Когда меня стали спрашивать, стоит ли покупать "Age of Mythology: Tale of the Dragon", я начал теряться, потому что это дополнение получилось спорным - и не в плане того, что оно плохое. Но особый опыт оно мне дало, и из-за этого его непросто игнорировать. Жаль, правда, что опыт смешанный и пришлось хлебнуть и мёда, и дегтя. Всё, что здесь написано, - это субъективная оценка, которая основана на впечатлениях и наблюдениях.


А в чём этот опыт заключается?

DLC к Age of Mythology: Extended Edition привносит в игру новую культуру, новую кампанию, добавляет по одному юниту к старым культурам, и... всё. Хотя нет - ещё пару уровней и возможность играть на карте гигантского размера.

А теперь по порядку - начнём с кампании, ведь через неё игрока обычно знакомят с фракцией. В кампании "Падение Трезубца" мы играли и за греков, и за египтян, и за скандинавов; здесь, в "Сказании Дракона", нам дают только китайцев. При этом сюжет у кампании заключается в следующем.


В Китае происходят несчастья: цунами, метеоры, торнадо, - и даже просыпаются вулканы. Император Яо поручает своему сыну Данчжу и одному из своих фаворитов, генералу Дзяо-Луну, узнать, почему боги не на стороне людей, а силы зла сеют хаос по всей Поднебесной. Дзяо-Лун начал свою работу со строительства дамбы, а потом перешёл к спасению Китая вместе с Шунем и монахом Чжи. Путь лежит по всему Китаю, и даже придётся гулять по китайскому аду, который сильно похож на Эреб.

Сама кампания не самая плохая, но в ней наблюдаются баги. У меня пару раз было так, что если в одной из миссии (седьмая, если точнее) не отправить героев в водный дворец, то игра вылетит, а следующая миссия не откроется, - из-за этого приходится начинать её заново. В четвертой миссии и вовсе случается атас: игра засчитывает поражение каждый раз, когда ломают склад игрока.


Поскольку играл в июле этого года, а последнее обновление случилось ещё в мае, то надо иметь в виду, что кампания может обламывать ожидания - да, в принципе, и будет это делать. Сама кампания сильно похожа на модификацию к AoM. Это ощущение возникнет во время прохождения: то стены дворца похожи на стены ещё греческой Атлантиды, то сокровище выглядит как ящик с частью тела Осириса, то герои у китайцев смахивают на молодого Кастора: все как один с мечом. Связано это с тем, что вроде как у разработчиков из Forgotten Empires и Skybox Labs не было того инструментария, который имелся раньше у Ensemble, из-за этого вся кампания делалась через внутриигровой редактор карт. Так что на это всё можно закрыть глаза.

С кампанией разобрались, а дальше что?

Дальше переходим к китайцам как фракции в AoM. Они по большей части близки к египтянам - с той лишь разницей, что их юниты немного странноваты в плане баланса. То есть как? В классическую эпоху игрок, поклоняющийся одному из трёх китайских богов, может создать различные войска в академии и в конюшнях. В академии ничего особенного - есть только алебардщик и арбалетчик: они эффективны против кавалерии (первый) и пехоты (второй). А вот в конюшнях начинается адово веселье: есть разведчики, которые выполняют свою работу хуже греческих аналогов, но формально могут хорошо драться с лучниками, пусть и не наносят им дополнительного урона; есть конные лучники, которые на деле являются лучниками (а не кавалерией), эффективными против кавалерии; наконец, есть кавалерия, которая хороша - внимание - в борьбе с пехотой. Адекватная противолучниковая кавалерия у китайцев появляется только в замке и только в мифическую эпоху. Это колесницы.


С осадными орудиями также интересно получилось: есть пехота, которая стреляет в здания петардами, катапульта, - и на этом всё; также есть генерал, который является смертным эквивалентом Аркантоса, и монахи.

Монахи у китайцев – это нечто: их можно обучать с героической эпохи. И понятно почему: они же могут переманивать на свою сторону вражеских людей; а если игрок поклоняется Шэнь-нуну, то и мифических юнитов можно под свои знамёна заманивать. Процесс является приветом из Age of Empires, который уже давно превратился в Интернет-мем: помните «Wololo» из первой части? Только вместо этого монахи ударяют по супостатам зычной мантрой «ом». Впрочем, конвертация существ в AoM - не ново, ибо жрецы Сета могут подчинять нейтральных животных.


В плане экономики и мифологии китайцы выглядят как гибрид египтян с атлантами. У них один склад на все виды ресурсов, как у атлантов; только два типа героев, как у египтян, - это бессмертные и монахи. И, как египтяне, они ублажают богов специальными зданиями: называются последние садами и могут давать только один - причём любой - вид ресурсов: это и слава, и золото, и еда, и дерево.

