Oceans

Microsoft Oceans
Oceans
Жанр: Edutainment
Разработчик: Microsoft
Издатель: Microsoft
Год выхода: 1995
Платформа: Windows/Windows 3.x
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 6 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 3
Мультимедийный диск из известной в определённых кругах серии образовательных проектов "Microsoft Home", посвящённый, как нетрудно догадаться, океанам и всему, что с ними связано, и содержащий целых два (или даже три) игровых элемента, что и позволило ему появиться на нашем сайте. Выход данного издания был осуществлён в сотрудничестве со Всемирным фондом дикой природы.

Меню, расположенное в виде кнопок в нижней части пространства и всегда на нём отображаемое, состоит из следующих пунктов: три энциклопедических раздела, образующих его основу, - "Жизнь в морях и океанах", "Мир воды" и "Люди и море"; "Гиды" (эта опция будет рассмотрена далее); "Каталог", позволяющий оперативно переходить к различному содержимому; кнопка возврата к предыдущему просмотренному экрану; настройки программы; помощь. Приложение имеет стандартный для Windows "заголовок окна", поэтому выход можно осуществить просто по нажатию косого крестика в правом верхнем углу.

Каждый из трёх энциклопедических разделов включает в себя несколько подразделов, а любой из последних - целый ряд "тем". В частности, в "Жизнь в морях и океанах" включены "Рыбы", "Млекопитающие", "Птицы и рептилии", "Губки, кишечнополостные и черви", "Ракообразные, моллюски и иглокожие". Все эти части, как уже отмечалось, в свою очередь делятся на темы, но последние, естественно, ограничены - как по своему количеству, так и - последнее характерно для всего проекта в целом - формально единственным экраном, пусть и с "подстраницами". Для любителей морской биологии уточняем, что уровень проработки материала рассчитан, видимо, в первую очередь на достаточно юных пользователей или как минимум неспециалистов и не очень глубоко вовлечённых в изучение вопроса людей. Поэтому - да: класс ракообразных здесь формально "приравнивается" к типам; кишечнополостные уже во времена выхода этого диска большинством зоологов разделялись на гребневиков и стрекающих; редких и действительно "экзотических" морских животных (наподобие полухордовых или онихофор) мы здесь не встретим ни в каком виде (между тем в 1940-е годы перипатус входил в школьную программу). Но зато, как легко заметить, формально перечень доступной для "изучения" живности соответствует нормальной (это важное уточнение) советской программе средней школы по зоологии - существовавшей до того, как некие люди (?) под предлогом "снижения нагрузки на обучающихся" в конце 1970-х годов совершили страшное злодеяние, исключив из неё (среди прочего) обязательное изучение губок и иглокожих (что, к счастью, было принято далеко не всеми педагогами), нанеся тем самым серьёзный урон отечественной образовательной системе.

В оставшихся двух разделах по три "главы". В "Мире воды" это "Окружающая среда" (с рассказами о круговороте воды в природе, приливах и отливах, волнах, тайфунах, островах, коралловых рифах и так далее), "Океаны планеты" (сюда помимо очевидных четырёх включены также признаваемый далеко не всеми географами Южный и - как отдельный пункт - Средиземное море) и "Подводные чудеса" (к счастью, без мистики - речь идёт о всевозможных необычно выглядящих животных или их примечательных свойствах, а также о затонувших "сокровищах"), в "Людях и море" - "Наука и выживание" (приводятся данные о рыболовстве и китобойном промысле, добыче минералов на дне моря, океанографии, дайвинге и так далее, причём спонсировавший создание проекта WWF тоже, естественно, не забыт), "Исследователи" (здесь внимание, что приятно, уделено не только "западноевропейским", но и античным, китайским и даже полинезийским мореплавателям, однако русских, "разумеется", не будет, зато в качестве отдельного пункта присутствуют пираты) и "Корабли и подводные лодки" (повествуется, например, о парусных судах, военно-морском флоте, сухогрузах, субмаринах, навигации).

