Moontra Kid: The Ghost City

Moontra Kid: The Ghost City
Жанр: Arcade
Разработчик: CyberPlanet Interactive
Издатель: CyberPlanet Interactive
Год выхода: 2005
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 7
Если спросить не только "обычного", но и продвинутого олдгеймера о тайских старых играх, то ответом, скорее всего, будет или удивление, или молчание. Помешанный на национальных раритетах знаток же, услышав подобный вопрос, смутится и, оглядевшись по сторонам, как будто речь идёт о чём-то непристойном, тихо и с каким-то стыдливым возмущением прошепчет: "Это же позорище!". И да, такая точка зрения в немалой степени оправданная: создаётся впечатление, что изо всех стран, в которых существует хотя бы более-менее масштабная (то есть насчитывающая больше пяти наименований) национальная - ориентированная именно на внутренний рынок - индустрия компьютерных развлечений, на первом месте по убогости создаваемых проектов стоит именно Королевство Таиланд. По состоянию на 2019 год известно примерно о двадцати играх родом оттуда (при этом международный релиз изо всех них имела ровно одна), - и качеством почти все они, мягко говоря, не отличаются. Но есть штучные исключения; а на данной страничке - внимание - представлена лучшая тайская игра всех времён (без шуток), пусть и не издававшаяся за пределами этой далёкой от нас страны.

Собственно говоря, перед нами вторая часть дилогии о приключениях отважного мальчика Мунтры, по жанру представляющей собой гибрид beat 'em up'а и платформера. Первая игра вышла в 2004 году изначально в виде freeware (хотя имел место и небольшой тираж на дисках), была посвящена антинаркотической пропаганде (герой сражался с соответствующей мафией) и содержала в себе, помимо платформера, три мини-игры: забавные гонки и две тематических викторины. Будучи, как ни странно, довольно качественно сделанной (а уж по тамошним меркам - тем более), данная вещь быстро обрела громадную популярность, что сподвигло разработчиков уже через год выпустить продолжение в том же жанре - сразу же коммерческое и предназначенное в первую очередь для развлечения. Впрочем, определённый образовательный элемент в нём тоже есть: благодаря этой игре можно познакомиться с тайскими духами (а для одновременно очень образованного и совершенно неадекватного человека - проверить свои знания в данном вопросе). Не секрет, что в странах Юго-Восточной Азии фольклор на тему привидений и подобных существ вообще удивительно богат, - но Таиланд выделяется даже на таком "мощном" фоне: разнообразие нематериальных чудовищ там просто поразительное. И теперь с ними можно сразиться на экране своего монитора.

Весь сюжет подаётся на тайском языке (в виде текста, так как озвучки нет, - а жаль), поэтому о сути происходящих событий можно лишь догадываться. По всей видимости, призраки захватывают некий город и окрестности (а также минимум одного маленького ребёнка), - и мальчик-суперагент Мунтра, ранее сражавшийся с наркодельцами, отправляется на борьбу с мистическим злом, - а советы ему будет "удалённо" давать тот же старый профессор, который помогал в первой части. А вот меню и интерфейс, к счастью, переведены на английский, так что проблем с пониманием особенностей игрового процесса (коих здесь в принципе немного) наверняка не возникнет.

Перспектива обзора - вид сбоку; герой умеет пригибаться, карабкаться (эти два умения нужны крайне редко), прыгать, а также ускоряться; последнее в ряде случаев критически важно. У него есть несколько "жизней" и довольно приличный запас здоровья в рамках каждой из них, выраженный в виде красной шкалы в левом верхнем углу экрана. Интересно, что благодаря имеющемуся у персонажа "исцеляющему кристаллу" этот показатель способен со временем восстанавливаться автоматически, - но происходит подобное медленно, поэтому особенно рассчитывать на такую возможность не стоит, тем более с учётом "плотности населения" уровней (хотя вообще отыскать безопасные места и "отдышаться" на них иногда реально). В качестве "базового" оружия используется заряженный некой энергией меч, способный не только рубить, но и "стрелять" на очень небольшие расстояния.

