"E=M6" - познавательная программа на французском телевидении, относящаяся к числу проектов-"долгожителей": появившись на экранах в феврале 1991 года, она по состоянию на 2025 год продолжает выходить и пользоваться устойчивой известностью. Посвящена эта передача различным естественным наукам (физике, химии, молекулярной биологии, астрономии, геологии и так далее) и формально рассчитана на детей в возрасте 6-13 лет, но явно представляет интерес и для более старшей аудитории - благодаря широте тематического охвата и "занимательной" подаче материала её ведущим, Оливье Лесгургом, работающим под псевдонимом "Мак Лесггю". О последнем стоит кратко рассказать особо: агроном по образованию, он ещё в юности увлёкся как естествознанием, так и работой на телевидении, вскоре обзаведясь заслуженной репутацией добросовестного популяризатора науки. Необычное название программы, к слову сказать, является "контаминацией" всем известной формулы, выведенной А. Эйнштейном, и названия телеканала "M6", на котором выходит обсуждаемая передача.
Пик популярности "E=M6" пришёлся на период с середины 1990-х по начало 2000-х годов, - и в это время при непосредственном участии Лесггю вышло немалое количество мультимедийных проектов и даже более-менее полноценных компьютерных игр по её мотивам, включая серию из нескольких десятков интерактивных DVD. На данной же странице представлена едва ли не первая подобная работа, представляющая собой своего рода "выжимку" из сюжетов программы по тем или иным областям знания, оформленную в виде компактной, но разноплановой энциклопедии, с добавлением нескольких мини-игр.
Главное меню программы состоит из пяти тематических разделов: "Космос", "Земля", "Жизнь", "Человек" и "Будущее". Каждый из них включает три или четыре темы, а те в свою очередь также подразделяются и "ветвятся" далее. Например, во второй из означенных выше частей четыре подраздела: "История Земли", "Континенты и океаны", "Путешествие к центру Земли" и "Атмосфера"; во втором из только что перечисленных рассмотрены главы "Дрейф континентов", "Пустыни мира" и "Волны, приливы, течения"; последний из названных вопросов содержит отдельные рассказы о, собственно говоря, волнах, приливах и течениях. Визуально каждый из подобных "нижних уровней" состоит из одного экрана с рисунками, порой дополненными схемами, картами или фотографиями, и с интерактивными надписями (иногда они видны сразу, в других же случаях появляются при подведении курсора к картинкам), а также сопровождается кратким звуковым комментарием, озвученным женским голосом и не сопровождаемым субтитрами, который можно отключить при помощи пиктограммы в нижней части экрана. При щелчках на вышеозначенные заголовки открываются текстовые блоки с дополнительной информацией по теме - иногда совсем маленькие, а порой занимающие весь экран или даже несколько таковых (в этом случае навигация по ним осуществляется нажатием на пронумерованные кружки внизу), - при этом отдельные темы сразу представлены именно в таком виде. В левой части пространства всегда есть отображаемая или, реже, скрытая (и раскрываемая посредством нажатия на значок в виде галочки) панель с двумя круглыми иконками, позволяющими возвращаться к экранам меню тематического раздела или конкретного подраздела "третьего" (по "схеме", приведённой в начале данного абзаца); если мы перешли к просмотру дополнительной информации, то добавляется пиктограмма с изогнутой стрелочкой, позволяющая вернуться к "основному" вопросу. Периодически в текстах встречаются гиперссылки, по которым можно переходить к другим "страницам", связанным с конкретными понятиями.
При подведении курсора к нижней части экрана в любой момент - где бы мы ни находились - появляется меню, состоящее из нескольких пунктов. Самый левый из них - карикатурный мультяшный портрет Мака Лесггю в полный рост. Если нажать на книгу, которую он держит в руках, то откроется местный каталог, содержащий список всех "глав" программы, а если на его голову, то появится выпадающее подменю из нескольких пунктов, соответствующих пяти "уровням" энциклопедии, - и по щелчку на любом из них ведущий приведёт визуальные (и озвученные, но без субтитров) пояснения касательно того, как работать, например, с местными разделами или какими-либо их частями. Далее слева направо расположены следующие иконки: лампочка - доступ к местным мини-играм, которые будут отдельно рассмотрены далее; лестница - мгновенный возврат к главному меню программы; название того раздела, в котором мы находимся сейчас, - нажатие на него открывает альтернативный вариант навигации по содержимому энциклопедии в виде "оглавления"; затем идут значки для регулировки громкости звука, настройки и выход из программы.
Необходимо отметить, что в визуальном плане E=M6: Les Secrets de notre univers выглядит "скромнее", но вместе с тем "серьёзнее" и приятнее среднестатистических англоязычных проектов подобной же тематики: "юмористические" анимационные эффекты присутствуют только в фигурке Лесггю, которая, например, может взлететь вверх при помощи реактивных ботинок. В остальном местные экраны в основном статичны, хотя и не всегда: где-то (во время рассказа женщины-диктора или в результате наших действий) могут подсвечиваться отдельные элементы или, например, меняться обозначения на картах. К сожалению, некоторым недостатком для не владеющих французским языком (или не воспринимающих его на слух) является упоминавшееся выше отсутствие субтитров: текстовых сведений здесь немало, но и сообщаемые только голосом занимают существенную часть содержимого, причём прочитать где-либо то же самое невозможно. Здесь нельзя не упомянуть и замечательное музыкальное сопровождение, состоящее из нескольких мелодий: в частности, в главном меню играет завораживающая "космическая", а в процессе блуждания по виртуальным "страницам" встретятся и другие, тоже атмосферные и создающие нужное настроение.
Теперь наконец-то можно переходить к главной (для нас) составляющей данного диска - мини-играм. Таковых здесь формально четыре штуки: наборы заданий по проверке рефлексов, генетике и "подготовке к полёту в космос", а также любопытный (пусть по факту и довольно стереотипный) вариант Pac-Man. На боковой панели после запуска каждой мини-игры отображается пиктограмма того из пяти разделов, к которому она формально тематически относится. Кроме того, в любой из них предусмотрены инструкции и подсказки, активируемые посредством пункта "Aide" и отображаемые в текстовом виде на отдельном экране (или даже нескольких таковых - тогда переключение между "страницами" осуществляется при помощи маленьких иконок со стрелочками). Для возврата к собственно забаве из данного "режима" следует нажать на значок с изогнутой стрелочкой, появляющийся на левой панели; то же касается и нескольких развлечений, описанных ниже, - тех, где имеется выбор конкретного пункта либо уровня сложности.
Набор мини-игр на рефлексы состоит из четырёх развлечений. Смысл первого из них следующий: от нас требуется выбрать режим - визуальный, звуковой или "комбинированный"; затем либо белый прямоугольник выше места отметки соответствующей настройки на мгновение заполняется каким-нибудь цветом (и далее возвращается в прежнее состояние), либо раздаётся звук, либо происходит или одно, или другое, а игрок, по-видимому, должен после этого как можно скорее нажать на кнопку "Commencer". После нескольких таких "заданий" (всего их даётся где-то штук пять-семь в каждом из режимов) программа, судя по всему, показывает скорость нашей реакции в миллисекундах, - но нужно отметить, что технически щелчок по вышеупомянутой кнопке реализован очень неудачно, поэтому считать данные результаты достоверными не стоит. Ещё одно здешнее занятие является самой настоящей проверкой слуха - приложение выдаёт звуки величиной в сколько-то децибел, а мы должны честно ответить, слышим мы их или нет (человек с отсутствием проблем по данной части явно распознает все даже при малой громкости динамиков компьютера).
