Alley Cat

Alley Cat
Жанр: Arcade
Разработчик: Bill Williams, SynSoft
Издатель: IBM
Год выхода: 1984
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.90 из 10
  • 54
  • 36
  • 50
С обычным, ничем не примечательным чёрным уличным котом по имени Фредди приключилось несчастье. Он влюбился. И всё бы ничего, будь его избранница такой же неприхотливой обитательницей помоек и вольной охотницей за воробьями и мышками, – так нет, сердце его завоевала красавица Фелиция, белоснежная и изнеженная домашняя кошечка. Которая вовсе не торопится разделять чувства своего поклонника, – к тому же её отец категорически против безродного зятя и строго-настрого наказал шести братьям Фелиции не подпускать уличного наглеца к его дочери! Впрочем, не всё так безнадёжно: наша красотка любит дерзких котов – и если у Фредди хватит терпения и отваги, чтобы преодолеть все преграды и добраться до предмета своих воздыханий, попутно совершив несколько подвигов, то Фелиция согласится даровать ему свой поцелуй...

Идея компьютерного развлечения на такую оригинальную тему пришла в голову американскому дизайнеру Джону Харрису, автору ряда популярных аркад самого начала 1980-х, когда он только перешёл из Sierra On-Line в Synapse. Однако довести эту мысль до конца и создать полноценную игру получилось уже у другого мастера – Билла Уильямса (1960–1998), несмотря на тяжёлое генетическое заболевание успевшего за свою короткую жизнь выпустить в свет немало достойных проектов. Первое издание появилось в 1983 г. на домашних компьютерах семейства Atari, – в октябре следующего года знаменитая компания IBM портировала новинку на свои платформы PC и PCjr, однако по непонятной причине выпуск игры в рамках серии «Entertainment Family» – с ориентацией на деток восьми лет и старше – состоялся только в августе 1985-го. Причём, судя по всему, на удивление мизерным тиражом! Но такой шедевр под спудом не скроешь: «Alley Cat» разошлась по всему миру в сотнях тысяч, а то и миллионах «нелицензионных» копий, попутно обзаведясь несколькими неофициальными конверсиями под DOS и столь же неавторизованными переводами с исходного английского на другие языки. Среди которых имеются и по крайней мере два русских: «Кот-путешественник» от киевского Научно-производственного объединения «Электронмаш» (1988 г.) и «Бродячий кот» от Бюро переводов Old-Games.ru (2011 г.).

Впрочем, текста здесь в любом случае минимум. А вот графики хватает: к счастью, даже CGA-палитра в PC-версии игры выглядит вполне приемлемо, нисколько не уступая картинке из оригинала для Atari как в «бирюзовом», так и в «красно-жёлтом» из своих вариантов. Да и звуковое и музыкальное оформления в сольном исполнении PC Speaker’а тоже оставляют по себе самые приятные впечатления: встречающая нас в заставке одноимённая игре мелодия 1962 г. за авторством датского композитора Бента Фабрисиуса-Бьерре наверняка хорошо знакома большинству любителей старых игр. Чего нельзя сказать о версии для IBM PCjr, которая традиционно не удостоилась особого внимания со стороны «хакеров» и DOS-портировщиков, – а зря: в 16-цветном (пусть и с некоторыми серьёзными ограничениями) варианте приключения кота Фредди ожидаемо выглядят куда живописнее, нежели в четырёхцветном! И это не говоря ещё о полифоническом звуковом сопровождении, для активации которого потребуется ответить утвердительно на задаваемый при запуске игры вопрос о наличии подключения компьютера к телевизору или внешнему громкоговорителю.

К сожалению, на деле не всё так однозначно: преимущества PCjr по части внешности несколько компенсируются проблемами в плане управления. Ибо таковое заточено здесь под не самый актуальный в современных условиях джойстик, а манипулировать клавиатурой оказывается куда менее удобно, чем на «взрослом» IBM PC. В последнем случае могут использоваться не только клавиши со стрелками, но и их «диагональные» аналоги из состава МЦК, т. е. цифры «1», «3», «7» и «9», очень даже помогающие, если возникает надобность прыгнуть, скажем, вправо вверх или влево вниз. На «младшем» из ПК от IBM в таких ситуациях приходится прибегать к одновременному нажатию сразу двух клавиш – «левой» или «правой» и «верхней» или «нижней», что срабатывает не так уж точно и оперативно.