Кроме того, герою доступна самая настоящая магия, запас которой - также возобновляемый автоматически в случае траты - показан в виде серебристой шкалы, расположенной ниже той, что отражает состояние здоровья. Под ней изображено пять символов, переключаться между которыми по умолчанию нужно при помощи клавиш "W" и "R" (сразу отметим, что управление разрешается настроить под себя), - это, скажем так, виды "боевых заклинаний", после их выделения применяемых посредством зажатия клавиши атаки (чем дольше мы её удерживаем - тем более мощным будет эффект, получаемый при отпускании, но и расход "маны" окажется ему прямо пропорционален). Если подсвечена пиктограмма с мечом, то волшебным становится само оружие героя: с его помощью он может посылать целые "белые волны", весьма разрушительные и обладающие гораздо большим радиусом поражения, нежели энергия, окружающая клинок в "обычном" состоянии. Четыре оставшихся значка - это магия снега, огня, ветра и электричества ("молнии"), дающая соответствующий эффект.

Бонусов не так много, и все они выпадают из поверженных противников. Наиболее ценными из предметов являются раскрытые свитки (дают дополнительную "жизнь"), серебристые шарики (восстанавливают приличное количество здоровья сразу же при подборе, - отличное дополнение к отмеченному ранее кристаллу) и бочонки (делающие то же, что предыдущие упомянутые объекты, но применительно к магической энергии). Есть также целый ряд цветных камешков, связанных с конкретным доступным нам видом колдовства (и помеченных соответствующими символами): чем больше таковых взято - тем сильнее окажется эффект от применения тех или иных заклинаний.

Разумеется, главное достоинство The Ghost City, делающее её именно тайской игрой, причём хорошей, - это противники. Радость от лицезрения данных существ у любого, кто интересуется фольклором этой страны, будет просто неописуемой. Конечно, опознать - в "фольклорном" смысле - все типы врагов не очень просто; да и вполне возможно, что некоторые из них не имеют чётких названий, а то и вовсе были придуманы для данной игры. Первыми недругами, с которыми мы столкнёмся, станут крестьяне-зомби в тайских шляпах, атакующие собственными оторванными руками, используемыми в качестве дубинок. Далее появятся: летучие мыши (наверняка вампиры); выпрыгивающие из воды (и, что интересно, из ям) пираньи; пауки (на удивление сильные, опасные и - ввиду малых размеров - не очень-то легко убиваемые: по ним банально тяжело попасть); передвигающиеся строго на задних конечностях орангутанги; темноволосые "люди" неопределённого (но скорее женского) пола с чёрными волосами до плеч и в изорванной одежде, неплохо дерущиеся голыми руками; целых три вида скелетов, различающихся оружием (одни - с двумя саблями, другие - с луками, третьи - в шлемах, с копьями и щитами), причём у первых двух имеются набедренные повязки (красные и жёлтые соответственно).

Но всё-таки многие супостаты сущностно либо "угадываются", либо даже легко опознаются: например, мускулистые мужчины в набедренных повязках с лицами, похожими на обтянутые кожей черепа, имеющие на каждой руке большой круглый щит и генерирующие потоки огненных шаров прямо из своего тела, - это известнейшие тайские демоны пхрай кхаранг. Лысые мужчины огромного роста (герой достаёт им лишь до колена), пинающиеся ногами, - преты (удивительно, но, несмотря на устрашающий вид, это далеко не самые сильные противники: у них небольшой запас здоровья, да и скорость невысокая). Фиолетовые люди-тигры - скорее всего, ча кла. Женщины-змеи, присутствующие в двух различающихся расцветкой ипостасях, - не нагини и тем более не ламии, а сугубо местные, тайские создания: пхи нгу (эти "дамы" - одни из самых опасных неприятелей: они могут слегка подпрыгнуть и, зависнув над землёй на небольшой высоте, полететь на нас с выставленными вперёд руками, при столкновении начав бить; одна такая серия ударов способна лишить почти всего запаса здоровья). Голубые карлики, стоящие в позе "руки в боки" и плюющиеся огнём, - куман тхонг, опять-таки общеизвестные тайские духи. Похожие на них товарищи с рожками и кожей телесного цвета, также исторгающие изо рта пламя и к тому же активно прыгающие, - скорее всего, рак-йом (но тут точной уверенности нет). Новые оппоненты появляются на всех эпизодах, кроме последнего, где присутствуют все ранее встреченные типы.

