Mountain Man: A New Beginning

Mountain Man: A New Beginning
Жанр: Simulation
Разработчик: Oquirrh Production
Издатель: Oquirrh Production
Год выхода: 2001
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 1
  • 0
  • 7
Маунтинмены (букв. "люди гор") - явление совершенно особое в истории Соединённых Штатов Америки, причём с самых разных точек зрения: от картографической и экономической до культурной и даже этнической. Отважные первопроходцы и трапперы, торговцы бобровыми шкурами и мехами, не гнушающиеся и золота, армейские скауты и разведчики, победители диких зверей и "коварных" индейцев (которые - подумать только! - почему-то защищали землю своих предков!), а главное - настоящие символы довольно расплывчатой по своим историческим и географическим рамкам эпохи и территории. И стереотипы, да: "домотканый" костюм из натуральной кожи, нелепая шляпа или шапка из бобра, огромная борода, хитрый прищур в удивительно метких глазах, верная винтовка и на удивление умелые руки, одинаково ловко управляющиеся хоть с огнивом, хоть с капканом, хоть с ножом. Век маунтинменов - торговцев, авантюристов, часто - жестоких дельцов, но вместе с тем и настоящих героев и искателей приключений, - был достаточно долгим: чуть ли не с середины XVIII века (когда ни о какой Войне за независимость в британских колониях ещё почти никто и не думал) до чуть ли не рубежа XIX и XX веков. Но "золотое" время - это, конечно, период с 1820-х по примерно 1880-е, - то есть как раз времена освоения Дикого Запада, Индейских войн, "бобрового бума", золотых лихорадок и прочего подобного. История даже сохранила для нас имена многих из них: Джим Бриджер, Джеймс Бекуорт, Сет Кинмэн (с его знаменитыми резными стульями, да), Джедедайя Смит, Джонсон "Пожиратель печени" и многие другие, - образ каждого из перечисленных, подчас относительно или даже сильно далёкий от реальности, прочно занял своё место в американском фольклоре.

Казалось бы, не сделать на столь благодатной почве компьютерную игру - просто преступление! Ведь жизнь маунтинмена, полная самых невероятных приключений и опасностей, - это просто "кладезь" и для сюжетов, и для непосредственных "геймплейных" возможностей. Стрелялка, квест, РПГ, да даже и стратегия, - что угодно можно придумать! Но поверхностное исследование показывает, что по данной тематике была сделана всего одна-единственная вещь - весьма необычная, но ныне основательно подзабытая, причём, будем честны, отчасти заслуженно. Итак, встречайте: Mountain Man - "симулятор жизни первопроходца поневоле". А если точнее - то симулятор выживания, замаскированный под "фотоадвенчуру" (!!!), с наличием сложнейшего пиксель-хантинга и обычно (но не всегда) простого виртуального тира. Интригует до безумия, верно? А зря.

Сюжет, надо заметить, введён сугубо "для галочки": наш протагонист - имеющий, видимо, соответствующий опыт - должен пересечь чуть ли не всю территорию США и добраться до северо-запада страны, где расположен клочок земли, завещанный ему безвременно скончавшимся братом; действие происходит примерно в 1850-е годы, когда настоящие маунтинмены ещё вполне себе были. По пути ему предстоит вести дневник (делает он это самостоятельно, без нашего участия, - причём почему-то исключительно в пути), а также охотиться разными способами и всячески поддерживать собственное телесное и душевное здоровье. Правда, забегая вперёд, скажем, что какое-никакое развитие сюжета здесь всё-таки будет - и очень-очень неприятное: разработчики зачем-то добавили самую настоящую мистику, абсолютно не согласующуюся с "реалистичным" антуражем; автор данного описания ничего не имеет против жутковатых зомби (даже наоборот!), но никак не ожидал их здесь увидеть.

