The Fall of Rome

The Fall of Rome
Жанр: Strategy
Разработчик: P. Rawling
Издатель: ASP Software
Год выхода: 1984
Платформа: ZX Spectrum
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 3.25 из 10
  • 1
  • 1
  • 5
Поздний период существования Римской империи (IV-V века нашей эры) пользуется особенным вниманием интересующихся историей людей. Причина здесь не только в трагичности и напряжённости этого времени - в общем-то, Рим и не знал иной жизни, - но и в многообразии путей развития постоянно расширявшегося и увеличивавшего своё могущество государства, которое, тем не менее, неуклонно двигалось к гибели. Основной вопрос здесь заключается в том, могла ли Римская империя выжить, и если да, то как? Гипотез, предположений и вариантов развития событий существует множество, но проверить их не удастся никогда, поскольку "история не знает сослагательного наклонения" - что было бы, если...

Однако в произведениях искусства (к каковым, безусловно, относятся и компьютерные игры) такое правило не действует, и можно обдумывать и моделировать любые варианты развития событий. Всё это напрямую относится к The Fall of Rome. Данная пошаговая стратегия принадлежит к разряду симуляторов карты: все события в игре происходят только на стратегической карте "Римского мира" и окружающих его земель (Европа, Северная Африка, Ближний Восток), разделённой на исторические провинции. События эти не отличаются разнообразием и представляют собой борьбу империи за выживание, что, однако, не является поводом для снижения интереса к игре. Скучать здесь не придётся однозначно.

В The Fall of Rome есть только одна кампания - в ней вам предстоит править Римом (играть за его противников нельзя), которая длится 12 ходов, состоящих из пяти лет каждый. Начинается она в 395 году, завершается в 455, и эти даты взяты не только (и не столько) для ровного счёта. В 395 году умер последний император единой Римской империи Феодосий I (Великий), после чего она окончательно была разделена на Восточную и Западную; кроме того, и это было не менее пагубно, во всё последующее время в верховной власти Рима практически не было сильных и способных деятелей, а те немногие, что являлись таковыми (например, полководец Флавий Аэций или император Юлий Майориан), не находили серьёзной поддержки среди сограждан, и все их начинания успеха не имели (сразу надо отметить, что в кампании вы управляете единой империей, что даёт огромное преимущество. Однако в деле её разделения активно "помогут" внешние враги). Ну а 455 год выбран последним даже не потому, что в этот год армия предводителя вандалов Гейзериха "мирно" (без массовой резни) разграбила Рим, а из-за того, что после этой даты правители Западной Римской империи фактически потеряли всякую самостоятельность (точнее, её остатки), и страна перешла от состояния смуты в состояние перманентной гражданской войны, и началась уже не её агония, а предсмертные судороги, продолжавшиеся ещё 21 год до её "официального" исчезновения с карты мира. Таким образом, вы возглавите империю именно в тот период, когда процесс её падения уже набирал обороты, но ещё не стал необратимым.

Каждый ход состоит из трёх фаз: работа в сфере экономики, передислокация войск, сражения. Здесь игра имеет существенный недостаток, поскольку все действия надо выполнять не только с разбивкой на вышеупомянутые фазы, но и в порядке очерёдности провинций, то есть не вы выбираете, где и что сделать, а вас спрашивают, что надо выполнить в конкретной провинции, и если её очередь будет вами пропущена, то вернуться к ней в этот ход уже нельзя. Поэтому следует помнить эту очерёдность (она указывается в начале кампании) и планировать свои действия хотя бы на один ход вперёд.

Итак, в первой фазе хода вы получаете доход от провинции (он уменьшается, если в ней находится враг), набираете войска, пересылаете деньги из одной области в другую. Во второй - перемещаете войска, причём направить их (равно как и деньги) можно только в провинции, соседние с выбранной, поскольку ни военно-транспортной авиации, ни электронных денег тогда не существовало. В третьей фазе вы сражаетесь с врагами (если таковые вторглись к вам или же ваши легионы вступили в страну противника), точнее, выбираете, кого из них атаковать в данный момент, поскольку племён варваров - и не только их - очень много и набеги они совершают зачастую совместно; собственно битвы проходят автоматически, и вам показывается только их итог. При любом выборе (перемещение войск и денег или атака врага) надо вводить текстовые команды, что, впрочем, не особенно обременительно: надо набрать только первые три буквы нужной провинции или племени. Дипломатия или научное развитие в игре, к сожалению, отсутствуют.