Уровней всего пять; правда, каждый из них состоит из пяти этапов, в свою очередь не совсем крошечных, - так что продолжительность относительно приличная. Непосредственно в городе разворачиваются события лишь заключительного эпизода, - до этого нам предстоит действовать в джунглях (в том числе в находящейся посреди них деревне и на болоте). Одна из важнейших "фишек" первой части - не особенно приметные на первый взгляд (из-за ландшафта), но широкие и смертельно опасные ямы - оставлена и присутствует на трёх эпизодах из пяти. Падение в такую дыру мгновенно убивает персонажа и отправляет его к началу текущего этапа (именно этапа; то есть если мы находимся на второй "стадии" эпизода и погибли, но имеем "жизни", то окажемся в её же начале, а не вернёмся к самому старту). Некоторые ямы вполне можно перепрыгнуть "с места", аккуратно встав на самый их край, но с целым рядом такое - по причине их ширины - невозможно в принципе, поэтому рекомендуется любые подобные преграды преодолевать совмещением прыжка и ускорения, беря небольшой разбег, - тогда герой будет их гарантированно перелетать. Правда, на третьем и четвёртом уровнях (а иногда и на других) встречаются идущие друг за другом мелкие платформы, перемещаться по которым, напротив, следует аккуратно (ибо между ними - такие же смертельные пропасти). В целом платформенный элемент здесь представлен как будто в меньшем количестве, нежели в первой части, но с точки зрения механики в любом случае не особенно труден, тем более что никаких "неприятных" моментов типа движущихся или разрушающихся поверхностей нет: игровой процесс ориентирован в первую очередь на бои, а не на прыжки.

Пятый этап каждого эпизода представляет собой проходящий один на один поединок с боссом (отметим, что на момент его старта у нас, как и в случае перехода к любой другой "стадии", то состояние здоровья, с которым мы завершили предыдущий отрезок, - однако в случае гибели его количество, опять-таки аналогично прочим подобным ситуациям, восстановится до максимума, - а загрузится при этом именно битва с "главарём"). Все они - общим числом пять штук - представляют собой духов из тайского фольклора, опознать которых, в отличие от "обычных" монстров, не составляет ни малейшего труда. На первом уровне нашей противницей станет Красу - женская голова на лишённой плоти шее, к которой снизу приросли сердце, желудок и кишечник, используемый в качестве ноги для перемещения (а в игре - и для весьма "сильных" прыжков); в качестве оружия существо использует своё на редкость токсичное дыхание, испуская зелёные облака (в реальных легендах именно деятельностью этого духа объясняются болотные испарения). Наш следующий враг - Нанг Та Кхан, дух леса (вновь женского пола); в единственной рецензии имя данной особы указано как "Нанг Тани", но это неверно: обе "дамы" являются похожими друг на друга лесными призраками, но у второй есть ноги, а у первой (как раз присутствующей в игре) вместо них "хвост". Третьим оппонентом станет единственный среди всех боссов мужчина - безголовый (и отчаянно ищущий эту часть своего тела) мечник Пхи Хуа Кхат. Четвёртый супостат - безногая и летающая жительница болот Пхи Пхрай (в неё, согласно легенде, превратилась женщина, некогда утонувшая там со своим ребёнком, - и теперь это чудовище топит других детей). Наконец, "финальным" визави окажется одно из самых известных и жутких привидений тайского фольклора - Пхи Тай Кхонг Клом, дух женщины, умершей во время беременности, - здесь она представлена в виде огромной и явно находящейся "в положении" "дамы", левитирующей в воздухе и обладающей огромным запасом здоровья (к счастью, таковой что у неё, что у других боссов показывается в виде убывающей шкалы, - то есть отслеживать наносимый им урон очень легко), а также мощными дистанционными атаками (впрочем, последнее так или иначе характерно и для всех вышеперечисленных её "коллег"). Кроме того, ближе к концу пятого эпизода есть уникальный "полубосс" - девушка в развевающемся длинном платье (возможно, это Мэ Нак - женщина, похороненная вместе со своим ребёнком), - но убить её совсем легко. По ходу прохождения мы встретим одного неигрового персонажа, от которого получим задание освободить маленького мальчика (или тоже какого-то духа?) из лап Пхи Пхрай, - это произойдёт автоматически после победы над нею.

