Qarabag Wars

Qarabağ Wars
Qarabag Wars
Жанр: Action
Разработчик: Haqwerdiyev Farid
Издатель: McRezz Studio
Год выхода: 2007
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 3 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.50 из 10
  • 0
  • 1
  • 2
Вопрос принадлежности Нагорного Карабаха является серьёзной этнополитической проблемой и камнем преткновения между армянским и азербайджанским народами вот уже больше ста лет. Постепенно назревавшее недовольство обеих сторон вылилось с падением царского режима в России в военное противостояние. В 1920 году ему положила конец установившаяся в регионе советская власть, которая, приняв сторону азербайджанцев и объединив силы Красной Армии с местными войсками, подавила армянское сопротивление. Через год постановлением Кавбюро РКП(б) судьба Нагорного Карабаха была решена - и снова не в пользу армян. Территория была включена в состав Азербайджанской ССР, с предоставлением ей, однако, широкой автономии. В итоге ни одна из сторон, по сути, не осталась довольна - одни потому, что Карабах не получили, а другие потому, что получили, но с оговорками. В краткосрочном периоде конфликт был разрешён, но осадочек, как говорится, остался.

Активная фаза противостояния между армянами и азербайджанцами по поводу этой многострадальной земли сменилась пассивной - на протяжении всего периода существования Армянской ССР её руководство периодически поднимало вопрос об изменении административной принадлежности Нагорного Карабаха, но центральное руководство страны всё время пресекало эти попытки. Среди населения же нередко возникали стычки, иногда переходившие в массовые беспорядки, - особенно сильны они были в 60-х годах XX века.

Во второй половине 1980-х с связи с национальным подъёмом в обеих республиках Карабахский вопрос получил новый виток развития, что в итоге привело к трагическим последствиям. Недовольство стремительно росло, и вскоре спровоцированный азербайджанскими партийными деятелями конфликт в одном из карабахских сёл стал поводом к началу народных волнений сначала в Армянской, а затем и в Азербайджанской республиках. Митинги и локальные столкновения быстро переросли в погромы и взаимные экономические блокады, формировались радикально настроенные националистические организации, а уже в начале 1990 года имели место первые взаимные артобстрелы - дело дошло до серьёзного оружия. Принятая советскими войсками летом следующего года операция "Кольцо" носила явно антиармянский характер и вылилась в массовую депортацию жителей Карабаха, а с распадом СССР и обретением странами независимости начались открытые боевые действия. Военный конфликт, вошедший в историю как Карабахская война, закончился только в 1994 году победой Армении (правда, Карабах не вошёл в её состав, оставшись непризнанным государством). Тем не менее до конца Карабасхкая проблема так и не была урегулирована, что приводит к регулярным стычкам, а иногда - очередным вооружённым столкновениям (например, в апреле 2016 и осенью 2020 года).

Зачем мы всё это рассказываем? Да потому, дорогие олдгеймеры, что всё это имеет непосредственное отношение к игре, о которой пойдёт речь на данной странице. Если вам надоели бесконечные "высадки в Нормандии", "Сталинградские битвы", а также беготня по восточным городкам в погоне за очередной стайкой террористов, мы готовы предложить вам Экзотику с большой буквы - пусть бесплатный, сделанный на FPS Creator и откровенно чудовищный, но зато эксклюзивно азербайджанский (!) шутер от первого лица, вышедший только на азербайджанском языке и посвящённый как раз Карабахской войне 1992-1994 годов (правда, в игре прописаны даты 1988-1994).

Qarabağ Wars, или, как написано в самой игре, Qarabag Wars (хотя по правилам диакритический знак должен быть, тем более что "g" и "ğ" - это разные буквы азербайджанского алфавита, обладающие совсем непохожим звучанием), был разработан одним человеком - Фаридом Хаквердиевым, не то владельцем, не то просто человеком, связанным с ныне неработающим азербайджанским юмористическим сайтом. Отметим сразу, что автора Qarabağ Wars не следует путать с Фаридом Ахвердиевым - руководителем азербайджанcкой студии Azdimension, на счету которой есть серия FPS на тему Карабахского конфликта под названием "İşğal altında", - тоже, между прочим, эксклюзивов для этой страны, но вышедших уже в 2010-х.

Перед тем как перейти к описанию содержания игры, скажем, что от тематики Карабахского конфликта тут, по сути, только оболочка. Перед нами не какая-нибудь историческая реконструкция, наполненная патриотическими мотивами, а простой шутер на FPS Creator. Какой-либо агитации по поводу скользкой темы Карабаха тоже не замечено. Так что даже если вы придерживаетесь в этом вопросе проармянской позиции, играть в Qarabağ Wars можно без особых проблем, - вернее, проблемы будут, но только геймплейного плана.

