Crime and Punishment

Crime and Punishment
Жанр: Simulation
Разработчик: Graeme Newman, Jack Kress
Издатель: Imagic
Год выхода: 1984
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 5.67 из 10
  • 1
  • 2
  • 3
Нет, «Crime and Punishment» – это, к сожалению, не игроизация романа Ф. М. Достоевского. Но всё равно это вполне примечательная и оригинальная вещь: симулятор североамериканского судьи, причём весьма серьёзный и даже реалистичный, особенно с учётом эпохи своего появления на свет.

О предыстории этого самого появления можно прочесть в обширной – на 18 страниц! – справке-руководстве, которая выводится на экран, если сразу после заставки нажать клавишу «B» (в противоположность «G» позволяющей перейти непосредственно к игре). Если коротко, то «Crime and Punishment» создавалась по горячим следам судебной реформы США 1970-х годов, когда группа экспертов предложила облегчить труд региональных судей (явно перегруженных работой) введением своего рода методических рекомендаций по так называемому «предполагаемому осуждению», рассчитываемых на основе широкой статистической базы посредством ЭВМ. В роли такого рядового провинциального вершителя правосудия нам и предлагается себя испытать – вынося приговор осуждённому нарушителю на основании имеющихся сведений о составе преступления и сравнивая свой вердикт с решением «настоящего» (а точнее, виртуально смоделированного) судьи.

Авторами игры выступили два признанных эксперта в области судебного права и той самой реформы – профессора Джек Кресс из Делавэра и Грэм Ньюман из Нью-Йорка, которым в этом деле помогали программист Рик Оливер и художник Мэтью Саркони. Работа последнего мастера ограничилась, понятное дело, всего лишь несколькими иллюстрациями (хотя и кое-какой анимацией), в версии для IBM PC с адаптером CGA выглядящими даже чуть похуже, чем в инкарнациях «Crime and Punishment» для других платформ, Apple II и Commodore 64. Имеющийся альтернативный и чисто текстовый вариант мы рассматривать не будем – в отличие от версии для IBM PCjr, которая обеспечивает несколько более приятную для глаз палитру и которую таким образом и стоит порекомендовать к использованию при запуске игры в современном эмуляторе DOSBox. Имеется здесь и звуковое оформление в виде мелодии, сопровождающей заставку и кульминационную сцену вынесения приговора, а также и звуковых сигналов, призванных символизировать удары молотка судьи, – всё это добро разрешается при желании отключить нажатием клавиши «S».

Добравшись до собственно зала суда, мы сразу же получаем на руки очередного обвиняемого: он уже признан виновным присяжными, и дело только за нами – иначе говоря, за вынесением приговора. Оглашаемые здесь правонарушения самые разнообразные и варьируются по степени своей тяжести от лжесвидетельства и преступной халатности до убийства и компьютерного пиратства (авторы говорят о миллионах доступных игроку уникальных случаев – понятное дело, подбираемых программой случайным образом из некоторого набора компонентов, но с серьёзной заявкой на реализм). Представленное здесь же меню из пяти пунктов позволяет запросить более подробную информацию о составе преступления и личности подсудимого: клавиша «1» отвечает за детали совершённого правонарушения (тут будут доступны вопросы о размере нанесённого ущерба, об отношениях с жертвой, об использованном оружии и др.); при нажатии цифры «2» можно узнать об уголовном прошлом обвиняемого (статус на момент совершения преступления, наличие и характер предыдущих судимостей и т. д.); раздел «Pre-sentence report», открываемый при помощи клавиши «3», содержит в себе запросы о личных качествах правонарушителя – об истории его занятости, воспитания и душевного здоровья, а равно и краткий отчёт о том, как проходило заседание суда присяжных. Нажатие «4» позволит перечесть всю собранную ранее информацию, – ну а клавиша «5» будет означать переход к собственно вынесению приговора.

По большей части нам доступно всего три варианта определения дальнейшей судьбы обвиняемого: условное осуждение («Probation») и – внимание! – две разновидности тюремного заключения, «Jail» (окружная тюрьма для приговорённых к сравнительно небольшим срокам изоляции от общества) и «Prison» (более тщательно охраняемая каталажка общегосударственного уровня, рассчитанная уже на длительное пребывание). Иногда – в случае с особо тяжкими преступлениями – к обычному ассортименту может прибавляться и высшая мера наказания. При стандартных же правонарушениях после выбора одного из трёх доступных вариантов требуется ещё и указать на следующем экране период заключения или полицейского наблюдения – вводя количество, соответственно, лет, месяцев и/или дней. После этого-то мы и сможем сравнить результат своей профессиональной деятельности с вердиктом «настоящего» (по мнению программы) судьи, – оба приговора отображаются тут на чашах стилизованных весов. Собственно целью игры является достичь баланса или набрать как можно большее количество очков, выражаемых в «судебных молотках» и начисляемых в размере от одного до десяти сообразно степени приближённости нашего приговора к идеальному. При этом учитывается и то, насколько релевантными были заданные нами до вынесения приговора вопросы, – иначе говоря, если спрашивать, скажем, обвиняемого в незаконном ведении каких-нибудь денежных операций об орудии преступления или о его отношении к жертве, то штрафных санкций не избежать! Помимо такой оценки за каждое отдельное дело мы увидим на экране и свой показатель «Judicial IQ», на этот раз исключительно числовой и представляющий собой средний балл, полученный нами за все уже рассмотренные дела, – после чего можно будет перейти к решению судьбы следующего обвиняемого.

