Beneath Apple Manor

Beneath Apple Manor
Жанр: RPG
Разработчик: Don D. Worth
Издатель: Software Factory, The
Год выхода: 1978
Платформа: Apple II
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.00 из 10
  • 0
  • 2
  • 1
Первая игра в поджанре roguelike, вышедшая за два года до появления самой Rogue! Возможно, ещё и первая коммерческая CRPG (т.е. продававшаяся за деньги в магазине) — или хотя бы одна из них.

Beneath Apple Manor создана компьютерным инженером Доном Уортом, вдохновлённым простой игрой-лабиринтом Dragon Maze (листинг которой поставлялся в комплекте с Apple II) и настольной ролевой игрой Dungeons & Dragons. Уорту так нравились партии в D&D с друзьями (и, судя по его домашней странице, нравятся до сих пор), что он решил перенести атмосферу приключений на новенький Apple II, создав пошаговую игру, которая генерировала бы случайное подземелье со множеством этажей и давала игроку возможность его исследовать, сражаться с монстрами, находить сокровища и в итоге заполучить легендарный артефакт, который является целью приключения.

Сюжет, написанный в руководстве игры, предсказуем, но в чём-то забавен: много лет назад последний известный потомок семьи Эппл бесследно исчез, оставив родовое поместье на вершине обдуваемого ветрами холма. На пике своего могущества Эпплы наводили ужас на окрестности, посылая по ночам легионы чудовищ убивать и грабить, и никто не мог совладать с ними. На протяжении веков несметные богатства исчезали в недрах поместья. И ходили слухи, что средоточие силы семьи находится в магическом резервуаре, по форме напоминающем золотое яблоко, скрытом где-то в подвалах поместья. Многие искали его, но никто так и не нашёл, и существование Золотого Яблока (Golden Apple; является очевидным ироничным кивком в сторону названия компьютера) так и остаётся лишь легендой.

Вы молодой искатель приключений, умеющий владеть оружием и ищущий хорошей драки. Прознав про поместье Эппл, вы решили попытать счастья в исследовании его тайн. Научившись нескольким заклинаниям у мага, с которым когда-то подружились, вы считаете себя более подготовленным, чем многие, кто пытался покорить логово Эпплов. Прибыв к поместью, вы с разочарованием видите, что сам дом уже давно уничтожен огнём. Но при осмотре пепелища обнаруживаете каменную лестницу, ведущую в подвал…

Здесь и начинается игра, причём с достаточно богатой кастомизации. На старте вам предложат выбрать количество комнат на этаже (от двух до десяти), тип графики (монохромная, где всё представлено ASCII символами, или цветная, состоящая из однотонных квадратов) и один из десяти уровней сложности, что влияет на силу монстров и шанс выпадения сокровищ. После ответов игра генерирует первый этаж подземелья и перемещает вас к его входу.

Для всех, кто хоть раз играл в классические roguelike игры, интерфейс покажется знакомым: большую часть экрана занимает карта уровня, по которой вы будете перемещаться своим alter ego, а нижняя строчка отводится под атрибуты персонажа, коих четыре: Сила (S), Интеллект (I), Ловкость (D) и Телосложение (В). Кроме четырёх атрибутов, снизу отображаются ваш накопленный опыт и количество золотых монет за пазухой.

Атрибуты — уникальная деталь Beneath Apple Manor, так как они являются не значениями в привычном понимании, а скорее ресурсом. Например, каждое движение истощает Ловкость, а атака или взлом двери — Силу. Такая система требует планирования: если герой истощён (Сила на нуле), то он становится уязвим даже перед самыми слабыми противниками, так как не может атаковать. Отсюда вытекает и вторая уникальная черта игры — отдых, восстанавливающий все утраченные атрибуты, кроме Телосложения, которое можно назвать аналогом очков жизни. Отдых (вызываемый цифрами от 1 до 9 на определённое количество раундов или 0 — для полного восстановления) критически необходим при зачистке любого этажа, иногда даже прямо в бою! Бывают ситуации, когда вы с монстром, выдохшиеся и уставшие, стоите напротив друг друга и отдыхаете, чтобы собраться с силами для новой атаки, — это добавляет небольшой тактической глубины.

