Loom

Loom
Жанр: Quest
Разработчик: LucasArts Entertainment Company, Lucasfilm Games
Издатель: LucasArts Entertainment Company, Lucasfilm Games
Год выхода: 1992
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 10.00 из 10
  • 2
  • 3
  • 4
Вышедшая в начале 1990 года «Loom» стала четвёртой по счёту классической приключенческой игрой от Lucasfilm Games – и определённо самой необычной и примечательной. Ото всех своих товарок эта работа Брайана Мориарти, знаменитого творениями для Infocom эпохи 1980-х, отличается в первую очередь интерфейсом: львиная доля взаимодействия нашего протагониста с окружением осуществляется посредством сплетения магических заклинаний из четырёх нот – никаких вам управляющих иконок или глаголов, не говоря уже о парсере. Да и созданный автором сказочный и волшебный мир Великих Гильдий оказывается по-своему неповторимым и захватывающим, – так что даже такие, казалось бы, объективные недостатки, как краткость прохождения и сравнительная простота загадок, вызывают не нарекания, а желание порекомендовать именно данное приключение самым юным и начинающим игрокам. Недаром руководитель фирмы-конкурента Sierra On-Line, отнюдь не склонный к сантиментам Кен Уильямс, называл именно это издание Lucasfilm Games превосходящим по качеству его собственные и пытался выкупить права на выпуск продолжений, – и недаром уже в XXI веке многоопытный Андрей Ленский называл именно «Loom» «самым знаменитым квестом от начала времён и до наших дней».

Как бы то ни было, перед нами – определённо одна из наиболее выдающихся среди тех игр всех народов и жанров, которым так и не суждено было получить ни одного продолжения. Хотя последних здесь было запланировано целых два, но – ни основной автор, ни издатель почему-то так и не продвинулись далее одних только примерных замыслов (позднейшие любительские самоделки не в счёт). Зато данное приключение всё же получило своё «переработанное издание» – пусть и с основательным запозданием. Ибо и вышедшая перед этим «Indiana Jones and the Last Crusade», и даже последовавшая вскоре «The Secret of Monkey Island» сменили одёжку с EGA на VGA в том же самом 1990 году, тогда как обновление палитры «Loom» с 16 до 256 цветов состоялось только в середине 1992-го (к тому времени Lucasfilm Games уже переименовалась в LucasArts Entertainment, так что на обложке можно видеть сразу обе вывески). Причина такой задержки заключается в том, что с этой игрой издатель решил поэкспериментировать не только по части графики, но и в отношении звука, – если уж именно здесь на первом плане оказывается Музыка с большой буквы, то, казалось бы, чтò, как не «Loom», следовало бы выпускать на как раз поступившем в широкое распространение носителе CD-ROM.

Увы, по состоянию на 1992 год игры такого нового формата ещё только пробовали появляться, причём с не самым однозначным успехом, – так что и на долю приключения Брайана Мориарти выпали все тяготы первопроходца. Да, 256-цветная VGA-палитра определённо радует глаз – и придаёт всем до боли знакомым местам детализацию и живописность. Да, теперь в «Loom» имеется озвучка – причём в исполнении тех же самых актёров, которые ещё в оригинальном дискетном издании представляли нам предысторию игры на комплектной аудиокассете. Последняя, кстати сказать, тоже переехала на собственный отдельный CD и доступна в комплекте обновлённой версии, причём в сопровождении четырёх бонусных мелодий из всё той же «аудиодрамы» или пролога (хотя это вовсе не новинка: точно такой диск выпускался в ограниченном издании ещё в 1989 году в качестве рекламной акции для прессы).

К сожалению, на этом преимущества обновлённого издания заканчиваются – и начинается перечень жертв прогресса. Как ни странно, но первой в данном ряду оказывается музыка – одолженная, как известно, из балета «Лебединое озеро» и как нельзя более подходившая здешнему игровому миру, помогая создавать неповторимую атмосферу волшебной сказки. Да, в формате CD Audio бессмертные мелодии П. И. Чайковского бесспорно способны звучать более выразительно, нежели в FM-синтезе на Ad Lib или на Roland MT-32. Вот только – то ли по каким-то техническим причинам (ибо не самые опытные авторы переиздания вместили весь звукоряд в одну-единственную дорожку), то ли из-за банальной нехватки места на диске, однако – за исключением одного только вступления – музыка служит теперь исключительно в качестве фона для тех самых диалогов, да и то в приглушённом виде. Так что 256-цветному Боббину предстоит странствовать по миру по большей части в полной тишине, в отличие от его старшего брата, изображаемого лишь шестнадцатью оттенками палитры.

