Secret Files: Tunguska

Тунгуска. Секретные материалы
Secret Files: Tunguska
Жанр: Quest
Разработчик: Animation Arts, Fusionsphere Systems
Издатель: Deep Silver
Год выхода: 2006
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.00 из 10
  • 0
  • 3
  • 8
Syberia Бенуа Сокаля оказала огромное влияние на жанр классических квестов от третьего лица. Прямых клонов у неё, конечно, не было, но следующие лет десять выходило немало игр, которые в какой-то степени либо пытались ей подражать в тех или иных аспектах, либо явно черпали вдохновение из неё, либо были задуманы с мыслью "о, покупатель подумает, что это в духе Syberia, а значит, классно, и точно купит". Разумеется, я не хочу сказать, что все подобные игры строго плохие, - нет, они очень разные, от довольно убогих и сюжетно, и геймплейно до по-настоящему качественных квестов. Именно ко второй категории относится Secret Files: Tunguska от немецкой студии Fusionsphere Systems. Это первая игра данного коллектива разработчиков, который потом сделает ещё две части основной серии Secret Files и один спин-офф к ней, а больше ничего не выпустит. Да, перед нами первая часть трилогии, но не стоит сразу откладывать её - хоть эта история с очевиднейшим намёком на продолжение, но в то же время и с полностью законченной историей, которая не заставит вас думать, а что же дальше, и сразу же искать вторую часть.

Перед тем как начать говорить подробно, ещё раз - это ни в коем случае не клон Syberia, но та игра, при создании которой авторы поглядывали на работу Сокаля, причём очень пристально. Ну ведь уже из названия понятно, что нас ждёт какая-то тайна, связанная с Тунгусским метеоритом, то есть ожидается путешествие в... Сибирь. Интересно, какой в 2006-м в Сибири был урожай клюквы?

Главной героиней - да, разумеется, а вы ждали мужчину? - является молодая жительница Берлина с русскими корнями Нина Каленкова. Её отец Владимир, когда-то уехавший из СССР, тоже ныне работает в столице Германии, а именно в музее и ведёт исследования, суть которых не поясняется. Однажды Нина решает навестить отца на рабочем месте, но не обнаруживает его там и узнаёт, что отца якобы похитили некие "люди в чёрном". Заявившись к нему домой, девушка и вовсе находит квартиру разграбленной, а вскоре и сама становится жертвой нападения. Убедившись, что ждать помощи от полиции нет смысла, Нина берёт в помощники своего друга Макса Грубера, и вместе они выясняют, что исследования отца несколько выходили за пределы того, что было известно дочери. В частности, Владимир когда-то был членом секретной экспедиции к месту падения Тунгусского метеорита, и ниточки его похищения тянутся как раз оттуда. А это значит, что нас ожидает довольно интересное расследование с непременным путешествием в холодные сибирские края.

Что касается главного героя-мужчины, то он тоже будет. Часть игры пройдёт под управлением Макса Грубера, причём встретятся как эпизоды полностью за него, так и моменты, когда будет происходить быстрое чередование протагонистов. В некоторых ситуациях игрок получает возможность самостоятельно переключаться между персонажами, что просто требуется для прохождения и не вызывает никаких альтернативных разветвлений. Дальнейший сюжет рассказывать в подробностях не будем - он в самом деле интересен и рекомендуется к самостоятельному ознакомлению посредством прохождения этого квеста. Но какие-то моменты рассмотрим. Во-первых, география приключений Нины и Макса крайне широка. В поисках информации и, что самое важное, других членов той самой экспедиции они (вдвоём или же поодиночке) посетят Ирландию, Кубу, Тибет, Россию, а закончится вся история в совсем уж неожиданном месте, которое мы, разумеется, не будем называть.

Эпизоды в России не обошлись без клюквы. А как же! Нас ждёт как череда стереотипных персонажей (алкоголики, безжалостные деятели спецслужб, туповатые солдаты и прочие), так и дурные надписи на кириллице: к примеру, главной героине предстоит прогуляться по крыше вагона с надписью "БАГОН ОБСЕРБАТОРИЯ". А ещё самовар под портретом Владимира Путина в помещении вокзального склада, много шуток про военных и - неожиданно - военный госпиталь в виде едва ли не средневековой крепости-тюрьмы. А ещё эвенки! Прибыв в район крушения метеорита, мы познакомимся с одним старым эвенком и побываем у него в чуме. Ради справедливости стоит сказать, что другие страны (Куба и Ирландия) также изобилуют стереотипами.

