Microsoft Train Simulator

Microsoft Train Simulator
Жанр: Simulation
Разработчик: Kuju Entertainment
Издатель: Microsoft
Год выхода: 2001
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 1
Выпуск Microsoft Train Simulator (MSTS) в 2001 году стал знаковым событием. Он, как и полагается серьёзным продуктам данной категории, установил новые стандарты реализма в играх-симуляторах, воплотив в жизнь детализированные локомотивы и маршруты реального мира. Тогда это был особый виртуальный опыт, который позволил каждому игроку в полной мере ощутить тяжесть поезда, сложности рельефа местности и глубокое удовлетворение от успешно завершённого путешествия. Все, кто находил удовольствие в ритме стука колёс по рельсам, кто ценил чудеса инженерной мысли, которыми являются поезда, и кто не боялся с головой погрузиться в неторопливый, но ориентированный на детали мир, просто плясали от радости. Да, возможно, звучит слишком громко, но именно такие дифирамбы в своё время пели MSTS восторженные любители железнодорожной техники. Так какие же составляющие позволили описываемой игре выйти за рамки очередного нишевого симулятора и стать известной не только среди железнодорожных, но и прочих представителей жанра симуляторов?

Во-первых, это поезда. В Microsoft Train Simulator представлена приличная коллекция разнообразных локомотивов, каждый из которых достаточно скрупулёзно воссоздан, чтобы максимально копировать свои реальные аналоги как по внешнему виду, так и по эксплуатационным особенностям. В базовой игре их всего девять: паровозы Golsdorf 380 и «Летучий Шотландец», тепловозы GE Dash 9-44CW, GP38-2 и KIHA 31, а также электровозы Acela Express, Acela HHP-8, Odakyu 2000 Series и Odakyu 7000 LSE. Все образцы являются характерными представителями своей эпохи и региона. Разнообразие схем превращения тепловой, химической и электрической энергий в движение отражено здесь в полной мере и захватывает практически все двести лет эволюции стальных многоколёсных монстров. Так, для машиниста паровоза любой подъём или спуск с поворотом являются вызовом и требуют едва ли не стратегического планирования, чтобы в нужной последовательности, точно в требуемое время передвинуть определённые заслонки, переключить клапаны, добавить воды и/или угля и подсыпать песочка. В то же время в электровозе можно было бы заснуть, если бы не необходимость следить за сигналами и вовремя реагировать на обстановку в соответствии с протоколами систем сигнализации и автоматического управления движением поездов, имеющих, к слову, свои региональные особенности.

Реализация этих самых регионов – вторая важная составляющая успеха Microsoft Train Simulator. В базовой игре нам предлагают шесть маршрутов. Перевал Мариас (США) познакомит с жизненно важным проходом через Скалистые горы с их величественными пейзажами, густыми лесами и обширными долинами. Северо-восточный коридор (США) расположен в городских и пригородных районах с высокоскоростными трассами и является одной из самых загруженных пассажирских железнодорожных линий в стране. Линия Сеттл-Карлайл (Великобритания) с холмами, вересковыми пустошами и живописной сельской местностью готова удивить обилием инженерных чудес викторианской эпохи: виадук Риббллхед, туннель Бле-Мур и причудливые станции вроде Дент или Хортон-ин-Рибблсдейл. Путь из Инсбрука в Санкт-Антон (Австрия) со скалистыми утёсами, туннелями и виадуками, помимо захватывающих дух пейзажей, предлагает внезапное изменение погодных условий. Дорога из Токио в Хаконе (Япония) соединяет большой город с популярным курортным районом и порадует уникальным контрастом столичной суеты и спокойствия загородной жизни. А линия Хисацу (Япония) с традиционными японскими станциями и панорамным видом на гору Кирисима и реку Кума проверит ваши способности к маневрированию на резких поворотах извилистой дороги в условиях ограниченной видимости в горных районах с густыми лесными насаждениями.