Графика, несмотря на некоторую "современность", положительно шикарна: прорисовка что моделей, что фонов очень (тем более для тайской игры) чёткая, есть целый ряд анимационных эффектов (например, огромные листья пальм, качаемые ветром), а уж дизайн применения заклинаний и внешнего вида врагов и вовсе выше всяких похвал. Интересно реализовано "ручное" сохранение игры, возможное лишь после завершения эпизода (то есть победы над боссом): в меню появляется добрый дух в виде человечка с большими глазами и ртом (идентифицировать его не удалось, но он похож на японских кодама), в случае нашего желания записать достигнутый прогресс радостно делающий соответствующую пометку в своём блокноте. Между уровнями (а также в начале и в конце прохождения) демонстрируются сюжетные видеоролики, исполненные в технике CGI-анимации. Вердикт - замечательная во всех смыслах, в меру сложная, красочная, истинно экзотическая по происхождению и тематике и безумно увлекательная аркада, а заодно и действительно лучшая тайская игра изо всех, что когда-либо были созданы.

Приложение.

Следуя традициям, заложенным в первой части, в качестве приложения авторы добавили аркадную гонку с видом от третьего лица - Moontra Kid: The Ghost City Racer (а вот викторин уже не полагается, что жаль; с другой стороны, мы в них всё равно ничего бы не поняли). В ней всего один режим - чемпионат из шести кольцевых и слегка изогнутых трасс, формально разных, но на деле сильно похожих друг на друга. На выбор предлагается пять участников (играть можно за любого): Мунтра, Пхи Пхрай, Пхи Хуа Кхат (в данной забаве он нашёл-таки свою голову - и держит её за волосы в руке), Нанг Та Кхан и юный пхрай кхаранг - почему-то с рожками и, в отличие от старших собратьев, умеющий летать. Он и "дамы" передвигаются по воздуху на небольшой высоте, мечник бежит, а Мунтра пользуется антигравитационным мотоциклом. Для победы необходимо прийти к финишу первым, проехав по трассе три круга. Меню и сведения о персонажах здесь - в отличие от "основной" игры - на тайском языке, однако опции и надписи по итогам заездов (например, "Вы победили" или - по завершении - "Чемпионат" выигран") на английском.

Формально все персонажи различаются по четырём параметрам, выраженным в виде значков разной степени "понятности"; скорее всего, это скорость, ускорение, запас здоровья и сила удара. Рекомендуем - по крайней мере на первый раз - выбирать в качестве альтер эго Нанг Та Кхан (летающая девушка с хвостом вместо ног): она движется гораздо быстрее остальных, поэтому победить, играя за неё, наверняка сможет даже не знакомый с аркадными гонками человек. Управление перемещением осуществляется при помощи курсорных стрелок (можно не только поворачиваться, но и тормозить). Нажатие на "Ctrl" приводит к быстрому ускорению у четырёх персонажей, способных к полёту, - а Пхи Хуа Кхат при задействовании данной клавиши совершает прыжок. Стоит отметить, что после начала движения требуется некоторое время для "разгона", а также что столкновения с теми или иными препятствиями приводят к нежелательным последствиям.