Шутер встречает нас рекламой того самого юмористического сайта, что представляется абсолютно неуместным, учитывая тематику игры, а после начинается шестиминутный (!!!) ролик, занимающий почти треть объёма игры. В нём показываются сцены боевых действий в разрушенных городских кварталах и просто армейской жизни, а создан он явно не без помощи инструментария игры The Sims 2, - любой фанат этого симулятора жизни узнает присущие тамошним человечкам жесты и мимику. Солдаты, бегущие в атаку с характерными ужимками симов, - это то ещё зрелище, но вишенкой на торте будет аудиоряд этого ролика - помимо едва различимого шума вертолёта и звука взрыва в самом начале видео, вы будете слышать исключительно азербайджанский рэп.

Первый уровень начинается в лучших традициях Return to Castle Wolfenstein - правда, не с тюрьмы. Мы оказываемся в пустой казарме с ножом в руках (при этом его предлагается ещё раз поднять тут же), откуда, открыв дверь с помощью клавиши Enter, - и это будет одна из всего двух дверей в игре, - выйдем и убьём первого противника, завладев его пистолетом, к которому даётся всего несколько патронов. Уже в следующей комнате придётся расстрелять двоих врагов, вооружённых автоматами Калашникова, с которым мы и проведём всю дальнейшую игру. Ничего иного не будет - отсутствует даже гранаты. Все последующие противники вплоть до самого финала будут вооружены только незабвенным и вездесущим АК. О дефиците патронов забудьте: они кое-где попадаются просто так, но главное - выпадают из каждого убитого, причём ограничение на носимое количество отсутствует, так что, если собирать вооружение со всех поверженных врагов, к началу последнего, девятого уровня их накопится больше трёх тысяч (!).

Миссия проходит в унылых серых коридорах неясного назначения, которые иногда сменяются комнатами, скудно обставленными ящиками (их можно толкать) и мебелью, от простейших железных кроватей до деревянных стульев с красивой обивкой. Правда, тут же обнаружатся бутылки вина на столах, а на одном из них почему-то будет лежать гитара. Прохождение занимает от силы три-четыре минуты, но некоторым игрокам придётся привыкнуть к особенностям местных перестрелок, - впрочем, следующий абзац способен с этим помочь.

Все противники в Qarabağ Wars одинаковы. Ни один из них ни при каких условиях не сдвинется с места, на котором стоит. Максимум он способен повернуться к главному герою лицом - и только тогда заметит его и начнёт огонь. То есть, по сути, мы имеем дело со стационарными турелями в виде моделек людей. Лезть в бойню не стоит ни в коем случае - одно попадание в нас отнимает от двадцати до сорока процентов здоровья, и порой переданный под наше управление боец азербайджанской армии оказывается убит за секунду. Обычно враги расставлены в коридорах и на других участках карты, на которые мы попадаем, зайдя за угол; при этом если противник стоит спиной, то он только через несколько секунд повернётся и только тогда откроет огонь, а вот если лицом, то начнёт стрелять мгновенно, часто ещё до того, как его можно успеть заметить. В связи с этим вся шутерная часть сводится к аккуратному "заглядыванию" за углы с расстрелом всех стоящих там солдат-турелей. Слово заключено в кавычки не случайно - присутствующей во многих FPS функции "заглянуть за угол", позволяющей провести более-менее безопасный осмотр следующего помещения, здесь, естественно, нет, так что по факту придётся очень аккуратно выходить. Аптечки на уровнях есть, обычно по две сразу; каждая восстанавливает половину здоровья, но жизнь всё равно стоит экономить. На следующий уровень, кстати, все ранения переносятся - закончили с десятью процентами один, значит, начнёте другой с теми же десятью. Это запросто может подложить свинью при прохождении.

Враги убиваются довольно быстро, иногда с одного-двух попаданий (обычно вблизи), а вот в стоящих далеко придётся пострелять подольше, - вероятно, это связано с разбросом пуль, а может, с общей "кривотой" всей игры. Стоит также учесть, что перед нами плохой шутер, а потому стандартная головная боль такого рода игр - решительная невозможность попасть во врага без каких-либо видимых на то причин - тоже тут как тут. Впрочем, такое бывает нечасто и особенных неудобств не доставляет - и на том, как говорится, спасибо.

Ещё пара практических советов. В связи с тем, что даже при аккуратном прохождении очередного угла нас всё равно могут легко убить, рекомендуется часто сохраняться и более того - не важничать и переигрывать, если угол пройден с серьёзным уроном. Всё потому, что следующий может быть таким, что без получения ранений его вообще пройти практически невозможно. Благо сейвы доступны в любой момент, а слотов для них целых восемь - в каждом отображаются номер уровня, дата и время сохранения, а также скриншот; так что запутаться сложно. При гибели можно сразу нажать Esc и загрузить сохранение, - если этого не сделать, начнётся загрузка главного меню, и только потом можно будет зайти в load-меню; учитывая, что они тут довольно долгие, это может начать раздражать уже в начале прохождения. А ещё в течение всех загрузок нам будут включать всё тот же азербайджанский рэп... Также стоит сохраняться в разных слотах, особенно если это сейвы непосредственно перед выходом из-за угла. Почему так - читайте ниже (намного ниже).