Геймплей Secret Files: Tunguska - это стандартный point'n'click от третьего лица с диалогами, хождением по локациям и работой с инвентарём. Очень редко будут встречаться пазлы и головоломки, а мини-игр и аркадных вставок нет вовсе. Сложность нельзя назвать высокой, пусть отдельные моменты и могут показаться очень нелогичными, а некоторые активные точки трудно отыскать. С последним может помочь функция, наличием которой многие поклонники жанра будут очень недовольны, - достаточно нажать специальную клавишу, как все активные точки на экране окажутся подсвечены. Хорошо это или нет, решать каждому самостоятельно - ко второй половине 2000-х такие легальные способы облегчить прохождение уже начали входить в моду.

Ещё этой игре очень повезло с графическим оформлением, но категорически не повезло со звуковым. Графика отличная как по технической части, так и по дизайну. Где бы мы ни находились - в сибирской глуши, в берлинских подворотнях или на кубинском побережье, - нас будут ждать прекрасно отрисованные виды, многие из которых запомнятся надолго. Мой личный фаворит - "дождливый" экран ирландского побережья со старинным пабом: это одна из самых красивых локаций во всём жанре в принципе, но тут, конечно, дело вкуса. Теперь о звуках. Во-первых, тут нет музыки вне кат-сцен. Со звуками поработали хорошо, но именно отсутствие мелодий может не понравиться части игроков. Второй момент, который касается только англоязычной версии (исконная, если что, на немецком), - чудовищно подобранные голоса актёров озвучки, которые к тому же получили задание максимально изображать акценты у русских, кубинцев и ирландцев. Получилось это безобразно. К счастью, в российской локализации подобного не имеется.

Как уже говорилось выше, игра имеет законченную историю, но вместе с этим прямо указывает на продолжение. И если вам понравилось, то сыграть и в сиквел, и в третью часть, и в спин-офф настоятельно рекомендуется. Secret Files: Tunguska, может быть, не является в той же степени художественным произведением, в какой им является Syberia, но всё же это один из лучших "больших" квестов 2000-х, пропускать который фанатам жанра точно не стоит.
Автор обзора: Вендиго
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Практически ничем не примечательная и не запоминающаяся игра, увы. Конечно, спасибо немцам, что они продолжали развивать жанр классических приключений в те годы, когда прочие страны и народы о нём напрочь забыли, - но это никак не отменяет того факта, что у них всё обычно выходило скучно и нудно (за исключениями некоторых работ Daedalic). Даже в той же "Сиберии" хотя бы атмосфера какая-никакая была...
Хорошо хоть локализатор (Lazy Games, я так понимаю) ликвидировал многие ляпы, типа "Топя дефект используйте шланг".

Элси Ринген
Как только язык поворачивается такое говорить?
А так зачем говорить? Каждый пользователь имеет право высказывать своё мнение по поводу той или иной игры ровно в той же степени, что и вы. При условии, что это не нарушает правил сайта и форума.

Элси Ринген
У вас есть какие-то конкретные претензии к "Сибири"? Излагайте!
Претензии многих и многих пользователей к тихому ужасу под названием "Сиберия" достаточно полно изложены в комментариях к той игре, - здесь это повторять совершенно излишне и неуместно.
co6a4enok
Ну для 2006 года игра в общем-то неплохая, сравнивать с тупостью под названием Syberia язык даже не поворачивается.
Как только язык поворачивается такое говорить? Сравнить абсолютно проходную поделку с действительно эпохальной игрой. И, главное, не приведя никаких претензий.
У вас есть какие-то конкретные претензии к "Сибири"? Излагайте!
Мы их быстро по кочкам..., в смысле, по косточкам разберем.
Ну для 2006 года игра в общем-то неплохая, сравнивать с тупостью под названием Syberia язык даже не поворачивается. Есть достаточно целостный, проработанный сюжет, не без пробелов и огрехов, ну и клюква, конечно, развесистая и нажористая. Прохождение на 99% сводится к поиску и применению предметов - достаточно бесхитростному и незамысловатому, но не сказать что неинтересному или бестолковому. Для тех, кто любит проходить квесты как красивое повествование, без садомазо хардкора в стиле Discworld, Тунгуска придётся в самый раз. При этом также ставлю большой жирный плюс за дружелюбное, удобное управление, в котором чувствуется уважение к игроку и его драгоценным часам жизни, а не желание увеличить время и сложность игры за счёт никому не нужного пиксельхантинга или инвентаря, в который помещается всего 5 предметов. Отдельно отмечу очень и очень неплохую графику. В целом игра не является каким-то откровением и вряд-ли надолго останется в памяти, но и разочарованием, как многие квесты 2000-х, она не станет.