Основа победы - это грамотные военные действия. В вашем распоряжении будут четыре типа войск: мобильные легионы (полевая, лучшая часть армии), стационарные легионы (пограничная армия, фактически - просто гарнизоны), вспомогательные войска (особые отряды - ауксилии, набираемые, как правило, из варваров) и конница (обладающая повышенной ударной мощью). Легионы являются постоянными частями, ауксилии и конница - временными, создаваемыми только на один ход (это, конечно, условность игры, но она ничего принципиально не меняет). Стационарные легионы пригодятся только для стратегической обороны, поскольку двигаться они не могут, а остальные войска - как для вторжения в страны противника, так и для переброски на угрожаемые участки. Ваши противники делятся на "цивилизованных" (Армения и Персия; их численность измеряется в армиях) и "варваров" (все остальные враги Рима; "единица измерения" военной силы - племя); каждая неприятельская нация владеет в начале игры одной провинцией. Улучшать отношения с противниками нельзя, с ними можно только сражаться. Их завоевания в целом соответствуют истории: в Галлию и Италию вторгаются несметные полчища, в то время как на Востоке или в Африке римлянам можно самим предпринять вполне успешное наступление. Однако действия врагов каждый раз изменяются, порой довольно сильно, и, разумеется, в очень большой степени зависят от ваших собственных действий.

Здесь особенно важно правильное планирование. Вам надо заранее наметить свои цели: какие провинции вы будете оборонять до конца, какие оставите сразу же, а какие попытаетесь захватить у врагов. От этого выбора будет зависеть весь ход кампании. Особенно это важно при наборе и передислокации войск: например, если вы сосредоточите в провинции больше войск, чем она может прокормить, то все "лишние" будут в начале следующего хода расформированы; точно так же можно понапрасну потерять ауксилии и конницу, если сформировать эти отряды и никого не атаковать. Поэтому думать придётся много. А в конце кампании вас ждёт итоговый рейтинг ваших действий и их сравнение с реальными достижениями Римского государства - это более чем интересно. Конечно, необходимо упомянуть и о графике. В плане графики... это карта. Цветная карта. Все надписи и границы выполнены ярко и хорошо различимы. С пониманием "что это и где находится" проблем не будет, ну а большего от игры такого поджанра (не забудем и про дату выхода) ждать не следует, да больше ничего и не требуется.

В общем и целом - перед вами очень хорошая стратегическая игра (в узком смысле этого слова, так как здесь присутствует только стратегия). Дополнительным плюсом игры является небольшая продолжительность: пройти её можно за 2-3 часа, поэтому при совершении ошибок или изобретении каких-либо новых приёмов начать новую кампанию можно будет без необходимости снова выполнять длительную работу по развитию империи. The Fall of Rome можно рекомендовать всем без исключения любителям стратегии как таковой: стратегических решений, стратегических действий и стратегической победы!
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Плохая игра, и не потому что на Basic написана, в данном случае это не помеха. Игру портит излишняя заскриптованность действий, так игрок не может выбрать с какой провинции начинать или же почему нельзя атаковать нескольких противников в провинции. Но что хуже всего генератор случайности из-за которого часто возникают ситуации из разряда, когда Валет вдруг бьет Короля той же масти и вся стратегия идет прахом. Сейчас такое называется поломанной игровой механикой. При этом ASP Software уже выпустила до этого игру The Valley, которая так же страдала от таких вот случайностей. В общем, когда была нужна динамичная игра плохие разработчики просто натыкивали повсюду rnd и дело в шляпе.
Не понятно, почему нельзя было чужие территории закрасить в другой цвет и обозначить на карте число противников. Играть не удобно.