После того как их детище - посвященный войне спецназа против террористов шутер Combat: Task Force 121 (2005 - Windows) - не «взлетело» на вершины хит-парадов и не принесло своим создателям богатства и славы, товарищи из студии Direct Action Games не стали отчаиваться и предаваться унынию. Вместо этого они взялись за производство очередного экшена от первого лица. Причем, мультиплатформенного (существует версия для Хbox), что уже настораживало и вызывало определенные опасения относительно качества продукта.
Проект получил весьма «громоздкое» имя World War II Combat: Road to Berlin и, как несложно догадаться по его названию, предлагает игрокам поучаствовать в боевых операциях времен Второй мировой войны. Причем в операциях с весьма неоднозначной, скажем так, подоплекой. Ведь целью протагониста игры - офицера «Управления стратегических служб» («Office of Strategic Services») Стефана Мура (Stephen Moore) - является недопущение попадания передовых военных разработок Третьего Рейха в единоличное «владение» громящих фашистов Советов. И уже в брифинге к первой миссии главный «герой» показывает себя с «лучшей» стороны, заявляя о том, что штурмовать Берлин доблестной Красной Армии «позволили из политических соображений»…
Прочитав предыдущий абзац, можно предположить, что игра представляет собой очередную «русофобскую»/«антисоветскую» агитку, пытающуюся принизить роль СССР во Второй мировой войне, выведя на ведущие роли могучих западных Союзников. И отдельные такие моменты в игре есть. Однако в целом дела обстоят не так плохо, как в той же оригинальной англоязычной версии Sniper Elite (2005 - Windows).
Так, в качестве врагов в Road to Berlin выступают бойцы фашистской Германии. Советские же военнослужащие встретятся всего несколько раз за игру, в каждом случае являясь союзниками и оказывая геймеру посильную помощь в боях. Да, их можно убить, но проект это никоим образом не поощряет. Наоборот, если наставить оружие на красноармейца, прицел примет вид «запрещающего знака», недвусмысленно намекая на то, что атаковать союзников не следует. Кроме того, в какой-то момент протагонист начнет помогать Красной Армии, уничтожив мешающую наступлению советских частей суперпушку «Дора». Ну а в заключительном ролике наш подопечный разродится примирительной речью с посылом «давайте жить дружно».
Правда, до финала придется еще дожить, благополучно завершив сюжетную кампанию, состоящую из десяти средней продолжительности уровней. И назвать эту задачу тривиальной не получится при всём желании.
Уровни в Road to Berlin имеют среднюю продолжительность и, что самое важное, «коридорную» структуру. То есть продвигаетесь ли вы по секретной военной базе, пробираетесь ли через руины разрушенного войной города или штурмуете укрепления противника на побережье, бегая по открытой местности, - маршрут всегда один и четко ясен. Ведь в помещениях все «лишние» двери будут заперты, а «ненужные» маршруты - перекрыты препятствиями. А на свежем воздухе залезть куда не следует помешают скалы, пропасти и минные поля.
Изредка этапы радуют геймера головоломками, но они совсем примитивны. Перекрывший дорогу броневик, зацепленный тросом за дерево, дабы не скатиться в пропасть (думаю, понятно, что тут нужно делать). Лежащие на столе ключи, открывающие единственную запертую дверь неподалеку. В общем, задачки в игре крайне просты, да еще и встречаются очень редко. Нет в Road to Berlin и интересно спрятанных тайников и секретных локаций. Хотя внимательный игрок всегда сможет найти пару-тройку лежащих в неочевидных местах коробок с боеприпасами.
Еще практически на каждом уровне присутствуют задания, связанные с нахождением обязательных для прохождения документов и/или уничтожением техники и снаряжения Вермахта. Однако благодаря компактности локаций, а также достаточно скудному их наполнению найти искомые объекты очень легко. Тем более что подлежащие подрыву цели обозначаются весьма заметной «меткой» красного цвета. Кроме того уничтожаемые орудия и боевые машины не защищаются сами и не имеют персональной охраны.
Впрочем, один весьма занимательный элемент, связанный с обследованием уровней, в игре всё же есть. Дело в том, что на каждом из этапов геймеру необходимо отыскать и сфотографировать три особо важных… скажем так, объекта. Вы же помните, что протагонист должен опередить Советы и первым получить данные о разработках нацистов? И вот тут авторы проявили немного фантазии - нужным нам объектом может быть всё что угодно. Например, исписанная формулами доска. Или карта на столе (на стене). Странная установка на берегу. Или немецкий бункер, который требуется «щелкнуть» при приближении к нему. Более того, отдельные цели нужно успеть сфотографировать за ограниченное время. Так, новейший немецкий самолет может банально взлететь и умчаться вдаль. А на окна, через которые видны нужные нам ракеты, в определенный момент опустятся защитные «ставни».
