Компания Didatech Software из Бернаби, что в Британской Колумбии, в 1998 году сменившая вывеску на Ingenuity Works, а затем и переехавшая в сам Ванкувер, в течение целых двадцати с лишним лет выпускала игры для школьников средних классов из серии под названием «Crosscountry», в которых обучение теме географии было весьма оригинальным образом сопряжено с подобием симулятора водителя грузового автомобиля, занимающегося перевозками на большие расстояния. Распространялись такие издания – особенно в 1980-х годах – преимущественно по учебным заведениям, а потому на сегодняшний день многие из них являются основательными редкостями в исполнении для IBM PC (в силу того, что немало школ Северной Америки ещё в начале 1990-х были оснащены компьютерными классами на основе Apple II). И если «Crosscountry Canada» давно доступна в такой оригинальной версии, в том числе и на нашем сайте, то её старшая сестра «Crosscountry USA» в CGA-варианте 1991 года пока что всё ещё числится в международном розыске (не говоря уже о такой экзотике, как «Crosscountry California», «Crosscountry Texas» или – куда уж без этого – «Crosscountry North Dakota», само существование которых в инкарнациях для DOS остаётся совсем уже гипотетическим).
Зато ничто не мешает познакомиться с переизданием 1995 года, основательно обновлённым по части как интерфейса, так и внешности – и доступным сразу в нескольких версиях. Как ни странно, но поступавшая в розничную продажу в полноценном коробочном виде «Crosscountry USA: Home Edition» при всей своей коллекционной ценности оказывается основательно ограниченным по части функциональности и не особо рекомендуемым вариантом: при её запуске приходится всякий раз вручную выбирать один из девятнадцати комплектных сценариев, в которых нам предлагается заниматься транспортировкой заранее определённых товаров в заранее же определённые города. Тогда как пользователи «оптовых» разновидностей той же игры – всевозможных School Edition, Lab Pack Edition и Site/Network Edition – получали в своё полное распоряжение не только редактор тех самых сценариев (в дополнение к уже тридцати двум комплектным), но и встроенный генератор случайных заданий, а также большие возможности по части настроек.
В любом случае первым делом рекомендуется загрузить именно простой обучающий сценарий – SAMPLE.SCN: он находится в самом низу доступного перечня, который в «домашней» версии открывается по умолчанию сразу после запуска, а в «школьной» – щелчком по пункту «Open Game/Scenario» на появившемся экране настроек новой игры. Здесь нам даже не потребуется вводить своё имя: в роли некоего Чарли мы должны, стартовав 15 июля из Сан-Франциско, доставить в Альбукерке пару-тройку наименований товаров, первым из которых являются апельсины. Всего, кстати сказать, в игре насчитываются 180 городов (сорока восьми континентальных штатов, – доехать на грузовике до Аляски или Гавайев, к сожалению, не получится в силу объективных причин) и 52 разновидности товаров, каждый из которых производится в одном или нескольких определённых городах, до четырёх включительно (например, удобрения – только в Тампе, а автомобили – сразу в Детройте, Индианаполисе, Цинциннати и Толедо). К сожалению, подробная и красочная карта США из комплекта игры с обозначением всех задействованных населённых пунктов и связывающих их дорог в настоящее время недоступна, а вот к текстовому перечню первых, а равно и соответствующих им товаров, который приводится примерно в середине руководства пользователя, обращаться придётся регулярно. В «школьном» издании всё это дозволяется ещё и редактировать на свой страх и вкус, при желании перераспределяя производство между городами (и даже добавляя собственные новые товары, до восьми включительно), – отдельной комплектной программой USAEDIT.
В упомянутом учебном сценарии нам первым делом нужно раздобыть апельсины – а они растут исключительно в Лос-Анджелесе и Тампе. До солнечной Флориды из нашего стартового Сан-Франциско путь, мягко говоря, неблизкий, а вот до второго возможного пункта назначения рукой подать. Так что определяем нужное направление, откладываем в сторону карту – и берёмся за собственно управление грузовым автомобилем. В отличие от издания 1991 года в данном случае можно использовать как парсер (ибо ничто не препятствует езде по дорогам США старым добрым дедовским способом, прописывая с клавиатуры команды типа «Start truck» и «Go NW», – список воспринимаемых игрой слов не так уж и велик и удобным для восприятия образом приводится в руководстве пользователя), так и куда более привычный по меркам середины 1990-х «мышиный» point-and-click. Правда, в последнем случае совсем уйти от командной строки всё же не получится, ибо отдельные операции потребуется-таки производить строго вручную.
