Французская научно-популярная телепередача с её бессменным ведущим Маком Лесггю, впервые вышедшая на экраны в феврале 1991 года и по состоянию на середину 2020-х вполне здравствующая, не слишком известна за пределами родной страны, но в ней стала довольно значимым явлением местной массовой культуры, а равно и "первоисточником" для целого ряда "сопутствующей продукции", включая компьютерные игры. Первая из таковых - E=M6: Les Secrets de notre univers - увидела свет в 1998 году и уже представлена на нашем сайте; на её странице можно также получить чуть больше информации об упомянутой телепрограмме (включая происхождение необычного названия) и её авторе. Здесь же выложена первая часть обширной линейки из как минимум 44 познавательных DVD-проектов с мини-играми, созданных по мотивам конкретных эпизодов и выпускавшихся в 2001-2003 годах; как легко понять по её названию, посвящена она космосу.
После запуска игрока встречает титульный экран, в центре которого расположены восемь блоков, посвящённых различным связанным с астрономией темам: это рассказы о размере Вселенной, причинах вращения Земли, чёрных дырах и так далее. Портрет Мака в левом верхнем углу, сопровождаемый надписью "Sommaire", запускает "анимированную" инструкцию по работе с программой; в левом нижнем углу находится доступ к местной аркадной игре ("Jeu"), а в правом верхнем - к тематической викторине ("Quiz"), которые будут рассмотрены ниже; пиктограмма "Sortie" справа внизу отвечает за выход в ОС; центральную часть нижней границы пространства занимает иконка настроек программы.
При обращении к любой из восьми вышеозначенных тем экран разделяется на четыре блока. В левом верхнем - самом крупном - проигрывается видео, посвящённое предпочтённому нами предмету и озвученное одним или несколькими голосами (среди них встречаются мужские и женские); данное "окно" при помощи специального значка можно сделать полноэкранным. В правой верхней части пространства располагается блок с "дополнительной информацией" (чаще всего в виде картинок или фотографий, но иногда и текста), также имеющий опцию разворота на весь экран (в случае его задействования проигрывание видео прекращается, а справа вверху появляется пиктограмма "Retour", позволяющая вернуться к его просмотру). Кроме того, иногда он содержит интерактивные элементы, нажатия на которые приводят к смене изображения в нём. Например, если там показана Солнечная система, то может быть предложено щёлкнуть на каждую из образующих её планет, после чего будет выведена информация с различными характеристиками данного небесного тела. Слева внизу - то есть под занимающим основную часть пространства видеороликом - находится представленный в виде характерных пиктограмм перечень этих самых "дополнительных разделов", имеющих отношение к теме, один из которых в данный момент демонстрируется справа вверху. Обычно таковых всего четыре штуки, а их смена по умолчанию происходит автоматически - в "подходящие" моменты по мере проигрывания видеоролика; однако по желанию можно когда угодно сделать "активным" любой из них, щёлкнув на соответствующую иконку. Правая нижняя часть пространства же, что удивительно и на редкость приятно, отведена под субтитры (естественно, франкоязычные) к показываемому видео, опять-таки автоматически прокручивающиеся по мере его демонстрации. В левом нижнем углу расположен кружок с надписью "Retour Menu", позволяющий вернуться к титульному экрану. Необходимо отметить, что довольно высокое - разумеется, с поправкой на очевидные ограничения данного формата - качество передачи-первоисточника в данном проекте вполне сохранено и ощущается: информация представлена в сжатом, но ёмком виде и подаётся достаточно увлекательно. Другое дело, что в совокупности таковой, увы, не столь уж много.