Две оставшихся забавы набора поинтереснее. В первой на несколько мгновений показывается цвет - и затем требуется воссоздать его из трёх других оттенков, при помощи ползунков меняя процентное соотношение между ними в формируемом изображении и наблюдая за результатом. Для начала работы необходимо нажать на "Commencer", а затем, если не успели рассмотреть заданный цвет, на "Revoir", чтобы увидеть его на мгновение снова, - но после того, как тронут хотя бы один ползунок, последняя названная кнопка становится недоступной, то есть взглянуть на "исходник" во время непосредственного процесса работы нельзя, ввиду чего его придётся внимательно и довольно быстро запоминать. Как только, на наш взгляд, получившийся рисунок стал соответствовать загаданному, требуется нажать на "Valider". Следует отметить, что ввиду описанных выше условий и очень "тонкой" разницы между оттенками данная мини-игра может представлять сложность даже для тех, у кого нет проблем с различением цветов. Во второй суть примерно та же, но посвящена она звукам: после нажатия на "Commencer" раздаётся какой-либо таковой, а мы затем должны вычислить его на шкале децибелов, щёлкая сколько угодно раз на её значения и затем, найдя, по нашему мнению, верный, нажав на "Valider"; разумеется, прослушать сигнал заново не дадут, так что его тоже придётся быстро и тщательно зафиксировать в памяти. В данных забавах нет формального права на ошибку (а во второй даже не сообщают правильный ответ, тогда как в первой хотя бы показывается сравнение полученного цвета с исходным и поясняется, каковым должно было быть правильное процентное соотношение), но вместе с тем не имеется и "раундов", побед или поражений: программа лишь извещает игрока текстовым сообщением, справился он с заданием или нет.
Генетические мини-игры подразделяются на две составляющих, которые, судя по всему, не связаны друг с другом. Сначала нам предлагается "создать" двух людей (мужского и женского пола), задав для каждого имя и выбрав пол, а также сформировав их "генофонд". Последний включает девять аллелей (форм одного и того же гена, ответственных за развитие у людей тех или иных признаков), представленных в табличной форме и разбитых по трём категориям: связанные с полом, не связанные с таковым и множественные (которые, как известно, как раз и характеризуют внутривидовое многообразие, а равно и обеспечивают появление различных мутаций). Для каждой аллели предлагаются несколько вариантов (обычно три): чтобы сделать выбор, требуется щёлкнуть на соответствующую клетку таблицы левой кнопкой мыши и, не отпуская её, выделить конкретный пункт в появившемся выпадающем списке. Для начала работы необходимо нажать на "Nouveau", далее ввести имя, выбрать пол и по желанию изменить описанные выше показатели (либо оставить расклад по умолчанию), а затем обратиться к "Enregistrer", после чего "человек" будет создан, а его имя появится в списке в правой части экрана (и может быть удалено при помощи опции "Supprimer"). Справа внизу находятся кнопки "Transmission" и "Exercise", которые как раз и являются собственно забавами.
В первой из них мы, извините, можем скрещивать созданных нами людей (естественно, разнополых) для получения потомства и наделения его теми или иными признаками. В верхней части экрана необходимо выбрать родителей будущего индивида из "сделанных" ранее (посредством работы с вышеописанной таблицей) мужчин и женщин, а также задать его пол. В левой части пространства в виде характерных иконок-картинок приведены все девять видов аллелей - щелчок по каждой из них даёт несколько вариантов таковой (нередко абсолютно одинаковых) для создаваемой особи (в зависимости от признаков её родителей и пола), появляющихся в большой строке по центру экрана; нажатие на один из них приводит к перемещению соответствующего сочетания букв в меньшую по размеру строку ниже. Как только такая операция проделана со всеми аллелями, новому "человеку" по желанию можно дать имя, а затем внести в нашу "базу", нажав "Enregistrer". Впоследствии, судя по всему, увеличивать такую "семью" можно без каких-либо ограничений, причём список на экране с таблицей при обращении к его пунктам позволяет даже редактировать признаки у конкретных её "членов", - но данная забава, помимо её потенциальной бесконечности, к сожалению, предоставляет огромный простор для "творчества" всевозможных извращенцев, так как формально не запрещено указывать в качестве матери и отца родственников (родителей и детей, братьев и сестёр и так далее). Формальной же целью, вероятно, является создание здоровых людей без наследственных заболеваний, что возможно при изучении соответствующих материалов энциклопедии (или хотя бы инструкции к этой мини-игре), а лучше - какого-то более серьёзного источника; но проблема в том, что о неудачах и дикостях, совершаемых пользователем, его никто не предупреждает.
Второе генетическое развлечение куда интереснее, так как предполагает решение соответствующих задач, которые многие наверняка помнят по урокам биологии в старших классах общеобразовательной школы. На соответствующем экране первым делом нужно выбрать количество заданий (пять - таковое предлагается по умолчанию - или десять), а затем нажать на "Commencer". В верхней части пространства приведено маленькое "генеалогическое древо" - две пары, состоящих из бабушки и дедушки, мать, отец и их ребёнок, пол которого всегда указан. У шестерых членов семьи рядом с их наименованием прописана какая-либо аллель, а у ещё одного вместо неё пара вопросительных знаков. Соответственно, задача - на основе анализа имеющейся информации определить тип этой скрытой аллели, нажав на вопросительные знаки курсором, и, не отпуская левую кнопку мыши, выбрать из появившегося выпадающего списка один из трёх вариантов. После этого сообщается, был ли ответ правильным, и в любом случае - если только данное упражнение не является последним в "блоке" - разрешается продолжить решение задач, нажав на "Continuer". По итогам завершения "цикла" сообщается количество правильных ответов. При этом на всех экранах данного сдвоенного набора (за исключением встроенной справки) всегда отображаются в каких-либо сочетаниях две кнопки - это "Editer", возвращающая к таблице с созданными людьми, "Transmission", позволяющая проводить генетический перенос, и "Exercise" для решения задач, - то есть всегда можно быстро переходить от одного занятия к другому.
Третий блок мини-игр посвящён подготовке к полёту в космос и состоит из нескольких этапов, недоступных для выбора и проходящихся строго последовательно. В первом из них требуется осуществить посадку модуля на поверхность той или иной планеты Солнечной системы (включая Плутон, на момент выхода данного издания ещё не исключённый из их числа, и Луну), которую уже разрешено предпочитать: при каждом конкретном запуске их набор несколько различается - и в нём почему-то крайне редко встречается Марс, тогда как остальные в основном совпадают. Формально игровой процесс во всех случаях одинаков: модуль автоматически опускается, а мы можем регулировать направление его перемещения посредством "левой" и "правой" курсорных стрелок и приказывать подниматься и на мгновение зависать в воздухе при помощи "верхней" (потому что если не регулировать его высоту таким способом - то он, набрав при падении скорость, попросту разобьётся); задача - припланетиться строго в центре маленькой площадки, изображённой в нижней части экрана. В правом верхнем углу отображаются две шкалы - топлива, сокращающаяся при каждом задействовании подъёма, и скорости, увеличивающаяся во время полёта вниз. Однако поскольку гравитация и прочие природные условия на планетах различаются, то и действие на деле сильно разнится по сложности. В частности, где-то модуль опускается почти строго по прямой, а где-то его автоматически (и независимо от наших действий) сильно шатает из стороны в сторону; в одних случаях можно успешно посадить его, перестав управлять на определённой высоте, а где-то нужно давать команду на очередной подъём с небольшим зависанием в воздухе, даже когда до соприкосновения с поверхностью остались буквально считанные миллиметры. Создаётся впечатление, что достичь успеха на некоторых небесных телах невозможно в принципе, - к счастью, при выборе любого из них на стартовом экране всегда можно принять "предложение" об отправке туда модуля или отклонить его, выбрав какое-нибудь другое.