На экране перед нами предстаёт вид кабины водителя изнутри в перспективе от первого лица – в 16-цветном VGA c разрешением 640×480. Примерно треть этого пространства занимает окно с видом на собственно локацию – дорогу или урбанистический пейзаж со всеми подобающими достопримечательностями. Верхняя стандартная строка Windows насчитывает три раздела: в меню «File» ожидаемо дозволяется сохранять и загружать игру, просматривать титры и выходить как в систему, так и в главное меню; в последнем случае там появляется ещё и возможность начать всё заново. Раздел «View» демонстрирует, кроме прочего, информацию о наших расходах – на топливо, на жильё и на еду во время остановок, на ремонт после всевозможных аварий и др.; при этом с нас ещё и автоматически снимают по 50 долл. за каждый виртуальный день – это некие «обычные» траты на обслуживание грузовика. Общий же денежный запас, как ни странно, формально ничем не ограничен и нигде не отображается, – однако неявной целью игры оказывается выполнить свою миссию с как можно меньшими расходами!
В том же самом меню можно справиться и насчёт содержимого инвентаря (т. е. освежить в памяти как наличие на борту груза или грузов, так и стоящие перед нами задачи – место назначения и следующий искомый товар), и касательно собственного здоровья (когда мы последний раз ели и спали и как себя в настоящий момент чувствуем: чем хуже обстоят эти дела, тем больше вероятность попадания в аварию во время очередного рейса). Ну а в разделе «Maps» скрывается большой ассортимент карт – как всей страны, так и каждого штата в отдельности (включая недоступные для посещения Аляску с Гавайями), с наглядным обозначением дорог, проложенных между населёнными пунктами. Кстати сказать, такая схема открывается перед нами автоматически при въезде в любой из городов, в том числе и при самом начале игры, – вкупе с некоторыми познавательными сведениями о достопримечательностях данного штата, о родившихся в нём президентах США и т. д. Кроме того, все эти полезные сведения при желании вызываются и сочетаниями клавиш, прописанными во всех меню, – к примеру, «Alt-L» удобнейшим образом отвечает за вызов карты того самого места, в котором мы в настоящий момент находимся.
Ниже основного окна расположена приборная панель нашего транспортного средства с разнообразными загадочными индикаторами; не пугайтесь: автомобиль, даже такой большой и грузовой, – к счастью, не «Ту-144», так что разобраться в местном управлении всё-таки реально, – а если говорить по правде, то изучение такового оказывается исключительно опциональным и альтернативой более привычному для ветеранов серии парсеру. Первые два маленьких приборчика слева интерактивны – это включение и отключение фар и стеклоочистителей («дворников» – своеобразных щёточек для удаления капель влаги и грязи с ветрового стекла): пригодится при езде ночью или во время дождя. А вот на три следующих показателя можно лишь любоваться: это индикатор скорости движения (судя по всему, в «милях в час»: данная единица измерения длины, по традиции используемая в США, равняется примерно 1609 метрам) со счётчиком уже пройденного расстояния; уровень заполнения топливного бака бензином, который необходим для эффективной работы двигателя внутреннего сгорания (с полукруглой шкалой со значениями от «пустой», «E», до «полный», «F»); ну и указатель текущего направления нашего движения в виде компаса со стрелочкой.
Далее расположено радио, снабжённое также часами и введённым при старте игры (или заданным сценарием) именем водителя: между станциями формально дозволяется даже переключаться, хотя услышать таким образом всё равно удастся разве что пару музыкальных фраз или обрывки прогноза погоды. Кстати говоря, никаких особых мелодий в игре вообще нет – только не самые многочисленные звуковые эффекты (рёв мотора и др.). На том же радио расположена и кнопочка «Set»: как только мы прибываем в город с иным часовым поясом, на неё следует нажимать для автоматического подведения часов. Ну а за крышкой справа скрывается отсек с разнообразной литературой: впрочем, практически всё здесь оказывается скорее опциональным, ибо дублируется другими элементами интерфейса (например, картой или журналом инвентаря из уже описанного верхнего меню). За исключением, пожалуй, тома под названием «Maintenance Tips»: именно с его помощью можно, скажем, заменить проколотую шину.
