Али Сейедоф (фото из открытых источников)
Здравствуйте, уважаемые ценители старых компьютерных игр! Если совсем недавно (в декабре 2019 года) мы посчитали большой удачей эксклюзивное интервью, взятое у одного разработчика арабских компьютерных игр, то сегодня стоит признать – мы немного заблуждались. Ведь стрелка дипломатической буссоли нашего сайта по-прежнему продолжает уверенно указывать курс на Восток. И сегодня у нас уж точно очень большая удача – нам удалось взять интервью у одного разработчика компьютерных игр, который долгое время жил и работал в Иране. Да-да, в этой экзотической стране тоже имеется своя развитая гейминдустрия, закрытая, правда, непроницаемой чадрой от излишне любопытных и посторонних глаз. Именно об особенностях разработки иранских игр мы и поговорим сегодня в нашем очередном эксклюзивном интервью на Old-Games.Ru. Интервьюируемого зовут Али Сейедоф (علی سیدوف, фарси), в настоящее время он работает в одной из западных компаний. Итак, поехали…

English text of the Interview


1. Что повлияло на ваше желание стать разработчиком компьютерных игр?
Я полюбил компьютерные игры с Atari 2600 в те времена, когда был ещё ребёнком; мне также нравились математика и компьютерная графика, я начал осваивать программирование на ПК с увлечения графикой в реальном времени и фракталами, с написания демонстрационных программ, так что программирование игр/графики стало моим хобби и профессиональной деятельностью.

Я начал заниматься играми с индивидуальной разработки 3D- и 2D-графических движков в далёком 1994 году: разработал 2D-движок и несколько 3D-движков, использующих различные алгоритмы, такие как BSP-деревья, воксели и др. Тогда один из моих друзей порекомендовал мне компанию “Honafa”, в которой как раз искали кого-нибудь, интересующегося разработкой 3D-игр. Я устроился к ним в качестве сотрудника по исследованиям и разработке, начав создавать для них 3D-движок, который мог отображать файлы уровней от “Duke Nukem 3D”. После чего я работал у них и над другими игровыми проектами.

2. Не могли бы вы вспомнить, какая у вас была самая первая компьютерная игра в жизни?
Приставочные игры: “River Raid” (Atari 2600), а для ПК не могу вспомнить самую первую, но, насколько я помню, это была игра “Doom”, она по-настоящему оказала на меня влияние, и я начал заниматься разработкой 3D-движков.

3. Кто, по вашему мнению, был настоящим первопроходцем в гейминдустрии Ирана?
Если вы подразумеваете [под первопроходцами] компании, то это определённо была компания, называющаяся “Honafa Software”, функционировавшая в 1990-х годах, в которой команда разработчиков игр трудилась в течение нескольких лет; другие два или три коллектива/компании просуществовали лишь в течение короткого периода времени или только в рамках одного игрового проекта. Но “Honafa” смогла продержаться пару лет, разработав несколько игр и движков, прежде чем была закрыта.

Я просто хотел бы упомянуть и отдать дань уважения некоторым другим иранским компаниям, которые работали в 1990-е годы, такие как: “Parsian Computer” с игрой “Alibaba”, “Khane Ketab” с игрой “Pesare Ghahraman (Hero Boy)” и “Noor Cultural Center” с игрой “Noor (Light)”.
Alibaba (скриншот)
Pesare Ghahraman (скриншот)
Noor (скриншот)

4. Когда вы официально издали свою первую компьютерную игру? Какое у неё было название и чему она была посвящена?
Первая опубликованная игра была не моя собственная, - она была от компании “Honafa”, в которой я состоял членом команды разработчиков. Их первая игра, к разработке которой я был официально привлечён, называлась “Nishe Aghrab (Scorpion’s Sting)” и была реально первой иранской компьютерной игрой для Windows с использованием DirectX; она была издана в 1996-1997 годах.

Игра относилась к жанру Action/Shoot’em Up; история повествовала о выполнении заданий в ходе борьбы с распространителями наркотиков и фактически была поддержана и субсидирована Иранским комитетом по контролю за оборотом наркотиков (Iran Drug Control Headquarters).
Nishe Aghrab (скриншот)

5. Сколько игр разработала ваша компания “Honafa” до закрытия? И сколько из них были созданы на платформе DOS?
Я не могу вспомнить точное число, но, по моему мнению, должно быть от 7 до 10 игр, большинство из которых – для платформы MS-DOS, две были для Windows. Несколько из них были экспериментальными проектами, не предназначенными к изданию. Например, мы разрабатывали 3D-движок, так же как и движки для FMV-игр, а также один движок для игры в жанре Adventure.