В случае успешного прохождения вышеописанного первого этапа стартует второй, где придётся управлять походкой (!), видимо, будущего космонавта. Как сказано в единственной найденной рецензии, цель этой части мини-игры - напомнить, что ходьба возможна лишь при правильном выборе центра тяжести тела. Протагонист, представленный в перспективе "вид сбоку" и напоминающий спортсмена-легкоатлета, находится в спортивном зале с заполненными людьми трибунами; попытка нажать на "правую" курсорную стрелку мгновенно приводит к его падению, что первоначально сильно удивляет. Данная часть - одна из самых трудных во всём "испытании": сначала требуется задействовать "пробел" для изменения того самого центра тяжести, а затем быстро и правильно "орудовать" обеими "боковыми" курсорными стрелками, иногда одновременно. У автора описания без проблем получилось сделать несколько шагов, но удовольствия от такого процесса, мягко говоря, немного, тем более что малейшая ошибка приводит к падению, которое, кстати, бывает двух видов - на живот и на спину, и в первом случае протагонист при вставании оказывается несколько впереди той точки, где стоял ранее, а во втором - напротив, позади. На фоне экрана формально ведётся учёт времени, затрачиваемого на данное занятие, но по факту оно ничем не ограничено; вместе с тем если в результате падений на спину наш альтер эго окажется за стартовой чертой, то будет засчитано поражение (с предложением начать заново - причём, как и на всех других этапах мини-игры, именно с данного задания, а не с самого начала, что радует). К счастью, существует "читерский" (как бы ни было больно произносить это слово) способ пройти данный "уровень" - и из вышеизложенного он наверняка понятен: можно просто всё время падать на живот, для чего достаточно нажимать "пробел" и сразу же после - "левую" курсорную стрелку; процесс при таком подходе пусть и занимает какое-то время, но гарантированно приводит к успеху и засчитывается программой.
Третий этап несказанно проще: там протагонист занимается бегом с барьерами - и нужно подобрать высоту прыжков, которая позволила бы ему одолеть все препятствия, выставленные хаотично, а не по возрастанию или убыванию своих характеристик. Осуществляется данная процедура регулированием отображаемого на экране числа при помощи "верхней" и "нижней" курсорных стрелок, отвечающих за соответственно увеличение или уменьшение "базового" значения. Как только это сделано - спортсмен автоматически начинает прыгать через барьеры и останавливается, если спотыкается о какой-то, а нам формально засчитывается проигрыш с бесконечным количеством новых попыток, ввиду чего справиться с этим заданием, пусть наверняка и не с первого раза, сможет каждый. Четвёртый этап и вовсе элементарный: там необходимо совершить прыжок через перекладину, предварительно отрегулировав её высоту курсором мыши, - достаточно просто выбрать любое "адекватное" данному виду спорта (не слишком большое или маленькое, которое тоже не засчитают) её значение на глаз.
А вот заключительный, пятый этап уже своеобразный и трудноватый: там космонавт, находящийся на малой планете, крошечном астероиде причудливой формы, сферической космической станции и так далее, должен бросить мячик на указанное на экране расстояние, формально учитывая величину тамошней гравитации (также отмеченную). В правом верхнем углу пространства приведены два показателя - скорость и угол броска, значения которых в конкретных условиях имеют определённые минимум и максимум и в этих пределах регулируются соответственно "верхней" и "нижней" и "левой" и "правой" курсорными стрелками; подтверждение введённых параметров с последующим броском осуществляется "пробелом". Сам объект, на котором мы находимся, отображается в левой части экрана в форме "миниатюры" - и процесс полёта мячика показывается там в виде анимации. К сожалению, подобрать чёткие параметры часто проблематично (расстояние всегда или обычно представляет собой целое число), а если переборщить со скоростью и углом, то мячик вообще может вылететь за пределы орбиты; кроме того, при правильных настройках программа почему-то нередко имеет свойство зависать.
Наконец, последняя здешняя мини-игра - это "Pac-Virus", вариант Pac-Man'а. В ней знакомый многим жёлтый колобок из оригинала оказывается в организме человека, наводнённом инфекциями, и должен так или иначе выжить при "взаимодействии" с ними, собрав все точки в лабиринте. Перед стартом требуется выбрать один из четырёх уровней сложности либо же ознакомиться с иллюстрированной инструкцией, состоящей из нескольких экранов. Типов врагов в общей сложности десять: два "детских" вируса - корь (красные глазастые шарики) и краснуха (аналогичные создания, но, как ни удивительно, синего цвета), три их "серьёзных" коллеги (жёлтый, салатный и сиреневый шарики; первый обозначает жёлтую лихорадку, два других в инструкции не описаны), три бактериальных инфекции (зелёные сущности специфических форм без каких-либо "лиц", являющие собой тиф, холеру и пневмонию), малярийный плазмодий (маленький водянисто-голубой шарик с глазами и шипами) и прион (фиолетовая капля с горящими глазами). Столкновения героя с тремя видами опасных вирусных инфекций (то есть с жёлтыми, салатными и сиреневыми шариками) и с прионами приводят к его моментальной гибели; контакт с "детскими" вирусами, бактериями и плазмодиями - к болезни: цвет колобка меняется с жёлтого на зелёный, лицо принимает страдальческое выражение, а скорость перемещения уменьшается (относительно существенно, но, к счастью, отнюдь не критически).
Для предотвращения заражения либо борьбы с болезнями следует собирать различные бонусы. Так, от всех пяти вирусных заболеваний помогают шприцы с вакцинами соответствующих цветов, каждый из которых присутствует на уровне в единственном экземпляре; если таковой подобран, то столкновение протагониста с шариком аналогичного окраса приводит к ликвидации последнего, за исключением единственных оставшихся на уровне красного и синего (если их изначально было несколько): они почему-то всегда сохраняются, даже если уже безопасны для нас. От бактерий прививок нет, но есть бело-зелёные капсульные таблетки с, видимо, антибиотиками: таковых на уровне столько же, сколько представителей подобных инфекций, которые в случае контакта с нами всегда погибают сами и заражают героя. Если тот случайно подобрал подобный бонус, будучи здоровым, то последний возрождается в случайном месте пространства, причём это продолжается до тех пор, пока он будет оставаться актуальным, - то есть остаться без шансов вылечиться от такой инфекции невозможно. Для борьбы с малярией используются бонусы в виде голубых концентрических кругов - это хинин (алкалоид коры хинного дерева), с давних времён известный как лекарство от данной болезни; такие объекты в случае их взятия возрождаются постоянно (причина этого поясняется ниже). Наконец, от прионной инфекции по понятным причинам нет никакого спасения: контакт с соответствующим врагом всегда будет приводить к мгновенной гибели, поэтому от него остаётся лишь искусно убегать.