В общем, искать такие вот скрытые цели вполне интересно. Точнее, было бы интересно. Кабы не два фактора. Первый из них заключается в том, что в случае гибели протагониста и перезапуска уровня счетчик найденных объектов обнуляется. При этом игра постоянно «отрезает» геймеру путь к ранее пройденным «секциям» этапа - например, закрывая и блокируя двери (ворота), через которые ранее прошел персонаж, не позволяя вернуться и вновь сфотографировать нужную вещь. Вторым фактором является награда за труды. Вернее, ее отсутствие. Всё, на что может рассчитывать старательный игрок, - историческая заметка…
В общем, в плане головоломок и исследования уровней World War II Combat: Road to Berlin вряд ли сможет «зацепить» игрока. А что же с шутерной частью?
Увы, она вышла у авторов довольно посредственной. Всё, что может предложить проект игроку, - это отстрел немецких солдат и редкое (очень-очень редкое) уничтожение немецких танков из «Панцерфауста». Никаких разнообразящих процесс активностей вроде поездок на технике, скрытного проникновения на военные объекты либо удержания позиций против превосходящих сил врага разработчики не предусмотрели.
Более того, на протяжении всей кампании геймеру фактически придется воевать с одним-единственным типом врагов – немецким солдатом в каске. От уровня к уровню у ботов будет обновляться униформа, однако поведение и боевые характеристики существенных изменений не претерпят. Так, оппоненты либо держат позицию, постреливая в протагониста и время от времени ныряя в укрытие (а то и постоянно оставаясь на виду), либо бегут к нашему подопечному по весьма предсказуемой «траектории», а подобравшись на определенную дистанцию, начинают стрелять, иногда при этом «стрейфясь». Причем в рядах нацистов временами случается «огонь по своим». Плюс отдельные (крайне редкие) индивидуумы могут похвастаться умением бросать из укрытия гранаты.
При этом вражеских солдат на уровнях не сказать чтобы много. Да и одновременно атаковать игрока чаще всего будут одиночные солдаты или небольшие группы по два-три человека. Правда, тут есть одна тонкость. Дело в том, что в Road to Berlin присутствуют локации, в которых наличествует респаун врагов. И пока протагонист не доберется до определенной точки, вражеские бойцы будут прибывать бесконечно. И если в одних случаях наш подопечный сможет рассчитывать на поддержку советских солдат, то в других геймеру придется выкручиваться самостоятельно. Своего апофеоза сие безобразие достигает в стартовой локации последнего этапа. Там игроку придется в одиночку пробиться через относительно небольшой коридор, отбиваясь при этом от респаунящихся немецких солдат. Причем возрождаться фашисты будут с такой скоростью, что у геймера вряд ли найдется время перезарядить оружие после ликвидации предыдущей «партии» супостатов.
Кстати, о вооружении. В игре протагонисту доступны девять единиц оружия, включая нож, гранаты, пистолет, снайперку и автоматический карабин. При этом каждый уровень персонаж будет начинать с теми «стволами», которые ему «выдадут» разработчики. И разжиться «трофейными пушками» либо обновить арсенал иным образом игроку не дадут. Соответственно, если авторы решили, что весь этап нужно пройти со снайперской винтовкой и пистолетом, то иных вариантов у геймера попросту не будет. Кстати, арсенал нашего подопечного всегда ограничен четырьмя единицами: основное оружие (варьируется от миссии к миссии), пистолет, нож и гранаты (иногда их заменяет «Панцерфауст»).
Впрочем, на этом весьма сомнительном решении «креатив» разработчиков отнюдь не иссяк. И они подготовили еще целый ряд «фишек», попортивших игрокам немало крови еще в Combat: Task Force 121.
И в первую очередь стоит отметить отсутствие свободных сохранений в рамках этапов. Да, всё, на что может рассчитывать взявшийся за прохождение храбрец, - это редкие чекпоинты, к тому же работающие лишь в рамках текущей игровой сессии. То есть в случае досрочного завершения этапа и выхода в главное меню (или выхода из игры) начинать миссию придется заново. Также в World War II Combat: Road to Berlin отсутствуют аптечки. Так что всегда имеется вероятность сохраниться на очередном чекпоинте с 3-5 процентами здоровья, тем самым «запоров» прохождение миссии. Соответственно, уже на нормальной сложности игра начинает бросать вызов игроку. А уж на «харде» попотеть придется изрядно.