6. Насколько было технически тяжело реализовать языковую поддержку письма справа налево (фарси) у ваших игр на платформе DOS?
Это всегда была проблема, начиная со старых операционных систем, не имевших поддержки для языков с письмом справа налево, таких как фарси. У нас была библиотека для отображения текста, собственная нестандартная кодовая страница и соответствующий движок как для вывода текста, так и для его ввода (например, для заполнения профиля пользователя). Это было основано на повсеместно используемых растровых шрифтах, но учитывало правила соединения персидских букв между собой в словах и т.д.

Теперь у нас есть стандарт Юникод для поддержки всего этого, но поверьте мне: фарси и другие языки с письмом справа налево (такие как арабский) до сих пор являются проблемой при разработке игр.

7. Какова была модель распространения ваших игр? Вы сами выступали в качестве издателя или в этом вам помогали некие организации? Планировали ли вы выход на международный рынок?
В то время у нас не было никого, напоминавшего настоящего издателя; игры обычно заказывали правительственные организации, и они же отвечали за издание. Несколько других команд выбрали вариант самостоятельной публикации, - но, честно говоря, никто из них не оказался успешен как с финансовой стороны, так и с точки зрения перспектив распространения.

Вот почему большинство очень старых иранских игр неизвестны даже внутри страны. Большинство нынешних иранских разработчиков игр даже не знают, что эти игры существуют, и они были выпущены более чем за 10 лет до того, как они сами начали собственную карьеру в гейминдустрии!

8. В каком виде издавались и распространялись иранские игры для DOS и Windows 1990-х годов? Были ли они коммерческими? Когда появились первые CD-издания игр?
Игры публиковались обычно на CD, поскольку это была преобладающая форма распространения в то время. Интернет был не так широко распространён либо вообще недоступен. Некоторые действительно более старые или небольшие игры публиковались также на дискетах либо были доступны для скачивания через BBS (Bulletin Board Systmes), которые были популярными источниками до широкого распространения Интернета и Сети.

Первой иранской игрой, изданной на дискете, была игра для MS-DOS под названием “Alibaba”, разработанная “Parsian Computer” где-то в 1994 году в жанре платформера.

Первой иранской игрой, которую я видел в варианте CD-издания, была “Fathe Khoramshar (Battle of Khoramshar)” в 1995 году на платформе MS-DOS, также разработанная компанией “Honafa” в жанре Action.
Fathe Khoramshar (скриншот)

Первой иранской игрой, изданной в 1996 году для скачивания (цифровое распространение), была MS-DOS-игра платформенного жанра под названием “Pesare Ghahreman (Hero Boy)”, разработанная “Khane Ketab”, для их собственной BBS, называвшейся “Khane Ketab BBS”.

9. Действует ли так называемый «экспортный бан», запрещающий издание иранских игр за рубежом? Если да, то почему, несмотря на этот запрет, некоторые игры всё-таки издаются за пределами Ирана?
Правительство Ирана не вводило запрета на экспорт, поскольку оно действительно ценит экспорт программного обеспечения и развлекательной продукции для расширения ассортимента экспортируемой продукции и увеличения доходов страны. Но санкции – большая проблема для иранских игр, которые планируется публиковать по всему миру. Вы можете что-либо разрабатывать или публиковать на международных рынках, но когда дело доходит до финансовых транзакций и всего того, что связано с переводом денег, то транзакции будут запрещены и практически невозможны, так как вы не можете отправить/получить ни одного доллара в/из Иран(а) из/в любой(ую) другой(ую) страны(у).

И, что ещё хуже, даже технологии и инструменты для разработки игр занесены в чёрный список, запрещающий их экспорт в Иран. Например, все наборы разработчика, которые являются важным инструментом для разработки любых игровых консолей, находятся под санкциями. Это также включает в себя лицензирование или поддержку игровых движков, таких как Unity или Unreal Engine: никто не может предоставить или продать движок иранским разработчикам.

Чтобы преодолеть эту проблему, некоторые иранские компании/команды зарегистрировали прокси-компании в других странах для разработки и публикации игр под именем прокси-сервера, а другие занимаются разработкой лишь внутри Ирана, но публикация и монетизация осуществляются международным издателем. Оба решения являются рискованными и основаны на сокрытии их принадлежности к Ирану, чтобы избежать юридических проблем из-за международных санкций.