Большая часть игры представляет собой набор демонстрируемых нам от первого лица оцифрованных фотографий, превосходящих по размеру экран (то есть камеру нужно слегка покрутить в стороны, чтобы обозреть всю локацию); вместе с тем встречаются и иные виды - та же карта путешествия, на которой рисуется уже проделанный маршрут и нами же (да-да) выбирается будущий. В нижней части "стандартного" экрана размещаются две подписанных шкалы, находящихся друг с другом в тесной взаимосвязи: общее состояние нашего здоровья и запас еды; понятно, что второй показатель постепенно расходуется и требует восполнения, а если этого долго не происходит - то начинает страдать первый (хотя он может пострадать и от множества других ситуаций, которых лучше вообще не допускать). Присутствует также обширный инвентарь: кое-что в нём есть с самого начала, а кое-что предстоит теми или иными способами добывать прямо в пути; вместе с тем "снаряжение" в виде отдельного окна или экрана не реализовано - есть лишь две "группы" предметов, отображаемых по бокам от вышеупомянутых шкал, между составляющими которых можно переключаться; по-видимому, разделение на "группы" обусловлено возможностью отнесения предмета к категории оружия или "мирных" приспособлений. Вообще, сам по себе набор достаточно разнообразный: винтовка (с ограниченным запасом патронов), нож, капканы для ловли дичи, лассо для поимки мула, огниво и так далее. На целом ряде экранов присутствуют анимированные перемещающиеся животные, которых, как это ни прискорбно, необходимо убивать: кого-то ради пищи, а кого-то и с целью собственной безопасности. Олени, например, не проявляют к вам никакой агрессии, а погибают после единственного хотя бы чуточку меткого выстрела в любую часть туловища; с птицами уже сложнее - их "бить" совсем не так легко, требуется меткость; змеи не только стремятся вас атаковать, но и двигаются по довольно хитрой траектории (тогда как сами вы перемещаться не можете никак); ну а с медведем или пумой можно расправиться только именно что правильным выстрелом, - и при этом формально никто не запрещает сражаться с хищниками хоть ножом: просто помните, что они способны прикончить вас после нескольких удачных движений, а то и вообще одного. А ещё есть зомби, да. Но о них не будем.

Впрочем, сражения (именно сражения) в Mountain Man - явление не очень частое и, как правило, не очень уж сложное, особенно если приноровиться. Куда большее раздолье здесь представится любителям пиксель-хантинга с помощью курсора мыши, имеющего форму руки, - ибо очень многие экраны содержат в себе скрытые и подчас критически важные предметы для помещения в инвентарь или же объекты для осмотра и выполнения с ними каких-то действий, - причём будет не просто знакомое многим с детских лет "обследование каждого уголка", но даже необходимость "комбинирования" найденных вещей! Сам уровень сложности "квестовой" части, естественно, оставляет желать лучшего (так как загадки большей частью просты и логичны - трудность разве что в "охоте на точки"), тем более для поклонников жанра, однако всё-таки что-то интересное они для себя наверняка обнаружат.