Как уже было сказано ранее, каждая из "тем" ограничена единственным экраном, где представлены иллюстрации и сравнительно небольшое количество текста, некоторые термины в котором часто приведены в форме "гиперссылок" - при условии, что в разделах энциклопедии есть "страница" по данному вопросу. Кроме того, в разных местах пространства всегда присутствуют несколько выделенных красным шрифтом "заголовков", помеченных треугольными стрелочками: при обращении к таким "строкам" появляются отдельные окна (закрываемые "крестиками" справа вверху) с информацией по данному вопросу, так или иначе дополняющей содержание "основного" экрана. При этом в правом верхнем углу что "главной" "темы", что вышеописанных "побочных" всегда есть панелька-пиктограмма для перехода к какой-либо условно (иногда очень) связанной с нею другой "странице" энциклопедии (не обязательно из того же раздела, кстати говоря), представляющая собой характерное изображение её содержания, - то есть изучение здешнего содержимого реализовано достаточно "свободно". Вместе с тем, естественно, знакомиться с ним можно и строго "последовательно", пользуясь опцией возврата к предыдущему экрану либо перехода к одной из трёх "основных" "рубрик". Интересно, что первая выбранная "тема" раздела, какую бы мы ни предпочли, не содержит голосовой озвучки, тогда как все последующие (включая и ту самую первую, если мы так или иначе снова до неё доберёмся, но без опции возврата) уже подразумевают зачитывание женским голосом одной или нескольких фраз, связанных с содержанием экрана, но непосредственно на нём не представленных, а равно и не сопровождаемых субтитрами.

Выше была рассмотрена "самостоятельная" работа с местной энциклопедией, однако изучать её можно и иначе, обратившись к пункту меню "Guides"; собственно, даже если бы из условно "игрового" содержимого здесь были только они, то данную вещь всё равно следовало бы признать в какой-то мере интерактивной. При нажатии на соответствующую кнопку нам предлагается выбор из шести "экскурсоводов": это Ким, юная девушка монголоидной наружности, в одиночестве путешествующая на парусном судне по южной части Тихого океана; Элай, английский (вероятно) моряк XVIII века; Кёртис, темнокожий мужчина, сотрудник некой международной службы спасения на море; Фрэнк, пожилой дяденька, на пенсии решивший заняться скуба-дайвингом (по-русски - погружениями с аквалангом); Ребекка, молодая учёная-океанограф; и - внимание! - Зарка, пришелец с Марса неопределённого пола (внешне он напоминает скорее мужчину, но озвучен женским или подростковым голосом и говорит медленно и "роботизированно"), прилетевший на Землю в качестве туриста-исследователя. Каждый из них может провести нам по три различных "экскурсии" по материалам местной энциклопедии на близкие ему темы и даже с минимальным "сюжетом", - причём выбор конкретного такого "тура" (коих в общей сложности восемнадцать), естественно, тоже осуществляется игроком. В данном режиме пиктограмма в правом верхнем углу экрана заменяется на портрет предпочтённого персонажа с треугольной стрелочкой, а нажатие на него приводит к очередному "этапу" "путешествия".

К сожалению, техническая реализация данного потенциально крайне занимательного режима объективно подкачала. Во-первых, в результате вышеописанных переходов к новым экранам по непонятной причине нередко открываются сразу две "страницы" - одна поверх другой, пусть и на связанные "темы" (но радует, что обращение к пиктограмме справа вверху на каждой из них ведёт к одному и тому же "следующему" в рамках "маршрута" "этапу"). Во-вторых, "экскурсия" сопровождается голосовыми комментариями персонажа, всегда так или иначе имеющими отношение к конкретной "теме", но, естественно, не являющимися зачитыванием приведённого на экране текста, а равно и не дублируемыми субтитрами, - а дикция у актёров озвучивания, скажем так, разнится. В-третьих, если щёлкнуть на какую-либо из "подтем" (тех самых "красных заголовков"), то в правом верхнем углу соответствующей открывшейся "страницы" будет уже обычный (то есть без портрета персонажа) переход к какому-либо условно родственному вопросу, - и таким образом, похоже, формально можно "покинуть" "тур". Наконец, в-четвёртых, что важнее всего, по факту в этом режиме мы имеем дело абсолютно с теми же самыми материалами и всю "полезную" информацию должны получать "лично" в текстовом виде, а единственным отличием от "обычного" самостоятельного изучения является наличие тех самых голосовых комментариев, представляющих собой "мысли по поводу" от выбранного персонажа, чаще всего краткие и не всегда такие уж интересные. Поэтому, несмотря на всю формальную занимательность и настоящую интерактивность, многого ожидать от данного раздела не стоит - а приобрести минимальные знания об океанах не только можно, но и лучше посредством куда более спокойного и тихого прочтения местных "страниц" своими силами без посторонних отвлечённых откровений.