Но нас, естественно, интересуют в первую очередь мини-игры - коих, как уже было косвенно сказано выше, только две: аркада и викторина. Первая из них представляет собой посадку модуля на поверхность планеты, то есть является аналогом одной из "глав" забавы из E=M6: Les Secrets de notre univers, но, к сожалению, исполнена куда хуже "исходного" варианта. После её запуска требуется выбрать режим - для одного игрока либо для двух. При этом действие, увы, всегда происходит на одной и той же планете (судя по фоновой иллюстрации - на Венере, хотя это может быть и не так), но с разными - и при этом нигде не прописанными - стартовыми условиями. В режиме для одного игрока нет ограничения по времени, а цель - посадить модуль точно на предназначенную для этого площадку и не допустить его уничтожения при соприкосновении с последней. Как и в аналогичном развлечении из вышеупомянутой игры, аппарат движется - хотя правильнее будет сказать "падает" - автоматически, а мы при помощи "верхней" курсорной стрелки можем замедлять этот процесс, поднимая его вверх (при этом здесь, в отличие от "исходника", запас топлива у него неограниченный), посредством "нижней" - ускорять (но пользоваться ею, скажем так, не рекомендуется), а задействовав "боковые" - изменять его положение в пространстве. Как уже было сказано, стартовые условия при каждом "раунде" мини-игры существенно разнятся, несмотря на то что действие - опять-таки в отличие от "первоисточника" - всегда разворачивается на одном и том же небесном теле: здесь могут серьёзно варьироваться что скорость опускания модуля, что траектория его перемещения, что некоторые другие параметры. И всё это, естественно, влияет на достижение успеха: иногда можно без проблем посадить модуль секунд за 50 (хотя обычно на это уходит не менее 130), а порой кажется, что добиться положительного результата невозможно в принципе.
Вверху по центру экрана находится кружок с таймером, отмеряющим время, затрачиваемое на посадку; в случае успеха отображаемое там значение обнуляется - и отсчёт начинается заново. Никакого "прохождения" в одиночном режиме, судя по всему, нет, а количество "попыток" бесконечно, хотя в самом верху экрана - над кружком с таймером - расположена "строка" с надписью "Meilleur Temps" ("Лучшее время") и показателем такового в рамках текущего запуска мини-игры. Судя по всему, вышеописанный режим задуман разработчиками как своего рода "тренировка" перед многопользовательским. Что касается тактики, то она более-менее стандартна: нужно всё время аккуратно нажимать "верхнюю" стрелку, чтобы итоговый контакт с поверхностью вышел максимально "мягким", а расстояние до неё, которое модуль "преодолел" бы "самостоятельно", оказалось буквально микроскопическим (его "безопасная величина" тоже разнится в зависимости от "захода", хотя всегда небольшая). Но вместе с тем перебарщивать с набором высоты тоже не следует, иначе есть отнюдь не нулевой риск вылететь за верхнюю границу экрана (то есть, вероятно, в открытый космос). Если такое случится, то забаву придётся перезапускать, так как вернуть модуль в "игровое" пространство будет уже невозможно.
В состязании для двух участников, проходящем за одним компьютером (клавиши для второго игрока показаны на экране перед стартом и здесь не приводятся), появляется ограничение по времени: "результат" кому-либо будет зачтён лишь в том случае, если он сумеет посадить свой модуль (они отличаются друг от друга расцветкой) за не более чем 120 секунд, ввиду чего таймер вверху по центру здесь реализован в виде обратного отсчёта. Есть также схема набора очков: плюс пять баллов за каждое успешное приземление, минус три балла за каждую потерю модуля и плюс семь баллов тому участнику, который установил текущий рекорд "лучшего времени" (если же соперник таковой "перебивает", то эти очки переходят к нему). Вместе с тем "прохождения", судя по всему, нет и здесь, а заканчиваться действие, по-видимому, должно по обоюдному согласию сторон. К сожалению, полноценно проверить данный режим не удалось, поскольку в случае гибели одного из модулей посадить другой не дают: процесс просто перезапускается, причём нередко странным образом - скажем, один из модулей может появиться на экране сразу же, а второй - спустя какое-то время. Разные в зависимости от "раунда" стартовые условия наблюдаются и здесь, причём они отличаются не только в принципе, но и - внимание - для каждого из участников даже в рамках конкретного "захода": например, у одного из них модуль может опускаться медленно и плавно, а у другого - падать с огромной скоростью или "качаться" словно бы под воздействием сильного ветра. Эти моменты делают данное развлечение не вполне честным и малоинтересным. В обоих режимах мини-игры в нижних углах пространства расположены круглые пиктограммы: слева - для возврата к титульному экрану, справа - для перехода к меню самой забавы.
