Grand Theft Auto 2

GTA 2
GTA 2: Беспредел
Grand Theft Auto 2
Жанр: Action
Разработчик: DMA Design
Издатель: Rockstar Games
Год выхода: 1999
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.38 из 10
  • 14
  • 10
  • 10
Grand Theft Auto 2, вероятно, - самая несчастная часть знаменитого сериала. Если первую игру сегодня почитают как отца-основателя, а третью – как пионера трёхмерных песочниц вообще (хотя никакой она не пионер), то вторая, стиснутая между знаменитыми родственниками, на семейном фото выглядит довольно бледно. Интерес к ней проявляют в основном «старики», наблюдавшие первые шаги франшизы в реальном времени.

Более того, если мы обратимся к игрожуру конца 1990-х, то обнаружим, что особых восторгов у пишущей братии GTA 2 тоже не вызвала. Игру сдержанно потрепали по макушке, дали пару подзатыльников и отправили в категорию «Выше среднего, но не более». Впрочем, народные массы приняли очередной боевик от DMA Design на ура и, радостно хохоча, носились по Anywhere City до самого выхода третьей части.

Журналисты предъявляли претензии к графике и геймплею игры – дескать, они не изменились. Что касается второго, то по большому счёту так оно и есть (хотя и с кучей оговорок). Первое же - совсем не так. GTA 2 использовала все прелести современных ей видеокарт - камера плавно удаляется и приближается к герою, появились эффекты сглаживания и динамического освещения, и, хотя машины и люди пока остались спрайтовыми кляксами на виртуальном полу, шаг вперёд в плане картинки был однозначно сделан. А какой тут ночной режим! Такой ночной режим, что дневной включается однажды, тут же выключается и забывается навсегда! Разноцветные неоны вывесок и реклам, отражающиеся в асфальте фонари, огни светофоров, вспышки взрывов и фары машин, – всё это создаёт ту самую ретрофутуристически-киберпанковую атмосферу, за которую поклонники со стажем так любят вторую часть.

Да, действие теперь происходит в будущем. Вернее, уже в прошлом, – в GTA 2 на дворе 2013 год. Развлечения с разными эпохами для авторов первых частей («2D-вселенной», как их принято пафосно называть) были делом обычным. Дополнения к основательнице серии отправляли героя в Лондон сначала 1961, а потом 1969 года (так что 1980-е Vice City и 1990-е San Andreas'a - совсем не «ноу-хау» трёхмерных GTA). А вот вторая часть переносит нас на 14 лет вперёд относительно даты выхода, – и это единственный такой случай в истории сериала.

Будущее сотрудники DMA Design представляли себе чем-то средним между нуаром 30-40-х годов XX века и «Бегущим по лезвию». Причём не только визуально. В воображении разработчиков прошедшие годы лишили людей остатков совести, уважения к законам и чужой жизни. Улицы Anywhere City кишат бандитами, угонщиками и гоп-стопщиками. То тут, то там слышны настойчивые предложения вывернуть карманы, вопли лишённых денежных средств граждан, визг шин угоняемого транспорта и треск выстрелов. Более того, наш Клод Спид (теперь персонаж только один) и сам имеет все шансы стать жертвой уличного ограбления или обнаружить себя сидящим на асфальте и глядящим вслед удаляющемуся автомобилю, который пару секунд назад он считал своим. Впрочем, герой машину не в автосалоне купил, – так что тут всё справедливо. Город действительно ожил. Игра всеми силами старается убедить в том, что в Где-угодно-сити наш альтер эго просто один из тысяч жителей и имеет все шансы попасть в те же неприятности, что и остальные.

Следующим нововведением стали банды, контролирующие конкретные области и занимающиеся определёнными видами криминального бизнеса. Всего группировок в городе семь.

Корпорация Дзайбацу - самая крупная «семья», прикрывающаяся статусом официального предприятия. Они владеют территориями в каждом из трёх районов-уровней. Психи - бывшие обитатели дома с мягкими стенами, которые захватили свой пансионат и ведут криминальные дела оттуда. Якудза – дисциплина, отрезанные мизинцы и производство наркоты. Учёные специализируются на разработке крутого оружия. Реднеки любят Элвиса, пикапы и взрывчатку. А особенно – пикапы, начинённые взрывчаткой. Русская мафия (куда же без неё?) торгует оружием и предоставляет услуги киллеров.

