Если вы вспомнили Борхеса — молодцы. Разработчики это и не скрывали. Но об этом в конце.
Долго думал, как начать. Игра не совсем обычная. В первую очередь она форсила себя как «стелс-платформер». Даже в заглавие это вынесено. Выполнила ли она это обещание? Ну... стелс тут есть. Хорош ли он? Ну... Это далеко не Mark of the Ninja.
Давайте лучше так: любите ли вы хардкорные платформеры? А ведь игра это никак не подчёркивает. И в самом начале всё походит скорее на квест, нежели на платформер. Но ближе к середине начнётся такая адуха, что, если вы не умеете играть в платформеры и у вас нет джойстика, лучше вам за эту игру вообще не браться. Я предупреждал. Я, например, умею и люблю, но даже я матерился под конец. Но об этом позже.
Чего я не буду делать, так это цепляться к отсылкам в виде Борхеса и «Апокалипсиса сегодня». Давайте проанализируем игру как она есть.
Сеттинг цепляет. Да, такое уже было, что все люди вымерли и остались только роботы (и котики). Например, в Primordia или Stray. Но во всех этих играх, всё подавалось скорее в шуточном виде и довольно поверхностно. Здесь нет, тут всё на серьёзных щах, и этим проникаешься.
Прошло 20000 лет с наших времён. Да, роботы знают, что были какие-то люди, но кто, чё там? Непонятно. Поскольку машины любят всё понимать, они изучают историю. И до какого-то момента их подход работал. Но всё споткнулось на осознании. Некоторые вещи они просто не смогли понять. Ну, например, человек может осознать концепцию бесконечности, но для машины это сущий ад, или infinet loop. Поэтому и были созданы особенные роботы, специально для работы с абстрактными концептами, такими как «бесконечность», «бог» и прочим подобным. И, независимо от изначальной цели, стали эдакими гуру, которые объясняют остальным за жизнь. И, как говорится, началась нормальная, цивилизованная жизнь.
Но внезапно в Месопотамии была обнаружена очень старая библиотека. Человеческая библиотека. Её раскопали и отправили на реставрацию отряд строителей. Главным прорабом там был полковник Кабор. Полковник прочёл пару книжек, а с гуру не посоветовался и полностью поехал крышей.
Основал своё движение, названное «кабористами», которое считает, что нужно вернуться к плоти, а металл это от лукавого. С ума сойти просто, я такого в фантастике не припомню. Ну и, как любые фанатики, они начали убивать людей (простите, роботов), поливать кровью животных и напяливать рога.
Я же обещал без отсылок, да? Я вас обманул. Это прям вчистую слизано с «Апокалипсиса сегодня», а ещё джунгли... Но не будем зацикливаться.
А вот и отсылочка к Борхесу
А вот и отсылочка к Борхесу
Первыми жертвами были обычные рандомы, но потом кабористы переключились на тех самых гуру, одного убили (вот почему важно делать бэкапы), а другой пошёл с миссией в лес через территорию кабористов и пропал. Поэтому власти забеспокоились и создали Искателя по имени Людовик (Irasshai 178914 Ludovik), за которого нам и нужно играть и найти пропавшего гуру и самого полковника. Эдакий местный детектив. Но если вы думаете, что сюжет будет как-то развиваться, делать плот-твисты и прочее подобное, то вы ошибаетесь. Весь сюжет, все диалоги направлены лишь на погружение в мир и объяснение его. За пределами этого они не работают, да и не должны (но сеттинг такой крутой, сука!). Просто примите это как факт, и давайте перейдём к геймплею.
Опять обманул, ведь в игре есть ещё арт, наполнение, и оно просто шикарно. Это не какое-то очередное пиксельное дерьмо, нет, разрабы постарались, всё нарисовано ручками, местами очень красиво. С Ori не сравнить, конечно, но это даже глупо сравнивать. Красивее Ori нет ни одной игры и никогда не будет. Но и так всё довольно симпатично. Однако дело происходит в джунглях. И вся игра это джунгли. Дневные джунгли, вечерние, ночные... ну вы поняли, да?
Ах... геймплей. Ну что ж, начнём экзекуцию.
В первую очередь уничтожим стелс. Он примитивен. Во-первых, ты не умеешь убивать или вырубать врагов. Ты умеешь только прятаться и ждать. И этим ты занимаешься большую часть игры. Идёт враг? Прячься и жди. Летит дрон — жди (дроны видят только движущиеся цели). Платформинг? Жди платформу, которая уехала хрен знает куда и теперь возвращается. Жди-жди-жди-жди... Я бы хотел сказать, что это, мол, «культурная отсылка», как у Кодзимы, и типа таким образом разработчики намекают нам на тщету всего сущего, но, скорее всего, это просто хреновый геймдизайн от неопытных разработчиков. Горькая правда.
Платформинг... Поначалу он не кажется проблемой. Но чем дальше в джунгли...
На странице игры множество комментов о том, кто сколько раз умер. У некоторых зашкаливает за сотню смертей только в одном каком-то моменте. Разработчики не очень правильно позиционировали игру, в этом и проблема.
Есть в игре такая штука, как чекпойнты. И по-другому наш прогресс не сохраняется никак. Более того, если мы даже прошли уровень и хотим вернуться туда, чтобы открыть все секреты, то мы не можем выбрать чекпойнт. Нет, проходи всё с самого начала, и пошёл ты на хрен. Совершенно дебильное решение с учётом того, что и платформинг тут не идеален. Иногда герой цепляется за край, иногда нет, а самое весёлое, когда это происходит под конец особо лютого сегмента — и давай проходи всё заново. Короче, с чекпойнтами всё очень плохо. Но сам платформинг норм. Ну, за исключением цепляний. Под конец я приноровился. Больше скажу, прошёл её ещё раз из-за секретов, и во второй раз это воспринимается совсем не так ужасно.
Многие скажут, а если всё так плохо, то зачем же ты прошёл её два раза и ещё хочешь?
Ну... игру интересно исследовать, чтобы найти не только сюжетные вещи, но и секретные. Я прошёл игру на 100%, единственное — не выбил прохождение менее чем за 30 смертей, потому что это очень сложно. В первом прохождении я сдох 276 раз. И это ещё нормально. Дохнешь в игре на каждом шагу, и, даже если ты всё знаешь, очень сложно не провафлить. Например, есть в игре убегания от бабайки, и это самый несбалансированный сегмент. Ну, то есть ты можешь делать всё идеально и всё равно сдохнешь — или тупить как проклятый и пройти. Скорость бабайки абсолютно не поддаётся вычислению, она тупо рандомная. Во всяком случае, так это воспринимается.
Порой ругаешься, но потом к косякам игры привыкаешь, и она начинает восприниматься как какой-то реликт из прошлого, когда ещё были сега и денди, не было упоротых маркетологов и таржет групп... Когда игры делались просто для того, чтобы в них играть, прикиньте? Не было токсичных обзорщиков на ютубчике, которые могут любую игру раскатать чисто ради рейтинга. Всей этой плесени не было, и игры были просто играми. И вот только тогда, когда ты это осознаешь, выкинешь все свои ожидания на помойку и начнёшь воспринимать игру именно так, то в этот самый момент ты и познаешь тот самый дзэн, которого нет, и начнёшь получать от игры удовольствие.
Ах да, с Борхесом игра тоже не имеет ничего общего, кроме названия. Но мне очень понравилось. Вот теперь я всё сказал.
Автор: id0
Дата: 31.07.2023