Перспектива обзора - условный вид сбоку, уровень в любом случае всего один и ограничен единственным экраном, а колобок на старте всегда появляется в его центре. В левой части пространства отображаются различные шкалы, отражающие состояние здоровья героя, помещённые в два блока. В верхнем, озаглавленном "Immunite", расположены шесть квадратов: два в верхнем ряду ("Virus infantiles" - для кори и краснухи), три в среднем ("Virus graves" - для серьёзных заболеваний), один в нижнем ("Paludisme" - для малярии). Первые пять заполняются характерными цветами в случае приобретения иммунитета от соответствующих инфекций, а "малярийный" - при наличии в данный момент бонуса-хинина (который, как будет пояснено далее, действует временно). Ниже отображается набираемый счёт, под ним - второй блок. В верхней его части находятся три горизонтальных шкалы, показывающие наличие и прогресс в данный момент одного из трёх заболеваний: кори (Rougeole; красная), краснухи (Rubeole; синяя) и (или) какой-либо бактериальной инфекции (они приравниваются друг к другу; зелёная). Здесь же важно отметить, что от кори и краснухи протагонист не умирает, а переносит их, после чего выздоравливает и "альтернативным" путём приобретает иммунитет к данным видам заразы (по этой причине шприц с вакциной соответствующего цвета в случае столкновения с красным или синим шариком исчезает с игрового поля). Любая бактериальная инфекция же, увы, в случае отсутствия лечения всегда завершается гибелью (по достижении зелёной полоской на соответствующей шкале максимума), но, во-первых, развивается не очень быстро, во-вторых - моментально излечивается одной капсульной таблеткой (до которой, впрочем, нередко надо ещё суметь добраться). Если персонаж уже имеет какое-либо заболевание из последней названной категории и сталкивается с ещё одной бактерией, то на скорости прогрессирования недуга это не сказывается (данный момент проверен), а таблетка всё равно поможет. Вместе с тем вышеупомянутые корь и краснуха тоже протекают отнюдь не мгновенно, а таблетки от них не излечивают, ввиду чего, если такая болезнь "подхвачена", придётся некоторое время выживать в роли больного и не очень быстрого колобка.
Нижнюю часть второго блока занимают три вертикальных шкалы, связанных с малярией ("Paludisme" - непосредственно течение данного заболевания, "Ouinine" - запас хинина, "Crise" - назревание болезни), процесс заражения которой реализован наиболее "интересно" и странно. В частности, если взять хинин, не контактировав до этого с плазмодием, то вторая из вышеописанных шкал тут же заполняется целиком, но одновременно начинает убывать, а квадратик, ответственный за малярию, в верхнем блоке закрашивается голубым. Как только уровень хинина у колобка обнуляется, вышеупомянутый квадратик становится пустым и начинается - даже если мы ещё так и не столкнулись с плазмодием (это было проверено автором описания специально) - рост шкалы "Crise", который либо прекращается очередным подбором хинина, либо, достигнув максимума, запускает заполнение шкалы "Paludisme" (смертельно опасное в случае достижения максимальной отметки), устранить которое можно опять-таки взятием упомянутого бонуса-алкалоида. Если мы сталкиваемся с плазмодием (после этого всегда погибающим), не имея хинина, то сразу же начинает расти шкала именно течения малярии (то есть "Paludisme"), а если то же происходит при хотя бы какой-то заполненности показателя "Ouinine", то не случается ничего, но её обнуление, естественно, и в этом случае приведёт к вышеописанной схеме, начинающейся с заполнения "Crise", - и так будет происходить до конца игры, даже когда никаких врагов, разносящих эту инфекцию, уже не останется. Таким образом, в принципе избежать малярии можно только в том случае, если не контактировать с плазмодиями и не брать хинин, - однако технически это едва ли возможно. Но, повторим, к счастью, соответствующие бонусы возрождаются на уровне постоянно, так что лечиться от малярии можно всегда.
Уровни сложности различаются между собой количеством точек, которые необходимо собрать, а также числом и типами врагов. Так, на самом низком нам противостоят только красные, синие и один жёлтый шарик; на втором (помимо общего увеличения недружественных "единиц", что характерно и для более высоких степеней трудности) добавляются пара бактериальных инфекций и плазмодии, на третьем - ещё одна бактериальная и две опасных вирусных, а на четвёртом - прион; плюс в этом "варианте" точками для сбора заполнен буквально весь лабиринт, тогда как даже в предыдущем такого не наблюдается. Какие-либо универсальные тактические советы дать трудно, поскольку, во-первых, конфигурации лабиринта различаются в зависимости от запуска, во-вторых - очень многое зависит от случайности. В частности, автору данного описания несколько раз удалось выиграть на высшей сложности, но довелось и проиграть на низшей, так как стартовый расклад может кардинально различаться: увы, не так уж редко бывают ситуации, когда смертоносный враг оказывается рядом с нами прямо в момент запуска (отметим, что гибель колобка показывается бескровным, но не мгновенным исчезновением и сопровождается характерной "тревожной" вокализацией "О-о..."). Но, естественно, перво-наперво в любом случае стоит как можно быстрее окинуть взглядом весь уровень, заприметить местоположения вакцин (хотя бы трёх важнейших - жёлтой, салатной и сиреневой) и постараться оперативно до них добраться; как только мы от всего привились (или переболели "детскими" болезнями), то при игре на уровнях сложности с первого по третий включительно можно более-менее расслабиться, не забывая, правда, подлечиваться хинином или вовремя подбирать капсульные таблетки (при наличии соответствующих типов противников); на четвёртом же после описанного выше обстоятельства необходимо основное внимание уделять текущему местоположению приона, стремясь ни в коем случае с ним не встретиться, но не забывая и про только что отмеченные вопросы (ибо бактерии и плазмодии на данной степени трудности тоже присутствуют).
Здесь же стоит отметить ещё пару моментов. Во-первых, жёлтый и салатный цвета в игре не очень хорошо различимы: шприцы с соответствующими вакцинами, впрочем, выглядят однозначно по-разному, но вот шарики, увы, теоретически можно и перепутать, если не приглядываться, и это может сыграть злую шутку. Во-вторых, на уровнях сложности с первого по третий включительно протагонист без проблем переносит одновременно хоть все четыре заболевания, не убивающих мгновенно или в принципе (то есть корь, краснуху, бактериальную инфекцию и малярию), - это было проверено специально, - тогда как на четвёртом, возможно, данное обстоятельство имеет какое-то значение (хотя в инструкции ни о чём подобном не говорится). Во всяком случае, у автора описания были ситуации, когда страдавший несколькими хворями колобок внезапно погибал без контакта со смертельно опасным врагом и без достижения максимальной отметки зелёной (бактериальной) или голубой (малярийной) шкалой. В общем же процесс можно охарактеризовать как местами непростой, но отнюдь не зубодробительный даже на "максимальных" настройках, если более-менее хорошо развиты внимательность и моторика пальцев. А вот что действительно печалит - так это полное отсутствие каких-либо "поздравлений" (не говоря уже о чём-то большем) после победы на каком угодно уровне сложности: картинка просто на мгновение "фиксируется", после чего нас возвращают к экрану выбора "вариантов" игры.
Графика в последних двух описанных мини-играх довольно качественная. Так, в третьей радуют довольно тщательно отрисованные фоны этапов и более-менее реалистичные движения фигурки протагониста во время выполнения упражнений или бросков мячика. В четвёртой же охота колобка за точками осуществляется на светло-красном фоне, что вызывает ощущение, будто действие и правда происходит в кровеносных сосудах человека, что идёт на пользу созданию нужной атмосферы; также радует, что типы противников отличаются друг от друга, причём не только цветом: выражения лиц у всех шариков непохожие. В остальном же визуальная составляющая (как и аудиальная) уже была охарактеризована выше.
Вердикт - на удивление неплохо: разумеется, назвать данную энциклопедию с мини-играми серьёзным научным проектом невозможно (как, к слову, и передачу-первоисточник), поэтому ждать от неё "сложных" и подробных рассказов о какой-либо области естествознания не следует, - но всё-таки, повторим, во-первых, степень проработки и подачи материала здесь куда выше, чем во многих аналогичных западных разработках (и отдельное спасибо её авторам за почти полное отсутствие "юмора"), во-вторых - местные мини-игры на несколько порядков нетривиальнее и интереснее, чем в них, а главное, что очень приятно, не требуют никакого "поиска" и могут быть вычислены и "активированы" сразу же после запуска приложения. Поэтому итоговая оценка окажется достаточно высокой, пусть и рекомендуется данный раритет в первую очередь не детям школьного возраста, а поклонникам не самых простых вариаций Pac-Man'а.