Ещё ниже расположены прочие приборы для управления грузовиком. Из трёх совсем маленьких индикаторов под спидометром и левее очевидным оказывается предназначение только самого правого, с символом замочка: таковой отвечает за возможность запереть грузовик – например, при остановке на ночь, – дабы уменьшить свои шансы лишиться ценного груза по причине ограбления (да, в жестоких реалиях кап. страны эпохи 1990-х возможен и такой поворот событий). Правее расположен переключатель с тремя доступными позициями: «off», «on» и «start», – именно к нему следует обращаться, чтобы завести мотор (ну или выключить его). В левом нижнем углу можно видеть ремень безопасности: не забудьте пристегнуться, прежде чем отправляться в путь (хотя бы для того, чтобы избежать лишнего штрафа при возможной встрече с полицией)! Ну а чуть выше красуются две педали – к сожалению, никак не подписанные. Левая, вытянутая по горизонтали, активирует тормоз: в реалиях игры нажатие на таковую во время странствия между городами означает экстренную остановку у ближайшей автозаправочной станции; правая же (более вертикальная), наоборот, отвечает за движение вперёд, – впрочем, обращение к ним в любом случае оказывается, как уже замечалось, скорее опциональным.
Ибо прямо по центру в нижней части экрана расположена панель для текстовых сообщений со строкой парсера под ней: именно здесь можно вводить и видеть команды уровня «start truck», которые временами оказываются куда более простыми и удобными, нежели целый ряд последовательных щелчков левой кнопкой мыши по разнообразным педалям и переключателям. Ну а справа внизу отображаются шесть кнопок-миниатюр для совершения прочих необходимых водителю грузовика действий. Так, «Load» отвечает за погрузку товара, – однако при этом придётся всегда вручную прописывать наименование такового! И разумеется, для успешного совершения данной операции необходимо ещё и находиться в том городе, где данный ресурс производится, – причём в рабочее время (склады открыты с 6 утра до 10 вечера). Дождаться этого самого утра и прокрутить время на один час вперёд можно при желании простым щелчком по кнопке с песочными часами, – а вот изображение тарелки в компании с вилкой и ложкой отвечает за более приятное и полезное для здоровья времяпрепровождение в ресторане (только при нахождении в городе, причём часы работы заведений общепита совпадают с упомянутыми выше; не забывайте отслеживать состояния голода и усталости протагониста в меню «View»). Кстати сказать, на дворе не то конец 1980-х, не то начало 1990-х, так что цены вполне приемлемые – по 8–12 долл. за трапезу.
Для здорового сна предусмотрены сразу две кнопки: отдохнуть можно как прямо в кабине (что официально рекомендуется делать только летом, – зимой при этом потребуется оставлять мотор включённым, бездумно расходуя тем самым драгоценные литры бензина!), так и в мотеле (25–35 долл. за ночь). Ну и последняя миниатюра, с изображением бензоколонки, ожидаемо позволяет заправить бак нашего грузовика топливом (с ручным набором с клавиатуры желаемого количества такового). Вместимость у него 250 галлонов, причём каждая такая единица объёма (примерно 3,7 л) в любом случае обойдётся в один доллар, – а вот темпы его расходования зависят от рельефа местности и скорости нашего передвижения (которую, если мы вдруг зачем-то торопимся, можно увеличить командой «Speed NW» вместо «Go...» или «Drive...»). А если не отследить вовремя уровень заполнения бака бензином, то потребуется где-нибудь прямо на большой дороге вызывать эвакуатор при помощи переговорного устройства в правом верхнем углу – с оплатой по двойному тарифу.
Несмотря на такое вроде бы аутентичное воспроизведение рабочего места профессионального водителя назвать «Crosscountry USA» полноценным симулятором, увы, не получится. В частности, опытному автогонщику наверняка сразу бросится в глаза отсутствие в нашей кабине едва ли не наиболее важного и привычного элемента управления автомобилем – рулевого колеса! Да, вверенное нам транспортное средство движется как бы само по себе: экран города сменяется стандартным видом шоссе (пусть и с некоторыми декоративными особенностями на обочинах – в зависимости от времени суток, сезона, погоды и географического положения), затем практически такой же иллюстрацией совсем, казалось бы, другого населённого пункта (пусть и с предварительным отображением локальной карты) – и так далее в том же духе. Всё разворачивается достаточно быстро: продолжительность миссии составляет примерно пять минут на каждое наименование товара; в сценариях нужных грузов обычно два или несколько, а вот при стандартной игре с генератором случайных миссий в «школьном» издании их количество дозволяется регулировать вручную в пределах от 1 до 20 включительно. После доставки всех товаров в пункт назначения игрока отправят в заслуженный отпуск на море – и подведут итог его деятельности в виде таблички с указанием потраченных времени и денег.