10. Имеются ли среди иранских игр образцы, сопоставимые или даже превосходящие по своему качеству западную продукцию? Как вы оцениваете качество разработки иранских пропагандистских 3D-шутеров конца 2000-х и первой половины 2010-х годов?
Есть несколько успешных иранских игр, на которые можно было бы обратить внимание и которые можно считать относительно успешными на международных рынках. Я называю их хорошими играми, но они никогда не смогут достичь качества AAA западных игр, и, по моему мнению, их проблема лежит в технологической части; в иранских играх в основном упор сделан на арт или на геймплей, - и это нормально, чтобы просто быть участником рынка, но всё же для того, чтобы стать хитом AAA, вы должны иметь технологическое превосходство по сравнению с другими конкурентами мирового класса.

За этой слабостью стоит история. Ещё в 1990-х годах у нас были хорошие компании и хорошие технологии, чтобы конкурировать с игровыми движками мирового класса, но по многим причинам создание иранских игр шло на спад в течение примерно 10 лет, так что прогресс в разработке был подорван и почти забыт, поэтому существует пробел в технологиях, лежащих в основе компьютерных игр, в результате чего почти все иранские игры теперь основаны на готовых движках, таких как Unity или Unreal; они [разработчики] никогда не вкладывали достаточно средств, чтобы иметь собственную технологию, - а если не иметь и не разрабатывать собственную технологию, то у вас никогда не будет игр топового мирового уровня.

11. Какая из иранских компьютерных игр у вас самая любимая?
Нет таких, если честно.

12. Какие игровые жанры наиболее популярны у геймеров Ирана?
Есть результаты исследований иранского игрового рынка. Насколько я помню, на мобильных платформах присутствует тренд на казуальные игры, Action, Puzzle/Word, стратегии/управление ресурсами, гоночные жанры/поджанры, которые входят в пятерку самых популярных у иранских геймеров. На приставках очень популярны Action, Action/Adventure и спортивные игры.

13. Какие сейчас существуют крупнейшие издательства игр в Иране? И правда ли, что современная иранская индустрия, ориентированная исключительно на внутренний рынок, ограничена, по сути, только двумя жанровыми направлениями: играми для детей и патриотическими 3D-шутерами пропагандистского содержания?
К сожалению, разработка игр для ПК и консолей практически мертва. Причина этого заключается в том, что у нас нет больших команд по разработке игр в Иране, у нас нет надлежащего электронного распространения или других способов их публикации, и у нас нет простого и достаточного доступа к международным платформам распространения, таким как Steam.

Это означает, что действительно трудно заработать деньги на разработке игр для ПК или приставок, поэтому разработчики в основном предпочитают разработку игр для мобильных платформ, у которых в Иране есть мощный внутренний рынок под названием Café Bazar; они могут реализовывать различные модели монетизации, такие как игры F2P, основанные на подобной системе, чтобы получать прибыль. Вот почему существует так много иранских разработчиков мобильных игр по сравнению с очень немногими разработчиками игр для ПК/консолей.

Я не согласен с вами по поводу того, что иранские игры либо ориентированы только на детскую аудиторию, либо являют собой патриотические 3D-шутеры; я не знаю, как у вас появилась подобная мысль или информация; это могло иметь место лишь в первые годы разработки иранских игр, но в целом это не так. Подобное не соответствует текущему состоянию иранской гейминдустрии: в Иране разработано и опубликовано множество игр самых разных жанров, которые насчитывают миллионы загрузок у геймеров, и ни одна из них не входит в эти две упомянутые вами категории.

Есть некоторые официальные исследования рынка иранских видеоигр, если вам это интересно.

14. А каково общее количество компьютерных игр, изданных в Иране? Вы можете приблизительно оценить этот объём на сегодняшний день?
Слишком много, но, по моему опыту во время членства жюри нескольких национальных иранских игровых фестивалей/премий, мы обычно получали от 100 до 200 новых игр в год, половина из них были относительно хорошими и развлекательными продуктами. Умножив это на 7 проведённых к настоящему времени фестивалей и подсчитав количество других игр, которые никогда не участвовали в этих мероприятиях, можно получить примерно от 1000 до 2000 иранских игр, более 95% из которых разработаны для платформы Android.