Вышеописанные нюансы не позволяют назвать Qarabağ Wars ни сложной, ни простой игрой. Какие-то моменты проходятся в лёгкую без потерь здоровья, а в каких-то можно неожиданно застрять, перезагружая раз за разом, и, как кажется, только волей везения преодолеть их более-менее успешно. В любом случае стоит набраться терпения и быть готовым ко множеству вот таких дурацких моментов, так что нервным и раздражительным игрокам лучше вообще за этот чудо-шутер не браться - вряд ли будет получена хоть толика удовольствия.

В определённый момент хождения по коридорам экран потемнеет и начнётся загрузка, - это значит, что первая миссия успешно пройдена. Заканчиваем ходить по серым коридорам некоего здания и попадаем, вероятно, во двор военной базы. Сразу скажем, что дальше локации будут получше, но уродство второго уровня придётся потерпеть. Очередные коридоры с голыми бетонными стенами, только без потолка - вместо него виднеется далёкая мыльная текстура с зелёными горами и небом. Некоторые стены - тупики - залиты текстурами с фотографиями горных пейзажей, - выглядит это просто чудовищно, но что поделать. По карте расставлены американские военные хаммеры с надписью "СССР" (!), танки Т-34 с погнутыми дулами и надписью "Азербайджан" (!!) и бочки (с ними вроде всё в порядке, так что "!!!" не будет).

Процесс вроде бы остался прежним - расстреливаем стоящих по углам солдат и находим тупик, который перенесёт нас на третий уровень. Однако в какой-то момент окажется, что всё не так просто. "Особые" игры требует особого подхода, и здесь это работает буквально. Дело в том, что в узком кругу фанатов данного шутера считается, что вторая миссия, если играть "по правилам", непроходима. Наше оружие имеет ограниченную дальность стрельбы, а вот оружие врагов чудесным образом лишено этого недостатка. Итог - за очередным углом мы попадаем в длинный коридор, переходящий в ещё один коридор, и оказываемся под огнём сразу нескольких противников, причём тот, что виден самым первым, недосягаем для нашего АК, что не мешает ему благополучно в нас попадать и убивать. Выйти резко тоже не получится, потому что шансов выжить против троих остальных без укрытия нет. Наверное, это место всё-таки можно пройти "легально", однако обычно применяется хинт, позволяющий его миновать. Прочтите это внимательно и насладитесь атмосферой - необходимо подвинуть бочку к капоту хаммера, запрыгнуть на неё и потом на хаммер, а затем совершить аккуратный прыжок на ВЕРХНИЙ СРЕЗ СТЕНЫ, и уже по этому верхнему срезу стены пройти к финишному тупику, где перед спрыгиванием изловчиться и убить двух врагов. При этом по срезу стены нужно идти только присев, иначе тот самый недосягаемый противник и компания нас заметят и убьют. При этом нужно соблюдать общую аккуратность, чтобы не свалиться: а) за пределы карты, в бесконечность мыльных зелёных гор и б) в участок карты, полностью огороженный стенами, откуда нельзя выйти, потому что через стены наш боец проходить не может, а хаммеров с бочками туда не завезли. Вот вам Искусство прохождения игр с большой буквы. А вы думали, что возможность толкать бочки и ящики тут просто так?

Вообще, на самом деле ничего смешного в ситуации со вторым уровнем мнет. Это явная и очень досадная недоработка, из-за которой Qarabağ Wars получила известность как игра чудовищной сложности (в сети можно найти фразы вроде "Уже на втором уровне играть невозможно"), а для многих прохождение этого шутера закончилось как раз на этом моменте. К счастью, хитрая схема с путешествием по стенам отлично работает и пройти игру целиком уже ничего не мешает.

Если все вышеописанные изыски местного геймплея вас не отпугнули, то добро пожаловать на третий уровень - здесь мы попадаем в лес. Вернее, это всё те же коридоры и комнаты, только окрашенные в соответствующие текстурки, о которых надо рассказать подробнее. На мыльной лесной текстуре изображена густая трава, за которой уходят вверх тёмные стволы деревьев, - всё бы хорошо, вот только эти изображения налепили на стены в два этажа. То есть у земли растёт трава, затем идут стволы деревьев, потом это всё обрывается и снова начинается трава, - получается этакий двухэтажный лес. Помимо всё тех же хаммеров и танков, на карте будут деревья и два частных домика - уже какое-никакое, а разнообразие. Геймплей остался тем же, разве что ходить по стенам не придётся.

