было предположить, что нас ждет игра, как минимум не уступающая в качестве оригиналу, а то и превосходящая его. Увы, SpecForce оказалась значительным «шагом назад», уступающим предшественнику практически по всем параметрам. Можно долго строить теории и рассуждать на тему того, как и почему так получилось, однако предлагаю не тратить на это время и перейти непосредственно к ознакомлению с аддоном.

События SpecForce происходят за несколько лет до оригинала. Главным героем вновь выступает Болт Логан (Bolt Logan), который еще не начал карьеру наемника и вместе со своим напарником Роном «Пойнтером» Герцем (Ron "Pointer" Hertz) служит в спецназе правительственных войск. Поскольку парни являются лучшими бойцами подразделения, именно им поручают операцию по уничтожению производящей запрещенные вещества лаборатории. При этом, учитывая тот факт, что цель расположена на планете, контролируемой корпорацией ЛорГен (LoreGen), чрезвычайно враждебно относящейся к посторонним на своей территории и не слишком охотно сотрудничающей с официальными властями, задание было решено провести в режиме абсолютной секретности. И разумеется, всё пошло не по плану… В общем, пересказывать сюжет SpecForce дальше я не буду - по причине его абсолютной банальности и предсказуемости. Если в оригинале присутствовали предательства, неожиданные повороты и прослеживалась определенная интрига, то в повествовании аддона никаких «подводных камней» нет. Вместо этого нам предлагается стандартный набор ходов, используемых сценаристами во множестве других боевиков, – злая корпорация, добрые повстанцы, таинственный научный проект… В результате протагонист просто выполняет череду заданий, направленных на подрыв боевого потенциала противника, а в конце расправляется с «главным плохишом», после чего наступает ожидаемый хэппи-энд.

Впрочем, при наличии увлекательного и динамичного игрового процесса на примитивность и прямолинейность сюжета легко можно было бы закрыть глаза. Однако и здесь, увы, не всё гладко. Нет, Chrome: SpecForce, безусловно, неплохой шутер, - но, растеряв большинство игровых элементов, выделявших предшественника на фоне прочих представителей жанра, аддон превратился в стандартный фантастический боевик. Каким образом разработчикам удалось добиться столь «впечатляющих» результатов? Прежде всего, они убрали из игры обширные открытые пространства и ограничили игрока в разнообразии возможных вариантов действий. В оригинале геймер относительно свободно перемещался по достаточно большой территории, самостоятельно решая, как выполнить текущую задачу. Также большинство уровней в обязательном порядке включало в себя сражения на открытой местности, штурмы вражеских баз и схватки внутри помещений. В дополнении на первый взгляд ситуация не изменилась – игрок отстреливает противников как на «свежем воздухе», так и в зданиях, а также «осаждает» лабораторные комплексы корпорации. Однако уже на первом этапе выясняется, что делать всё вышеизложенное приходится в строгих рамках, установленных разработчиками. Например, при перемещении по открытой местности мы, несмотря на раскинувшиеся вокруг просторы, двигаемся по достаточно узкому «коридору». Почему нельзя перемещаться свободно, как в оригинале? Во-первых, с протагонистом нередко «путешествуют» союзники-боты, отходить от которых можно лишь на определенное, очень небольшое расстояние. Что будет, если убежишь дальше дозволенного? Появится надпись о провале миссии - и придется начинать с последнего сохранения. Во-вторых, авторами активно используются горы, холмы, пропасти, стены и прочие объекты, образующие тот самый пресловутый «коридор» и не позволяющие заниматься «самодеятельностью». В итоге доходит до смешного: вокруг раскинулись поля-луга, вроде бы достаточно места для маневра, - а несчастный игрок бежит за очередным союзником и боится сделать шаг в сторону.

Не лучше обстоят дела и со штурмом вражеских баз, которые практически всегда окружены реками, обрывами и высоченными заборами, в результате чего проникнуть на них можно лишь в предусмотренных разработчиками точках. Более того, их территория с помощью контейнеров и различных заграждений нередко разбита на отдельные «зоны», и игрок вынужден зачищать периметр в задуманной авторами последовательности.

В результате лишь сражения в помещениях сохранились в более-менее неизменном виде. Впрочем, и в их случае совсем без потерь обойтись не удалось – разработчики отказались от огромных многоярусных залов и ангаров, предложив геймеру в качестве «поля боя» довольно стандартные в большинстве своем комнаты и коридоры.

Отчасти спасают ситуацию различные игровые «вставки» вроде побега от противника на спидерах (мотоциклах на воздушной подушке), засады на конвой, подрыва бронемашины «вручную» или защиты совместно с союзниками позиций от превосходящих сил неприятеля. Однако не все эпизоды такого рода вышли у разработчиков удачными - во многом из-за их затянутости. Например, в начале одного уровня Логан с отрядом соратников движется по болоту, отстреливая нападающих на группу динозавров. При этом зверюги атакуют в одиночку либо парами и особой опасности не представляют, в результате чего путешествие выходит монотонным и однообразным. А убежать куда-то по своим делам главный герой по понятным причинам не может. Или взять поездку на спидерах, в ходе которой протагонист и двое ботов удирают от преследующего их шаттла и прорываются сквозь вражеские блокпосты, – мало того, что эта поездка весьма затянута, так еще приходится прикладывать максимальные усилия для того, чтобы не «потерять» напарников: ведь серьезное отставание приведет к провалу миссии.