15. Как западные игры локализуются для рынка Ирана? Есть ли вообще официальные переводы игр на фарси? Что вы можете рассказать про «пиратские» локализации в Иране?
Много игр. Первой известной локализованной игрой был футбол “FIFA 98” с переведённым голосом комментатора; после была локализованная приключенческая игра под названием “Jungle Story” (которая больше была интерактивной историей, чем игрой). Локализованная игра “FIFA 98” имела значительный успех, благодаря чему многие другие игры были переведены/локализованы на фарси, такие как: "Harry Potter", "Neighbours from Hell", "Star Wars", "Commandos" и т. д. Но все подобные локализации были незаконными и были выполнены путем анализа и разбора ресурсов оригинального игрового контента, поскольку не было доступа к разработчику либо оригинальный разработчик не был заинтересован в иранском рынке, чтобы локализовать игру для персидскоговорящей аудитории. Эпоха подобных локализаций фактически заполняла тот пробел в разработке иранских игр в течение почти целого десятилетия, который я упоминал ранее.

После успеха некоторых легально локализованных браузерных игр, таких как “Travian”, и открытия иранских разработчиков/издателей игр для международных компаний и рынков некоторые компании начали задумываться о локализации и издании своих игр для Ирана; и снова, чтобы обойти санкции, они делают это через прокси-компании либо через представителей, зарегистрированных в Иране; многие продукты для Android (обычно MMO или стратегии) локализованы официально и приносят прибыль на рынке компьютерных игр Ирана.

16. Имеются ли игры, разработанные иранской эмигрантской диаспорой?
Да, есть несколько иранских разработчиков игр, работающих в ведущих мировых компаниях. Есть также очень немного игр, разработанных иранцами, живущими за пределами страны, но предназначенных для иранской геймерской аудитории; единственная такая, о которой я знаю, называется “1979 Revolution: Black Friday”. Она была разработана в жанре Adventure иранцем, проживающим в США. Это политически весьма неоднозначная игра, которая запрещена в Иране!


1979 Revolution: Black Friday (скриншоты)

17. Есть ли у вас любимые зарубежные (западные) компьютерные игры?

Как фанат “Doom”, я очень люблю играть в новый “Doom Eternal”, а также люблю всё из серии “Battlefield”. Я предпочитаю только жанры FPS и Strategy, если у меня есть немного свободного времени.

18. Имеет ли место какая-либо конкуренция с арабскими разработчиками компьютерных игр? Издавались ли официально какие-либо компьютерные игры из арабских стран в Иране?
Я знал о некоторых арабских играх и разработчиках арабских игр, и на самом деле некоторые из них даже есть в моем архиве, - но, несмотря на культурное сходство и проживание в одном и том же регионе планеты, сотрудничество, обмен продукцией, рынок и взаимное развитие, – всё это существует в незначительной форме. Я не знаю ни одной арабской игры, изданной в Иране, равно как и ни одной иранской игры, официально опубликованной в арабских странах.

19. Как политическое руководство и духовенство Ирана в целом относились к культуре компьютерных игр и созданию гейминдустрии в стране в 1990-е годы? Какие правила или ограничения должны соблюдаться при издании компьютерных игр в Иране?
Они почти ничего не знали о гейминдустрии в 1990-х годах, они не признавали её или её потенциал как средства развлечений или средства массовой информации и не воспринимали её всерьёз. Эта проблема существовала не только в правительстве, но и среди более образованных и квалифицированных людей: они думали, что разработка компьютерных игр – это что-то сродни собственно игре в них [в компьютерные игры], и некоторые из них даже называли это пустой тратой времени.

Но теперь, когда ситуация исправлена, и правительство, и разработчики знают, насколько игры могут быть эффективны. В результате теперь совсем нетрудно опубликовать игру в Иране; вы должны просто соблюдать некоторые ограничения: например, выход за рамки определённого уровня обнажённости тела недопустим. Иран также имеет свою собственную систему рейтинга игр, которая называется “ESRA”.

20. Не могли бы вы вкратце рассказать про периодические журнальные издания на фарси, посвящённые компьютерным играм?
Было несколько таковых, существовавших как бумажном, так и в электронном форматах. Я припоминаю некоторые из них: “Bazinama” (بازى نما ), “Donyaye Bazi” (دنیای بازی‎), “Bazi Rayaneh” (بازی ریانه ), “Bazi Nameh” (بازى نامه) и т.д.

