Asylum

Asylum
Жанр: Adventure
Разработчик: Computer Applications Unlimited
Издатель: Computer Applications Unlimited, Med Systems Software
Год выхода: 1982
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 0
«Asylum» – это одна из первых в истории «трёхмерных» игр для IBM PC, выполненных в перспективе «вида из глаз». Правда, на TRS-80, где она появилась ещё в самом начале 1981 года, подобная постановка вопроса не выглядела такой уж пионерской: данная вещь развивала идеи, успешно апробированные Фрэнком Корром и Вильямом «Майком» Денмэном в предыдущих двух частях той же условной «серии» – «Deathmaze 5000» и «Labyrinth» (а заодно и в «Rat’s Revenge» от того же издателя). Зато именно «Asylum» удостоилась переноса на более близкую всем нам платформу (за что отвечал уже Дэвид Виллен); представленная здесь версия является огромным раритетом, много лет числившимся в международном розыске и вновь возвращённым к жизни в конце 2023 г. благодаря самоотверженным усилиям целого ряда специалистов. Правда, значительная путаница проистекает из того обстоятельства, что в 1985 году на IBM PC под тем же самым заголовком был выпущен идейный наследник героя данного обзора – его в некотором роде продолжение или ремейк, который следовало бы с куда большим основанием именовать «Asylum II». К счастью, версия 1982 года оказывается ничуть не менее примечательной и сама по себе.

Что до жанровой принадлежности, то на начало восьмидесятых годов ХХ века таксономия компьютерных игр была бесконечно далека от состояния однозначной определённости: в «Asylum» можно запросто встретить элементы не только Adventure, но и Interactive Fiction, и даже, скажем, Stealth Action. Сюжетная составляющая минимальна: мы оказываемся запертыми в одиночной палате некой психиатрической лечебницы, чьи порядки скорее напоминают тюремные (вспомним, например, завязку куда более поздней «Countdown»). Ну и, понятное дело, должны выбраться оттуда за ограниченное время – собирая и используя предметы, взаимодействуя с немногочисленными персонажами, бродя по не в меру запутанным лабиринтам и разбираясь со злобными охранниками.

Издатель особенно гордился тем обстоятельством, что выпустил первую (по его мнению) приключенческую игру для IBM PC с 3D-графикой, которая не требует при этом собственно графического адаптера. Иными словами, запустить «Asylum» можно как на MDA, так и на Hercules, и на CGA: отличия будут не очень-то внушительными. В первом случае внешний вид окажется практически идентичным таковому у TRS-80: чёрный экран с белыми (точнее, светло-серыми) линиями псевдографики, призванными изображать стены, двери, кровати, столы, ящики, а также людей; во втором случае (и на соответствующем мониторе) серый цвет сменится несколько более приятным для глаз зелёным; ну а в третьем некоторые предметы и персонажи окажутся вдобавок белыми, бирюзовыми или розовыми. Как бы то ни было, будьте готовы окунуться в неповторимую атмосферу кубизма и примитивизма компьютерной псевдографики самого начала 1980-х! Звуковых эффектов или музыки, кстати сказать, в игре замечено не было.

Управление реализовано с клавиатуры – в том числе посредством парсера. Словарь насчитывает 253 слова: не так уж и мало по меркам эпохи и основного жанра, да и сложные команды уровня «Drop everything except gold» программа с радостью поймёт и выполнит, – хотя, разумеется, рядом с чисто текстовыми шедеврами Infocom издание Med Systems Software выглядит в этом отношении захудалым и бедным родственником. Зато все известные игре существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, союзы и местоимения можно при желании просмотреть простым нажатием клавиши «F2»: логично и удобно.

Впрочем, чаще всего мы будем пользоваться стрелками: именно таким вполне привычным образом наш невидимый протагонист перемещается по дискретным «локациям» (коих тут официально заявлено около 1500) и поворачивается в стороны на 90 градусов за раз. «F1» открывает инвентарь; тот же самый экран показывается автоматически и после каждого взятия нового предмета – ну или выбрасывания старого: ограничение на количество переносимых вещей присутствует, так что будьте готовы организовать себе в удобном и укромном месте склад пожитков. «F4» позволяет сохранить свой прогресс в одну из десяти доступных ячеек, да ещё и с возможностью добавления названия-комментария: в условиях здешнего строгого режима это оказывается очень даже нелишним подспорьем (а вот загрузить такое сохранение дозволяется только в самом начале). Ну и «F9» умеет стирать экран при приближении к нашему рабочему месту любимого начальника: между прочим, это едва ли не первая игра в истории с подобной функциональностью.