Что ещё нужно добавить, чтобы упомянутые выше два компонента заработали и погружение в сложный мир железных дорог наконец состоялось? Правильно! Продвинутый движок является третьим и решающим элементом, из которых состоит любой успешный симулятор. И здесь разработчики не подвели. В игре реализовано взаимодействие со всеми основными органами управления в кабине, а модель движения обеспечивает убедительный отклик локомотива как на действия машиниста, так и на воздействие окружающей действительности. Так, если в тепло- или электровозе мы в основном действуем на рычаг управления тягой, то в паровозе нужно дополнительно уделять внимание инжекторам, реверсору, уровню жара в топке и не забывать про конечность имеющегося запаса угля и воды. Огромную массу и инерцию поездов можно почувствовать не только через реакцию на управляющие воздействия, но и благодаря влиянию рельефа, загруженности состава и погодных условий. Да, в игре создаётся ощущение симуляции зацепления колёс намного более широкое, чем просто торможение и остановка. Тормоза, кстати, здесь тоже присутствуют в нескольких ипостасях: обычные пневматические и динамические. Уклоны, снег, дождь и даже банальные резкие повороты – всё это может и будет оказывать влияние на «сопротивление» движению состава с заданной скоростью в заданном направлении. К внешним факторам, безусловно, стоит отнести соответствующий времени суток уровень освещённости, который меняет, если не затрудняет, восприятие сигналов и особенностей пути. А наличие управляемых ИИ локомотивов и интерактивных систем безопасности и управления движением поездов лишь добавляет реализма происходящему.

Всё это представляет собой хороший и прочный фундамент для реализации разнообразных сценариев, которые, разумеется, здесь есть и предлагают игрокам выполнить ту или иную задачу ради некоторого количества очков. В основном это пассажирские и грузоперевозки, а также маневровые работы на станции по сборке и разборке составов. Для максимальной оценки нужно строго следовать расписанию и не допускать нарушений правил движения и безопасности. В случае пассажирских перевозок дополнительно будут учтены факторы комфорта (отсутствие резких торможений и ускорений) и точность попадания на маркеры на станции для осуществления посадки и высадки. В дороге также могут ожидать дополнительные случайности вроде поломки двигателя, отказа тормозов или же просто ремонтных работ на участке пути.

Визуально функциональные датчики, индикаторы и звуковое оформление шума подвижного состава, двигателя, свистков и прочей окружающей действительности тоже стоит записать в плюсы реализации движка. Более того, одно и то же звучит по-разному в зависимости от положения точки восприятия игрока (кабина, вагон для пассажиров, снаружи за составом и т. п.), а также в зависимости от погоды и окружения (лес, туннель). Но при несомненном обилии плюсов есть у движка MSTS и существенные недостатки. Так, например, в данном проекте нет полной термодинамической модели двигателей (котёл не взорвётся и не схлопнется в любую погоду), нет симуляции раскачки состава и отрыва отдельных колёс при движении. Хотя сход с рельсов здесь, к чести разработчиков, всё же реализован, пусть и весьма схематичный. Да и посадка/высадка пассажиров очень условная – таковых движок просто не отрисовывает. Общий уровень графики хоть и соответствует 2001 году, но это время интенсивного развития 3D-ускорителей, и сегодня такое великолепие прошлых лет выглядит сильно обветшавшим. Качество самих звуков тоже оставляет желать лучшего с точки зрения соответствия реальным поездам.

Дружелюбность к новичкам в те годы не являлась благодетелью для симуляторов, и без прохождения туториалов и чтения комплектной инструкции здесь, весьма вероятно, получится только в гудок посвистеть. С другой стороны, из-за упомянутых выше недостатков физического движка профессионалы железнодорожного дела тоже через час-полтора разглядывания трёхмерных угловатых пейзажей презрительно фыркнут и пойдут играть дальше в BVE TrainSim. Так что же позволило MSTS обрести столь долгую любовь и преданность целой армии фанатов? Модификации! Огромнейшее множество их было создано и, весьма вероятно, создаётся до сих пор благодаря дальновидности разработчиков, которые продумали структуру игровых ресурсов и снабдили своё творение подходящими инструментами для энтузиастов. А те, в свою очередь, немедленно принялись за дело, расширяя и дополняя все имеющиеся аспекты MSTS. А когда стало понятно, что существующий движок уже не может масштабироваться и стабильно работать на современных ПК, появился совместимый проект Open Rails, в котором можно пользоваться всем немыслимым, накопленным за прошедшие десятилетия ресурсным богатством от Microsoft Train Simulator. Но это уже совсем другая история.
Автор обзора: TheMadLynx
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.