Следующим нестандартным (и не особо приятным) игровым моментом является необходимость удерживать по несколько секунд клавишу «использовать» для совершения практически любых игровых действий. Хотите обыскать труп? Держите кнопку. Нужно подобрать ключ? Или перерезать колючую проволоку? Держите кнопку. Только двери открываются сразу.
Ну и «на сладкое» идет главный герой. Двигается он как-то «деревянно» (на мой вкус), да и бегать не умеет. При этом какими-то интересными навыками протагонист не обладает. Всё, чем он может похвастаться, - это стандартные прыжки, стрейфы, движение «на карачках», стрельба прицельная и «от бедра». Причем система попаданий в игре не на высоте. Так что если вести огонь по находящемуся на удалении противнику не из снайперской винтовки, то попасть по нему будет крайне тяжело. На этом разговор о персонаже, пожалуй, можно и завершить...
Хотя нет - один «интересный» прием у нашего подопечного всё же есть. Заключается он в том, что, удерживая соответствующую кнопку (у меня это правая клавиша «мыши») и нажимая стрейф влево/вправо, можно наклонять протагониста в нужную сторону. Таким образом, наш подопечный получает возможность выглядывать из-за угла (или из укрытия) и вести по врагам огонь. Правда, существенного преимущества над противником этот прием не дает…
Ну, может хоть, техническая составляющая проекта не подкачала? Тем более что за графику в Road to Berlin отвечает Unreal Engine 2. Увы, но нет. Несмотря на то что все десять уровней игры более-менее разнообразны - среди них есть и база подводных лодок, и укрепления нацистов в заснеженных горах, и военный аэродром, - ни один из этапов проекта не может похвастаться ни графическими красотами, ни интересной работой дизайнеров. В целом графику World War II Combat: Road to Berlin можно охарактеризовать как очень среднюю.
Модели врагов и союзников грубоваты и не слишком детализированы. А анимация - в целом приемлемая - временами дико сбоит. У меня один немец застыл в одной позе и «ездил» по локации на манер движущейся мишени в тире. Да, у «тушек» оппонентов присутствует «зачаточная» модель повреждений - супостатам можно сбить удачным выстрелом каску или даже снести голову. Плюс тела убитых врагов скатываются (словно сани) с наклонных поверхностей. Но зато какие позы иной раз принимают погибшие после смерти! И как некоторые оппоненты - после попадания ставшей смертельной пули - подлетают вверх так, словно под ними взорвалась мощная мина. Про очень быстро исчезающие тела (и практически мгновенно растворяющееся в воздухе оружие) и неубедительные брызги «крови» при попадании даже говорить особо не хочется.
Кстати, угловаты и не слишком детализированы не только персонажи, но и «пушки», которые держит в руках протагонист. Да и с анимацией отдельных «стволов» бывают проблемы. Так, при перезарядке снайперки протагонист увлеченно загоняет в ружье… воздух. Да, патронов в его руках не видно.
Есть проблемы и с моделями техники - удачные экземпляры можно пересчитать по пальцам одной руки. В основном техника не слишком детально прорисована и выглядит грубовато. Плюс имеет бросающиеся в глаза дефекты вроде колес-многоугольников. Впрочем, есть и исключения вроде довольно удачной «Доры». Правда, удачной по местным меркам…
В целом же уровни игры выполнены достаточно минималистично и содержат немалое количество неудачных решений вроде заполняющего отдельные локации и скрадывающего отдаленные объекты тумана и отвратительно выглядящей воды. Про «классику» наподобие размазанных по земле текстур, символизирующих траву, или страшненьких деревьев и говорить не стоит.
Что касается звукового оформления, то оно, скажем так, не особо впечатляет. Во время прохождения этапов протагонист нем как рыба, так что его голос можно услышать лишь в брифингах перед миссиями и в заключительной «заставке». При этом озвучен персонаж, на мой взгляд, слабовато. Ну, хотя бы не раздражает. В свою очередь вражеские солдаты имеют один голос на всех и могут «похвастаться» скудным набором выкрикиваемых в бою фраз на немецком.
Кроме того, в Road to Berlin практически отсутствует музыкальное сопровождение. Бродя по уровням игры, геймер большую часть времени будет слушать фоновые звуки вроде взрывов, выстрелов, лая собак. Хотя разок-другой у игрока получится обнаружить вещающие что-то на немецком радиостанции. А также приемники, из которых звучит бравая патриотическая музыка. Кроме того, в определенные - наиболее напряженные, с точки зрения авторов, - моменты игра будет включать тревожные, нагнетающие волнение композиции.