Теперь наконец-то можно переходить к двум "основным" игровым составляющим диска - викторинам и мини-развлечениям. Сразу отметим, что какого-либо отдельного раздела, позволяющего получить к ним доступ, не предусмотрено. Викторины скрыты на всех страницах с "основными" "темами" (но в "подтемах" отсутствуют): для их запуска необходимо нажать на штурвал с надписью "Quiz" в левом верхнем углу. На каждую "страницу" приходится по три вопроса, тематически так или иначе связанных с её содержимым; все они, отображаемые в отдельном окошке, сформулированы в текстовом виде и имеют по три варианта ответа. "Решать" можно любое их количество (в пределах вышеозначенного лимита - если попробовать продолжить, то начнут задавать те же самые задания); за ошибки никак не наказывают, а просто сигнализируют о том, что наше предположение неверно, и дают возможность попробовать заново (причём в случае второго промаха повторяется то же самое, так что узнавать верный ответ предлагается самому). В правой части соответствующего окошка изображена какая-либо картинка, на которой в случае успешной или неудачной попытки игрока демонстрируется та или иная "забавная" анимация, связанная с тематикой изображения (например, корабль может успешно достичь берега или попасть в водоворот). Получать знания для верных ответов формально, видимо, предполагается посредством изучения энциклопедии, причём нужные сведения вовсе не обязательно находятся на том экране, с которого была запущена викторина с конкретным вопросом, - однако в целом уровень их сложности очень низок и рассчитан, похоже, максимум на лиц младшего школьного возраста, а общее число таких заданий составляет всего порядка сотни. Печалит также тот факт, что, судя по всему, получить доступ к ним иным способом, кроме вышеописанного, и в другом формате (то есть в количестве больше трёх за раз) нельзя.

Мини-игр на данном диске, как заявляется в рецензиях, пятнадцать, но на деле две из них являются максимум "активностями", предполагающими минимальную вовлечённость пользователя и не требующими вообще никаких знаний и усилий. Доступ ко всем этим развлечениям можно получить двумя способами: иногда они появляются в правых верхних углах "тем" энциклопедии при самостоятельном её изучении; кроме того, можно зайти в "Каталог" ("Index") и запустить их оттуда. Здесь же стоит сразу сказать, что реализована местная "картотека" довольно удобно: основную часть пространства занимает ряд столбцов с возможностью горизонтальной прокрутки, в каждом из которых в алфавитном порядке представлены три-четыре "темы" или термина энциклопедии (таким образом, слова на конкретную букву охватывают множество таких "блоков"). При этом в нижней части пространства приведён алфавит, нажатие на каждую литеру которого позволяет получить список "страниц", начинающихся с неё, а вверху расположена строка поиска по каталогу, результаты которого выводятся ниже в виде выпадающего списка (и частично "накладываются" на вышеупомянутые столбцы). И вот при помощи как раз последней описанной опции обсуждаемые развлечения найти легче всего - достаточно просто набрать там "Game", после чего в перечне ниже появятся в том числе все нужные результаты.

Малоинтересными "активностями", о которых говорилось выше, являются "How Big Does It Get?", в которой нужно просто перетаскивать картинки с различными морскими животными на "монитор" в центре экрана, чтобы увидеть сравнение размеров данного существа с человеком, и "Timeline of Evolution", где и вовсе достаточно просто щёлкнуть на название конкретной условной эры в верхней части экрана (Докембрий, Палеозой, ранний Мезозой, поздний Мезозой и Кайнозой), дабы рассмотреть изображения представителей тогдашней океанской фауны и узнать о них кое-какие факты.