Есть ещё и Кришнаиты, которые явно вернулись мстить. Помните, как в первой части было весело давить процессии этих пацифистов? Был даже специальный бонус за отправку в нирвану партии просветлённых за раз, помните? Так вот, теперь эти ребята не только горят праведным огнём изнутри, но и научились нести его в мир посредством «коктейлей Молотова» и огнемётов.

Каждая из банд имеет собственную униформу, набор оружия и автомобили с логотипом «семьи». Более того, если территории группировок соприкасаются, то эта граница превращается в зону боевых действий.

Но главное и по-настоящему уникальное нововведение – репутация. В каждом из трёх районов города дела вертят по три банды. Обязательные Дзайбацу и ещё две. Работать можно на любую из них, – однако, выполняя задания одних бандитов, вы, естественно, портите отношения с другими. Обозлённые работой Клода на противников гангстеры начнут стрелять без предупреждения. Выбирать, с кем дружить, – дело важное и интересное. Кстати, для работы на некоторые «семьи» нужно сначала заручиться определённой репутацией у них заранее. Как это сделать? Ну, например, устроить бойню в районе противника. Круто? Ещё бы.

Репутация добавляет в игру новое измерение геймплея. Например, выполняя ту или иную миссию, иногда приходится выбирать такой маршрут, чтобы не попасть на территорию врага и не получить полный багажник свинца перед важной погоней, – машинки здесь любят взрываться не меньше, чем в других частях.

Anywhere City поделён на три района, в каждом из которых проходит треть игры. Задачи с первой части не изменились: нужно набрать определённое количество денег, чтобы переехать в следующий район. В каждой новой области растёт не только сложность заданий, но и бдительность властей. Если в Даунтауне, с которого начинается путешествие, нас будет ловить в худшем случае полицейский спецназ, то в Индустриальном районе на высшем уровне розыска в гости пожалует нацгвардия верхом на танках. Жить стало теперь намного веселее.

Впрочем, несмотря на явные положительные тенденции, вторая часть оставила нетронутыми самые, вероятно, спорные части геймплея первой GTA – экшн и навигацию. К местной боёвке неподготовленному ценителю старины придётся приспосабливаться. Воевать здесь непросто, а на самом деле - просто жутко неудобно! Особенно с непривычки. Точно прицелиться во врага можно исключительно посредством знаменитой техники «веером от пуза»: никакого прицела у нас нет и приходится ориентироваться на то, куда летят пули. Впрочем, набив руку и познав дзен, местную боевую систему воспринимаешь как данность и погружаешься в приключения, не обращая внимания на неудобства.

С навигацией всё тоже точно так же, как в первой части, – внутриигровой карты нет совсем, а путь к цели нам указывает одинокая стрелочка. Причём путь непосредственно к цели – без учёта зданий, заборов и прочего. Может получиться, что вы вроде бы уже совсем рядом, – но тут выясняется, что теперь придётся пилить через полрайона в объезд. Впрочем, игровые территории не такие уж большие, – и довольно скоро начинаешь ориентироваться в городе вполне свободно. Людям с географическим кретинизмом рекомендуется скачать карту. Тоже не идеально, но хоть так.

Всё остальное по отношению к первой части заметно подросло. Стало больше оружия: в довольно скудную коллекцию первой GTA добавились сдвоенные пистолеты, дробовик, пистолет-пулемёт с глушителем, «электроган» (мы же всё-таки в будущем), «коктейли Молотова» и гранаты.

В каждом из районов играет по пять радиостанций, а всего их теперь одиннадцать против восьми в оригинале. Более того, радиостанции стали более живыми и узнаваемыми: между песнями весело треплются диджеи, крутится реклама и так далее. Можно сказать, что именно GTA 2 сделала игровое радиовещание именно таким, каким оно будет не только в продолжениях серии, но и в жанре вообще.

Изменились миссии «Беспредела». Теперь нужно за отведённое время убить определённое количество людей или взорвать определённое количество машин исключительно выданным видом оружия или транспортом.

Стало намного больше бонусов - добавились значки, повышающие на один пункт отношения с той или иной бандой, делающие игрока на время бессмертным, невидимым и так далее.

Не обошлось и без ставших в будущем обязательными для серии отсылок, аллюзий и шуточек. Например, мастерские по покраске машин называются «Max Paynt». Приключения Макса «Я-снял-палец-с-курка» Пейна ждали всем игровым миром, и ребята из DMA явно решили подбодрить финских коллег.

Одним словом, GTA 2 сделала то, что и должно делать продолжение популярной игры, – углубила и расширила возможности, добавила новые механики и улучшила графику. Кроме того, многие фишки – вроде того же радио – станут естественной частью вселенной GTA и окажут влияние на многие другие игры.