В общем, World War II Combat: Road to Berlin почти смогла. Почти смогла стать очередным трэш-шутером на тему Второй мировой войны. Но даже с учетом того, что игра сумела избежать этого сомнительного статуса, рекомендовать данный проект широкому кругу любителей экшенов от первого лица я не могу. В первую очередь потому, что не вижу объективных причин, которые могли бы побудить геймеров потратить время на сей проект. Разве что… хардкор. Если вы любите челлендж и получаете удовольствие от прохождения непростых игр, то вполне можете испытать свое мастерство, пройдя сие творение на максимальной сложности. Еще одной причиной для прохождения может стать сеттинг проекта. Ведь некоторых геймеров хлебом не корми, а дай повоевать на полях Второй мировой. Причем вне зависимости от качества игрового «продукта». Если же вы не относитесь к указанным выше категориям геймеров, я бы всё же рекомендовал найти себе более достойного кандидата для прохождения.
Проект получил весьма «громоздкое» имя World War II Combat: Road to Berlin и, как несложно догадаться по его названию, предлагает игрокам поучаствовать в боевых операциях времен Второй мировой войны. Причем в операциях с весьма неоднозначной, скажем так, подоплекой. Ведь целью протагониста игры - офицера «Управления стратегических служб» («Office of Strategic Services») Стефана Мура (Stephen Moore) - является недопущение попадания передовых военных разработок Третьего Рейха в единоличное «владение» громящих фашистов Советов. И уже в брифинге к первой миссии главный «герой» показывает себя с «лучшей» стороны, заявляя о том, что штурмовать Берлин доблестной Красной Армии «позволили из политических соображений»…
Прочитав предыдущий абзац, можно предположить, что игра представляет собой очередную «русофобскую»/«антисоветскую» агитку, пытающуюся принизить роль СССР во Второй мировой войне, выведя на ведущие роли могучих западных Союзников. И отдельные такие моменты в игре есть. Однако в целом дела обстоят не так плохо, как в той же оригинальной англоязычной версии Sniper Elite (2005 - Windows).
Так, в качестве врагов в Road to Berlin выступают бойцы фашистской Германии. Советские же военнослужащие встретятся всего несколько раз за игру, в каждом случае являясь союзниками и оказывая геймеру посильную помощь в боях. Да, их можно убить, но проект это никоим образом не поощряет. Наоборот, если наставить оружие на красноармейца, прицел примет вид «запрещающего знака», недвусмысленно намекая на то, что атаковать союзников не следует. Кроме того, в какой-то момент протагонист начнет помогать Красной Армии, уничтожив мешающую наступлению советских частей суперпушку «Дора». Ну а в заключительном ролике наш подопечный разродится примирительной речью с посылом «давайте жить дружно».
Правда, до финала придется еще дожить, благополучно завершив сюжетную кампанию, состоящую из десяти средней продолжительности уровней. И назвать эту задачу тривиальной не получится при всём желании.
Уровни в Road to Berlin имеют среднюю продолжительность и, что самое важное, «коридорную» структуру. То есть продвигаетесь ли вы по секретной военной базе, пробираетесь ли через руины разрушенного войной города или штурмуете укрепления противника на побережье, бегая по открытой местности, - маршрут всегда один и четко ясен. Ведь в помещениях все «лишние» двери будут заперты, а «ненужные» маршруты - перекрыты препятствиями. А на свежем воздухе залезть куда не следует помешают скалы, пропасти и минные поля.
Изредка этапы радуют геймера головоломками, но они совсем примитивны. Перекрывший дорогу броневик, зацепленный тросом за дерево, дабы не скатиться в пропасть (думаю, понятно, что тут нужно делать). Лежащие на столе ключи, открывающие единственную запертую дверь неподалеку. В общем, задачки в игре крайне просты, да еще и встречаются очень редко. Нет в Road to Berlin и интересно спрятанных тайников и секретных локаций. Хотя внимательный игрок всегда сможет найти пару-тройку лежащих в неочевидных местах коробок с боеприпасами.
Еще практически на каждом уровне присутствуют задания, связанные с нахождением обязательных для прохождения документов и/или уничтожением техники и снаряжения Вермахта. Однако благодаря компактности локаций, а также достаточно скудному их наполнению найти искомые объекты очень легко. Тем более что подлежащие подрыву цели обозначаются весьма заметной «меткой» красного цвета. Кроме того уничтожаемые орудия и боевые машины не защищаются сами и не имеют персональной охраны.