Но предупредим сразу: смерть здесь подстерегает буквально на каждом шагу. Во-первых, от зубов и когтей уже упомянутых животных: вам предстоит столкнуться не только с медведем и пумой, но и со стаей волков (на опушке леса с обзором на 360 градусов и заходящим солнцем над головой!) и целым полчищем змей; кроме того, в одной из локаций будет странного вида нора - если по ней щёлкнуть, то оттуда начнёт периодически выбегать некое странное маленькое создание (что-то типа броненосца), которое будет весьма трудно убить и которое после нескольких укусов вас прикончит. Во-вторых, как ни странно, люди: другие маунтинмены, бандиты, индейцы и, будь они неладны, зомби. Причём кое-кого из перечисленных мы можем спровоцировать на атаку своими неосторожными (и часто невольными) действиями, - но кто-то будет и сразу настроен исключительно враждебно, и спасёт протагониста только меткая (ваша) реакция; и помните, что те же краснокожие (как, впрочем, и звери) ничуть не гнушаются атаковать со спины. Нашлось в Mountain Man место и самым настоящим мини-играм - аркадным и не совсем, но при этом обязательно смертельно опасным. Как вам, скажем, необходимость взбираться по отвесному склону высоченной горы? Причём аркадности здесь вроде бы и нет - удивительно, но это всё тот же пиксель-хантинг: на экране требуется отыскать и выбрать подходящий для цепляния "уступ" (или что-то подобное), и в случае успеха произойдёт переход к следующему фотоснимку (всё той же горы, но уже другой её части). Если же щёлкнуть не туда - то персонаж "сорвётся", но какое-то время будет не падать, а просто терять здоровье, по-видимому "ударяясь" о склон, - при таких неудачных попытках текущий экран словно бы перезагружается, и "уступы" появляются в иных местах; когда же запаса жизненных сил останется совсем мало, исход предрешён - герой срывается и разбивается насмерть. Другая мини-игра - управление плотом в условиях бурной горной речки с множеством порогов. Это уже самая что ни на есть мультяшная аркада с видом сверху, причём не особенно простая и относительно опасная: погибнуть можно минимум двумя способами - разбившись о каменные глыбы или же "свернув" к водопаду. Пользуясь случаем, нельзя не упомянуть и о функции "перемотки времени" (визуально выражающейся в смене дня и ночи!): она очень полезна, когда, например, вы хотите поскорее увидеть дичь в расставленных вами ловушках, - но вот если ей злоупотреблять, да ещё не имея достаточного запаса еды, то голодная смерть наступит очень быстро. А ещё здесь можно умереть от ночных холодов, от камнепада в тёмной пещере, если мы рискнём туда зайти, от банальной жажды, если неверно выберем дальнейший путь следования на "глобальной" карте. Наконец, можно просто, например, угодить в тюрьму, будучи обвинённым в краже золота из банка, - и игра тоже закончится. В общем, "весело", да. Но с другой стороны - а что вы хотели? Тяжела она, жизнь маунтинмена...

Если коснуться графики - а не сделать этого нельзя, - то о задних фонах уже было сказано где-то выше: это оцифрованные фотографии низкого разрешения. К счастью, на них присутствуют кое-какие анимационные эффекты: их мало, конечно, - и та же листва у деревьев, например, не шевелится, - но вот водичка плескаться может, и смотрится это довольно красиво. А ещё здесь есть, с позволения сказать, NPC - те самые вышеупомянутые люди и животные; причём если последние "нарисованные", то разумные существа представляют собой как будто даже оцифрованные модели актёров, - но... В общем, чего греха таить: выглядят они настолько чудовищно, а двигаются и вообще ведут себя столь неестественно, что воспринимать происходящее всерьёз, увы, даже для олдгеймера становится почти невозможно. Причём сказанное в предыдущем предложении отчасти относится и к противникам - крупным хищникам, - отчасти, потому как спрайты гризли и горного льва выполнены на удивление чётко и "гладко", но вот их действия и бои с ними... Хотя нет, как бы это ни прозвучало - но попробуйте при стычке с косолапым взять из инвентаря нож и щёлкать по нему. Гибель протагониста наступит довольно быстро, но перед этим вы успеете увидеть такой "танец с ужимками и мимикой морды лица", что подобное стоит лицезреть даже потому, что иначе мозг просто отказывается верить в его реальность. Даже "хромые" ходячие мертвецы не выглядят так карикатурно.

Последнее обстоятельство является единственным серьёзным недостатком игры - и дело даже не в "бюджетной" реализации, а в описанном "комическом" элементе - совершенно не уместном в данном антураже и едва ли планировавшемся намеренно. Его наличие действительно несколько разрушает суровую атмосферу быта первопроходцев Дальнего Запада, - но разрушает всё-таки совсем не до конца. В Mountain Man есть сложность, есть героика и есть самая настоящая красота - и внутренняя, и даже внешняя. Кроме того, это действительно игра вне жанра, да к тому же ещё и редкость. Так что всем поклонникам необычных мультижанровых игр - самая искренняя рекомендация.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.