Voyager

Voyager
Жанр: Arcade
Разработчик: Ocean Software
Издатель: Ocean Software
Год выхода: 1989
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 6 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 4
Данную раритетнейшую action-игру можно назвать как предельно упрощённым симулятором футуристической боевой техники, так и переусложнённой - но в плане не процесса как такового, а управления им, - аркадой, почти лишённой свойственной данному направлению "динамики". Во многих старых рецензиях Voyager сравнивается с великой Battlezone (которая 1983 года, а не 1998), - но сходство здесь имеется в большей степени внешнее (хотя, конечно, не исключительно).

Начать краткое описание следует с сюжета - в лучших традициях подобных забав имеющего на деле очень мало отношения к тому, что реально происходит на экране, но на удивление проработанного и насыщенного самым что ни на есть "британским" (даром что игра из тех краёв) чёрным юмором. Собственно, название данной вещи отсылает к наверняка всем известному космическому зонду НАСА "Вояджер-2", 20 августа 1977 года отправленному изучать дальние пределы Солнечной системы и, как и его предшественник "Вояджер-1", переносящему на своём "борту" так называемую "Золотую пластинку" с различной информацией о нашей планете. Согласно сюжету игры, в 2032 году "Вояджер-2" оказывается перехвачен Нон, юной разведчицей, принадлежащей к расе роксиз; "девушка" отчаянно нуждается в деньгах и разыскивает космический мусор для сдачи его в утиль за деньги. Обрадовавшись находке, она отвезла её в свой родной мир, где аппарат сразу же привлёк внимание правящих кругов, включая самого императора. Дело в том, что роксиз чрезвычайно воинственны и тысячи лет ждали повода найти какую-нибудь другую цивилизацию, напасть на неё и истребить, - теперь, как нетрудно догадаться, он (благодаря извлечённой из зонда информации) у них наконец-то появился, поэтому данные "товарищи" - весьма, надо заметить, высокоразвитые, особенно в плане военных технологий, - начали незамедлительно готовиться к наступлению. Уже к середине XXI века они появились в Солнечной системе и жестоко убили нескольких отправленных к ним человечеством послов, а впоследствии уничтожили все земные боевые корабли и обустроили на десяти спутниках Сатурна свои военные базы, где к моменту начала игровых событий - в 2139 году - завершается возведение неких смертоносных систем вооружений для дистанционного уничтожения голубой планеты. Здесь необходимо оговориться, что, по-видимому, разработчики были плохо знакомы с астрономией: из текста руководства пользователя можно предположить, будто у Сатурна всего десять спутников, - тогда как даже к моменту создания игры их было открыто восемнадцать, причём как минимум у одиннадцати (а скорее - у большего количества) вполне достаточные размеры для постройки на них описываемых игрой сооружений.

Поскольку космический флот Земли, как уже было сказано выше, уничтожен, то кажется, что надежды нет. Но, на счастье человечества, просторы вселенной вот уже пятьдесят лет бороздит психованный заключённый по имени Люк Снейлс. Некогда он был отличным пилотом, но однажды вступился за пожилого заводчика хорьков, убив шестерых напавших на того бандитов. К сожалению, на суде спасённый им старик неожиданно поддержал сторону обвинения, ввиду чего Люка приговорили к пятидесяти годам исследования космоса на огромном корабле под названием "Буря" (в просвещённом мире будущего, по мнению авторов игры, даже тюремное заключение давно отменено, а осуждённых отправляют искать новые планеты). Перед полётом посудину Снейлса снабдили всем необходимым, включая особые "клеточные таблетки", приём которых позволял ему не стареть (дабы по истечении срока наказания он мог вернуться на Землю в том же возрасте, что и улетал), а также небольшой боевой танк, предназначенный для исследования обнаруженных им небесных тел. "Материнский" корабль запрограммирован таким образом, чтобы одновременно с высадкой этого танка на поверхность сбрасывать туда кое-какие дополнительные полезности, - грузоподъёмность у боевой машины не очень большая, плюс эти объекты могут пострадать при приземлении, если будут находиться на её борту. К моменту начала игровых событий Люк уже отлетал 49 лет, но и не думал искать какие-то планеты, а просто объедался, благо что пищи ему с собой дали много (однако уже некоторое время из-за прежних излишеств он был вынужден голодать), и смотрел телевизор. Последний год бывший пилот думал потратить на постепенное возвращение домой, - однако при подлёте к спутникам Сатурна увидел земной выпуск новостей, рассказывающий о бедственном положении, и решил спасти человечество. Поскольку в случае одновременного выбрасывания "материнским" кораблём всех дополнительных предметов на спутники это может быть легко замечено роксизами, Снейлс запрограммировал судно на небольшие поставки. А затем просто высадился на Янусе, сидя за штурвалом своего боевого танка, и начал истребление враждебных пришельцев...