Пик популярности "E=M6" пришёлся на период с середины 1990-х по начало 2000-х годов, - и в это время при непосредственном участии Лесггю вышло немалое количество мультимедийных проектов и даже более-менее полноценных компьютерных игр по её мотивам, включая серию из нескольких десятков интерактивных DVD. На данной же странице представлена едва ли не первая подобная работа, представляющая собой своего рода "выжимку" из сюжетов программы по тем или иным областям знания, оформленную в виде компактной, но разноплановой энциклопедии, с добавлением нескольких мини-игр.
Главное меню программы состоит из пяти тематических разделов: "Космос", "Земля", "Жизнь", "Человек" и "Будущее". Каждый из них включает три или четыре темы, а те в свою очередь также подразделяются и "ветвятся" далее. Например, во второй из означенных выше частей четыре подраздела: "История Земли", "Континенты и океаны", "Путешествие к центру Земли" и "Атмосфера"; во втором из только что перечисленных рассмотрены главы "Дрейф континентов", "Пустыни мира" и "Волны, приливы, течения"; последний из названных вопросов содержит отдельные рассказы о, собственно говоря, волнах, приливах и течениях. Визуально каждый из подобных "нижних уровней" состоит из одного экрана с рисунками, порой дополненными схемами, картами или фотографиями, и с интерактивными надписями (иногда они видны сразу, в других же случаях появляются при подведении курсора к картинкам), а также сопровождается кратким звуковым комментарием, озвученным женским голосом и не сопровождаемым субтитрами, который можно отключить при помощи пиктограммы в нижней части экрана. При щелчках на вышеозначенные заголовки открываются текстовые блоки с дополнительной информацией по теме - иногда совсем маленькие, а порой занимающие весь экран или даже несколько таковых (в этом случае навигация по ним осуществляется нажатием на пронумерованные кружки внизу), - при этом отдельные темы сразу представлены именно в таком виде. В левой части пространства всегда есть отображаемая или, реже, скрытая (и раскрываемая посредством нажатия на значок в виде галочки) панель с двумя круглыми иконками, позволяющими возвращаться к экранам меню тематического раздела или конкретного подраздела "третьего" (по "схеме", приведённой в начале данного абзаца); если мы перешли к просмотру дополнительной информации, то добавляется пиктограмма с изогнутой стрелочкой, позволяющая вернуться к "основному" вопросу. Периодически в текстах встречаются гиперссылки, по которым можно переходить к другим "страницам", связанным с конкретными понятиями.
При подведении курсора к нижней части экрана в любой момент - где бы мы ни находились - появляется меню, состоящее из нескольких пунктов. Самый левый из них - карикатурный мультяшный портрет Мака Лесггю в полный рост. Если нажать на книгу, которую он держит в руках, то откроется местный каталог, содержащий список всех "глав" программы, а если на его голову, то появится выпадающее подменю из нескольких пунктов, соответствующих пяти "уровням" энциклопедии, - и по щелчку на любом из них ведущий приведёт визуальные (и озвученные, но без субтитров) пояснения касательно того, как работать, например, с местными разделами или какими-либо их частями. Далее слева направо расположены следующие иконки: лампочка - доступ к местным мини-играм, которые будут отдельно рассмотрены далее; лестница - мгновенный возврат к главному меню программы; название того раздела, в котором мы находимся сейчас, - нажатие на него открывает альтернативный вариант навигации по содержимому энциклопедии в виде "оглавления"; затем идут значки для регулировки громкости звука, настройки и выход из программы.
Необходимо отметить, что в визуальном плане E=M6: Les Secrets de notre univers выглядит "скромнее", но вместе с тем "серьёзнее" и приятнее среднестатистических англоязычных проектов подобной же тематики: "юмористические" анимационные эффекты присутствуют только в фигурке Лесггю, которая, например, может взлететь вверх при помощи реактивных ботинок. В остальном местные экраны в основном статичны, хотя и не всегда: где-то (во время рассказа женщины-диктора или в результате наших действий) могут подсвечиваться отдельные элементы или, например, меняться обозначения на картах. К сожалению, некоторым недостатком для не владеющих французским языком (или не воспринимающих его на слух) является упоминавшееся выше отсутствие субтитров: текстовых сведений здесь немало, но и сообщаемые только голосом занимают существенную часть содержимого, причём прочитать где-либо то же самое невозможно. Здесь нельзя не упомянуть и замечательное музыкальное сопровождение, состоящее из нескольких мелодий: в частности, в главном меню играет завораживающая "космическая", а в процессе блуждания по виртуальным "страницам" встретятся и другие, тоже атмосферные и создающие нужное настроение.
Теперь наконец-то можно переходить к главной (для нас) составляющей данного диска - мини-играм. Таковых здесь формально четыре штуки: наборы заданий по проверке рефлексов, генетике и "подготовке к полёту в космос", а также любопытный (пусть по факту и довольно стереотипный) вариант Pac-Man. На боковой панели после запуска каждой мини-игры отображается пиктограмма того из пяти разделов, к которому она формально тематически относится. Кроме того, в любой из них предусмотрены инструкции и подсказки, активируемые посредством пункта "Aide" и отображаемые в текстовом виде на отдельном экране (или даже нескольких таковых - тогда переключение между "страницами" осуществляется при помощи маленьких иконок со стрелочками). Для возврата к собственно забаве из данного "режима" следует нажать на значок с изогнутой стрелочкой, появляющийся на левой панели; то же касается и нескольких развлечений, описанных ниже, - тех, где имеется выбор конкретного пункта либо уровня сложности.
Набор мини-игр на рефлексы состоит из четырёх развлечений. Смысл первого из них следующий: от нас требуется выбрать режим - визуальный, звуковой или "комбинированный"; затем либо белый прямоугольник выше места отметки соответствующей настройки на мгновение заполняется каким-нибудь цветом (и далее возвращается в прежнее состояние), либо раздаётся звук, либо происходит или одно, или другое, а игрок, по-видимому, должен после этого как можно скорее нажать на кнопку "Commencer". После нескольких таких "заданий" (всего их даётся где-то штук пять-семь в каждом из режимов) программа, судя по всему, показывает скорость нашей реакции в миллисекундах, - но нужно отметить, что технически щелчок по вышеупомянутой кнопке реализован очень неудачно, поэтому считать данные результаты достоверными не стоит. Ещё одно здешнее занятие является самой настоящей проверкой слуха - приложение выдаёт звуки величиной в сколько-то децибел, а мы должны честно ответить, слышим мы их или нет (человек с отсутствием проблем по данной части явно распознает все даже при малой громкости динамиков компьютера).