В результате, несмотря на ожидаемую аскетичность визуальной составляющей, а также и на некоторые погрешности «искусственного судебного интеллекта», временами выносящего довольно-таки неожиданные «образцовые» приговоры, «Crime and Punishment» оставляет по себе скорее самое приятное впечатление. Образовательная ценность игры налицо, – да и просто симулятор американского окружного судьи выделяется среди электронных развлечений крайне редкой, если не уникальной, тематикой, а потому и рекомендуется всем любителям оригинальных проектов.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Несколько более глубоких мыслей по игре. Первое - совершенно не понятно на УК какого штата строится игра Ведь в США каждый штат имеет своё законодательство. И если в одном штате есть смертная казнь то в другом её нет, даже за убийство с особой жестокостью (или как там говорят убийство первой степени). А в игре есть смертная казнь, но нет пожизненного лишения свободы. Вторая странность - это правила игры. Игрок получает больше балов если не интересуется обстоятельствами дела. То есть я, как судья, должен выносить приговор на основании того, что некий подсудимый был признан виновным в совершении того или иного преступления. Это ересь дичайшая! На то и суд, чтобы разбираться в обстоятельствах дела. Это основная работа судьи - судить людей. И наказание по одной и той же статье может быть в разных делах совершенно разным. Кому-то хватит и условного наказания, а а кому-то надо пару лет посидеть в тюрьме (prison). В этом то и главное отличие нормального правосудия от средневековых норм. Здесь этого нет. Весь упор делается на точность - приговор, который выношу я, должен быть максимально приближен к приговору судьи. Но ведь в различных делах разные обстоятельства, разный бэкграунд у подсудимых. Как можно всех под одну гребёнку?
P.S. Пару раз попадались дела по убийствам. Однажды это было убийство и похищение ребёнка. Я дал 25 лет строго режима (prison), но компьютерный судья был куда строже - подсудимый был приговорён к смертной казни. Во втором случае было убийство полицейского. И я и судья выбрали одно и тоже наказание - смертную казнь. За это я получил 10 "молоточков" и хвалебные отзывы от судьи. Но в более простых делах я далеко не всегда так точен. Особенно меня поражают приговоры при мошенничестве - сумы огромные (иногда сотни тысяч долларов и это 1984 год!), а наказание мягкое. Плюс часто наказание это несколько лет условно. Намного чаще чем у нас. А ещё меня удивляет приговоры типа 8 месяцев и 28 дней. Почему такая точность? Я больше привык к годам и месяцам.
Сегодня мне удалось запустить эту игру. Игра интересная, но весьма специфическая. Необходимо и знание английского языка и определенные представления о преступности в США. Первые несколько дел я провалил - моё наказание было или слишком мягким или наоборот слишком суровым. Но вот однажды попалось мне дело - человек среди бела дня проник в дом своей родной сестры и ограбил его. Свой поступок он объяснил тем, что ему не хватало на выпивку. Плюс он и раньше часто нарушал закон - 10 арестов. В общем я приговорил его к 3 годам и 6 месяцем заключения в тюрьме (prison). Компьютерный судья приговорил его к 3 годам и 10 месяцам. И тоже в prison. А потом похвалил меня за хорошую работу. То есть я достаточно точно определил степень опасности этого подсудимого и совершенного им преступления.
Игра доставляет лулзы при прочтении деталей дела. Например мне попалось дело где преступник заставил женщину заняться проституцией дабы, по его словам, "произвести впечатление на кино-звезду". Или например насильник, который заявил что совершил изнасилование "по политическим причинам". Есть люди которые оправдываются тем что на совершение преступления их толкнул Дьявол. Впечатлил преступник который в годы юности дал взятку учителю (а что, так оказывается было можно?!). Также впечатлил получатель госпособий который обманул оные госпособия на 40 000 долларов, мотивируя это тем что нужно было отдать картёжный долг.
Чтобы запустить игру надо исполнить комманду "dosbox ./CAP.IMG"