Задействованы в игре и кое-какие прочие сочетания, о чём нас поспешат уведомить при запуске – сразу после того, как мы, полюбовавшись заставкой, нажмём любую клавишу и ответим «Y» или «N» на вопрос о наличии в хозяйстве упоминавшегося выше джойстика да определимся со своими предпочтениями по части уровня сложности (на выбор имеются четыре варианта: «котёнок», «домашний кот», «взрослый кот-самец» и собственно «уличный кот» из заголовка). В дальнейшем нажатие «Esc» ставит процесс на паузу, «Ctrl-S» выключает и заново включает звук, «Ctrl-R» перезапускает всё с самого начала, а «Ctrl-M» возвращает в только что описанное меню. Напомним, что для DOS игра официально не издавалась, так что выхода в систему планом не предусмотрено, – разве что некоторые любители-портировщики могли добавить подобную бонусную функциональность (в частности, во втором русскоязычном переводе для этого предназначено сочетание «Ctrl-D», а в отдельных англоязычных – «Ctrl-X», «Ctrl-Y» или «Ctrl-Z»). Кроме того, для некоторых особых действий зарезервирована клавиша «Alt».

Короче говоря, на старте мы оказываемся на той самой улице – или, точнее, на помойке. Дом, где живёт дама нашего сердца, расположен прямо за дощатым забором, – однако первым делом стоит обратить внимание на этот последний: вопреки многим случаям из реальной жизни, все надписи на таковом являются полностью осмысленными. Так, семизначное число справа – это наш текущий счёт (баллы традиционно начисляются за различного рода успешные действия); аналогичный показатель слева, рядом с приветственной надписью «Hi!», – это действующий рекорд в рамках последнего запуска игры (к сожалению, сохранить его на диск возможности не представится). Выше первого числа, в правом верхнем углу можно видеть надпись типа «3 CAT»: это индикатор оставшегося у нас количества кошачьих жизней; в самом начале таковое равно трём, но в принципе способно увеличиться аж до девяти включительно. После каждой очередной гибели мы оказываемся на стартовой позиции, а по исчерпании всего запаса нас принудительно возвращают на экран заставки. Наконец, в самом низу слева пара букв указывает на текущий уровень сложности (например, «KL» означает наиболее лёгкий из них, «котёнок»).

Итак, нашей первой задачей оказывается проникнуть в дом. Для этого нужно сначала запрыгнуть на забор – при помощи ряда мусорных баков (которые бывают двух разновидностей, пониже и повыше) в качестве платформ для промежуточных остановок. Если замешкаться на земле, в скором времени непременно появится Боузер фон Спайк – злобный зубастый бульдог, всегда готовый уменьшить количество оставшихся кошачьих жизней на единичку. Да и рассиживаться на крышках тех самых баков тоже не стоит: время от времени из последних высовывает большую лохматую голову недружественно настроенный кот Флетчер, тем самым сбрасывая нас обратно на землю! Так что лучше как можно быстрее переместиться ещё выше – сначала на тот самый забор, а затем на одну из трёх протянутых друг над другом перед домом бельевых верёвок.

Разумеется, здесь тоже всё очень опасно, изменчиво и динамично. Во-первых, далеко не по всей длине верёвок, к тому же регулярно перемещающихся вправо и влево, развешены предметы одежды, – за «пустое» место у Фредди зацепиться не получится, только за чьи-то носки или сорочку. Во-вторых, по таким горизонталям из стороны в сторону бегают мышки Хик, Дик и Док, всегда готовые насолить своему усатому врагу и сбросить его вниз, наступив на лапы! Зато если у нас получится при помощи метких прыжков поймать этих мелких негодников, счёт игрока увеличится на 50, 70 или 90 очков в зависимости от высоты расположения добычи. Впрочем, основной целью является запрыгнуть с верёвки в одно из окон: таковых в доме всего двенадцать – и какое-то из них в случайном порядке обязательно на некоторое время да открывается. Нужно только быть внимательным и стараться не угодить под сапог, телефонный аппарат или ещё какой-нибудь из тяжёлых предметов, которыми из окон временами швыряют в несчастного Фредди невидимые обитатели дома!