Во время гонки участники могут врезаться друг в друга (это как раз проходит почти бесследно), а равно, например, в деревья на обочине, ограждения (в том числе малозаметные) или конструктивные элементы зданий. Последнее заканчивается в самом лучшем случае резким падением скорости (и потерей времени), а чаще - полной остановкой и сокращением запаса здоровья; если же мы столкнулись с чем-то очень "твёрдым", то экран на несколько мгновений покрывается клубами дыма, а затем показывают персонажа, лежащего на асфальте и медленно встающего, около головы которого вертятся звёздочки (да, здесь есть юмор), - после такого не только теряется значительная часть жизненных сил, но и разгон приходится набирать с нуля, а также тратится много времени (чем наверняка воспользуются соперники).

Помимо неодушевлённых препятствий гонщикам мешают и четыре вида существ, отсутствующих в "основной" игре: это летающие синие луковицы с глазами, забавные "западные" мультяшные привидения (напоминающие простыни с прорезанными "глазами"), жёлтые прямоходящие когтистые демоны и подвижная разновидность человечков куман-тхонг с белой, а не голубой кожей. Обычно все они стоят на обочинах и то и дело перебегают трассу по ширине, норовя вступить с персонажами в контакт. Последствия такового различны: например, луковица зависает над героем, вследствие чего тот может набрать от силы половину своей максимальной скорости; привидение иногда поступает так же, а порой просто задерживает участника заезда, левитируя над ним и лишая на время возможности двигаться; куман-тхонг всегда ведёт себя аналогично призраку во втором из описанных выше случаев; а демон может или начать яростно преследовать героя на протяжении долгого времени, или схватить, поцарапать когтями (что отнимает много здоровья) и потом швырнуть на проезжую часть. Для борьбы с этими противниками (а заодно и для толчков конкурентов) формально можно использовать "пробел", но по-настоящему эффективно делать это получается лишь у медленного, но сильного и выносливого Пхи Хуа Кхата (хотя волны, генерируемые Нанг Та Кхан, тоже не совсем бесполезные). Следует отметить, что если привидение и куман-тхонг лишь задерживают нас, не причиняя вреда здоровью (и через какое-то время отпускают), то вот луковица, покидая персонажа по своей воле или после получения от нас удара, в буквальном смысле обрушивает его на землю - с тем же эффектом, что и при сильных авариях (то есть теряется много здоровья и времени, а начинать движение нужно заново).

Периодически на трассе попадаются коробки, помеченные вопросительными знаками, - они скрывают в себе разные бонусы, действующие как автоматически (например, дополнительное ускорение или восстановление здоровья, - последнее здесь иным способом, кроме как случайной находкой такой "аптечки", не поправишь), так и по нашему желанию: последний взятый предмет (переключаться между ними вроде бы нельзя) отображается в верхней части экрана, а их общее количество - в левом нижнем углу; их применение осуществляется нажатием клавиши "Enter". Из подобных полезностей можно отметить, например, вьющиеся вокруг персонажей красные квадраты, вроде бы частично их защищающие. Обратите внимание, что "правил" в гонке нет, поэтому никто не запрещает вылетать с дорожного полотна на обочины и "срезать углы" таким способом (собственно, это самый надёжный способ победить).

Графика в данной игре радует уже совсем не так, как в "основной": нашим глазам предстанет угловатое 3D, характерное для западных проектов конца 1990-х годов; все трассы похожи друг на друга, - а любые две, идущие друг за другом, вообще почти идентичны между собой по внешнему виду. Вместе с тем в качестве именно забавного и проходящегося где-то минут за пятнадцать приложения данная вещь вполне способна порадовать.
Автор обзора: kreol
Moontra Kid
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.