Местная викторина, разумеется, посвящена астрономии, а составившие её вопросы, по всей видимости, основаны на теоретических материалах данного диска. В рамках конкретного запуска всегда предлагаются восемь заданий, каждое из которых сформулировано в текстовом виде и сопровождается тремя вариантами ответа. Выбрать один из них требуется в условиях довольно жёсткого ограничения по времени: в нижней части экрана располагается по умолчанию пустая шкала, после появления текста начинающая быстро заполняться охровым цветом. Правее неё находится кружок с обозначением текущего количества правильных ответов по сравнению с их общим числом, которое на момент старта имеет вид "0/8". После каждого ответа поверх шкалы появляется слово "Vrai" или "Faux", свидетельствующее о соответственно успехе или неудаче игрока, а счётчик достижений в первом случае изменяется; правильный ответ при допущении ошибки всегда сообщается - посредством его "подсветки". В нижних углах пространства здесь, как и в аркаде, находятся круглые пиктограммы: слева - для возврата к титульному экрану, справа - для запуска новой викторины. Какого-то формального итога по факту не предполагается: после того как мы так или иначе "разделались" со всеми восемью заданиями, на экран зачем-то выводится их перечень (только тех, что встретились в рамках этого запуска) с вариантами ответов (на котором даже не помечены правильные и наши), доступный для распечатывания (!), а также предлагается начать новую викторину. Необходимо отметить, что сложность вопросов относительно невысока: они, скорее всего, окажутся вполне по силам даже образованным детям среднего (а то и младшего) школьного возраста. Кроме того, к сожалению, общее число этих заданий хоть и, разумеется, больше восьми, но явно не очень велико, поэтому при новом запуске вероятность как минимум частичного их повторения высока, а после буквально нескольких попыток наверняка удастся познакомиться со всеми.
Визуальное оформление диска в целом приятное и, несмотря на использование "бюджетного" движка Macromedia Director, довольно качественное, - то же можно сказать и про внешний вид аркадной мини-игры (хотя то, что её действие всегда разворачивается на одном и том же фоне, конечно, расстраивает). Озвучка видео выполнена явно профессиональными актёрами, а частично и самим ведущим передачи-первоисточника; аудиальное сопровождение как таковое порой тоже имеется и создаёт подходящую "космическую" атмосферу. Отдельно стоит похвалить и специфическую, но замечательную "музыку" (именно в кавычках), проигрываемую во время ответов на вопросы викторины. Но вот вердикт, увы, будет в лучшем случае чуть выше среднего, поскольку познавательное наполнение диска не впечатляет своими масштабами, а игровое и вовсе просто смехотворно мало.
После запуска игрока встречает титульный экран, в центре которого расположены восемь блоков, посвящённых различным связанным с астрономией темам: это рассказы о размере Вселенной, причинах вращения Земли, чёрных дырах и так далее. Портрет Мака в левом верхнем углу, сопровождаемый надписью "Sommaire", запускает "анимированную" инструкцию по работе с программой; в левом нижнем углу находится доступ к местной аркадной игре ("Jeu"), а в правом верхнем - к тематической викторине ("Quiz"), которые будут рассмотрены ниже; пиктограмма "Sortie" справа внизу отвечает за выход в ОС; центральную часть нижней границы пространства занимает иконка настроек программы.
При обращении к любой из восьми вышеозначенных тем экран разделяется на четыре блока. В левом верхнем - самом крупном - проигрывается видео, посвящённое предпочтённому нами предмету и озвученное одним или несколькими голосами (среди них встречаются мужские и женские); данное "окно" при помощи специального значка можно сделать полноэкранным. В правой верхней части пространства располагается блок с "дополнительной информацией" (чаще всего в виде картинок или фотографий, но иногда и текста), также имеющий опцию разворота на весь экран (в случае его задействования проигрывание видео прекращается, а справа вверху появляется пиктограмма "Retour", позволяющая вернуться к его просмотру). Кроме того, иногда он содержит интерактивные элементы, нажатия на которые приводят к смене изображения в нём. Например, если там показана Солнечная система, то может быть предложено щёлкнуть на каждую из образующих её планет, после чего будет выведена информация с различными характеристиками данного небесного тела. Слева внизу - то есть под занимающим основную часть пространства видеороликом - находится представленный в виде характерных пиктограмм перечень этих самых "дополнительных разделов", имеющих отношение к теме, один из которых в данный момент демонстрируется справа вверху. Обычно таковых всего четыре штуки, а их смена по умолчанию происходит автоматически - в "подходящие" моменты по мере проигрывания видеоролика; однако по желанию можно когда угодно сделать "активным" любой из них, щёлкнув на соответствующую иконку. Правая нижняя часть пространства же, что удивительно и на редкость приятно, отведена под субтитры (естественно, франкоязычные) к показываемому видео, опять-таки автоматически прокручивающиеся по мере его демонстрации. В левом нижнем углу расположен кружок с надписью "Retour Menu", позволяющий вернуться к титульному экрану. Необходимо отметить, что довольно высокое - разумеется, с поправкой на очевидные ограничения данного формата - качество передачи-первоисточника в данном проекте вполне сохранено и ощущается: информация представлена в сжатом, но ёмком виде и подаётся достаточно увлекательно. Другое дело, что в совокупности таковой, увы, не столь уж много.
