Wooden Ships & Iron Men

Wooden Ships & Iron Men
Жанр: Strategy
Разработчик: Stanley Associates
Издатель: Avalon Hill
Год выхода: 1996
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.00 из 10
  • 2
  • 0
  • 14
Когда во второй половине XIX века парусные корабли были постепенно заменены паровыми, среди адмиралов и офицеров старой школы («марсофлотов») было популярно высказывание: «Раньше корабли были деревянными, зато люди – железными. А теперь корабли железные, но люди - картонные.». Насчет «картонных» людей - это, конечно, перегиб, так как «железные» моряки были основой любого хорошего флота во все времена. Но вот тяжелую службу в эпоху парусников это высказывание отражает верно: корабли были несовершенными, и людям приходилось сражаться не только (и не столько) с противником, но и со стихиями. Всё это очень полно отражено в Wooden Ships & Iron Men. Игру эту трудно отнести к какому-то одному жанру, в ней сочетается детализированное управление парусным кораблем, но есть и возможность управления целой эскадрой. Поэтому можно назвать ее «пошаговый симулятор с элементами стратегии» (или наоборот).

Игра насыщена романтикой «парусной» эпохи, но это своеобразная романтика суровой службы регулярного флота, а не вольных странствий и лихих набегов. Начинается всё, как обычно, с выбора кампании или сценария; можно играть за одну из четырех сторон: англичане, американцы, французы, испанцы, – ну не любят создатели игры Русский Флот, что поделаешь. Кампания здесь довольно короткая, состоит она из отдельных боев, перемежающихся текстовыми сообщениями о различных событиях; вы командуете одним из кораблей флота США, отправленным в рейдерство в ходе англо-американской войны 1812-1814 годов, вашей целью является перехват любых судов англичан, но при желании можно и уклониться от боя с превосходящими силами противника. К сожалению, кампаний за флоты других стран нет. Зато сценарии (в игре имеется и редактор для их создания) очень интересны и разнообразны: тут и знаменитая Трафальгарская битва, в которой погиб адмирал Нельсон, и малоизвестные столкновения англичан с американцами на Великих озерах, и многое другое. Как правило, в каждом сценарии у вас в подчинении находится несколько кораблей, и вы можете ощутить весь груз ответственности командующего эскадрой. Можно сказать, что кампания – это «симулятор командира корабля», сценарии – «симулятор адмирала».

Управление кораблем воссоздано довольно реалистично: вам надо разделять свой экипаж для выполнения разных задач – зарядки орудий и стрельбы из них, работы с парусами, ремонта повреждений и, наконец, для абордажного боя. Для одновременного выполнения даже половины этих задач у вас не хватит людей, так что здесь необходимо думать и решать, что в данный момент важнее: поставить дополнительные паруса и увеличить скорость или, например, быстро перезарядить пушки; чем больше ваши потери в личном составе, тем, естественно, все эти задачи будут выполняться медленнее. У экипажей есть изначальный опыт, который нельзя увеличить, причем зависит он только от нации, и самый высокий, понятное дело, у американцев и англичан. Парусное вооружение кораблей очень сильно влияет на их скорость и маневренность (то есть в итоге на их боевые качества), причем надо учитывать, что все паруса можно поставить не сразу, а в течение нескольких ходов. Такое же большое значение имеет и артиллерия кораблей: есть несколько типов зарядов, каждый из которых имеет свое назначение, а огонь вести можно как по рангоуту корабля, так и по его корпусу, в зависимости от того, хотите ли вы обездвижить противника или потопить его. В общем, вам понадобится некоторый опыт, чтобы многое усвоить, – к примеру, что стрелять ядрами по парусам или картечью с большого расстояния бессмысленно, а под всеми парусами ваш корабль будет лететь как птица, но повороты станут медленными и долгими.

Бой между кораблями или эскадрами проходит следующим образом: отдаете приказы вы, затем противник, затем корабли обеих сторон одновременно выполняют их. Очень важно определить, куда двинется противник, чтобы разрядить в него свои орудия с наибольшим уроном, здесь всё, как в реальности: почти все пушки расположены по бортам кораблей, а добиться попадания тоже легче в борт. Поэтому основная задача в артиллерийской дуэли – это проложить свой курс так, чтобы вначале подставить под огонь врага нос или корму, чтобы попаданий было мало, а затем лихо развернуться и дать полновесный бортовой залп по его уже безоружным орудийным портам. Это сложно. А при управлении эскадрой вы должны это сделать для КАЖДОГО своего корабля, учитывая маневр всех судов противника, - это уже почти невозможно. Но, повторюсь, с опытом появится и мастерство, и вскоре вы станете отличным адмиралом. Абордажные бои в игре тоже есть, но проходят они как-то вяло, результат их определяется случайно, и (в отличие, например, от Pirates!) решающего значения они не имеют – собственно говоря, так и было в то время. Поэтому главное ваше оружие - это огонь и маневр. Наблюдать бой можно как сверху, так и в «псевдо3D», причем графика в игре довольно красивая, но сильно уж статичная, а анимация очень вялая. Интерфейс управления простой, однако непривычный, – придется потратить определенное время, чтобы с ним полностью освоиться.

Вот что, собственно, представляет собой Wooden Ships & Iron Men. Неплохая в целом, но непопулярная игра, и на то есть ряд объективных причин: нет ХОРОШЕЙ кампании, графика унылая, а геймплей хоть и является продуманным и интересным, но представлен слишком уж просто; конечно же, сыграло свою роль и наличие серьезных конкурентов – настоящих шедевров, выпущенных в это же время (чего стоит один Silent Hunter!). Таким образом, понравится игра в основном рьяным ценителям жанра или интересующимся эпохой парусного флота.
Морские легенды
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.