Первоначально эта игра вышла на амиге и, очевидно, стала весьма успешным проектом. Не то, чтобы этот проект 1994 года (год релиза DOS-версии игры) был чем-то особенно выдающимся, но тем, кто хочет попробовать собственноручно погонять «старую-добрую игрушку середины 90-х», вполне можно порекомендовать

Cannon Fodder.

[​IMG]
Наши ребята не очень хорошо справляются с прокладкой оптимального маршрута для движения.
Слава богу, что у врагов это, а так же стрельба, выходит еще хуже.

США и военные конфликты – это как уголь и попутный газ. Везде, где есть США, скорее всего, произойдет взрыв газа-демократии (хм… ну, строго говоря не взрыв, ну да ладно), который разнесет все на своем пути. Пути к разумному, доброму, вечному. Американскому владычеству над всем миром, если коротко. Мухаха! Пожалуй, я единственный, кому удалось раскрыть сюжетную подоплеку Cannon Fodder. Хотя на самом деле, доподлинно неизвестно пыталась ли Sensible Software привнести в игру хоть какую-то толику здравого смысла в плане сюжета, декораций... Скорее всего – нет.

А раз нет, так вот и получайте отряд спецназовцев (или морских пехотинцев… или рейнджеров… американцев, одним словом), которые в течении двух с половиной десятков миссий (порядка 60-75 карт, точно не считал) разносят в пух и прах абстрактное зло. Владельцы продвинутых (на тот момент времени) игровых систем, в частности – 3DO, в качестве бонуса получали мультипликационные ролики с большим количеством забавных ситуаций, как правило заканчивающихся гибелью кого-либо из высшего командования локальных масштабов. War has never been so much fun. Не согласны? Вы просто еще не видели CF.

Первый брифинг вводит игрока в легкий ступор. «Kill all enemies». Без всяких вступлений, высоких слов о долге, чести и достоинстве. Нам выдают пару солдатиков (всего на очередное задание могут выделить отделение размером в 8 солдат), которыми мы и руководим во время своих мытарств по джунглям, антарктидам, деревням и прочим местам, где обитают злобные враги, окрашенные в синий цвет.

Уже приготовились раздавать индивидуальные задания каждому бойцу? Хм. Ну, в принципе… это невозможно. Максимум, на что вы можете рассчитывать, так это на то, что вам позволят разделить отряд на два-три отряда поменьше, причем руководить вы сможете только одним из них, а остальные окопаются поблизости и будут весьма бестолково отстреливать приближающихся врагов. Более простого управления в *тактической* стратегии (между нами говоря, это простая аркада, ну, да что уж там… написал стратегия – значит стратегия) придумать не удастся: ткнул мышью – ребятушки побежали по кратчайшей траектории в указанную точку, ткнул еще раз – бойцы расстреливают указанную сторону света из автоматов. Поначалу такие забеги веселят и кажется, будто игра – полнейшая лажа, недостойная особого внимания, но…

Враги умирают несколько наиграно: подлетают в воздух и с диким криком валятся на землю. Пять минут такого веселья (патроны у нас не кончаются – долой реализм!) и в вашем отряде неминуемо появятся первые жертвы. В случае успешного завершения миссии, боец, сраженный пулей врага, обязательно попадет в список «героев», а в его честь на холме, что недалеко от пункта по вербовке нового пушечного мяса (cannon fodder) появится крест. После следующей миссии – еще один… потом еще… снова…

[​IMG]
Пресловутый холм. Пока пустой.

Но пускать в расход каждого солдатика, невзирая на знаки различия, что висят на нем – дурость несусветная. Идейные бойцы, коими являются наши враги, хороши всем: они стреляют лучше безыдейных, бегают быстрее и строят коварные планы за ближайшим углом гораздо более изощреннее своих безыдейных оппонентов. Вот только последние (то бишь американские солдатики), хоть и не отличаются излишней политобразованностью, тем не менее, исправно получают свежие звания по завершении очередной удачно проведенной кампании. А безыдейный капрал, как показывает практика, и бегает, и стреляет и соображает гораздо лучше своих врагов. Тем более обидно терять такого бойца в безжалостной рубке, в ходе которой любая шальная пуля (местные солдафоны не отличаются особой меткостью) может прервать жизнь бесценного бойца. Но Родина помнит, а отряд все равно не заметит потери бойца. Что, говорите, из 4 только 1 остался? Получайте в нагрузку пяток новобранцев. Места на могильном холмике еще предостаточно.

Оружие не удивляет своим ассортиментом и/или оригинальностью. Автомат для всего живого и горючего, гранаты для всего, до чего не достает автомат, ракетница – строго по расписанию. Кроме того, выясняется, что местные супостаты, равно как и доблестная американская армия, способны применять во время своих армейских операций танки, вертолеты, снегоходы, пушки… В общем, все, что только можно. Более того, чем глубже в лес, тем больше партизанов и тем скорее высвечиваются заветные слова «Try Again». Оказывается, что не только «kill’em all», но и «destroy» что-то там и охрани кого-то тут. В общем, разнообразия в игре предостаточно, а сложность заданий растет не в арифмитической – в геометрической прогрессии. На руку это только обладателям ПК-версии игры, которым доступен Самый Главный Чит Всех Времен и Народов: Save/Load. Обладатели 3DO и прочих игровых систем, не поддерживающих карты памяти, могут идти биться лбом об стену: пройти с наскоку более двадцати миссий за (хотя бы) день просто нереально. Особенно сейчас, когда та же 3DO является большим раритетом и каждая модель дышит на ладан, предвещая скорую гибель своего CD-привода.

Обладатели CD-версии игры для ПК (и приравненные к ним владельцы 3DO etc.) какое-то время будут радоваться, просматривая местные ролики, но со временем придет осознание того, что для игры на консоль пятого поколения или ПК уровня 1994 года местная палитра, мягко говоря… слабовата. Впрочем, обилие спецэффектов, а также таких «приятных» вкусностей, как падение на отряд ваших бойцов крыши свежевзорванного здания с последующим летальным исходом, делают игру весьма милой и интересной. Выделять звуковое оформление как-то не хочется. Хотя можно сказать, что оно… нет, лучше не буду.

[​IMG]
Бесконечные враги лезут из того домика наверху. Надобно его взорвать.

Бесшабашное развлекалово, которое едва ли удастся пройти с наскоку. Особенно тем, кто неблагоразумно проигнорирует ПК-версию этой игры. В целом проект произвел благоприятное впечатление не только на меня, но, судя по всему, и на игровую общественность того времени. Зря, что ли, в год релиза игры на ПК вышел сиквел этого проекта, Cannon Fodder 2?


Автор: katarn
Дата: 06.12.2007