Если коротко, то мы здесь лишь управляем погрузкой товаров в нужных местах (кнопкой «Load» и вводом команды вручную), задаём направление для перемещения (щелчком по компасу на приборной панели или посредством всё того же парсера, – конечно, при условии, что из того города, в котором мы в настоящий момент пребываем, предусмотрена дорога в соответствующую сторону света), а также спим и питаемся. Ну, хотя бы для заправки, получения груза, обеда в ресторане и т. д. предусмотрены какие-никакие анимированные вставки, пусть и всякий раз одинаковые, не подлежащие пропуску и не отличающиеся особой цветастостью (напомним, что местная палитра насчитывает всего лишь 16 оттенков, причём скорее приглушённых, нежели ярких).
Разве что случайные события изредка разбавляют заметное однообразие местного игрового процесса. Так, даже в заранее определённых сценариях можно получить сообщение о наличии какого-нибудь «бонусного» товара: если добавить его к уже полученному нами списку, последует, скажем, скидка в 100 долл. на ближайшей заправке. А, к примеру, узнавать о каждом последующем из положенных по плану грузов мы будем посредством соответствующей загадки (например: «Это домашнее животное разводят ради мяса и шерсти»), причём с набором ответа вручную, – впрочем, всегда дозволяется запросить ещё одну подсказку или даже просто сдаться, а за ошибку нас в любом случае никак не накажут.
Кроме того, в зависимости от стиля игры и состояния здоровья виртуального водителя можно столкнуться с различными неприятностями: так, авария на дороге может потребовать заменить повреждённую шину (с соответствующими непредвиденными расходами), а, скажем, езда с превышением скорости чревата появлением в поле зрения полицейской машины с последующей выплатой штрафа. Сон же в оставленном незапертым грузовике способен временами обернуться уже упоминавшимся ограблением: придётся возвращаться назад за повторной погрузкой пропавшего товара! Имеется в «Crosscountry USA» и режим для двух игроков (или двух команд), – между прочим, к таковому относятся все тридцать два сценария из «школьного» издания: задачи и места назначения у соперников разные, но вот расстояния, которые они должны проехать, подобраны примерно одинаковые. Так что – побеждает тот, кто первым выполнит свою миссию, причём с наименьшими затратами. Ну а порекомендовать эту игру остаётся в первую очередь любителям географии США и просто образовательных редкостей.
Зато ничто не мешает познакомиться с переизданием 1995 года, основательно обновлённым по части как интерфейса, так и внешности – и доступным сразу в нескольких версиях. Как ни странно, но поступавшая в розничную продажу в полноценном коробочном виде «Crosscountry USA: Home Edition» при всей своей коллекционной ценности оказывается основательно ограниченным по части функциональности и не особо рекомендуемым вариантом: при её запуске приходится всякий раз вручную выбирать один из девятнадцати комплектных сценариев, в которых нам предлагается заниматься транспортировкой заранее определённых товаров в заранее же определённые города. Тогда как пользователи «оптовых» разновидностей той же игры – всевозможных School Edition, Lab Pack Edition и Site/Network Edition – получали в своё полное распоряжение не только редактор тех самых сценариев (в дополнение к уже тридцати двум комплектным), но и встроенный генератор случайных заданий, а также большие возможности по части настроек.
В любом случае первым делом рекомендуется загрузить именно простой обучающий сценарий – SAMPLE.SCN: он находится в самом низу доступного перечня, который в «домашней» версии открывается по умолчанию сразу после запуска, а в «школьной» – щелчком по пункту «Open Game/Scenario» на появившемся экране настроек новой игры. Здесь нам даже не потребуется вводить своё имя: в роли некоего Чарли мы должны, стартовав 15 июля из Сан-Франциско, доставить в Альбукерке пару-тройку наименований товаров, первым из которых являются апельсины. Всего, кстати сказать, в игре насчитываются 180 городов (сорока восьми континентальных штатов, – доехать на грузовике до Аляски или Гавайев, к сожалению, не получится в силу объективных причин) и 52 разновидности товаров, каждый из которых производится в одном или нескольких определённых городах, до четырёх включительно (например, удобрения – только в Тампе, а автомобили – сразу в Детройте, Индианаполисе, Цинциннати и Толедо). К сожалению, подробная и красочная карта США из комплекта игры с обозначением всех задействованных населённых пунктов и связывающих их дорог в настоящее время недоступна, а вот к текстовому перечню первых, а равно и соответствующих им товаров, который приводится примерно в середине руководства пользователя, обращаться придётся регулярно. В «школьном» издании всё это дозволяется ещё и редактировать на свой страх и вкус, при желании перераспределяя производство между городами (и даже добавляя собственные новые товары, до восьми включительно), – отдельной комплектной программой USAEDIT.