Две оставшихся забавы набора поинтереснее. В первой на несколько мгновений показывается цвет - и затем требуется воссоздать его из трёх других оттенков, при помощи ползунков меняя процентное соотношение между ними в формируемом изображении и наблюдая за результатом. Для начала работы необходимо нажать на "Commencer", а затем, если не успели рассмотреть заданный цвет, на "Revoir", чтобы увидеть его на мгновение снова, - но после того, как тронут хотя бы один ползунок, последняя названная кнопка становится недоступной, то есть взглянуть на "исходник" во время непосредственного процесса работы нельзя, ввиду чего его придётся внимательно и довольно быстро запоминать. Как только, на наш взгляд, получившийся рисунок стал соответствовать загаданному, требуется нажать на "Valider". Следует отметить, что ввиду описанных выше условий и очень "тонкой" разницы между оттенками данная мини-игра может представлять сложность даже для тех, у кого нет проблем с различением цветов. Во второй суть примерно та же, но посвящена она звукам: после нажатия на "Commencer" раздаётся какой-либо таковой, а мы затем должны вычислить его на шкале децибелов, щёлкая сколько угодно раз на её значения и затем, найдя, по нашему мнению, верный, нажав на "Valider"; разумеется, прослушать сигнал заново не дадут, так что его тоже придётся быстро и тщательно зафиксировать в памяти. В данных забавах нет формального права на ошибку (а во второй даже не сообщают правильный ответ, тогда как в первой хотя бы показывается сравнение полученного цвета с исходным и поясняется, каковым должно было быть правильное процентное соотношение), но вместе с тем не имеется и "раундов", побед или поражений: программа лишь извещает игрока текстовым сообщением, справился он с заданием или нет.
Генетические мини-игры подразделяются на две составляющих, которые, судя по всему, не связаны друг с другом. Сначала нам предлагается "создать" двух людей (мужского и женского пола), задав для каждого имя и выбрав пол, а также сформировав их "генофонд". Последний включает девять аллелей (форм одного и того же гена, ответственных за развитие у людей тех или иных признаков), представленных в табличной форме и разбитых по трём категориям: связанные с полом, не связанные с таковым и множественные (которые, как известно, как раз и характеризуют внутривидовое многообразие, а равно и обеспечивают появление различных мутаций). Для каждой аллели предлагаются несколько вариантов (обычно три): чтобы сделать выбор, требуется щёлкнуть на соответствующую клетку таблицы левой кнопкой мыши и, не отпуская её, выделить конкретный пункт в появившемся выпадающем списке. Для начала работы необходимо нажать на "Nouveau", далее ввести имя, выбрать пол и по желанию изменить описанные выше показатели (либо оставить расклад по умолчанию), а затем обратиться к "Enregistrer", после чего "человек" будет создан, а его имя появится в списке в правой части экрана (и может быть удалено при помощи опции "Supprimer"). Справа внизу находятся кнопки "Transmission" и "Exercise", которые как раз и являются собственно забавами.
В первой из них мы, извините, можем скрещивать созданных нами людей (естественно, разнополых) для получения потомства и наделения его теми или иными признаками. В верхней части экрана необходимо выбрать родителей будущего индивида из "сделанных" ранее (посредством работы с вышеописанной таблицей) мужчин и женщин, а также задать его пол. В левой части пространства в виде характерных иконок-картинок приведены все девять видов аллелей - щелчок по каждой из них даёт несколько вариантов таковой (нередко абсолютно одинаковых) для создаваемой особи (в зависимости от признаков её родителей и пола), появляющихся в большой строке по центру экрана; нажатие на один из них приводит к перемещению соответствующего сочетания букв в меньшую по размеру строку ниже. Как только такая операция проделана со всеми аллелями, новому "человеку" по желанию можно дать имя, а затем внести в нашу "базу", нажав "Enregistrer". Впоследствии, судя по всему, увеличивать такую "семью" можно без каких-либо ограничений, причём список на экране с таблицей при обращении к его пунктам позволяет даже редактировать признаки у конкретных её "членов", - но данная забава, помимо её потенциальной бесконечности, к сожалению, предоставляет огромный простор для "творчества" всевозможных извращенцев, так как формально не запрещено указывать в качестве матери и отца родственников (родителей и детей, братьев и сестёр и так далее). Формальной же целью, вероятно, является создание здоровых людей без наследственных заболеваний, что возможно при изучении соответствующих материалов энциклопедии (или хотя бы инструкции к этой мини-игре), а лучше - какого-то более серьёзного источника; но проблема в том, что о неудачах и дикостях, совершаемых пользователем, его никто не предупреждает.
Второе генетическое развлечение куда интереснее, так как предполагает решение соответствующих задач, которые многие наверняка помнят по урокам биологии в старших классах общеобразовательной школы. На соответствующем экране первым делом нужно выбрать количество заданий (пять - таковое предлагается по умолчанию - или десять), а затем нажать на "Commencer". В верхней части пространства приведено маленькое "генеалогическое древо" - две пары, состоящих из бабушки и дедушки, мать, отец и их ребёнок, пол которого всегда указан. У шестерых членов семьи рядом с их наименованием прописана какая-либо аллель, а у ещё одного вместо неё пара вопросительных знаков. Соответственно, задача - на основе анализа имеющейся информации определить тип этой скрытой аллели, нажав на вопросительные знаки курсором, и, не отпуская левую кнопку мыши, выбрать из появившегося выпадающего списка один из трёх вариантов. После этого сообщается, был ли ответ правильным, и в любом случае - если только данное упражнение не является последним в "блоке" - разрешается продолжить решение задач, нажав на "Continuer". По итогам завершения "цикла" сообщается количество правильных ответов. При этом на всех экранах данного сдвоенного набора (за исключением встроенной справки) всегда отображаются в каких-либо сочетаниях две кнопки - это "Editer", возвращающая к таблице с созданными людьми, "Transmission", позволяющая проводить генетический перенос, и "Exercise" для решения задач, - то есть всегда можно быстро переходить от одного занятия к другому.
Третий блок мини-игр посвящён подготовке к полёту в космос и состоит из нескольких этапов, недоступных для выбора и проходящихся строго последовательно. В первом из них требуется осуществить посадку модуля на поверхность той или иной планеты Солнечной системы (включая Плутон, на момент выхода данного издания ещё не исключённый из их числа, и Луну), которую уже разрешено предпочитать: при каждом конкретном запуске их набор несколько различается - и в нём почему-то крайне редко встречается Марс, тогда как остальные в основном совпадают. Формально игровой процесс во всех случаях одинаков: модуль автоматически опускается, а мы можем регулировать направление его перемещения посредством "левой" и "правой" курсорных стрелок и приказывать подниматься и на мгновение зависать в воздухе при помощи "верхней" (потому что если не регулировать его высоту таким способом - то он, набрав при падении скорость, попросту разобьётся); задача - припланетиться строго в центре маленькой площадки, изображённой в нижней части экрана. В правом верхнем углу отображаются две шкалы - топлива, сокращающаяся при каждом задействовании подъёма, и скорости, увеличивающаяся во время полёта вниз. Однако поскольку гравитация и прочие природные условия на планетах различаются, то и действие на деле сильно разнится по сложности. В частности, где-то модуль опускается почти строго по прямой, а где-то его автоматически (и независимо от наших действий) сильно шатает из стороны в сторону; в одних случаях можно успешно посадить его, перестав управлять на определённой высоте, а где-то нужно давать команду на очередной подъём с небольшим зависанием в воздухе, даже когда до соприкосновения с поверхностью остались буквально считанные миллиметры. Создаётся впечатление, что достичь успеха на некоторых небесных телах невозможно в принципе, - к счастью, при выборе любого из них на стартовом экране всегда можно принять "предложение" об отправке туда модуля или отклонить его, выбрав какое-нибудь другое.