Как уже было отмечено ранее, почти вся данная информация для непосредственного прохождения бесполезна и нужна лишь для сюжетного обоснования происходящего, - однако некоторые вещи из неё всё же имеют значение. Прохождение Voyager разделено на десять уровней - по числу занятых роксизами спутников Сатурна. Для того чтобы перейти к следующему этапу, на любом текущем необходимо уничтожить ровно восемьдесят врагов, которые бывают различных типов, но условно могут быть отнесены к трём категориям: танки, летательные аппараты и опять-таки наземная, но более "серьёзная" техника; кроме того, в изобилии встречаются мины (в число "подсчитываемых" противников не входящие). Как только это сделано, где-то на поверхности спутника появляется портал, проход через который обеспечивает телепортацию к очередному эпизоду - всегда более сложному, нежели предыдущий. С данным объектом связаны две сложности. Во-первых, он совершенно не обязательно возникнет в том месте, где мы находимся в данный момент, а найти его следует достаточно быстро, поскольку потерпевшие поражение на конкретном небесном теле пришельцы запускают программу самоуничтожения всех имеющихся там объектов, включая и этот самый телепорт, - причём отсчёт времени, остающегося до этого события, вроде как нигде не показывается. Во-вторых, зайти в портал так, чтобы он сработал, необходимо только с одной из двух его сторон, - на её вычисление тоже могут уйти драгоценные секунды.

Главная особенность и одновременно беда Voyager - это, мягко говоря, очень своеобразное управление, в котором задействованы одновременно клавиатура и мышь; увы, охарактеризовать его можно исключительно как "на редкость неудобное". К счастью, в приложенной краткой справке для PC оно поясняется - но не полностью и с ошибками. Поскольку именно данный аспект является основой игрового процесса, то его придётся рассмотреть относительно подробно, но только применительно к самым важным моментам (с некоторыми "опциональными" же вполне можно познакомиться самостоятельно). Итак, после демонстрации красивой (именно так) заставки, показывающей десантирование танка на Янус (которую можно пропустить, нажав "Пробел"...), мы начинаем обозревать окрестности с видом от первого лица из кабины боевой машины, автоматически движущейся вперёд. Большую часть экрана занимает дисплей, на котором ("поверх" панорамы) отображаются числа, означающие высоту и угол направления башни с пушкой, из которой ведётся огонь (боезапас у базового оружия - лазера - бесконечен); здесь же можно заметить наши текущие координаты, количество остающихся в живых врагов и счёт, увеличивающийся по мере уничтожения последних (ибо играем мы всё-таки в аркаду). Ниже расположена приборная панель: справа - горизонтальная шкала скорости передвижения, слева (сверху вниз) - аналогичные по внешнему виду показатели брони танка (то есть "здоровья"; обнуление этой полоски приводит к гибели), высоты рельефа и запаса топлива (которое здесь конечно), по центру - радар, где точками разного цвета отмечены статичные препятствия, сброшенные нам бонусы (рассказ о которых будет ниже), летающие, а также "обычные" наземные и (отдельно) "особо сильные" наземные же типы противников. Если точки мигают, то это используемые против нас боеприпасы (мины либо ракеты), - в самой игре они выглядят так же, только имеют вид переливающихся треугольников.

Пожалуй, самой "главной" клавишей является "C": её нажатие позволяет переключаться между доступными устройствами ввода - клавиатурой, мышью и джойстиком (последние два, к счастью, полностью взаимозаменяемы). Примечательной особенностью, не отмеченной в руководстве, является тот факт, что активация мыши не приводит к полному "отключению" клавиатуры, но частично "блокирует" её работу: иными словами, одни команды при использовании манипулятора отдавать можно, другие - нет (для этого от использования последнего придётся на несколько секунд отказаться). Это своеобразный подход, но он, скажем так, раздражает. Стрельба лазером осуществляется при помощи как левой кнопки мыши, так и "Enter'а", причём на обеих частях клавиатуры, - при этом если манипулятор подключён, то способ ведения огня "с клавиш" остаётся доступен.

