Dizzy: The Ultimate Cartoon Adventure

Dizzy 1
Dizzy: The Ultimate Cartoon Adventure
Жанр: Adventure
Разработчик: Oliver Twins
Издатель: Codemasters
Год выхода: 1987
Платформа: ZX Spectrum
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.67 из 10
  • 7
  • 9
  • 2
Очень сложно писать о таких играх, как Диззи, потому что практически всё, что можно узнать об этой игре, - история создания серии, процесс производства самой игры, личности создателей, биографии родственников бравого яйца, – давно разобрано, переведено, обсуждено и принято. Но никто не может помешать сделать это в очередной раз, – вдруг да найдутся люди, которые ещё не слышали об этой великолепной приключенческой игре в вымышленном мире Катманду и окрестностях.

Итак, наш бравый герой, Диззи, – представитель расы Yolkfolk, они же желтковый народ. Антропоморфное яйцо, придуманное братьями Эндрю и Филипом Оливер за тридцать минут развлечений в редакторе Panda Sprites (тоже, кстати, созданном ими же для Amstrad CPC ещё на заре их творческой деятельности). Имя Диззи взялось от способности прыгать переворачиваясь, что было довольно необычно для игр тех лет. Разработчики решили, что у героя должна быть семья, – нате вам целый сонм родственников, имена которых, кстати, как и у Диззи, раскрывают их характер, – чего стоят вечно спящий Дози или ветреная Дейзи. Для нового героя нужен новый мир, – и вот вам, пожалуйста, Катманду – вымышленная фантазийная страна, населённая причудливыми экземплярами живых и неживых существ и вредными противниками. А ещё герою нужна цель, – и тут братья Оливер решили, что спасать кого-то одного – слишком мелко, поэтому чаще всего выручать нам придётся, ни много ни мало, целый народ, ну или как минимум всех своих родственников.

Пару слов о завязке первой игры серии… Однажды, гуляя по лесу, Диззи нашёл странную грязную каменную табличку. Немного почистив её, он смог прочитать следующее: “Зелье Ававиффорс” (The Avawifforce Potion). Дедушка Диззи упоминал о нём, – это единственный способ лечения грибка ног, но также оно может быть использовано для того, чтобы навсегда избавить родину желткового народа от злого Закса. Тут стоит сказать, что родной мир Диззи, Катманду, уже долгое время страдал от проделок этого вредного волшебника, который как мог пакостил местным обитателям. Продолжив читать, наш герой узнал необходимые компоненты для приготовления зелья. Дело за малым – набраться храбрости, собрать ингредиенты, сварить спасительное питьё и освободить Катманду.

На протяжении всей первой части мы будем помогать Диззи собирать всё необходимое для варки зелья. Нам понадобятся парик лепрекона, тролльское варево, перо главного вампира и кусочек серебряного облака. А ещё - подходящая ёмкость и разожжённый костёр. У нас есть противники, которые помогут нам досрочно завершить приключение: птицы, летучие мыши, пауки, капли дождя, яблоки и сталактиты. Для каждого из них есть предмет, позволяющий их уничтожить, – но его надо таскать с собой. Учитывая, что в карман влезет только что-нибудь одно, часто придётся бегать туда-сюда, чтобы сначала избавиться от помех, а затем принести необходимый предмет к месту его применения.

Поскольку это родоначальница серии, игра имеет очень сильные аркадные элементы, из-за чего нам придётся много бегать и точно прыгать (ох уж этот убирающийся мост). Сюда же можно отнести наличие трёх жизней, количество которых, к счастью, реально увеличить, найдя бонусные яйца. А в остальном это классическое приключение, в котором надо искать предметы и применять их в соответствующих местах. Логика игры при этом довольно очевидная: видишь факел – ищи, где разжечь костёр, нашёл маслёнку – значит, где-то рядом есть что смазать. Очень рекомендуется читать текст, написанный в бегущей строке, присутствующей на каждом экране, – пару весомых подсказок можно получить именно таким образом. И не забывайте, что “убитые” противники не возрождаются, поэтому уже в начале игры можно пройтись по экранам и всех их уничтожить, дабы они не мешали впоследствии.

В самой игре всего около пятидесяти экранов. “Около” – потому что есть несколько мест, не доступных для простого игрока: они были найдены путём взлома. Катманду – очень разноплановая страна. Из того, что нам покажут в первой части, – редколесье, кристальные горы, шахты, пещеры, кладбище, деревня желткового народа и замок Закса с подземельями. Всё очень красочно и ярко оформлено, насколько это возможно для платформы. Имеется даже анимация воды, огня и некоторых предметов. Управление Диззи предельно простое – кнопки ходьбы влево-вправо (по умолчанию Z и X), плюс прыжок (space), плюс кнопка поднятия/сброса/использования предметов (enter). Музыка есть только в главном меню, а в самой игре озвучены шаги и действия персонажа.

Для меня первая часть в своё время была открытием и встала в верхних строчках личного рейтинга приключенческих игр наравне с другими известными произведениями. Несмотря на ряд недостатков, исправленных в последующих частях, Dizzy: The Ultimate Cartoon Adventure и сейчас играется довольно интересно, заставляя игрока всё-таки дойти до конца и узнать, что не поделили желтковый народ и злой волшебник Закс и почему за время своих путешествий по первой части Диззи так никого из родственников и не встретил.
Автор обзора: Depressor
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Вообще для ценителей серии рекомендую один из самых известных, поддерживаемых и наполняемых фан-сайтов по теме — Yolkfolk.com – The Dizzy Fansite
Кстати, у игры есть ремейк 2021 года, сделанный при участии одного из братьев Оливер. Там добавлено несколько игровых экранов и вещей, исправлены мелкие недочёты. Он бесплатен, свободно находится на фанатских сайтах, посвященных Диззи.