Minos: Le Labyrinthe Logo

Minos: Le Labyrinthe
Minos
Minos: Le Labyrinthe Logo
Жанр: Edutainment, Puzzle
Разработчик: Sermap
Издатель: ACT Informatique, Hatier
Год выхода: 1985
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 2
  • 0
Уникальный артефакт французского игростроения середины 1980-х, совершенно никому не известный и чудом возвращённый к жизни спустя сорок лет после своего изначального появления на свет.

Правда, всё началось ещё в 1967 году, когда трое американских программистов придумали особый язык под названием Лого – для обучения деток самого младшего возраста основам этого самого программирования, а заодно и логическому мышлению и прочим полезным навыкам. Широкое распространение эта затея получила уже начиная с середины 1980-х, с появлением персональных ПК в школах и дошкольных учреждениях, – при этом многочисленные различные диалекты Лого, разработанные в самых разных странах мира, были и остаются практически несовместимыми между собой. Вдобавок использованная в данном языке идея так называемой «черепашьей графики», согласно которой юный пользователь управлял – посредством отдачи соответствующих команд – воображаемым существом, перемещающимся по экрану, поворачивающимся в стороны и оставляющим за собой наглядный след (который как раз и мог образовывать своими линиями замысловатый узор), – идея эта отчасти легла в основу и собственно компьютерных игр редкого поджанра, основанного на такого рода программировании (например, «ChipWits» или «Robot Odyssey»).

Французская компания ACT Informatique также разработала собственный вариант Лого – он назывался «Logo Plus» – для таких популярных в середине 1980-х в учебных заведениях своей родины платформ, как EXL 100, семейство Thomson и даже IBM PC (причём последняя версия существовала ещё и в переводе как минимум на каталанский). Совместно с Hatier была издана даже целая серия ПО под общим заголовком «Les micromondes»: отпрыски этого семейства, такие как «Les simulateurs» или «Dicologo», судя по всему, представляли собой различные в меру поучительные, в меру развлекательные приложения для всё того же «Logo Plus». Правда, о существовании названных программ на текущий момент свидетельствуют разве что единичные упоминания в специализированной прессе, – тем более примечательным выглядит факт обретения ещё одного выпуска данной серии. «Minos: Le Labyrinthe» за авторством Sermap – это, по характеристике издателей, игра в трёхмерный лабиринт, призванная познакомить юных пользователей с базовыми принципами языка Лого, а также и с основами искусственного интеллекта и робототехники (посредством управления всё той же условной «черепашкой»).

Насчёт изучения языка программирования и наличия собственно образовательной составляющей остаётся поверить на слово: объёмная и наверняка содержательная книга на эту тему, поставлявшаяся в комплекте с игрой в качестве своего рода подробнейшего руководства пользователя (хотя, вероятно, можно сказать и наоборот: это дискета с «Minos» скорее выступала примером и приложением к данному учебному пособию), на текущий момент, к сожалению, недоступна. Впрочем, игровой процесс от этого не слишком-то страдает, – пусть сам по себе он и оказывается на поверку несколько скудным. Из графических адаптеров здесь поддерживается исключительно CGA, – хотя никаких изысков по визуальной части в любом случае ожидать не стоит: перед нами предстанут одни лишь красные да зелёные линии на чёрном-пречёрном фоне, призванные символизировать собой стены лабиринта. Звуковое оформление сводится к редким гудкам PC Speaker’а; управление реализовано посредством клавиатуры.

Разобравшись с не самым очевидным способом запуска программы (за подробностями стоит заглянуть в раздел «Технической информации» на соседней вкладке), мы видим перед собой экран заставки «Minos: Le Labyrinthe Logo» – и отвечаем «О» (не забыв нажать и «ввод») на первый вопрос, о желании создать новый лабиринт (в качестве альтернативы в дальнейшем можно использовать какой-то свой сохранённый ранее вариант). Затем потребуется указать параметры конструкции – количество «столбцов» и «рядов»: что первое, что второе из этих чисел могут принимать значения от 3 до 18 включительно. После этого программа займётся рисованием – и сначала выведет на экран табличку с соответствующим количеством ячеек (как можно догадаться, от 9 до 324, опять-таки включительно), а затем в случайном порядке удалит значительную часть внутренних «стенок» и непременно одну и только одну из внешних.

Это и будет лабиринт, по которому нам предстоит путешествовать: полюбовавшись на результат, можно при желании сохранить его под каким-нибудь названием в папку с игрой, а затем – приступить к собственно прохождению (привычно нажав «О» с подтверждением своего решения «вводом»). После этого мы оказываемся внутри только что созданного помещения со стенками и коридорами – и с перспективой уже вида не сверху, а почти от первого лица. «Почти» – ибо протагонист (кем бы он формально ни был, роботом или черепахой) отображается прямо перед нами в виде буквально однопиксельной точки. Ею-то мы и управляем – при помощи клавиш «8» для передвижения вперёд на одну клетку и «4» и «6» для поворота соответственно налево или направо. Делать это удобнее всего с малой цифровой клавиатуры, предварительно убедившись, что NumLock находится в положении «вкл.».

Из прочих клавиш задействованы лишь «ввод» – он отвечает за опциональное перемещение камеры вплотную к точке, которая запросто может удалиться от своего первоначального расположения далеко вперёд по коридору (впрочем, при любом повороте то же самое происходит автоматически), – и «А» для переключения на режим просмотра карты (чтобы вернуться обратно, достаточно нажать любую клавишу). В отличие от первого обзорного плана лабиринта, который демонстрировался нам сразу после создания такового, данный вариант отображает ещё и полный анимированный путь протагониста от стартовой позиции до текущей – в виде красного треугольника и оставляемых им следов (сплошной зелёной линии).

Собственно, целью игры является провести свою черепаху (ну или робота) к выходу: та самая стартовая позиция определяется случайным образом, т. е. можно оказаться как в одном шаге от конца лабиринта, так и глубоко в его недрах. По окончании пути нам демонстрируется счётчик числа ходов, затраченных на поиски того единственного отверстия во внешней «стенке», – после этого можно вывести на экран наглядную анимацию своих странствий в привычной перспективе вида сверху, а затем при желании повторить всё сначала в том же самом лабиринте (но, разумеется, уже с иной исходной позицией).

Да, вот оно и всё. Несомненно, что в упоминавшейся выше книге приводились какие-то полезные и познавательные сведения по части именно программирования – и дозволялось (а то и требовалось) как-то изменять код программы (представленный в полностью открытом виде: собственно, на дискетке с игрой только и имеется что один-единственный файл-исходник minos.log), однако на текущий момент можно лишь описанным образом странствовать по лабиринту случайной конфигурации и заданных размеров. Так что вердикт будет в значительной степени условным: обучает ли «Minos: Le Labyrinthe» чему-то (и если да, то чему именно), сказать сложно, – но вот коллекционеров древних редкостей неопределённой жанровой принадлежности данное издание ACT Informatique с Hatier наверняка способно немало заинтересовать.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.