В упомянутом учебном сценарии нам первым делом нужно раздобыть апельсины – а они растут исключительно в Лос-Анджелесе и Тампе. До солнечной Флориды из нашего стартового Сан-Франциско путь, мягко говоря, неблизкий, а вот до второго возможного пункта назначения рукой подать. Так что определяем нужное направление, откладываем в сторону карту – и берёмся за собственно управление грузовым автомобилем. В отличие от издания 1991 года в данном случае можно использовать как парсер (ибо ничто не препятствует езде по дорогам США старым добрым дедовским способом, прописывая с клавиатуры команды типа «Start truck» и «Go NW», – список воспринимаемых игрой слов не так уж и велик и удобным для восприятия образом приводится в руководстве пользователя), так и куда более привычный по меркам середины 1990-х «мышиный» point-and-click. Правда, в последнем случае совсем уйти от командной строки всё же не получится, ибо отдельные операции потребуется-таки производить строго вручную.
На экране перед нами предстаёт вид кабины водителя изнутри в перспективе от первого лица – в 16-цветном VGA c разрешением 640×480. Примерно треть этого пространства занимает окно с видом на собственно локацию – дорогу или урбанистический пейзаж со всеми подобающими достопримечательностями. Верхняя стандартная строка Windows насчитывает три раздела: в меню «File» ожидаемо дозволяется сохранять и загружать игру, просматривать титры и выходить как в систему, так и в главное меню; в последнем случае там появляется ещё и возможность начать всё заново. Раздел «View» демонстрирует, кроме прочего, информацию о наших расходах – на топливо, на жильё и на еду во время остановок, на ремонт после всевозможных аварий и др.; при этом с нас ещё и автоматически снимают по 50 долл. за каждый виртуальный день – это некие «обычные» траты на обслуживание грузовика. Общий же денежный запас, как ни странно, формально ничем не ограничен и нигде не отображается, – однако неявной целью игры оказывается выполнить свою миссию с как можно меньшими расходами!
В том же самом меню можно справиться и насчёт содержимого инвентаря (т. е. освежить в памяти как наличие на борту груза или грузов, так и стоящие перед нами задачи – место назначения и следующий искомый товар), и касательно собственного здоровья (когда мы последний раз ели и спали и как себя в настоящий момент чувствуем: чем хуже обстоят эти дела, тем больше вероятность попадания в аварию во время очередного рейса). Ну а в разделе «Maps» скрывается большой ассортимент карт – как всей страны, так и каждого штата в отдельности (включая недоступные для посещения Аляску с Гавайями), с наглядным обозначением дорог, проложенных между населёнными пунктами. Кстати сказать, такая схема открывается перед нами автоматически при въезде в любой из городов, в том числе и при самом начале игры, – вкупе с некоторыми познавательными сведениями о достопримечательностях данного штата, о родившихся в нём президентах США и т. д. Кроме того, все эти полезные сведения при желании вызываются и сочетаниями клавиш, прописанными во всех меню, – к примеру, «Alt-L» удобнейшим образом отвечает за вызов карты того самого места, в котором мы в настоящий момент находимся.
Ниже основного окна расположена приборная панель нашего транспортного средства с разнообразными загадочными индикаторами; не пугайтесь: автомобиль, даже такой большой и грузовой, – к счастью, не «Ту-144», так что разобраться в местном управлении всё-таки реально, – а если говорить по правде, то изучение такового оказывается исключительно опциональным и альтернативой более привычному для ветеранов серии парсеру. Первые два маленьких приборчика слева интерактивны – это включение и отключение фар и стеклоочистителей («дворников» – своеобразных щёточек для удаления капель влаги и грязи с ветрового стекла): пригодится при езде ночью или во время дождя. А вот на три следующих показателя можно лишь любоваться: это индикатор скорости движения (судя по всему, в «милях в час»: данная единица измерения длины, по традиции используемая в США, равняется примерно 1609 метрам) со счётчиком уже пройденного расстояния; уровень заполнения топливного бака бензином, который необходим для эффективной работы двигателя внутреннего сгорания (с полукруглой шкалой со значениями от «пустой», «E», до «полный», «F»); ну и указатель текущего направления нашего движения в виде компаса со стрелочкой.