Впрочем, один весьма занимательный элемент, связанный с обследованием уровней, в игре всё же есть. Дело в том, что на каждом из этапов геймеру необходимо отыскать и сфотографировать три особо важных… скажем так, объекта. Вы же помните, что протагонист должен опередить Советы и первым получить данные о разработках нацистов? И вот тут авторы проявили немного фантазии - нужным нам объектом может быть всё что угодно. Например, исписанная формулами доска. Или карта на столе (на стене). Странная установка на берегу. Или немецкий бункер, который требуется «щелкнуть» при приближении к нему. Более того, отдельные цели нужно успеть сфотографировать за ограниченное время. Так, новейший немецкий самолет может банально взлететь и умчаться вдаль. А на окна, через которые видны нужные нам ракеты, в определенный момент опустятся защитные «ставни».
В общем, искать такие вот скрытые цели вполне интересно. Точнее, было бы интересно. Кабы не два фактора. Первый из них заключается в том, что в случае гибели протагониста и перезапуска уровня счетчик найденных объектов обнуляется. При этом игра постоянно «отрезает» геймеру путь к ранее пройденным «секциям» этапа - например, закрывая и блокируя двери (ворота), через которые ранее прошел персонаж, не позволяя вернуться и вновь сфотографировать нужную вещь. Вторым фактором является награда за труды. Вернее, ее отсутствие. Всё, на что может рассчитывать старательный игрок, - историческая заметка…
В общем, в плане головоломок и исследования уровней World War II Combat: Road to Berlin вряд ли сможет «зацепить» игрока. А что же с шутерной частью?
Увы, она вышла у авторов довольно посредственной. Всё, что может предложить проект игроку, - это отстрел немецких солдат и редкое (очень-очень редкое) уничтожение немецких танков из «Панцерфауста». Никаких разнообразящих процесс активностей вроде поездок на технике, скрытного проникновения на военные объекты либо удержания позиций против превосходящих сил врага разработчики не предусмотрели.
Более того, на протяжении всей кампании геймеру фактически придется воевать с одним-единственным типом врагов – немецким солдатом в каске. От уровня к уровню у ботов будет обновляться униформа, однако поведение и боевые характеристики существенных изменений не претерпят. Так, оппоненты либо держат позицию, постреливая в протагониста и время от времени ныряя в укрытие (а то и постоянно оставаясь на виду), либо бегут к нашему подопечному по весьма предсказуемой «траектории», а подобравшись на определенную дистанцию, начинают стрелять, иногда при этом «стрейфясь». Причем в рядах нацистов временами случается «огонь по своим». Плюс отдельные (крайне редкие) индивидуумы могут похвастаться умением бросать из укрытия гранаты.
При этом вражеских солдат на уровнях не сказать чтобы много. Да и одновременно атаковать игрока чаще всего будут одиночные солдаты или небольшие группы по два-три человека. Правда, тут есть одна тонкость. Дело в том, что в Road to Berlin присутствуют локации, в которых наличествует респаун врагов. И пока протагонист не доберется до определенной точки, вражеские бойцы будут прибывать бесконечно. И если в одних случаях наш подопечный сможет рассчитывать на поддержку советских солдат, то в других геймеру придется выкручиваться самостоятельно. Своего апофеоза сие безобразие достигает в стартовой локации последнего этапа. Там игроку придется в одиночку пробиться через относительно небольшой коридор, отбиваясь при этом от респаунящихся немецких солдат. Причем возрождаться фашисты будут с такой скоростью, что у геймера вряд ли найдется время перезарядить оружие после ликвидации предыдущей «партии» супостатов.
Кстати, о вооружении. В игре протагонисту доступны девять единиц оружия, включая нож, гранаты, пистолет, снайперку и автоматический карабин. При этом каждый уровень персонаж будет начинать с теми «стволами», которые ему «выдадут» разработчики. И разжиться «трофейными пушками» либо обновить арсенал иным образом игроку не дадут. Соответственно, если авторы решили, что весь этап нужно пройти со снайперской винтовкой и пистолетом, то иных вариантов у геймера попросту не будет. Кстати, арсенал нашего подопечного всегда ограничен четырьмя единицами: основное оружие (варьируется от миссии к миссии), пистолет, нож и гранаты (иногда их заменяет «Панцерфауст»).
Впрочем, на этом весьма сомнительном решении «креатив» разработчиков отнюдь не иссяк. И они подготовили еще целый ряд «фишек», попортивших игрокам немало крови еще в Combat: Task Force 121.
И в первую очередь стоит отметить отсутствие свободных сохранений в рамках этапов. Да, всё, на что может рассчитывать взявшийся за прохождение храбрец, - это редкие чекпоинты, к тому же работающие лишь в рамках текущей игровой сессии. То есть в случае досрочного завершения этапа и выхода в главное меню (или выхода из игры) начинать миссию придется заново. Также в World War II Combat: Road to Berlin отсутствуют аптечки. Так что всегда имеется вероятность сохраниться на очередном чекпоинте с 3-5 процентами здоровья, тем самым «запоров» прохождение миссии. Соответственно, уже на нормальной сложности игра начинает бросать вызов игроку. А уж на «харде» попотеть придется изрядно.