Но нас, естественно, интересуют в первую очередь мини-игры - коих, как уже было косвенно сказано выше, только две: аркада и викторина. Первая из них представляет собой посадку модуля на поверхность планеты, то есть является аналогом одной из "глав" забавы из E=M6: Les Secrets de notre univers, но, к сожалению, исполнена куда хуже "исходного" варианта. После её запуска требуется выбрать режим - для одного игрока либо для двух. При этом действие, увы, всегда происходит на одной и той же планете (судя по фоновой иллюстрации - на Венере, хотя это может быть и не так), но с разными - и при этом нигде не прописанными - стартовыми условиями. В режиме для одного игрока нет ограничения по времени, а цель - посадить модуль точно на предназначенную для этого площадку и не допустить его уничтожения при соприкосновении с последней. Как и в аналогичном развлечении из вышеупомянутой игры, аппарат движется - хотя правильнее будет сказать "падает" - автоматически, а мы при помощи "верхней" курсорной стрелки можем замедлять этот процесс, поднимая его вверх (при этом здесь, в отличие от "исходника", запас топлива у него неограниченный), посредством "нижней" - ускорять (но пользоваться ею, скажем так, не рекомендуется), а задействовав "боковые" - изменять его положение в пространстве. Как уже было сказано, стартовые условия при каждом "раунде" мини-игры существенно разнятся, несмотря на то что действие - опять-таки в отличие от "первоисточника" - всегда разворачивается на одном и том же небесном теле: здесь могут серьёзно варьироваться что скорость опускания модуля, что траектория его перемещения, что некоторые другие параметры. И всё это, естественно, влияет на достижение успеха: иногда можно без проблем посадить модуль секунд за 50 (хотя обычно на это уходит не менее 130), а порой кажется, что добиться положительного результата невозможно в принципе.
Вверху по центру экрана находится кружок с таймером, отмеряющим время, затрачиваемое на посадку; в случае успеха отображаемое там значение обнуляется - и отсчёт начинается заново. Никакого "прохождения" в одиночном режиме, судя по всему, нет, а количество "попыток" бесконечно, хотя в самом верху экрана - над кружком с таймером - расположена "строка" с надписью "Meilleur Temps" ("Лучшее время") и показателем такового в рамках текущего запуска мини-игры. Судя по всему, вышеописанный режим задуман разработчиками как своего рода "тренировка" перед многопользовательским. Что касается тактики, то она более-менее стандартна: нужно всё время аккуратно нажимать "верхнюю" стрелку, чтобы итоговый контакт с поверхностью вышел максимально "мягким", а расстояние до неё, которое модуль "преодолел" бы "самостоятельно", оказалось буквально микроскопическим (его "безопасная величина" тоже разнится в зависимости от "захода", хотя всегда небольшая). Но вместе с тем перебарщивать с набором высоты тоже не следует, иначе есть отнюдь не нулевой риск вылететь за верхнюю границу экрана (то есть, вероятно, в открытый космос). Если такое случится, то забаву придётся перезапускать, так как вернуть модуль в "игровое" пространство будет уже невозможно.