Второй не рассмотренный в документации момент - управление перемещением танка (на момент старта, как уже было сказано, движущегося автоматически): клавиша "M", формально помеченная в руководстве как отвечающая за следование вперёд, на деле при задействовании приводит к подъёму "взгляда", причём опустить его можно исключительно при помощи мыши (!), отводя её чуть назад. "U" предназначена для некоего очень странного и крайне незначительного движения назад (такое впечатление, что отодвигается лишь башня, при этом если "обзор" поднят, то он не опускается), "K" и "J" - для поворотов "камеры" соответственно влево и вправо. Осуществлять последнее действие с клавиатуры неудобно, - лучше делать то же самое мышью, перемещая её в эти стороны, однако необходимо отметить, что при активации манипулятора обзор почему-то начинает сам по себе "вертеться" - и зафиксировать его можно лишь ненадолго, двигая упомянутым выше устройством туда-сюда. С другой стороны, поднимать "взор" намного проще при помощи "M", а не мыши. За непосредственно передвижение же отвечают правая клавиша "Shift" и находящаяся с нею по соседству "?" - но опять-таки не совсем так, как прописано в документации: это не просто "ускорение" и "торможение", как можно подумать. Если мы едем вперёд, то набор скорости действительно даёт зажатие первой из набранных кнопок (соответствующая шкала справа внизу экрана будет при этом расти), а обращение ко второй приведёт к её уменьшению; как только использование последней приведёт к обнулению полоски, танк остановится. Однако если продолжать удерживать "?", то показатель скорости снова начнёт расти, но уже справа налево, а боевая машина станет двигаться задним ходом. И теперь за торможение будет отвечать правый "Shift", равно как и за остановку или - в случае дальнейшего удерживания - возобновление движения вперёд. Обратите внимание, что перемещение таким образом возможно исключительно при отключённой мыши. При её задействовании, впрочем, двигаться тоже можно - зажимая правую кнопку манипулятора и двигая его вперёд и назад, - но это очень неудобно. Правда, взбираться на возвышенности рельефа, - а такое изредка требуется, - реально исключительно этим способом.

Третья и, пожалуй, наиболее важная изо всех не пояснённых авторами опций - это активация камер. Да, в документации сказано, что в игре поддерживается функция изменения угла обзора, позволяющая осматривать местность с любой из четырёх сторон относительно танка, а также переключаться на вид от третьего лица: за "нетипичные" перспективы отвечают клавиши со стрелками на цифровом блоке основного устройства ввода, а за возврат к нормальному положению - "0" там же. "4" на "обычной" части клавиатуры даёт доступ к управлению имеющимися у танка камерами, - но по умолчанию все они выключены и не работают. Для активации данных приборов требуется нажимать "F" четыре раза, - с каждым её задействованием нам будут сообщать, что такое-то из вышеупомянутых устройств включено. В ряде других случаев "F" (вообще, повторим, не упомянутая в документации) тоже понадобится, - но их мы предлагаем вычислить игрокам самостоятельно.

Бонусы сбрасываются "материнским" кораблём вскоре после нашего десантирования на спутник - причём, естественно, вовсе не обязательно прямо рядом с танком, а равно и всегда в небольшом количестве; впрочем, вроде бы число самих таких поставок в рамках "миссии" в любом случае будет больше одной. Первое, что стоит сделать по "прибытии", - это нажать "6" на "обычной" клавиатуре, дабы посмотреть карту расположения на местности этих предметов и начать их искать: без данных припасов пройти игру никак не получится. Сбор осуществляется банальным "наездом" на объект. Типов бонусов, судя по всему, не так и много: среди них выявлены бочки с горючим (которое в данной игре, повторим, конечно), "пирамиды", "приманки", "усилители" (в документации названы "Multiple"), миниатюрные атомные бомбы, камеры обзора (это тоже именно отдельные сущности, в небольшом количества имеющиеся у нас изначально, - примечательно, что они могут быть уничтожены врагами, так как, видимо, закреплены на корпусе танка) и впервые появляющийся лишь на третьем спутнике редкий и ценный "артефакт", позволяющий игроку превращать танк в подобие самолёта, способного, правда, набирать лишь небольшую высоту (он именуется "Skimmer"). Следует отметить, что уже на момент старта у нас имеется не так мало топлива, а также некоторое небольшое количество объектов второго, третьего, четвёртого и пятого типов (в частности, менять перспективу обзора мы можем именно благодаря наличию камер, и запасные тоже есть). Узнать имеющееся в наличии количество каждого из них можно при помощи клавиши "5" на "обычной" клавиатуре: обращение к ней выведет на экран соответствующую статистику.