В случае успешного прохождения вышеописанного первого этапа стартует второй, где придётся управлять походкой (!), видимо, будущего космонавта. Как сказано в единственной найденной рецензии, цель этой части мини-игры - напомнить, что ходьба возможна лишь при правильном выборе центра тяжести тела. Протагонист, представленный в перспективе "вид сбоку" и напоминающий спортсмена-легкоатлета, находится в спортивном зале с заполненными людьми трибунами; попытка нажать на "правую" курсорную стрелку мгновенно приводит к его падению, что первоначально сильно удивляет. Данная часть - одна из самых трудных во всём "испытании": сначала требуется задействовать "пробел" для изменения того самого центра тяжести, а затем быстро и правильно "орудовать" обеими "боковыми" курсорными стрелками, иногда одновременно. У автора описания без проблем получилось сделать несколько шагов, но удовольствия от такого процесса, мягко говоря, немного, тем более что малейшая ошибка приводит к падению, которое, кстати, бывает двух видов - на живот и на спину, и в первом случае протагонист при вставании оказывается несколько впереди той точки, где стоял ранее, а во втором - напротив, позади. На фоне экрана формально ведётся учёт времени, затрачиваемого на данное занятие, но по факту оно ничем не ограничено; вместе с тем если в результате падений на спину наш альтер эго окажется за стартовой чертой, то будет засчитано поражение (с предложением начать заново - причём, как и на всех других этапах мини-игры, именно с данного задания, а не с самого начала, что радует). К счастью, существует "читерский" (как бы ни было больно произносить это слово) способ пройти данный "уровень" - и из вышеизложенного он наверняка понятен: можно просто всё время падать на живот, для чего достаточно нажимать "пробел" и сразу же после - "левую" курсорную стрелку; процесс при таком подходе пусть и занимает какое-то время, но гарантированно приводит к успеху и засчитывается программой.
Третий этап несказанно проще: там протагонист занимается бегом с барьерами - и нужно подобрать высоту прыжков, которая позволила бы ему одолеть все препятствия, выставленные хаотично, а не по возрастанию или убыванию своих характеристик. Осуществляется данная процедура регулированием отображаемого на экране числа при помощи "верхней" и "нижней" курсорных стрелок, отвечающих за соответственно увеличение или уменьшение "базового" значения. Как только это сделано - спортсмен автоматически начинает прыгать через барьеры и останавливается, если спотыкается о какой-то, а нам формально засчитывается проигрыш с бесконечным количеством новых попыток, ввиду чего справиться с этим заданием, пусть наверняка и не с первого раза, сможет каждый. Четвёртый этап и вовсе элементарный: там необходимо совершить прыжок через перекладину, предварительно отрегулировав её высоту курсором мыши, - достаточно просто выбрать любое "адекватное" данному виду спорта (не слишком большое или маленькое, которое тоже не засчитают) её значение на глаз.
А вот заключительный, пятый этап уже своеобразный и трудноватый: там космонавт, находящийся на малой планете, крошечном астероиде причудливой формы, сферической космической станции и так далее, должен бросить мячик на указанное на экране расстояние, формально учитывая величину тамошней гравитации (также отмеченную). В правом верхнем углу пространства приведены два показателя - скорость и угол броска, значения которых в конкретных условиях имеют определённые минимум и максимум и в этих пределах регулируются соответственно "верхней" и "нижней" и "левой" и "правой" курсорными стрелками; подтверждение введённых параметров с последующим броском осуществляется "пробелом". Сам объект, на котором мы находимся, отображается в левой части экрана в форме "миниатюры" - и процесс полёта мячика показывается там в виде анимации. К сожалению, подобрать чёткие параметры часто проблематично (расстояние всегда или обычно представляет собой целое число), а если переборщить со скоростью и углом, то мячик вообще может вылететь за пределы орбиты; кроме того, при правильных настройках программа почему-то нередко имеет свойство зависать.
Наконец, последняя здешняя мини-игра - это "Pac-Virus", вариант Pac-Man'а. В ней знакомый многим жёлтый колобок из оригинала оказывается в организме человека, наводнённом инфекциями, и должен так или иначе выжить при "взаимодействии" с ними, собрав все точки в лабиринте. Перед стартом требуется выбрать один из четырёх уровней сложности либо же ознакомиться с иллюстрированной инструкцией, состоящей из нескольких экранов. Типов врагов в общей сложности десять: два "детских" вируса - корь (красные глазастые шарики) и краснуха (аналогичные создания, но, как ни удивительно, синего цвета), три их "серьёзных" коллеги (жёлтый, салатный и сиреневый шарики; первый обозначает жёлтую лихорадку, два других в инструкции не описаны), три бактериальных инфекции (зелёные сущности специфических форм без каких-либо "лиц", являющие собой тиф, холеру и пневмонию), малярийный плазмодий (маленький водянисто-голубой шарик с глазами и шипами) и прион (фиолетовая капля с горящими глазами). Столкновения героя с тремя видами опасных вирусных инфекций (то есть с жёлтыми, салатными и сиреневыми шариками) и с прионами приводят к его моментальной гибели; контакт с "детскими" вирусами, бактериями и плазмодиями - к болезни: цвет колобка меняется с жёлтого на зелёный, лицо принимает страдальческое выражение, а скорость перемещения уменьшается (относительно существенно, но, к счастью, отнюдь не критически).
Для предотвращения заражения либо борьбы с болезнями следует собирать различные бонусы. Так, от всех пяти вирусных заболеваний помогают шприцы с вакцинами соответствующих цветов, каждый из которых присутствует на уровне в единственном экземпляре; если таковой подобран, то столкновение протагониста с шариком аналогичного окраса приводит к ликвидации последнего, за исключением единственных оставшихся на уровне красного и синего (если их изначально было несколько): они почему-то всегда сохраняются, даже если уже безопасны для нас. От бактерий прививок нет, но есть бело-зелёные капсульные таблетки с, видимо, антибиотиками: таковых на уровне столько же, сколько представителей подобных инфекций, которые в случае контакта с нами всегда погибают сами и заражают героя. Если тот случайно подобрал подобный бонус, будучи здоровым, то последний возрождается в случайном месте пространства, причём это продолжается до тех пор, пока он будет оставаться актуальным, - то есть остаться без шансов вылечиться от такой инфекции невозможно. Для борьбы с малярией используются бонусы в виде голубых концентрических кругов - это хинин (алкалоид коры хинного дерева), с давних времён известный как лекарство от данной болезни; такие объекты в случае их взятия возрождаются постоянно (причина этого поясняется ниже). Наконец, от прионной инфекции по понятным причинам нет никакого спасения: контакт с соответствующим врагом всегда будет приводить к мгновенной гибели, поэтому от него остаётся лишь искусно убегать.
Перспектива обзора - условный вид сбоку, уровень в любом случае всего один и ограничен единственным экраном, а колобок на старте всегда появляется в его центре. В левой части пространства отображаются различные шкалы, отражающие состояние здоровья героя, помещённые в два блока. В верхнем, озаглавленном "Immunite", расположены шесть квадратов: два в верхнем ряду ("Virus infantiles" - для кори и краснухи), три в среднем ("Virus graves" - для серьёзных заболеваний), один в нижнем ("Paludisme" - для малярии). Первые пять заполняются характерными цветами в случае приобретения иммунитета от соответствующих инфекций, а "малярийный" - при наличии в данный момент бонуса-хинина (который, как будет пояснено далее, действует временно). Ниже отображается набираемый счёт, под ним - второй блок. В верхней его части находятся три горизонтальных шкалы, показывающие наличие и прогресс в данный момент одного из трёх заболеваний: кори (Rougeole; красная), краснухи (Rubeole; синяя) и (или) какой-либо бактериальной инфекции (они приравниваются друг к другу; зелёная). Здесь же важно отметить, что от кори и краснухи протагонист не умирает, а переносит их, после чего выздоравливает и "альтернативным" путём приобретает иммунитет к данным видам заразы (по этой причине шприц с вакциной соответствующего цвета в случае столкновения с красным или синим шариком исчезает с игрового поля). Любая бактериальная инфекция же, увы, в случае отсутствия лечения всегда завершается гибелью (по достижении зелёной полоской на соответствующей шкале максимума), но, во-первых, развивается не очень быстро, во-вторых - моментально излечивается одной капсульной таблеткой (до которой, впрочем, нередко надо ещё суметь добраться). Если персонаж уже имеет какое-либо заболевание из последней названной категории и сталкивается с ещё одной бактерией, то на скорости прогрессирования недуга это не сказывается (данный момент проверен), а таблетка всё равно поможет. Вместе с тем вышеупомянутые корь и краснуха тоже протекают отнюдь не мгновенно, а таблетки от них не излечивают, ввиду чего, если такая болезнь "подхвачена", придётся некоторое время выживать в роли больного и не очень быстрого колобка.