Следующим нестандартным (и не особо приятным) игровым моментом является необходимость удерживать по несколько секунд клавишу «использовать» для совершения практически любых игровых действий. Хотите обыскать труп? Держите кнопку. Нужно подобрать ключ? Или перерезать колючую проволоку? Держите кнопку. Только двери открываются сразу.
Ну и «на сладкое» идет главный герой. Двигается он как-то «деревянно» (на мой вкус), да и бегать не умеет. При этом какими-то интересными навыками протагонист не обладает. Всё, чем он может похвастаться, - это стандартные прыжки, стрейфы, движение «на карачках», стрельба прицельная и «от бедра». Причем система попаданий в игре не на высоте. Так что если вести огонь по находящемуся на удалении противнику не из снайперской винтовки, то попасть по нему будет крайне тяжело. На этом разговор о персонаже, пожалуй, можно и завершить...
Хотя нет - один «интересный» прием у нашего подопечного всё же есть. Заключается он в том, что, удерживая соответствующую кнопку (у меня это правая клавиша «мыши») и нажимая стрейф влево/вправо, можно наклонять протагониста в нужную сторону. Таким образом, наш подопечный получает возможность выглядывать из-за угла (или из укрытия) и вести по врагам огонь. Правда, существенного преимущества над противником этот прием не дает…
Ну, может хоть, техническая составляющая проекта не подкачала? Тем более что за графику в Road to Berlin отвечает Unreal Engine 2. Увы, но нет. Несмотря на то что все десять уровней игры более-менее разнообразны - среди них есть и база подводных лодок, и укрепления нацистов в заснеженных горах, и военный аэродром, - ни один из этапов проекта не может похвастаться ни графическими красотами, ни интересной работой дизайнеров. В целом графику World War II Combat: Road to Berlin можно охарактеризовать как очень среднюю.
Модели врагов и союзников грубоваты и не слишком детализированы. А анимация - в целом приемлемая - временами дико сбоит. У меня один немец застыл в одной позе и «ездил» по локации на манер движущейся мишени в тире. Да, у «тушек» оппонентов присутствует «зачаточная» модель повреждений - супостатам можно сбить удачным выстрелом каску или даже снести голову. Плюс тела убитых врагов скатываются (словно сани) с наклонных поверхностей. Но зато какие позы иной раз принимают погибшие после смерти! И как некоторые оппоненты - после попадания ставшей смертельной пули - подлетают вверх так, словно под ними взорвалась мощная мина. Про очень быстро исчезающие тела (и практически мгновенно растворяющееся в воздухе оружие) и неубедительные брызги «крови» при попадании даже говорить особо не хочется.
Кстати, угловаты и не слишком детализированы не только персонажи, но и «пушки», которые держит в руках протагонист. Да и с анимацией отдельных «стволов» бывают проблемы. Так, при перезарядке снайперки протагонист увлеченно загоняет в ружье… воздух. Да, патронов в его руках не видно.
Есть проблемы и с моделями техники - удачные экземпляры можно пересчитать по пальцам одной руки. В основном техника не слишком детально прорисована и выглядит грубовато. Плюс имеет бросающиеся в глаза дефекты вроде колес-многоугольников. Впрочем, есть и исключения вроде довольно удачной «Доры». Правда, удачной по местным меркам…
В целом же уровни игры выполнены достаточно минималистично и содержат немалое количество неудачных решений вроде заполняющего отдельные локации и скрадывающего отдаленные объекты тумана и отвратительно выглядящей воды. Про «классику» наподобие размазанных по земле текстур, символизирующих траву, или страшненьких деревьев и говорить не стоит.
Что касается звукового оформления, то оно, скажем так, не особо впечатляет. Во время прохождения этапов протагонист нем как рыба, так что его голос можно услышать лишь в брифингах перед миссиями и в заключительной «заставке». При этом озвучен персонаж, на мой взгляд, слабовато. Ну, хотя бы не раздражает. В свою очередь вражеские солдаты имеют один голос на всех и могут «похвастаться» скудным набором выкрикиваемых в бою фраз на немецком.
Кроме того, в Road to Berlin практически отсутствует музыкальное сопровождение. Бродя по уровням игры, геймер большую часть времени будет слушать фоновые звуки вроде взрывов, выстрелов, лая собак. Хотя разок-другой у игрока получится обнаружить вещающие что-то на немецком радиостанции. А также приемники, из которых звучит бравая патриотическая музыка. Кроме того, в определенные - наиболее напряженные, с точки зрения авторов, - моменты игра будет включать тревожные, нагнетающие волнение композиции.