Атомные мини-бомбы задействуются клавишей "Tab" и представляют собой довольно-таки мощное оружие, которое рекомендуется применять только по необходимости. "Пирамиды" предназначены для создания вокруг танка радиолокационных помех, затрудняющих его обнаружение противником, на некоторый срок (всегда показываемый в виде "таймера" после применения этого бонуса), а "приманки", будучи выброшенными, позволяют на небольшое (и уже нигде не показываемое) время привлечь к себе внимание врагов, начинающих их атаковать (подобрать эти объекты заново, даже если они вдруг "выживут", невозможно). Первый тип вышеназванных предметов вводится в дело клавишей "Ctrl", второй - "Alt"; в руководстве пользователя, увы, сказано ровно наоборот, - это очередная ошибка его составителей. "Усилитель" даёт возможность на протяжении опять-таки какого-то периода времени вести "рассеянный" огонь нашим базовым оружием (лазером) и одновременно получать от врагов меньшие повреждения в случае попаданий; применяется этот объект нажатием левой клавиши "Shift". За переключение в режим "Skimmer'а" и обратно - при наличии соответствующего бонуса - отвечает "Пробел". Обратите внимание, что топливо при полётах расходуется гораздо быстрее, чем при езде по поверхности, поэтому пользоваться этой опцией следует лишь в особых случаях (например, при сражениях с мощными воздушными противниками).

Отдельным очень важным моментом - но уже, к счастью, пояснённым в документации - являются упоминавшиеся выше камеры. Каждую из них можно выбросить на поверхность, - делается это при помощи клавиши "D", - и затем управлять ею. Это необходимо для отслеживания противников, иногда появляющихся в уже покинутых нами местах, и даёт шанс уничтожить некоторых из них на расстоянии, поскольку каждый названный прибор оснащён собственным лазером - естественно, с небольшими радиусом действия и убойной силой, но всё же способным ликвидировать слабых врагов. Управление этим процессом осуществляется при помощи клавиш цифрового блока клавиатуры следующим образом: нажатие на "5" переключает нас с танка на камеру (при условии, что хотя бы одна из них выброшена) и обратно; "+" и "-" дают возможность "переходить" от одного прибора к другому, если на поверхности их было оставлено больше одного; кнопки с курсорными стрелками изменяют угол обзора; "Enter" отвечает за стрельбу. Данная опция в ряде случаев оказывается не то чтобы критической, но всё же необходимой, особенно если вдруг осталось мало "здоровья". Ситуацию с последним, кстати, прояснить до конца, к сожалению, не удалось: создаётся впечатление, что отдельных бонусов-аптечек в игре нет, но вроде бы броня может постепенно восстанавливаться автоматически.

Видов (а не типов) противников в Voyager довольно много. Так, уже на первом спутнике встретятся минимум две модели танков: с двумя пушками и одной. Первые отличаются высокой скорострельностью, но часто мажут и уничтожаются буквально с пары попаданий (для большинства прочих супостатов такая низкая выносливость нехарактерна); вторые ведут огонь куда менее торопливо, но зато целятся лучше и намного крепче предыдущей описанной разновидности. Есть, разумеется, и летательные аппараты - неприятные сущности типа дронов, бомбардирующие нас (а часто и просто "покрывающие" окрестности) минами, - попасть в них вследствие местной реализации управления, скажем так, проблематично. Уже на втором спутнике появляется "тяжёлая артиллерия" - машины под названием "Squasher'ы", которые - внимание - в принципе могут быть уничтожены только атомными мини-бомбами, причём количество последних у нас даже с учётом поставок от "материнского" корабля всегда невелико и меньше (!) числа противников названной категории на конкретном небесном теле. Ввиду данного обстоятельства игра может показаться непроходимой, но на деле она просто требует тактического подхода: "Squasher'ов" следует приманивать короткими очередями выстрелов и заставлять трёх-четырёх одновременно следовать за нами таким образом, чтобы они находились рядом друг с другом, а затем в нужный момент атаковать их бомбой (один боеприпас может убить нескольких врагов данного вида). И таких ситуаций, требующих какого-никакого мышления, по мере прохождения возникнет явно немало.