Но, к сожалению, уникальные черты игры, в первую очередь систему репутации и фантастический антураж, продолжатели франшизы забудут, и больше мы их в рамках бандитского сериала от Rockstar не увидим.

GTA 2 – это в хорошем смысле «выродок» в семействе. Она наметила очень интересный путь развития, по которому разработчики в итоге не пошли. А жаль.
Автор обзора: Colonist
Grand Theft Auto, Grand Theft Auto: London 1961, Grand Theft Auto: London 1969
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Строго говоря до конца игру не проходил, только примерно до середины второй главы (коих наверное традиционно 3 штуки должно быть), впрочем полагаю и такого прогресса уже достаточно для понимания игры подобной Grand Theft Auto 2.
Ещё добавлю, что совсем не играл в первую GTA, лишь описания читал и ролики по ней видел. Сложилось мнение, что все представители серии Grand Theft Auto за XX век очень похожи между собой и можно знакомиться с любой из них, чтобы иметь представление об остальных.

В общем, дело было так:
Студия DMA Design создали простенькую, но весьма необычную и очень весёлую игрушку. Тогда подобного обозначения ещё не было, однако сейчас GTA абсолютно полностью подпадает под определение indie-проекта. И ведь на момент 1997 года давно уже существовали игры с открытым миром и очень даже серьёзные, но вот, чтобы свойства "open world'а" добавить простецким покатушкам-пострелушкам, подобного что-то не вспоминается. Оказалось сие сочетание свойств весьма годным, а соблазнительная, асоциальная тематика очень даже подходила к общей идее буйной аркады со свободным геймплеем.
Собственно говоря, разработчики тут же поставили своё творение "на поток" быстренько выпустив сразу две GTA про Лондон 60-х, и это могло завысить ожидания от "полноценного" продолжения. Тем временем, Grand Theft Auto 2 не содержит в себе никаких серьёзных отличий от предшественников, потому возможно и не оставила она такого яркого следа, как первая и третья части серии. Хотя я считаю, что все до единого изменения "двойки" носят положительный характер, и если начинать сразу со второй части (именно в категории top-down GTA), предыдущие игры могут показаться ограниченными в интересных деталях.

GTA 2, идейно, полностью повторяет изначальную Grand Theft Auto, да в общем-то и третья часть эту же идею повторяет. Играя в обеих конкретных представителей данной серии, появляется мысль, что их сила в их простоте. Конечно, когда твоя игра превращается в полновесный блокбастер, неизбежно будет происходить постепенное движение в сторону дорогой мейнстрим песочницы, где уже горы контента нужны, море необязательных возможностей с активностями, и ещё на сюжет отвлекаться надо, почти, что в принудительном порядке. А старенькие Grand Theft Auto, включая даже "трёшку", сконцентрированы на главном, то есть на городском беспределе, и преодолении поставленных разработчиками задачек, преодолевать которые можно по-разному. И это круто! Плюс давайте признаем, в современных GTA, это было утеряно (ПОТРАЧЕНО, хе-хе ;) ), оттого старые части имеют ни только одну историческую ценность.
И конечно же, в случае с GTA 1-2 и дополнений про Лондон, кроме простоты, сила ещё в деньгах. Деньги здесь связаны с двумя краеугольными особенностями данных игр. Перовое, что Grand Theft Auto зиждется на свободном геймплее. Деньги, это главное условие к прохождению, но получать их можно и без выполнения миссий, а просто занимаясь какой-угодно незаконной деятельность, или даже относительно законной. Теоретически можно завершить всю игру без убийств, лишь развозя пассажиров на такси 0_o, хотя эта и весьма сомнительный челендж, но такая возможность есть.
Во-вторых, деньги, это по сути очки, так как Grand Theft Auto является аркадой в полном и истинном смысле этого слова. Тут даже счётчик жизней есть, возможно находить и дополнительные, а вот бесконечно возрождаться возле больнички не выйдет, но можно сколько угодно раз быть арестованным, так что между этими двумя вариантами провала в top-down GTA была разница. Кстати можно подбирать ещё защиту от ареста, тоже интересный бонус :)
К слову, от арестов ещё отнимается по одному "множителю", это такие весьма и весьма полезные штуки, которые увеличивают любую полученную сумму денег кратно своему значению. Читал, что в первой части множители возможно было находить исследуя город, вдобавок к традиционному способу их получения, то есть за любое, успешно выполненное, задание. Видимо в GTA 2 нычки с множителями убрали, и остаётся только на миссиях оные зарабатывать. Зато, во второй части появилась функция сохранения, почти, как в трёхмерных Grand Theft Auto, но правила тут чуть жёстче, сохранения платные и стоят 50 000 очков, а также место сохранения никак не помечается, в отличии от точек где можно взять задание, на них указывают стрелочки. Вообще-то есть гарантированный способ отыскать обратную дорогу к убежищу, необходимо угнать фургон телевизионщиков, спутниковая тарелка на этих фургонах всегда направлена в сторону локации где можно сохраняться =)