Четвёртая миссия пройдёт в примерно таких же местах (но чуть разнообразнее декорированных), а в конце нам встретится бессмертный солдат, который к тому же нас не атакует и, в отличие от остальных, умеет ходить, - возможно, это даже и не враг вовсе, а "свой". У финиша же будет ждать NPC - азербайджанский офицер. Его невозможно убить, а стрельба по нему не наказывается - зато, получив пули в модельку, офицер примет нелепую позу сумотори. Подходим к нему и смотрим ещё один ролик.

Пятый, шестой и седьмой уровни будут проходить на территории города, серого и почти пустынного. В целом всё так же убого, но появились баррикады из мешков и пушки (просто как декорации). На шестом уровень сложности несколько возрастёт - в частности, несколько врагов будут вести огонь с крыш. А в от в седьмой миссии будет идти дождь! Выглядит это как серо-голубая рябь, - но сам факт, что в Qarabağ Wars могут идти осадки, удивляет. В конце уровня нам снова встретится дружественный офицер, которого угораздило спрятаться за углом, так что его легко принять за противника - и, шутка ли, именно в этой мисси его можно убить: тогда вместо очередного ролика игра включит чёрный экран и зависнет. Просто выстрелив в офицера, получим в подарок цирковой номер - вояка станет в стойку и примется отпускать в нашу сторону один удар кулаком за другим, не нанося при этом никакого урона.

Предпоследний, восьмой - снова городской. Из интересного там разве что наличие руинированного дома со ступеньками, куда можно забраться и оттуда обозревать карту. А ещё упасть и убедиться, что наш азербайджанский боец обладает суперспособностью не получать при этом ни царапинки.

Наконец, финал. Последняя, девятая миссия окажется самой интересной - не потому, что тут будет нечто принципиально новое. Просто мы наконец-то выходим из надоевших коридоров и попадаем в небольшую деревню, состоящую из десятка частных домов, которую предстоит зачистить (а можно и просто пройти к "финишу"). Некоторые дома полуразрушены и горят, от некоторых остались только руины, - в общем, ходить по последней карте будет интереснее, чем по предыдущим. Увы, игра приготовила нам очередной неприятный сюрприз, - сочетание большого количества врагов и объектов на карте, наличия NPC (да-да, опять тот самый офицер, - и ролик тоже будет) и дождя так нагрузило слабый движок игры, что большую часть уровня придётся терпеть сильные торможения, и только в конце, когда в живых останутся лишь несколько противников, это прекратится. Зачистив деревню или просто пройдя в следующий коридор, видим сообщение о том, что игра пройдена.

Теперь следует поговорить о технической части, а точнее - о багах. Главный из них - не всегда корректное состояние игры при загрузке сохранений, причём иногда это бывает комично, а иногда способно испортить весь прогресс (поэтому где-то вверху был дан совет сохраняться в разные слоты). Иногда при сохранении у самого края угла нас ждёт неприятный сюрприз - сразу после загрузки главный герой сам из него выходит и попадает под огонь, чему невозможно или практически невозможно помешать. Но, помимо таких подлых вещей, игра способна дарить подарки и давать повод поулыбаться. Так, при загрузке сохранения некоторые объекты могут прийти в движение: например, хаммер неожиданно начнёт перекатываться (безо всякой анимации, разумеется) до ближайшей стены. На последнем уровне стоящий азербайджанский офицер однажды превратился в персонажа "Голконды" Рене Магритта и воспарил в небо. Среди других багов отмечалась возможность застревания в кустах и даже просто на ровном месте, - иногда из капкана всё же можно выбраться, отчаянно комбинируя движения, приседания и прыжки, но чаще единственным лекарством была загрузка ближайшего сохранения.

Графика, сами понимаете, оставляет желать лучшего. Обилие прямых углов, ужасающие текстуры, люди-уроды и всё в таком духе. Правда, даже при старании на FPS Creator допотопной версии, который использовал разработчик, ничего особенного добиться не получилось бы.

Впечатление Qarabağ Wars оставляет после себя очень неоднозначное, - можно даже сказать, что для принятия факта, что это существует и ты это только что прошёл, требуется некоторое время. До нелепости убогий геймплей, контрастно качественные и неуместно комичные ролики, азербайджанский язык и рэп на нём в качестве озвучки, - всё это смешивается в настолько специфический коктейль, что об игре просто не получается отозваться плохо. И времени, потраченного на прохождение этого чуда-юда, абсолютно не жалко. Так что наш вердикт будет не минимальным, а чуть выше. В такие вещи, как Qarabağ Wars, стоит хотя бы попробовать сыграть - просто потому, что они есть. А теперь есть и в коллекции нашего сайта.
Автор обзора: Вендиго
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.