Перемещать своего персонажа нужно клавишами N, S, E и W, отвечающими за стороны света; открывать сундуки придётся кнопкой O; выбивать двери — клавишей B, а пинать их — клавишей K. Если двери вообще не видно, но кажется, что она должна быть где-то рядом, можно проинспектировать (I) стену на наличие секретной двери и перед тем, как её открывать, послушать (L), что за ней слышно.

А слышны могут быть монстры. Здесь их пять типов: зелёная слизь, призрак, тролль, фиолетовый червь и красный дракон. И, выбивая дверь и атакуя (A) кого-нибудь из них, помните, что каждый имеет уникальные особенности. Слизь может ухудшить вашу броню. Призраки, кроме того что наносят урон Силе, а не Телосложению, иммунны к физическому урону. Тролли регенерируют. Драконы могут убить одной атакой, и только черви дерутся по-честному, хотя противники не из простых. Сила врагов возрастает по мере спуска в подземелье. Если враг кажется вам не по зубам, то можно попробовать убежать от него (R), однако этот манёвр уменьшит Ловкость наполовину.

Убийство монстров дарит вам опыт и золото. Вернувшись к лестнице (начальной точке каждого уровня, которая не отмечается на карте, так что лучше запомнить её расположение), можно обменять 10 очков опыта на дополнительную единицу любого атрибута, а за золото купить новое оружие и броню. А ещё за немалые деньги можно сделать «сканирование мозга»: так вы сохраните своего персонажа и если умрёте, то сразу же возродитесь у лестницы с небольшой потерей атрибутов и всех денег, но с сохранением всего остального прогресса. Без «сканирования» пришлось бы начинать покорение подвала заново новым персонажем. А ещё только по этой лестнице и можно спускаться ниже.

Кроме комнат, коридоров, дверей и монстров, на этажах можно встретить сундуки с сокровищами. Они могут быть с ловушкой и без, но всегда содержат в себе золото или магический предмет: зелье (с негативным или с позитивным эффектом), оружие, броню или волшебные палочки. Вы не забыли, что нашего персонажа в прошлом обучил некий маг нескольким заклинаниям? Их всего четыре: молния (Z), атакующая врагов, лечение (H), восстанавливающее Телосложение, рентген (X), подсвечивающий пространство вокруг вас, и телепорт (T), переносящий персонажа в случайное место на этаже, но с потерей всего золота. Волшебные палочки могут как усилить одно из этих заклинаний, так и дать новые свойства, например возможность открытия любой двери совершенно бесшумно и без траты силы.

И однажды, бродя по очередному, уже сильно глубокому этажу, вы найдёте Золотое Яблоко. Наконец-то! …Или нет? Оно оказывается ложным и убивает вас своим касанием! А «сканирование» вы делали этажей пять назад… Но рано или поздно вам попадётся настоящее, игра наградит вас последним текстовым каламбуром, и на этом Beneath Apple Manor закончится.

В заключение я хотел сначала написать что-то снисходительное: мол, это классика и легенда, не получивший должного распространения прародитель жанра, который сейчас представляет чисто музейную ценность… Но на удивление мне действительно понравилось играть в Beneath Apple Manor — и я прошёл её с удовольствием. Искать сундуки интересно, драться с монстрами (и изредка от них убегать) тоже, растить атрибуты, делать «сканирование», бросать часть золота, чтобы не быть перегруженным… Попробуйте и вы — может, тоже увлечёт?
Автор обзора: mcrstar
Beneath Apple Manor - Special Edition, Rogue
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Очень сложная игра.. ничего не понятно..
Лучшее применение графического режима 48х40 из всего, что мне доводилось видеть!