Далее расположено радио, снабжённое также часами и введённым при старте игры (или заданным сценарием) именем водителя: между станциями формально дозволяется даже переключаться, хотя услышать таким образом всё равно удастся разве что пару музыкальных фраз или обрывки прогноза погоды. Кстати говоря, никаких особых мелодий в игре вообще нет – только не самые многочисленные звуковые эффекты (рёв мотора и др.). На том же радио расположена и кнопочка «Set»: как только мы прибываем в город с иным часовым поясом, на неё следует нажимать для автоматического подведения часов. Ну а за крышкой справа скрывается отсек с разнообразной литературой: впрочем, практически всё здесь оказывается скорее опциональным, ибо дублируется другими элементами интерфейса (например, картой или журналом инвентаря из уже описанного верхнего меню). За исключением, пожалуй, тома под названием «Maintenance Tips»: именно с его помощью можно, скажем, заменить проколотую шину.
Ещё ниже расположены прочие приборы для управления грузовиком. Из трёх совсем маленьких индикаторов под спидометром и левее очевидным оказывается предназначение только самого правого, с символом замочка: таковой отвечает за возможность запереть грузовик – например, при остановке на ночь, – дабы уменьшить свои шансы лишиться ценного груза по причине ограбления (да, в жестоких реалиях кап. страны эпохи 1990-х возможен и такой поворот событий). Правее расположен переключатель с тремя доступными позициями: «off», «on» и «start», – именно к нему следует обращаться, чтобы завести мотор (ну или выключить его). В левом нижнем углу можно видеть ремень безопасности: не забудьте пристегнуться, прежде чем отправляться в путь (хотя бы для того, чтобы избежать лишнего штрафа при возможной встрече с полицией)! Ну а чуть выше красуются две педали – к сожалению, никак не подписанные. Левая, вытянутая по горизонтали, активирует тормоз: в реалиях игры нажатие на таковую во время странствия между городами означает экстренную остановку у ближайшей автозаправочной станции; правая же (более вертикальная), наоборот, отвечает за движение вперёд, – впрочем, обращение к ним в любом случае оказывается, как уже замечалось, скорее опциональным.
Ибо прямо по центру в нижней части экрана расположена панель для текстовых сообщений со строкой парсера под ней: именно здесь можно вводить и видеть команды уровня «start truck», которые временами оказываются куда более простыми и удобными, нежели целый ряд последовательных щелчков левой кнопкой мыши по разнообразным педалям и переключателям. Ну а справа внизу отображаются шесть кнопок-миниатюр для совершения прочих необходимых водителю грузовика действий. Так, «Load» отвечает за погрузку товара, – однако при этом придётся всегда вручную прописывать наименование такового! И разумеется, для успешного совершения данной операции необходимо ещё и находиться в том городе, где данный ресурс производится, – причём в рабочее время (склады открыты с 6 утра до 10 вечера). Дождаться этого самого утра и прокрутить время на один час вперёд можно при желании простым щелчком по кнопке с песочными часами, – а вот изображение тарелки в компании с вилкой и ложкой отвечает за более приятное и полезное для здоровья времяпрепровождение в ресторане (только при нахождении в городе, причём часы работы заведений общепита совпадают с упомянутыми выше; не забывайте отслеживать состояния голода и усталости протагониста в меню «View»). Кстати сказать, на дворе не то конец 1980-х, не то начало 1990-х, так что цены вполне приемлемые – по 8–12 долл. за трапезу.