Нижнюю часть второго блока занимают три вертикальных шкалы, связанных с малярией ("Paludisme" - непосредственно течение данного заболевания, "Ouinine" - запас хинина, "Crise" - назревание болезни), процесс заражения которой реализован наиболее "интересно" и странно. В частности, если взять хинин, не контактировав до этого с плазмодием, то вторая из вышеописанных шкал тут же заполняется целиком, но одновременно начинает убывать, а квадратик, ответственный за малярию, в верхнем блоке закрашивается голубым. Как только уровень хинина у колобка обнуляется, вышеупомянутый квадратик становится пустым и начинается - даже если мы ещё так и не столкнулись с плазмодием (это было проверено автором описания специально) - рост шкалы "Crise", который либо прекращается очередным подбором хинина, либо, достигнув максимума, запускает заполнение шкалы "Paludisme" (смертельно опасное в случае достижения максимальной отметки), устранить которое можно опять-таки взятием упомянутого бонуса-алкалоида. Если мы сталкиваемся с плазмодием (после этого всегда погибающим), не имея хинина, то сразу же начинает расти шкала именно течения малярии (то есть "Paludisme"), а если то же происходит при хотя бы какой-то заполненности показателя "Ouinine", то не случается ничего, но её обнуление, естественно, и в этом случае приведёт к вышеописанной схеме, начинающейся с заполнения "Crise", - и так будет происходить до конца игры, даже когда никаких врагов, разносящих эту инфекцию, уже не останется. Таким образом, в принципе избежать малярии можно только в том случае, если не контактировать с плазмодиями и не брать хинин, - однако технически это едва ли возможно. Но, повторим, к счастью, соответствующие бонусы возрождаются на уровне постоянно, так что лечиться от малярии можно всегда.
Уровни сложности различаются между собой количеством точек, которые необходимо собрать, а также числом и типами врагов. Так, на самом низком нам противостоят только красные, синие и один жёлтый шарик; на втором (помимо общего увеличения недружественных "единиц", что характерно и для более высоких степеней трудности) добавляются пара бактериальных инфекций и плазмодии, на третьем - ещё одна бактериальная и две опасных вирусных, а на четвёртом - прион; плюс в этом "варианте" точками для сбора заполнен буквально весь лабиринт, тогда как даже в предыдущем такого не наблюдается. Какие-либо универсальные тактические советы дать трудно, поскольку, во-первых, конфигурации лабиринта различаются в зависимости от запуска, во-вторых - очень многое зависит от случайности. В частности, автору данного описания несколько раз удалось выиграть на высшей сложности, но довелось и проиграть на низшей, так как стартовый расклад может кардинально различаться: увы, не так уж редко бывают ситуации, когда смертоносный враг оказывается рядом с нами прямо в момент запуска (отметим, что гибель колобка показывается бескровным, но не мгновенным исчезновением и сопровождается характерной "тревожной" вокализацией "О-о..."). Но, естественно, перво-наперво в любом случае стоит как можно быстрее окинуть взглядом весь уровень, заприметить местоположения вакцин (хотя бы трёх важнейших - жёлтой, салатной и сиреневой) и постараться оперативно до них добраться; как только мы от всего привились (или переболели "детскими" болезнями), то при игре на уровнях сложности с первого по третий включительно можно более-менее расслабиться, не забывая, правда, подлечиваться хинином или вовремя подбирать капсульные таблетки (при наличии соответствующих типов противников); на четвёртом же после описанного выше обстоятельства необходимо основное внимание уделять текущему местоположению приона, стремясь ни в коем случае с ним не встретиться, но не забывая и про только что отмеченные вопросы (ибо бактерии и плазмодии на данной степени трудности тоже присутствуют).
Здесь же стоит отметить ещё пару моментов. Во-первых, жёлтый и салатный цвета в игре не очень хорошо различимы: шприцы с соответствующими вакцинами, впрочем, выглядят однозначно по-разному, но вот шарики, увы, теоретически можно и перепутать, если не приглядываться, и это может сыграть злую шутку. Во-вторых, на уровнях сложности с первого по третий включительно протагонист без проблем переносит одновременно хоть все четыре заболевания, не убивающих мгновенно или в принципе (то есть корь, краснуху, бактериальную инфекцию и малярию), - это было проверено специально, - тогда как на четвёртом, возможно, данное обстоятельство имеет какое-то значение (хотя в инструкции ни о чём подобном не говорится). Во всяком случае, у автора описания были ситуации, когда страдавший несколькими хворями колобок внезапно погибал без контакта со смертельно опасным врагом и без достижения максимальной отметки зелёной (бактериальной) или голубой (малярийной) шкалой. В общем же процесс можно охарактеризовать как местами непростой, но отнюдь не зубодробительный даже на "максимальных" настройках, если более-менее хорошо развиты внимательность и моторика пальцев. А вот что действительно печалит - так это полное отсутствие каких-либо "поздравлений" (не говоря уже о чём-то большем) после победы на каком угодно уровне сложности: картинка просто на мгновение "фиксируется", после чего нас возвращают к экрану выбора "вариантов" игры.
Графика в последних двух описанных мини-играх довольно качественная. Так, в третьей радуют довольно тщательно отрисованные фоны этапов и более-менее реалистичные движения фигурки протагониста во время выполнения упражнений или бросков мячика. В четвёртой же охота колобка за точками осуществляется на светло-красном фоне, что вызывает ощущение, будто действие и правда происходит в кровеносных сосудах человека, что идёт на пользу созданию нужной атмосферы; также радует, что типы противников отличаются друг от друга, причём не только цветом: выражения лиц у всех шариков непохожие. В остальном же визуальная составляющая (как и аудиальная) уже была охарактеризована выше.
Вердикт - на удивление неплохо: разумеется, назвать данную энциклопедию с мини-играми серьёзным научным проектом невозможно (как, к слову, и передачу-первоисточник), поэтому ждать от неё "сложных" и подробных рассказов о какой-либо области естествознания не следует, - но всё-таки, повторим, во-первых, степень проработки и подачи материала здесь куда выше, чем во многих аналогичных западных разработках (и отдельное спасибо её авторам за почти полное отсутствие "юмора"), во-вторых - местные мини-игры на несколько порядков нетривиальнее и интереснее, чем в них, а главное, что очень приятно, не требуют никакого "поиска" и могут быть вычислены и "активированы" сразу же после запуска приложения. Поэтому итоговая оценка окажется достаточно высокой, пусть и рекомендуется данный раритет в первую очередь не детям школьного возраста, а поклонникам не самых простых вариаций Pac-Man'а.
- Аудитория:
Детская - Игровой движок:
Macromedia Director - Особенность геймплея:
Образовательная
Мини-игры
Подобие Pac-Man
Встроенная энциклопедия - Происхождение:
ТВ-шоу - Страна или регион происхождения:
Франция - Язык:
Français