Зато перестрелки по-прежнему довольно увлекательные. Хотя, как и в оригинале, разновидностей противников в аддоне не особо много, те, что имеются «в наличии», способны создать игроку немало проблем. Правда, в первую очередь за счет количества, меткости и наносимого урона, - умственные способности ботов, к сожалению, оставляют желать лучшего. Причем если в «основной» игре оппоненты во время боев в помещениях действовали примитивно и однообразно, но довольно неплохо «показывали» себя на открытых пространствах, то теперь никаких различий в их поведении нет. Вне зависимости от того, где идут перестрелки, боты действуют шаблонно и однотипно. Впрочем, благодаря неплохой постановке боев – одни противники по велению скриптов «ныряют» в укрытие, а другие яростно отстреливаются, постоянно двигаясь, чтобы сбить игроку прицел, – может сложиться впечатление, что супостаты действуют очень грамотно и разумно. Кроме того, учитывая тот факт, что уровни теперь представляют из себя один большой коридор, иного от них ожидать сложно, – вражеским бойцам просто негде было бы «развернуться» и проявить смекалку.

Что же касается типов противников, то основной «ударной силой» корпорации служат солдаты в легкой и тяжелой броне, вооруженные самым различным оружием, начиная с автоматов, дробовиков, гранатометов и заканчивая винтовками с оптическим прицелом. Особо отмечу снайперов: если в оригинале эти ребята находились исключительно на сторожевых вышках и крышах зданий, то теперь они активно маскируются среди растительности на вершинах холмов и горных склонах, что заметно затрудняет их обнаружение. Также помимо упомянутых выше противников геймеру придется столкнуться с вооруженными мощными пистолетами и умеющими становиться невидимыми девицами, небольшими летающими дронами, а также одетыми в фиолетовые комбинезоны охранниками, по части живучести практически не уступающими своим закованным в броню «коллегам». Кроме того, ближе к концу игры корпорация выставит против Логана свою секретную разработку – суперсолдат, облаченных в специальную высокотехнологичную броню. И еще - в аддоне присутствует один-единственный босс, который, впрочем, убивается довольно легко и непринужденно.

В общем, по сравнению с подавляющей массой шутеров в SpecForce откровенно небольшое число разновидностей противников, тем более что те же дроны встретятся игроку единожды, а суперсолдаты - всего пару раз. Однако широкий спектр используемого супостатами вооружения, а также активное применение ими техники позволяют «сгладить» данный недостаток и разнообразить процесс прохождения. Впрочем, различные транспортные средства доступны не только врагам, но и протагонисту. Всего имеется порядка 9 различных боевых машин: бронетранспортеры, истребители, транспортные корабли, джипы, три вида шагающих роботов, спидеры и мощные многоствольные турели. Правда, геймеру чаще всего придется пилотировать различных роботов, плюс по одному разу доведется полетать на спидере, прокатиться стрелком на джипе и пострелять из турели.

Что же касается вооружения, то главному герою (и его оппонентам) доступен арсенал, включающий около 8 различных «стволов», среди которых снайперские винтовки, автомат, пистолет, дробовик и ракетная установка. Также протагониста можно экипировать тремя различными видами гранат. Единственное нарекание по этой части – все «пушки» перекочевали в аддон из оригинала, причем половина в неизмененном виде, а часть была просто перерисована. При этом некоторые единицы банально «потерялись» - например, электро-ружье. Исчезла и возможность подобрать персонажу перед началом очередной миссии оружие и снаряжение, – каждый этап начинается либо с тем, что осталось после прохождения предыдущего уровня, либо со стандартным стартовым набором.

Зато количество «стволов» и полезных предметов, которые может переносить с собой главный герой, по-прежнему ограничено вместимостью инвентаря протагониста. Причем добрые разработчики несколько расширили «рюкзак» Логана, позволив ему носить с собой больше различных «полезностей», в числе которых, помимо оружия, аптечки, батарейки для брони, коробки с патронами, бинокль и музыкальный плеер. Практически всё из перечисленного, за исключением «зарядок», присутствовало и в оригинале, а появление в инвентаре элементов питания обусловлено очередными довольно спорными изменениями в игровом процессе.