Большая часть других развлечений (но, к счастью, не все) формально довольно занимательна, но реализована примерно по одному и тому же принципу - следует найти нужные объекты либо сопоставить один с другим. В частности, в "Beach Walk" в центре экрана показывается животное, а мы должны перетянуть на него один из расположенных вокруг "объектов", имеющих к нему отношение (это могут быть следы, часть скелета и так далее); в "Creature Closeups" нужно сопоставить демонстрируемую по центру часть тела существа с его "портретом", выбрав нужный из перечня и перетянув на первую названную картинку; в "Fascinating Facts" требуется прочитать изложение некоего факта и перетащить морскую звезду (она играет ту же роль и в ряде других местных забав) на изображение того животного или растения, о котором в нём идёт речь; в "Hiding Out" цель заключается в вычислении "спрятавшегося" (иногда посредством мимикрии) животного на центральной картинке и перетаскивании на неё его "обычного" изображения, предпочтённого из ряда вариантов; в "Menu Match" требуется помещать на фотографию животного по центру того из представленных вокруг хищников, кто на него охотится; в "Name" задача - "сдвинуть" всё ту же морскую звезду на существо, чьё название указано в данный момент на экране; в "Ocean Match" вышеназванное иглокожее отправляется в район одного из четырёх (уже только так) океанов после прочтения нами какого-либо факта и определения, к какому из них он относится; в "Related or Not" суть состоит в выявлении таксономических связей (уровня, например, класса, отряда, семейства) между существом в центре экрана и одним из "окрестных"; в "Sound Familiar", как наверняка легко догадаться, смысл заключается в сопоставлении последовательно проигрываемых звуков и представленного набора животных, способных их издавать; наконец, в "Water Babies" предстоит устанавливать "родство" между показанными по центру детёнышами, яйцами, икринками, личинками или ещё чем-то - и расположенными вокруг картинками созданий, являющихся взрослыми особями тех же видов.

Три оставшихся мини-игры несколько любопытнее. Так, в "Aquarium" нужно поместить только тех животных из представленного перечня, которые не охотятся друг на друга, после чего нам продемонстрируют результат произведённых действий и по необходимости укажут на ошибки; в "Marine Mosaic" требуется находить на картинке, изображающей сразу целый ряд животных (причём не всегда совсем уж явно и крупным планом), последовательно "загадываемые" программой в текстовом виде; наконец, в "Tough Choices" мы внезапно оказываемся правителем маленького прибрежного государства (!) и должны решить три проблемы (или меньшее их количество - по своему выбору) - по одной на сферу экологии, инфраструктуры и экономики, выбрав один из трёх вариантов ответа на обрисовывающий ситуацию вопрос, а затем посмотрев, как принятое нами решение повлияло - во всех трёх случаях - на опять-таки экологию, политику и экономику (нажимая на соответствующие вкладки), что будет сопровождаться даже миниатюрными роликами. Но какой-либо победы в данной забаве не предполагается, а последствия предпочтённых вариантов в любом случае не будут "идеальными".

Каждая из пятнадцати мини-игр запускается на отдельной "странице" энциклопедии; при этом в правом верхнем углу там всегда находится всё та же пиктограмма для перехода к формально условно связанной с нею, но на деле случайной "теме", а вот в левом верхнем вместо викторины есть опция, позволяющая в текстовом виде (в отдельном открывающемся окошке) ознакомиться с правилами и целью конкретной забавы; правда, обращение к ней почему-то приводит к прекращению звучания музыки. За условные "победы" в большинстве вышеперечисленных развлечений - включая даже "How Big Does It Get?", где таковой считается помещение на экран всех предложенных животных, - демонстрируется какое-либо короткое тематическое (но слабо связанное с мини-игрой) видео. К сожалению, необходимо отметить, что уровень сложности не слишком высок и здесь (хотя подобные задания объективно труднее вопросов викторины и формально требуют ознакомления с материалами энциклопедии), а также - и это уже гораздо печальнее - объективно посетовать на крайне малое наполнение и чрезмерную лояльность к игроку. В частности, никаких наказаний за ошибки и лимита на количество попыток нет, то есть "победить" во всех забавах можно банальным "перебором вариантов"; центральные изображения, на которые нужно перетаскивать предпочитаемые, или факты, о которых нас спрашивают, всегда разрешается прокручивать, если текущие "не даются" (хотя для "победы" необходимо справиться со всеми предложенными "раундами"), а звуки в "Sound Familiar" - запускать для прослушивания заново. Но хуже всего то, что, похоже, "наборы" в заданиях мини-игр всегда одни и те же (!) - по одному на каждую, причём не только в рамках партии (например, когда мы перетаскиваем на центральную картинку верный объект, он исчезает и "основное" изображение сменяется на новое, однако все прочие существа остаются на экране - и задача всегда в том, чтобы очистить его от них полностью; в играх на сопоставление суть в глобальном плане та же), но и в принципе; причём "Tough Choices" это вроде бы тоже касается, то есть вопроса там именно что всего три. Это уже действительно расстраивает, потому что при таком подходе познавательный эффект от мини-игр хоть и однозначно присутствует, но становится по факту рудиментарным.