Второй по счёту утратой оказываются почти все крупные планы персонажей. И – тоже по причине явной неспособности создателей разобраться с определёнными техническими проблемами: в ресурсах игры остались красочные 256-цветные портреты действующих лиц – вместе со следами очевидно безуспешных попыток художников обеспечить синхронизацию анимации таковых с озвучкой. Изо всех крупных планов сохранился лишь один-единственный, – хотя в разных местах были добавлены ещё два-три, если можно так сказать, «средних», отсутствовавших в EGA-оригинале. А вот почему были безжалостно удалены несколько сцен из заключительного ролика – объяснению никак не поддаётся. Наконец, последней – и ничуть не менее болезненной – потерей является сокращение многих текстов игры – определённо по причине всё того же стремления вместить всю озвучку на дорожку CD Audio. Кстати, сразу после запуска и просмотра вступления непременно нажмите «F9» для отображения отключённых по умолчанию субтитров.

Ну а в остальном перед нами – всё та же нетленная классика. Слушаем диск с «предысторией» (желательно – с одновременным чтением текстовой версии таковой из «Книги подсказок», особенно если восприятие английского языка на слух у вас не самое идеальное), выбираем один из трёх уровней сложности, пробуждаемся вместе с Боббином на рассвете его семнадцатого дня рождения, спускаемся в деревню и проходим в палатку старейшин, обзаводимся волшебным посохом ткача, учимся сплетать с его помощью свои первые заклинания, изменяющие Ткань реальности, – ну и отправляемся в увлекательное путешествие по миру Великих Гильдий!

Вот только – при всех достоинствах собственно «Loom» – порекомендовать для первого знакомства с игрой именно данную её инкарнацию вряд ли получится. Скорее стоит привычно запустить оригинальную EGA-версию – и насладиться и полными текстами, и бессмертными мелодиями П. И. Чайковского, и пусть и 16-цветными, но крупными планами протагониста и всех его собеседников. Для сторонников качественного звукоряда имеется любительская модификация для ScummVM, заменяющая музыку на настоящую оркестровую (и куда более пристойную, нежели на официальном CD), а для поклонников цветастости – издание для FM-TOWNS, тоже 256-цветное, но с несколько неправильными пропорциями. Ну а VGA-издание 1992 года пусть остаётся предметом коллекционирования да музейным экспонатом с табличкой «Вот как не следует подходить к созданию обновлённых версий классических шедевров».
Автор обзора: Uka
DOS (Loom)
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Grue13
Скажите пожалуйста, а где её можно скачать? Я нашёл только инструкцию по ручному добавлению записей оркестра из реального балета, там чуть ли не вручную каждую запись добавлять надо. Есть ли где-нибудь уже готовые файлы?
Есть. Скачивать отсюда: Pix's ScummVM Hacks
Потребуется особая сборка ScummVM, если только это ещё не добавили в официальную.

Вендиго
@Uka , стоит ли ожидать смены вашего аватара на перерисованный вариант из CD-переиздания?)
Так он там и есть из CD-переиздания :) 256-цветный.
В EGA оно смотрелось бы куда хуже, увы.
Очень интересно!

@Uka , стоит ли ожидать смены вашего аватара на перерисованный вариант из CD-переиздания?)
Uka
Для сторонников качественного звукоряда имеется любительская модификация для ScummVM, заменяющая музыку на настоящую оркестровую (и куда более пристойную, нежели на официальном CD)
Скажите пожалуйста, а где её можно скачать? Я нашёл только инструкцию по ручному добавлению записей оркестра из реального балета, там чуть ли не вручную каждую запись добавлять надо. Есть ли где-нибудь уже готовые файлы?
Ясно, сорри за вопиющую невнимательность, преступную тем более в отношении подобной архи-классики)) Я о Loom-e сначала прочел в книге про "Компьютерные игры" года эдак 1992-го или 1993-го, ну и интенсивно знакомился примерно тогда же)
@Razor1977, с сегодняшних.
Благодаря @Uka CD-версия игры сегодня (формально уже вчера) получила отдельную страницу на нашем сайте - и именно она (а вовсе не давным-давно выложенная дискетная версия, на одной странице с которой рядом лежал образ диска), как можно заметить, отображается в упомянутом вами блоке.
Отличий между данными версиями достаточно (подробнее см. в описании), даты выхода у них тоже разные, - поэтому вполне можно представить CD-версию как отдельную сущность, что и было сделано.