Для здорового сна предусмотрены сразу две кнопки: отдохнуть можно как прямо в кабине (что официально рекомендуется делать только летом, – зимой при этом потребуется оставлять мотор включённым, бездумно расходуя тем самым драгоценные литры бензина!), так и в мотеле (25–35 долл. за ночь). Ну и последняя миниатюра, с изображением бензоколонки, ожидаемо позволяет заправить бак нашего грузовика топливом (с ручным набором с клавиатуры желаемого количества такового). Вместимость у него 250 галлонов, причём каждая такая единица объёма (примерно 3,7 л) в любом случае обойдётся в один доллар, – а вот темпы его расходования зависят от рельефа местности и скорости нашего передвижения (которую, если мы вдруг зачем-то торопимся, можно увеличить командой «Speed NW» вместо «Go...» или «Drive...»). А если не отследить вовремя уровень заполнения бака бензином, то потребуется где-нибудь прямо на большой дороге вызывать эвакуатор при помощи переговорного устройства в правом верхнем углу – с оплатой по двойному тарифу.
Несмотря на такое вроде бы аутентичное воспроизведение рабочего места профессионального водителя назвать «Crosscountry USA» полноценным симулятором, увы, не получится. В частности, опытному автогонщику наверняка сразу бросится в глаза отсутствие в нашей кабине едва ли не наиболее важного и привычного элемента управления автомобилем – рулевого колеса! Да, вверенное нам транспортное средство движется как бы само по себе: экран города сменяется стандартным видом шоссе (пусть и с некоторыми декоративными особенностями на обочинах – в зависимости от времени суток, сезона, погоды и географического положения), затем практически такой же иллюстрацией совсем, казалось бы, другого населённого пункта (пусть и с предварительным отображением локальной карты) – и так далее в том же духе. Всё разворачивается достаточно быстро: продолжительность миссии составляет примерно пять минут на каждое наименование товара; в сценариях нужных грузов обычно два или несколько, а вот при стандартной игре с генератором случайных миссий в «школьном» издании их количество дозволяется регулировать вручную в пределах от 1 до 20 включительно. После доставки всех товаров в пункт назначения игрока отправят в заслуженный отпуск на море – и подведут итог его деятельности в виде таблички с указанием потраченных времени и денег.
Если коротко, то мы здесь лишь управляем погрузкой товаров в нужных местах (кнопкой «Load» и вводом команды вручную), задаём направление для перемещения (щелчком по компасу на приборной панели или посредством всё того же парсера, – конечно, при условии, что из того города, в котором мы в настоящий момент пребываем, предусмотрена дорога в соответствующую сторону света), а также спим и питаемся. Ну, хотя бы для заправки, получения груза, обеда в ресторане и т. д. предусмотрены какие-никакие анимированные вставки, пусть и всякий раз одинаковые, не подлежащие пропуску и не отличающиеся особой цветастостью (напомним, что местная палитра насчитывает всего лишь 16 оттенков, причём скорее приглушённых, нежели ярких).
Разве что случайные события изредка разбавляют заметное однообразие местного игрового процесса. Так, даже в заранее определённых сценариях можно получить сообщение о наличии какого-нибудь «бонусного» товара: если добавить его к уже полученному нами списку, последует, скажем, скидка в 100 долл. на ближайшей заправке. А, к примеру, узнавать о каждом последующем из положенных по плану грузов мы будем посредством соответствующей загадки (например: «Это домашнее животное разводят ради мяса и шерсти»), причём с набором ответа вручную, – впрочем, всегда дозволяется запросить ещё одну подсказку или даже просто сдаться, а за ошибку нас в любом случае никак не накажут.
Кроме того, в зависимости от стиля игры и состояния здоровья виртуального водителя можно столкнуться с различными неприятностями: так, авария на дороге может потребовать заменить повреждённую шину (с соответствующими непредвиденными расходами), а, скажем, езда с превышением скорости чревата появлением в поле зрения полицейской машины с последующей выплатой штрафа. Сон же в оставленном незапертым грузовике способен временами обернуться уже упоминавшимся ограблением: придётся возвращаться назад за повторной погрузкой пропавшего товара! Имеется в «Crosscountry USA» и режим для двух игроков (или двух команд), – между прочим, к таковому относятся все тридцать два сценария из «школьного» издания: задачи и места назначения у соперников разные, но вот расстояния, которые они должны проехать, подобраны примерно одинаковые. Так что – побеждает тот, кто первым выполнит свою миссию, причём с наименьшими затратами. Ну а порекомендовать эту игру остаётся в первую очередь любителям географии США и просто образовательных редкостей.
- Особенность геймплея:
Образовательная
Парсерный ввод - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Канада - Тематика:
География - Элемент жанра:
Симуляторы деятельности - Язык:
English