В общем, World War II Combat: Road to Berlin почти смогла. Почти смогла стать очередным трэш-шутером на тему Второй мировой войны. Но даже с учетом того, что игра сумела избежать этого сомнительного статуса, рекомендовать данный проект широкому кругу любителей экшенов от первого лица я не могу. В первую очередь потому, что не вижу объективных причин, которые могли бы побудить геймеров потратить время на сей проект. Разве что… хардкор. Если вы любите челлендж и получаете удовольствие от прохождения непростых игр, то вполне можете испытать свое мастерство, пройдя сие творение на максимальной сложности. Еще одной причиной для прохождения может стать сеттинг проекта. Ведь некоторых геймеров хлебом не корми, а дай повоевать на полях Второй мировой. Причем вне зависимости от качества игрового «продукта». Если же вы не относитесь к указанным выше категориям геймеров, я бы всё же рекомендовал найти себе более достойного кандидата для прохождения.
- Аудитория:
Жестокость - Время и место:
Вторая мировая война - Игровой движок:
Unreal Engine 2 - Многопользовательская игра:
LAN
Друг против друга
Командная игра - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
EAX - Язык:
Русский
English
Концепция "одна игра про Европу, другая про Японию" вновь была использована в середине 2000-х уже другой студией - Direct Action Games, в послужном списке которой до выхода выложенной на данной страничке игры был лишь шутер Combat: Task Force 121 (2005, Windows). По большому счёту разработчики просто перенесли действие из современности в 1940-е, заменили стереотипных террористов на солдат Третьего Рейха и - внимание! - ухудшили графику. Тем не менее разберём игру подробно.
Взгляните на названия шутеров от Direct Action Games - World War II Combat: Road to Berlin и World War II Combat: Iwo Jima. Что это? Зачем эти длинные громоздкие конструкции, состоящие из "дежурных" словосочетаний, в 2006 году? Они бы подошли какому-нибудь серьёзному варгейму 1990-х, но, будучи использованными в именовании FPS, сразу же выдают сущность этих поделок. Кстати, World War II Sniper: Call to Victory (2004, Windows), несмотря на похожее название, не имеет отношения к серии и создан другими людьми, хотя издатель у этих игр один и тот же.
Собственно, пассаж "дорога на Берлин" в названии рассматриваемой нами сегодня части дилогии нужен лишь для красного словца и/или чтоб это самое название ещё больше удлинить, как бы придавливая цепочкой слов лаконичное "Call of Duty 2" и утрамбовывая его в землю, - кроме длины надписи на обложке, творение Infinity Ward выигрывает во всём, а в самом сравнении этих двух шутеров общей тематики смысла не больше, чем в договорном матче.
Дело в том, что сюжет World War II Combat: Road to Berlin (далее - Road to Berlin) базируется не на исторических событиях, а на очередных фантазиях, и вызывает ассоциации с Return to Castle Wolfenstein (2001, Windows), только в сильно обрубленном виде, без оккультизма и суперсолдат. В первой миссии американский боец, являющийся протагонистом, штурмует некий немецкий штаб, где крадёт документы астрономического уровня секретности в количестве четырёх штук, в которых содержится информация о разработках крайне смертоносного оружия. Дальнейшая кампания будет посвящена уничтожению этого оружия в формате "миссия на открытой местности с выполнением побочных заданий и обнаружением входа в бункер/на завод - миссия в бункере/на заводе с уничтожением этого самого оружия". Впрочем, на сюжет можно махнуть рукой, был бы геймплей хорош. Но нет.
В распоряжении игроков - около десятка не особенно длинных уровней. Локации разные, но при этом Road to Berlin выглядит крайне вторично. Зимняя снайперская миссия с уничтожением зениток и огневых точек на горно-холмистой местности хоть и красива, но, за исключением отдельных моментов, слишком уж похожа на таковую из первой Call of Duty. Уровень по уничтожению самолётов на секретной авиабазе копирует первую половину миссии "Штурм ракетной базы" из RtCW, и даже сами самолёты срисованы с очень странного летательного аппарата оттуда же (мы могли наблюдать его взлёт в начале этой миссии). Эта же игра послужила источником вдохновения (и отчасти копирования) для миссий по уничтожению немецких баллистических ракет. Наконец, уровень в доках с подрывом подводной лодки - очевидное подражание Medal of Honor: Allied Assault. Правда, внутрь субмарины мы здесь не попадём - бюджет не тот. Получается, мы имеем компиляцию суррогатов известных шутеров на тему Второй мировой, причём все оригиналы, вышедшие на три, четыре и пять лет раньше, на несколько порядков лучше во всех аспектах, включая графику.