Отдельно следует отметить и препятствия: по-видимому, это всевозможные постройки роксизов, встречающиеся весьма часто и неуязвимые для нашего огня. За ними можно прятаться (правда, враги порой тоже так поступают), и иногда это даже может спасти нам жизнь, - но врезаться в них категорически не рекомендуется: подобное не только прерывает движение танка, но и причиняет ему повреждения, причём продолжающиеся наноситься всё то время, пока он, пытаясь тронуться с места, "упирается" в такой объект. Риск погибнуть этим способом для тех, кто вообще не знаком с игрой, очень велик, - так что если у вас такое случилось, то следует как можно скорее отъехать от опасного сооружения. В заключение следует отметить, что "жизней" как таковых вроде бы нет, а число попыток прохождения не ограничено, то есть в случае гибели можно возобновить действие с того момента, где нас постигла неудача, а достигнутый прогресс сохраняется автоматически (!).

Графика Voyager не менее необычна, чем игровой процесс: формально местный мир можно назвать "трёхмерным", - но, естественно, это 3D, скажем так, "очень-очень раннее". Модели что противников, что статичных объектов представляют собой визуально малопривлекательные полигональные фигуры, иногда трудно отличимые друг от друга; применение оружия не производит особого впечатления (но хотя бы реализовано по-разному в зависимости от его типа), а взрывы не сопровождаются пламенем - враги просто разлетаются на обломки (что, кстати, смотрится довольно мило). Впрочем, своеобразного внешнего очарования эта вещь ни в коей мере не лишена, причём в любом из трёх поддерживаемых видеорежимов (CGA, EGA и VGA), - но, вообще говоря, и играют в подобные аркады отнюдь не ради красивой картинки.

И здесь, увы, необходимо констатировать, что большое удовольствие от Voyager получить вряд ли удастся - как из-за отвратительно реализованного управления, так и по причине упомянутой в самом начале описания низкой динамики происходящего. Противники нападают на нас своего рода "волнами", - пока "текущая" полностью не уничтожена, следующая, скорее всего, не появится, но и мы едва ли сможем продвинуться вперёд "через" недругов, так как при таком подходе (перемещаясь и не атакуя их) почти наверняка окажемся быстро уничтожены. Если справиться с текущей группой врагов не удаётся, то единственно верной тактикой становится частичное отступление с последующими "вылазками". Вместе с тем периоды "бездействия" между упомянутыми "волнами" вполне встречаются, а сами сражения хоть и бывают опасными, но - из-за всё того же управления - практически никогда не получаются "насыщенными": слабых противников можно уничтожать стоя на месте и крутясь вокруг своей оси, а с сильными приходится постоянно переключаться между мышью и клавиатурой и сочетать стрельбу с перемещением, - но "быстрыми" при этом оказываются действия лишь игрока, а не протагониста. В итоге уже к третьему уровню прохождение превращается в какой-то вопиющий по своей тягучести кошмар, постепенно разрушающий мозг и приводящий в состояние исступления и лютой агрессии, - косвенным доказательством этого является полное (по крайней мере на момент написания данных строк) отсутствие в Интернете "полноценных" видеороликов по этой игре, причём независимо от платформы: удалось найти лишь один небольшой, демонстрирующий основы процесса.

Впрочем, разумеется, есть два очень серьёзных "но". Во-первых, PC-версия Voyager - это, как уже было косвенно замечено, феноменальный раритет, сам факт существования которого вплоть до середины 2021 года подвергался большим сомнениям; доступным широкой аудитории он стал лишь поздней осенью вышеназванного временного отрезка, - так что всем коллекционерам редкостей рекомендуем обратить на него самое пристальное внимание. Во-вторых, ни в коем случае не следует забывать о "живых монументах эпохи" - пожилых бородатых толстяках, которые в нашем изменившемся мире ещё остались. То, что "обычному" человеку "неинтересно" или (и) "не под силу", для них может стать невероятным и оттого ещё более желанным и приятным подарком. И вполне возможно, что именно один из таких людей когда-нибудь, перевоплотившись на несколько часов в Люка Снейлса и довольно усмехнувшись в усы в конце своей "одиссеи" по спутникам Сатурна, загонит-таки "контрольный" лазерный заряд в капот последнего роксизианского "юнита"...
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.