Одна из наиболее примечательных «изюминок» «Alley Cat» заключается в том, что, запрыгнув в любое из окон, мы в случайном порядке окажемся в какой-то из пяти возможных комнат. Таковые представляют собой своего рода особые «мини-игры», отличающиеся как антуражем, так и уровнем сложности. Впрочем, во всех из них водится один и тот же нехороший враг – одушевлённая Безумная Метла, чьей навязчивой идеей является соблюдение чистоты в помещении. С самого же начала она будет всячески нас преследовать, – к счастью, её можно отвлечь, основательно наследив на полу и тем самым выгадав себе немного драгоценного времени, пока противник занят удалением отпечатков грязных кошачьих лап! Однако слишком уж долго стоять без дела всё равно не следует: вскоре на экране не замедлит появиться и наш старый недруг, бульдог Боузер, которому на чистоту глубоко наплевать.

Пожалуй, наиболее простым из возможных вариантов оказывается комната со стоящей на столе клеткой, – если верить руководству пользователя, обитает в ней попугай по имени Пити, хотя на деле он куда больше похож на канарейку. Как бы то ни было, мы должны сначала меткими прыжками под или над столом сбросить клетку на пол, а затем схватить вылетевшую на волю несчастную птичку. Второе из доступных нам помещений, кладовая, отличается находящимся там огромным – до самого потолка – кусищем сыра. В дырках которого обитают сразу четыре мышки – Ини, Мини, Майни и Ми. Всех их следует поймать одну за другой, перепрыгивая от отверстия к отверстию следом за перемещающимися в случайном порядке грызунами; по нажатии клавиши «Alt» Фредди и сам может нырнуть прямо в сыр, чтобы – если повезёт – настигнуть очередную мышку, неожиданно подобравшись к ней сзади.

А вот собачий питомник – это настоящий кошачий кошмар во плоти: здесь на полу мирно дремлют сразу несколько бульдогов. А мы должны отведать (при помощи всё того же «Alt») молока изо всех мисок, расставленных рядом с пёсиками, – стараясь при этом не разбудить никого из последних (на что ясно намекает сначала один, а потом и второй открывающийся глаз спящей собаки...). Местная же библиотека является отсылкой к другой игре Билла Уильямса и Synapse, «Necromancer» (на PC, к сожалению, не выходившей). Здесь нам необходимо забраться по полкам из книг на самый верх шкафа и заполучить один за другим три экзотических цветка, растущих в выставленных там вазах, – но при этом не попасться охраняющему их огромному ядовитому пауку.

Наконец, пятая из комнат является наиболее сложной: для начала нам нужно запрыгнуть в стоящий на столе аквариум, а затем поймать там сразу всех рыбок. Задача очевидно усложняется тем, что представитель вида Felis catus – не самое водоплавающее из животных. К тому же речь идёт вообще о подводном плавании: невероятно, но тот самый аквариум, извне выглядевший вполне себе компактным, после попадания внутрь оказывается в сотни раз превосходящим по размеру нашего Фредди. Вдобавок тут обитают не только вкусные рыбки, но и убивающие при первом же касании электрические угри, ещё и способные размножаться по мере поедания нами их соседок. Ну и, ныряя за добычей, необходимо непременно отслеживать оставшийся запас воздуха (при снижении такового меняются цвета палитры), периодически поднимаясь на поверхность за его пополнением.

После успешного «прохождения» одной из пяти основных комнат мы наконец-то привлекаем к себе внимание Фелиции! А попутно ещё и получаем в свою копилку то или иное количество бонусных баллов – тем большее, чем оперативнее мы разобрались с возникшими у нас на пути препятствиями, но зависящее также и от сложности таковых. Фредди снова оказывается на бельевой верёвке перед домом, зато в каждом из открывающихся окон теперь виднеется профиль его возлюбленной. Умудрившись запрыгнуть и туда, мы оказываемся в новой, уже шестой по счёту особой комнате. Которая состоит из семи платформ, расположенных одна над другой и обрамлённых слева, сверху и справа аж двумя дюжинами купидончиков (как ни странно, антропоморфных – в отличие ото всех прочих обитателей мира «Alley Cat»). Появляемся мы здесь в самом низу, ну а наверху нас ждёт горячо любимая невеста!