Антураж Grand Theft Auto 2 и впрямь необычен, а атмосфера вполне себе густая, наверное в том ещё одна причина почему во второй части я завис, а с оригиналом так и не возникло особого желания знакомиться. По духу кстати, "двойка" и любимая "трёшка" показались довольно похожими, я даже закинул пару радиостанций отсюда в GTA III, и слушались они, на улицах Либерти Сити, как родные. Жалко, что в самой GTA 2 радиостанции нельзя переключать, а часть из них вообще привязана к конкретному району. И где моя япончатая волна спрашивается? Осталась в первом районе, вместе с группировкой якудзы ;)
Собственно о бандах скажу, что они мне тоже понравились. Традиционными среди них являются лишь японская и русская, остальные, не считая "злой корпорации", это сплошной треш и угар, отдельно позабавил конфликт недалёкой деревенщины с умниками учёными. А что? Действительно, почти природные враги получаются =>
И уж здесь-то игрок сам решает с какой из преступных группировок ему сотрудничать. Степень дружбы и вражды бандитов к нашему персонажу имеет значение, при максимальной репутации, участники банды защищают ГГ на своей территории (например от полиции), ежели есть вражда, но не сильная, редкие бандиты пытаются стрелять в протагониста из пистолетов, достаточно вяло пытаются, а вот скажем в конец обозлив скажем учёных, уже стараешься вовсе не показываться на их территории, ведь те налетают всем скопом и вмиг зажаривают применив огнемёты.

Короче, игра эта, в своей категории отличная. А как игра в принципе, GTA 2 заслуживает оценку в 7 из 10, оказываясь прямо между первой из трёхмерных Grand Theft Auto 3 (оценка 8 из 10) и первой парой условно современных GTA, которые Vice City и San Andreas(оценка 6 из 10).
2013...недалекое будущее... банды заполонили улицы города Anywhere City, превратившегося в рассадник преступности. Мы ведем игру за начинающего бандита Клода Спида, который постепенно будет значимой фигурой в преступном мире во вселенной GTA2, маневрируя между разными группировками, прыгая из одной в другую...
Запоминающийся геймплей, интересные миссии, невиданная, на момент 1999 года, свобода действий. Игра на все времена.
Это было не случайно. Описание появилось из-за этой записи: GTA 2
А уж была ли данная запись в блоге связана с комментарием пользователя к GTA1 - это мне неведомо. Скорее всего нет.

... Дабы не оффтопить - мои впечатления об этой игре довольно противоречивые. Я ее купил в издании от Буки сразу после выхода, так как фанател от первой части. И ожидал чего-то подобного. Но игра у меня страшно тормозила тогда, так что я был сильно разочарован. Да и вообще она, по-моему, гораздо более неторопливая. Зато разноцветное освещение и более детализированные задания - это для меня было плюсом. Жаль, тормоза сильно подпортили впечатления.
macuto
Очень приятна такая отзывчивость администраторов. Сразу чувствуется, что ребята вкладывают душу в свой сайт.
Увы, вынужден сказать, что к "отзывчивости" это не имеет никакого отношения, а тот ваш комментарий вряд ли был отслежен. Просто случайно так вышло, что один человек - причём не администратор - сделал описание для данной игры. Если бы это произошло раньше, то она была бы выложена раньше, а если бы не произошло, то её бы до сих пор не было, несмотря на ваш комментарий. Так что выше, увы, всё сказано верно.
И всё-таки не стоит называть незнакомых людей "ребятами". Я понимаю, что вы не хотите ничего плохого и благодарен вам за тёплые слова (ибо мы действительно вкладываем душу в свой сайт), - но тем не менее. Общаться лучше без фамильярности.
macuto
Очень приятна такая отзывчивость администраторов. Сразу чувствуется, что ребята вкладывают душу в свой сайт.
И всё же стоит сказать, что игра появилась на сайте потому, что к ней было написано описание (и не администратором). Появилось бы оно два года назад - значит, игры была бы выложена тогда, а если до сих не появилось бы, то GTA 2 на сайте так бы и отсутствовала.