После запуска с демонстрацией титров и короткого вступительного ролика (в котором мы попадаем в то самое лечебно-исправительное заведение) игра задаёт нам два вопроса – о желании сменить текущий вариант графики на цветной или монохромный (однозначно отвечаем «N», ибо данная опция предназначалась исключительно для ПК, оснащённых двумя такими адаптерами одновременно) и о загрузке старого сохранения. А если необходимости воспользоваться последним предложением не возникает, то мы оказываемся в своей одиночной палате, которой куда больше подходит наименование камеры, – лицом к лицу с запертой дверью. Перед нами на полу красуется ещё и какой-то белый прямоугольник: это всего лишь ящик, используемый в «Asylum» для хранения едва ли не всех предметов по банальной причине отсутствия возможности изобразить на экране нечто более живописное. Что до персонажей, то некоторые из таковых выглядят как одноцветные и квадратно-примитивные фигурки, – отличить охранников заведения от коллег по несчастью можно по диагональной полоске на груди у первых. Ну а другие встречные лица (и существа) и вовсе оказываются невидимыми (очевидно, по техническим причинам).

В правом верхнем углу красуются ещё и цифровые часы: да, события разворачиваются в реальном (и ограниченном!) времени. Начав своё приключение в 9:30 утра, мы должны успеть выбраться из лечебницы до половины шестого, когда на дежурство заступит следующая смена охраны. При этом одна минута, проведённая в игровом мире, равна примерно тридцати-сорока секундам настоящего времени, – так что на всё про всё у нас теоретически имеется примерно четыре реальных часа. «Теоретически» – ибо поначалу указанное ограничение особо не напрягает, однако ближе к концу успешного усвоения протагонистом одного из лабиринтов происходит кое-какое событие, внезапно переносящее нас совсем близко к финишу, – так что ряд последних действий приходится совершать довольно-таки оперативно.

К счастью, сохранения основательно помогают как в этом случае, так и в ситуации гибели протагониста, которая может произойти по вине и охранников, и некоторых из соседей, попавших на излечение в психиатрическую клинику строгого режима отнюдь не в результате врачебной ошибки. Отдельного упоминания заслуживает невинная, казалось бы, попытка посмотреть вверх, которая является не только своеобразной шуткой авторов (похоже, присутствующей чуть ли не во всех их творениях), но и способом решения одной особо хитрой головоломки. А ещё здесь официально и настоятельно не рекомендуется употреблять обсценную лексику!

Впрочем, для начала нам нужно хотя бы выбраться из своей тёплой и уютной палаты. Не забываем подбирать и осматривать (EXAMINE) всё вокруг! Сама лечебница представляет собой пятиугольное здание с рядом камер по внутреннему периметру и охранниками, патрулирующими коридоры; некоторые из дверей на внешней стороне ведут в другие помещения, часто оказывающиеся запутанными лабиринтами, – причём «запутанными» именно по меркам начала 1980-х, когда немногочисленные игры предполагалось проходить месяцами, составляя карты местности и скрупулёзно отмечая на таковых невидимые телепорты и движущиеся двери.

Впрочем, игровой процесс по большей части сводится к привычному по квестовому жанру сбору и применению предметов, включая обмен ими с прочими персонажами, – хотя временами и боевых действий избежать не получится (пусть и в чисто текстовом виде уровня «Hit guard»). В особо сложных местах, по идее, может помочь и команда «Hint» или «Help», однако в подавляющем большинстве случаев она будет выдавать лишь стандартную рекомендацию всё внимательно изучить. Кстати сказать, для пользователей TRS-80 издатель в своё время предлагал за отдельную плату в целый доллар листок с более существенными зашифрованными подсказками, – ну а среди прошедших игру до 15 ноября 1981 года разыгрывался компьютер Atari 400! И пусть сегодняшние пользователи IBM PC оказываются лишены такого приятного стимула, это нисколько не мешает рекомендовать «Asylum» всем любителям что редкостей, что древних приключенческих игр.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.