Выполнение столь важных заданий поручается неизвестному американскому солдату - авторы не заостряют внимания на его личности, как в RtCW. Его похождения нельзя назвать захватывающими, к тому же они сопровождаются большими странностями геймплея. Например, в игре нет ни классических аптечек, ни набиравшей в то время моду регенерации здоровья, - на протяжении каждого этапа придётся рассчитывать лишь на сто пунктов здоровья. На первом уровне сложности шутер кажется очень простым, но вот на третьем от игрока требуются отличные навыки, тем более что быстрых сохранений тоже нет - только чекпоинты, по несколько на каждую миссию.
Почти все эпизоды игры строго линейны. Незначительное отступление от коридорности наблюдается лишь на зимнем уровне, а все остальные ведут игрока по заранее установленному маршруту, отступать от которого попросту некуда. При этом активно создаётся иллюзия вариативности - например, по полной программе используется возможность главного героя самостоятельно открывать двери. В игре немало мест, в которых находятся несколько (иногда 5 и более!) дверей, но все, кроме одной, закрыты. Для выявления же единственной незапертой часто приходится перепробовать все, ведь направление движения неизвестно - традиционный радар отсутствует, - а определить "незапертость" можно только по индикатору, который появляется при приближении вплотную. Так, если это значок "открытая дверь", то её можно открыть, если "замок" - дверь заперта, если "перечёркнутая дверь" - она в принципе никуда не ведёт и нас не интересует. Некоторые из тех, что заперты, могут и должны быть открыты при помощи находимых на уровне ключей или переключения рычагов, но в большинство из них войти так и не удастся. Логика, по которой они получили значок "замок", остаётся непонятной - разве что для запутывания игрока.
Помимо линейности уровней игрока ограничивают и в вооружении. Каждую миссию доступны только четыре вида оружия: основное (винтовка или автомат), пистолет, гранаты (или мины, или гранатомёт) и нож, - причём этот набор строго фиксирован для конкретного задания и не может быть изменён в течение миссии. К счастью, подбирается он рационально - на открытых локациях обычно выдаётся винтовка с прицелом или без, в помещениях - автомат. Если вы обнаруживаете в арсенале гранатомёт, значит, точно предстоит уничтожать танки, выдерживающие стабильно три выстрела.
Патроны можно подбирать в специальных ящиках или обыскивая трупы вражеских (но не союзных) солдат. Для каждого такого "подбора" требуется подойти к ящику или трупу и зажать клавишу "использовать" (по умолчанию F) в течение нескольких секунд, при этом не двигаясь. Так как тела погибших через некоторое время исчезают вместе с оружием, с их обыском рекомендуется не задерживаться. Аналогичное зажатие приходится выполнять и для использования рычагов, и для установки взрывчатки.
В качестве бонуса разработчики добавили в игру поиск разведданных. Если навести прицел на карты на столах или стенах и некоторые выделяющиеся объекты, в центре экрана может появиться значок фотоаппарата. Зажимаем "F", и спустя пару секунд главный герой сфотографирует этот объект. Каждый уровень содержит три таких снимка - если найти все три, игроку будут продемонстрированы различные документальные сведения. Пакость в том, что переигрывание с чекпоинта сбрасывает найденные снимки на протяжении всего уровня, так что если их сбор принципиален, то придётся возвращаться назад, если это возможно.
Техническое исполнение World War II Combat: Road to Berlin оставляет желать лучшего. Искусственный интеллект картонных немцев на нуле - они либо сидят где-то и стреляют, либо бегут прямиком на убой. Выглядящие предельно примитивно, они, будучи убитыми, способны застревать в самых неожиданных местах и исчезать прямо на глазах у игрока, не стесняясь того, что являются персонажами игры 2006, а не 1996 года. Сильно устаревшая графика в тандеме с посредственным левел-дизайном создаёт удручающую обстановку. Опять же лишь зимний уровень радует глаз - лишь на нём нет серости и имеются интересные находки. Взять хотя бы разбитый БТР, привязанный канатами у обрыва, который по желанию можно разрезать и тем самым отправить технику в пропасть.
Итог - очень слабый шутер на тему Второй мировой войны. Есть, конечно, такие уникальные поделки, как Ardennes Offensive (2004, Windows) или, прости господи, Ardennes Offensive (2004, Windows), - но всё же World War II Combat: Road to Berlin по сравнению с хорошими или средними играми данного направления кажется "серой мышкой".