Дело в том, что по сюжету оригинала в тело протагониста был внедрен ряд имплантатов, дающих ему существенное преимущество в бою. Всего в наличии было семь таких апгрейдов: замедление времени, уменьшение урона, тепловизор (можно видеть противников сквозь стены и потолки), повышение скорости передвижения, приближение целей без оптического прицела, увеличение точности (снижает разброс огня) и, наконец, «твердая рука» (при ранениях прицел не сбивается). Однако в аддоне главный герой еще не прошел «усовершенствование», в связи с чем возможность использования различных «трюков» ему обеспечивает высокотехнологичный боевой костюм. Применение специальных возможностей, коих теперь всего четыре (замедление времени, уменьшение урона, невидимость, ускоренный бег), истощает заряд брони Логана, а батареи как раз и позволяют его восстановить.

Соответственно, теперь именно костюм отвечает за взлом всяких кодовых замков и терминалов. Сам процесс «хакинга» не претерпел особых изменений и всё так же выполнен в виде мини-игры: на экране появляется поле, заполненное определенным количеством квадратов, под каждым из которых скрыт некий символ. Задача игрока заключается в том, чтобы находить пары (в отдельных случаях тройки) совпадающих символов. При этом исчезло ограничение по времени, так что теперь геймер ограничен лишь количеством «ходов». Увы, «ломать», как и раньше, можно лишь строго определенные и немногочисленные устройства. Так что о масштабных диверсиях и саботаже техники врага путем хакерских атак игрок может только мечтать.

Резюмируя сказанное относительно игрового процесса дополнения, необходимо признать, что авторы не только не озаботились привнесением в аддон по-настоящему свежих и интересных идей, но и значительно упростили геймплей, выкинув из него ряд важных составляющих. Более того, разработчики даже не попытались компенсировать «потери» с помощью, например, улучшения графической или аудиальной составляющих проекта.

Так, пейзажи в SpecForce всё так же красивы при общих планах, но значительно теряют в качестве при ближайшем рассмотрении. Поднявшись на очередной горный хребет, можно полюбоваться раскинувшимися внизу джунглями и протекающей неподалеку речкой либо покрытыми густой растительностью холмами и равнинами. Однако подойдя поближе, можно легко заметить определенную нехватку полигонов и не очень высокую детализированность деревьев, замшелых валунов и прочих объектов пейзажа. В свою очередь, различные искусственные сооружения вроде лабораторий и военных комплексов могут похвастаться неплохим внешним видом и хорошо проработанными футуристическими интерьерами, заполненными различными объектами обстановки. Но и тут не всё гладко: помещения, коридоры и переходы зданий выглядят однотипно и постоянно повторяются. Кроме того, игровое окружение отличается чрезвычайно низкими интерактивностью и разрушаемостью – взаимодействовать, в том числе путем разрушения, можно лишь с небольшим количеством объектов.

Зато исключительно положительные эмоции вызывают модели техники, оружия и бронекостюмов - стильным внешним видом и хорошей отрисовкой. Игровые персонажи также достаточно детализированы и неплохо анимированы, хотя их лицам всё же несколько не хватает проработки, да и сбои анимации нет-нет да и случаются (боты начинают двигаться нереалистично). Кроме того, в SpecForce, как и в оригинале, присутствует продвинутая физика, так что мертвые противники красиво валятся вниз с верхних этажей и эффектно отлетают от попаданий из дробовиков и взрывов гранат. Хотя, разумеется, без «глюков» не обошлось - и противники изредка цепляются за текстуры или падают в довольно странных позах.

Что же касается звуковой составляющей, то игра радует качественными «электронными» композициями и большим количеством диалогов. Правда, речь идет именно о заскриптованных сюжетных разговорах, – вражеские бойцы и боты-союзники, конечно, выкрикивают во время схваток отдельные реплики, но происходит это не так часто, да и набор фраз весьма невелик. Также отмечу, что озвучивавший в оригинале главного героя легендарный Джон Сент-Джон (Jon St. John), более известный как голос Дюка Ньюкема, не принимал участия в работе над SpecForce. Его сменщик и прочие актеры вполне справляются со своими ролями, хотя назвать их игру выдающейся вряд ли удастся. Зато довольно качественными остались различные эффекты вроде выстрелов, взрывов и шагов роботов.

В общем, Chrome: SpecForce вполне уверенно «держит марку» добротного фантастического шутера. Разумеется, от игры хотелось бы большего – развития идей оригинала, больших свободы и разнообразия в геймплее. Увы, разработчики не смогли (или не захотели) реализовать что-то подобное в своем проекте. Впрочем, SpecForce всё же является дополнением к оригиналу, а не полноценным сиквелом, что позволяет простить ему отсутствие нововведений и даже своего рода «шаг назад» от достижений прародителя.

Так что я всё же рекомендую SpecForce к ознакомлению и просто любителям футуристических шутеров, и поклонникам оригинала. При этом если вы еще не знакомы ни с Chrome, ни с дополнением к нему, но собираетесь устранить этот «пробел», советую начать именно с аддона, а потом уже перейти к «основной» игре, благо и сюжет, и геймплей располагают именно к такому порядку прохождения.
Автор обзора: Warmaster
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.