Визуальную составляющую Oceans можно разбить на три категории: оцифрованные фотографии различной морской живности в низком разрешении (кстати, при помощи отдельного пункта в разделе настроек соответствующие изображения можно просмотреть в рамках тематических галерей, а также сохранить себе на компьютер, распечатать или сделать фоном рабочего стола), всевозможные рисованные объекты и сцены на "страницах" (исполненные, как правило, неплохо) и анимации - в основном (хотя и не только) в виде периодически появляющихся и затем движущихся по экрану представителей фауны. Последнее реализовано более-менее качественно: "визитёры" часто (хотя и не абсолютно всегда) связаны с содержанием текущей "темы" и иногда даже ведут себя "забавно". Радует также если и не обязательное, то очень частое наличие у них вокализаций и общее количество таких "сценок": то перед нами проплывёт какое-либо животное (рыба, морская черепаха, тюлень...), то выпрыгнет из воды дельфин, то грациозно проследует куда-то лангуст, то вылетит и на сколько-то мгновений зависнет в центре экрана морская чайка; а порой у нижней границы пространства под тревожную мелодию всплывает акулий плавник...

Аудиальное сопровождение тоже вышло качественным, причём радуют не только уже отмеченные многочисленные звуки животных или очень часто слышимый плеск волн, но и неплохо подобранная и, главное, разнообразная музыка: достаточно отметить, что даже у каждой мини-игры есть собственный "трек", чаще всего приятный на слух.

Вердикт традиционно для таких проектов вынести проблематично. Если рассматривать данную вещь именно как интерактивную энциклопедию для школьников (или малограмотных семей...), то в первую очередь следует отметить удобство навигации при помощи опции "Back", позволяющей всегда вернуться к предыдущему посещённому экрану, упоминавшимся гиперссылкам и удачно реализованному глоссарию с функцией поиска, а также не просто минимальный, а более-менее "достаточный" тематический охват (за человеческое, а не наплевательское, как в большинстве наших современных школ, отношение к губкам и иглокожим авторам данного проекта хотелось бы крепко пожать руки).

Вместе с тем если взглянуть на этот диск с точки зрения интереса для более широкой аудитории, среди которой потенциально могут быть люди, увлекающиеся морскими науками и (или) компьютерными играми (пусть даже только или в первую очередь викторинами либо "интеллектуально-познавательными" забавами), то итог анализа, к сожалению, будет уже скорее негативным: здесь налицо бедность наполнения как по содержанию, так и в плане процесса, большая часть мини-забав реализована по одному и тому же принципу (а порой де-факто чуть ли не дублирует друг друга), не предполагает никакого "сопротивления" со стороны программы или хотя бы "азарта" у игрока и даже не имеет формального внутреннего разнообразия (см. выше про один набор картинок на каждое соответствующее развлечение), а потенциально очень любопытная идея с "экскурсиями" в компании интересных персонажей реализована, если говорить откровенно, неважно. Поэтому наш вывод - неплохо, местами даже хорошо, но не доведено до ума и банально минималистично во всех смыслах этого слова, ввиду чего оценка окажется лишь слегка выше среднего.
Автор обзора: kreol
Ancient Lands, Dangerous Creatures
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.