В состязании для двух участников, проходящем за одним компьютером (клавиши для второго игрока показаны на экране перед стартом и здесь не приводятся), появляется ограничение по времени: "результат" кому-либо будет зачтён лишь в том случае, если он сумеет посадить свой модуль (они отличаются друг от друга расцветкой) за не более чем 120 секунд, ввиду чего таймер вверху по центру здесь реализован в виде обратного отсчёта. Есть также схема набора очков: плюс пять баллов за каждое успешное приземление, минус три балла за каждую потерю модуля и плюс семь баллов тому участнику, который установил текущий рекорд "лучшего времени" (если же соперник таковой "перебивает", то эти очки переходят к нему). Вместе с тем "прохождения", судя по всему, нет и здесь, а заканчиваться действие, по-видимому, должно по обоюдному согласию сторон. К сожалению, полноценно проверить данный режим не удалось, поскольку в случае гибели одного из модулей посадить другой не дают: процесс просто перезапускается, причём нередко странным образом - скажем, один из модулей может появиться на экране сразу же, а второй - спустя какое-то время. Разные в зависимости от "раунда" стартовые условия наблюдаются и здесь, причём они отличаются не только в принципе, но и - внимание - для каждого из участников даже в рамках конкретного "захода": например, у одного из них модуль может опускаться медленно и плавно, а у другого - падать с огромной скоростью или "качаться" словно бы под воздействием сильного ветра. Эти моменты делают данное развлечение не вполне честным и малоинтересным. В обоих режимах мини-игры в нижних углах пространства расположены круглые пиктограммы: слева - для возврата к титульному экрану, справа - для перехода к меню самой забавы.
Местная викторина, разумеется, посвящена астрономии, а составившие её вопросы, по всей видимости, основаны на теоретических материалах данного диска. В рамках конкретного запуска всегда предлагаются восемь заданий, каждое из которых сформулировано в текстовом виде и сопровождается тремя вариантами ответа. Выбрать один из них требуется в условиях довольно жёсткого ограничения по времени: в нижней части экрана располагается по умолчанию пустая шкала, после появления текста начинающая быстро заполняться охровым цветом. Правее неё находится кружок с обозначением текущего количества правильных ответов по сравнению с их общим числом, которое на момент старта имеет вид "0/8". После каждого ответа поверх шкалы появляется слово "Vrai" или "Faux", свидетельствующее о соответственно успехе или неудаче игрока, а счётчик достижений в первом случае изменяется; правильный ответ при допущении ошибки всегда сообщается - посредством его "подсветки". В нижних углах пространства здесь, как и в аркаде, находятся круглые пиктограммы: слева - для возврата к титульному экрану, справа - для запуска новой викторины. Какого-то формального итога по факту не предполагается: после того как мы так или иначе "разделались" со всеми восемью заданиями, на экран зачем-то выводится их перечень (только тех, что встретились в рамках этого запуска) с вариантами ответов (на котором даже не помечены правильные и наши), доступный для распечатывания (!), а также предлагается начать новую викторину. Необходимо отметить, что сложность вопросов относительно невысока: они, скорее всего, окажутся вполне по силам даже образованным детям среднего (а то и младшего) школьного возраста. Кроме того, к сожалению, общее число этих заданий хоть и, разумеется, больше восьми, но явно не очень велико, поэтому при новом запуске вероятность как минимум частичного их повторения высока, а после буквально нескольких попыток наверняка удастся познакомиться со всеми.
Визуальное оформление диска в целом приятное и, несмотря на использование "бюджетного" движка Macromedia Director, довольно качественное, - то же можно сказать и про внешний вид аркадной мини-игры (хотя то, что её действие всегда разворачивается на одном и том же фоне, конечно, расстраивает). Озвучка видео выполнена явно профессиональными актёрами, а частично и самим ведущим передачи-первоисточника; аудиальное сопровождение как таковое порой тоже имеется и создаёт подходящую "космическую" атмосферу. Отдельно стоит похвалить и специфическую, но замечательную "музыку" (именно в кавычках), проигрываемую во время ответов на вопросы викторины. Но вот вердикт, увы, будет в лучшем случае чуть выше среднего, поскольку познавательное наполнение диска не впечатляет своими масштабами, а игровое и вовсе просто смехотворно мало.
- Игровой движок:
Macromedia Director - Многопользовательская игра:
Одновременная игра за одним компьютером
Друг против друга - Особенность геймплея:
Образовательная
Мини-игры
Ограничение по времени - Происхождение:
ТВ-шоу - Страна или регион происхождения:
Франция - Элемент жанра:
Викторина - Язык:
Français