Прим.
Журнал "Bazinama", ссылка – بازی‌نما – رسانه‌ی تخصصی بازی‌ و سرگرمی
Журнал "Donyaye Bazi", ссылка – دنیای بازی - پایگاه تخصصی دنیای سرگرمی


21. Существует ли в Иране крупное сообщество любителей, обсуждающих, сохраняющих и обменивающихся между собой старыми компьютерными играми?
Нет, насколько мне известно. Тому есть причины.

История разработки иранских игр до 2000 года является туманной, размытой и неизвестной даже самим иранским разработчикам. После 2000 года, когда некоторые персидскоязычные форумы по игровой тематике начали организовывать коммуникацию разработчиков, чтобы те могли делиться своими знаниями и опытом, они попросту только тогда и начали узнавать что-либо о других иранских играх и их создателях.

До 2000 года над разработкой игр работало менее 5-10 компаний или частных лиц.

Кроме того, старые игры никогда и нигде не публиковались, их компании давно закрылись, и даже их разработчики более не имеют доступа к этой игровой продукции.

22. Имеются ли в Иране какие-либо современные функционирующие цифровые магазины (Steam, GOG и так далее)? Можно ли каким-то образом человеку из-за рубежа приобрести иранские игры?
Да, есть несколько крупных цифровых магазинов, более ориентированных на платформу Android. Самый большой из них называется Café Bazar.

Есть также три или четыре гораздо меньших цифровых магазина для ПК, но из-за отсутствия достаточного количества иранских игр для ПК они мало популярны.

23. Есть ли в Иране какие-либо новостные игровые сайты, освещающие современную иранскую и мировую индустрию игр? И есть ли какие-нибудь базы данных, где можно было бы ознакомиться со списком игр, вышедших в Иране?
Да, их много, - вы можете просто погуглить, и найдёте дюжину.

Что касается баз данных по иранским играм, то ни одна из них не является полной, но вы можете просмотреть «Категории иранских игр Café Bazar» для игр платформы Android, а для остальных игровых платформ, таких как приставки и ПК, и для не очень старых иранских игр можете попробовать поискать здесь: بنیاد ملی بازی‌های رایانه‌ای | بنیاد ملی بازی‌های رایانه‌ای (нужно учитывать то, что информация неполна и неточна).

24. Как вы относитесь к деятельности некоммерческих сайтов и сообществ, посвящающих своё свободное время и силы поиску, а также сохранению электронных версий игровых раритетов со всего мира для будущих поколений? Как вы относитесь к идее сохранения старых компьютерных игр как мирового культурного наследия?
Мне определённо нравится это, и я думаю, что это необходимо, чтобы сохранить всё это для истории. Это также может быть по-настоящему вдохновляющим как для молодых разработчиков игр, так и для любителей старых игр.

Продолжайте хорошую работу.

25. Была ли у вас мысль предлагать старые компьютерные игры вашей разработки, которые нигде уже нельзя купить в физическом виде, для скачивания всем желающим – за небольшую плату или даже на безвозмездной основе?
В своё свободное время я собираюсь запустить небольшой сайт в качестве музея старых иранских игр и площадки для разработки игр, организации мероприятий и т. д.

26. Какого компонента, по вашему мнению, не достаёт современным компьютерным играм? Что такого важного было в атмосфере тех далёких 1990-х годов, что позволяло на чистом энтузиазме разрабатывать настоящие произведения игрового искусства?
Это моё личное мнение (и оно не может быть истиной на все 100%), но я думаю, что игры [сегодняшние] чересчур мудрёно запроектированы и слишком сложны; иногда это не радует меня, так как это прежде всего Игра, – она должна быть интересной и лёгкой, а слишком большое количество деталей убивает фактор развлечения, по крайней мере для меня.

Ali Seyedof
Май, 2020 г.

Перевод by WERTA, 24/05/2020

За помощь в составлении вопросов и корректуре переведённого текста я выражаю признательность пользователям нашего сайта: @kreol, @Uka, @Virgil.

Изображения для иллюстраций в интервью взяты из следующих источников:

1) Iran video games timeline: from 1970 to 2019
Iran video games timeline: from 1970 to 2019

2) Sepehr Taghdisian (Twitter)
Sepehr Taghdisian (@septagh) | Твиттер


Автор: WERTA
Дата: 25.05.2020