Проблема заключается в том, что, во-первых, упомянутые платформы состоят из сердечек – «целых» (красных) или «разбитых» (синих, – такое себе наглядное воплощение дилеммы «любит – не любит»). Сидеть или ходить Фредди может только по первым из них, – одно только соприкосновение с синими означает моментальное падение вниз, а в конце концов – и назад на уличную помойку, с необходимостью преодолевать весь путь с самого начала! Во-вторых, окрестные купидончики периодически испускают стрелы, способные при попадании не только сбрасывать нашего протагониста на ряд ниже, но и превращать целые сердечки в разбитые (и наоборот). В-третьих, по пяти из платформ, отделяющих нас от Фелиции, бродят её недружелюбно настроенные братья, всегда готовые поступить с кандидатом в зятья подобно упомянутым только что стрелам. Напомним ещё, что братьев у нашей кошечки вообще-то шесть: всё дело в том, что младший из них, Сэмми, отличается особой ленью, а потому появляется на своей – самой нижней – платформе несколько позже (что очевидно намекает на ограниченное количество имеющегося в нашем распоряжении запаса времени).

Впрочем, своих будущих шуринов можно при желании подкупить. Ибо на нижнем уровне нас поджидает симпатичная коробка с подарком – а то и несколько таковых, если перед этим мы прошли не одну «основную» комнату, а больше (например, вернувшись туда после попытки добраться до возлюбленной). Подобрав коробочку, аккуратно перевязанную красивой лентой («инвентаря» планом не предусмотрено, так что на наличие у протагониста подобного рода ноши указывает лишь изменившаяся палитра), можно оставить её – нажатием «Alt» – на любой из платформ выше, тем самым отвлекая и задабривая одного из братьев Фелиции.

Хотя оптимальным решением всё же будет благополучно донести и презентовать подарок нашей возлюбленной: в таком случае получаемое количество бонусных баллов удваивается! Однако собственно игра на этом вовсе не заканчивается: поцелуй белоснежной красавицы увеличивает количество оставшихся жизней на единичку, а на экране нас могут поприветствовать весело танцующие котятки (видимо, потомство протагониста?). Но сам Фредди, вместо того чтобы довольствоваться тихими радостями семейной и домашней жизни, почему-то снова оказывается на исходной позиции, под забором у мусорных баков, пусть и выстроившихся уже иным образом, – и должен проходить всё с самого начала для следующего свидания со своей вечной возлюбленной, с ещё большими множителями для бонусных очков (и с ещё большим количеством танцующих котят).

Ну а «Alley Cat» получает в итоге заслуженный высший балл. И если вы почему-то ещё не знакомы с этой нетленной классикой, не упустите случая наверстать упущенное!
Автор обзора: Uka
Avoid the Noid
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Замечательное творение, милое и удивительное, доказывающее в очередной раз, что с какой любовью и воображением раньше создавали игры, и не ради денег в том числе. Одна из первых игр, с которой начиналась моя компьютерная жизнь на Поиск-1.
Симулятор пушистого [назовите проказника своим словом сами]
P.S. я бы назвал но меня забанят)))

4 из 5 потому что на Atari все же выглядит лучше да и звучит поинтереснее
Простенькая на первый взгляд игрушка о непростой жизни кота на улице. Очень нравится мини-игра, где нужно добраться до кошечки с подарком, остерегаясь других котов. От этой игры массу удовольствий получаешь.
Появился ещё один симпатичный ремейк: Game Jolt - Indie games for the love of it
Особенно приятно, что играть можно не только в "улучшенную" версию, но и в оригинал - на выбор для IBM PC, IBM PCjr или Atari.
Удивительная штучная вещь. Геймплей может сильно отличаться даже на разных этапах одной отдельно взятой сцены, и у каждого этапа свои условности. Я познакомился с игрой совсем недавно, и... признаться, даже не знаю, с чем её сравнить. Наверное, такие интересные вещи получаются только если делать игру без оглядки на признанные каноны.
Что особенно поражает - красноречивые условности в четырёх цветах и "трёх пикселях" на картинку. Собака похожа на собаку, канарейка - на канарейку, паук - на паука, человек... представлен метлой - и в этом тоже есть смысл! Ведь и кот, когда охотится на вашу руку, воспринимает руку как отдельное существо. В общем, все условности (в т.ч. графические) отлично списываются на кошачье восприятие мира.