Мифология– это особая тема, потому что китайская культура всегда выделялась своей специфичностью, и в игре это нашло своё отражение. Паньгу, первый человек (как Адам) в китайских мифах, здесь выступает в качестве титана. Божественные силы китайцы могут использовать только раз, за исключением призыва земных драконов - их разрешается использовать четырежды. Все эти силы используются в разных целях: одни дают прирост к экономике, другие ускоряют юнитов или их производство, третьи уничтожают всё в определённой площади.


В качестве главных богов у китайцев выступают три Властителя: Нюйва, Фуси и Шень-нун. В классическую эпоху Поднебесную ведут Желтый Император Хуан-Ди, царь обезьян Сунь Укун (или Сан Вуконг, если по-английски, или Сунь Хоуцзи) и богиня луны Чанъэ. Героической эпохой правят министр ада Чжон Куй, бог реки Хуанхэ Хэ-Бо и бог процветания Дабо Гун (или Туди-гун). В мифический век ведут царь-дракон восточного моря Ао Куан, бог огня Чжу-жун (или Чонли) и владычица запада Си-Ван-Му. И с ними не соскучишься. Благодаря богам можно вызывать стадо коз, насылать цунами посреди пустыни, расплодить собственные войска, не имея ресурсов, вызывать гейзеры, и многое другое.

Среди мифических существ за китайцев воюют красные птицы юга (нет, они не коммунисты), терракотовые воины (кто-то явно смотрел третью «Мумию»), белые тигры, драконы, вампиры, разные чудо-звери вроде цилиней и цари обезьян. Да, цари обезьян - во множественном числе.

Однако…

…в игре бывают странности. Она вышла в январе 2016 года - и последний раз обновлялась в мае. И знаете - слишком сильно всё здесь заточено под мультиплеер, из-за чего пострадал искусственный интеллект. Если он играет на карте типа «Винландсага» за китайцев, то ему не выдают транспортную лодку и он только добывает ресурсы. Он ни развивается, ни строит здания, ни переходит в следующую эпоху, а только добывает всё, что найдёт на острове, а потом просто сидит и ничего не делает! Вообще, на этой карте всем китайцам и даже атлантам не выдают транспорт, хотя Атлантида как отдельная фракция появилась в Titans.


Но вернёмся к Поднебесной. Китайцы-боты - что союзники, что враги, - прекрасно себя чувствуют на местности с озёрами и реками, которых нет островов. Они не заточены под карты «Командная миграция», «Винландсага» и «Острова», зато действуют на других картах - благо большинство новых карт не имеет островов. Даже «Старая Атлантида» - это просто слегка затопленный, большой остров, на котором уживаются все игроки.

Также игра оказалась слишком требовательной к ресурсам. Я запускал старую версию (пиратку) с «Титанами», на Samsung Q1 Ultra - там она пусть с тормозами, но работала и даже ухитрялась выполнить все задачи. В новую версию я играл на стационарном ПК с процессором 4 ГГц и ОЗУ 4 ГБ. И если на ней поставить все настройки на максимум, то нельзя узнать, что делают улучшения, а боты порой тормозят и зависают. Бывало даже, что приложение просто самопроизвольно закрывалось, жалуясь на ошибку памяти, или некоторые юниты в обычном режиме становились недоступными. Впрочем, подсказки даже на минимальных настройках не высвечивались.


В игре постоянно правили баланс для мультиплеера, из-за чего трудно разобраться в доступности тех или иных технологий или вообще в том, что они делают, ибо формулировка «делает пехоту сильнее» является немного туманной, а некоторые технологии оказываются доступными не в Героическую, а в Классическую эпоху (это я про Топоры Маспелла, которые увеличивают дальность атаки топорометателей).

Но не будем о плохом…

В DLC добавлены новые юниты для старых культур, из которых самые интересные есть у греков и у скандинавов. Греки в Классическую эпоху могут создавать врачей, которые лечат юнитов. Северяне же в Героическую способны в кои-то веки обучать лучников. У атлантов появилась своя катапульта, а египтянам достался весьма странный юнит. Их солдат с хопешем наносит дополнительный урон только крестьянам, и его можно прокачать до чемпиона.

Поворачивать карту нельзя, - зато можно поворачивать здания. Также есть смена дня и ночи - то есть периодическая смена освещения; сделано для красоты. Кроме того, можно включить размытие, эффекты сглаживания и SSAO.


В целом дополнение понравилось - даром что оно похоже на фанатскую модификацию, - но хотелось бы, чтобы было поменьше багов и вылетов. Кампания у китайцев неоднозначная: она явно делалась с расчётом на продолжение, но при этом получилась завершённая история с недомолвками. Сами китайцы получились довольно интересными и очень требовательными к микроконтролю. Поиграть можно, а вот интересна ли китайская мифология настолько, чтобы ради неё покупать DLC «Tail of the Dragon», - это уже ваше дело.

P.S. Те же Forgotten Empires сделали два аддона к HD-переизданию Age of Empires 2.

Автор: Terronezov
Дата: 18.10.2016

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей