Разработчик: Revolution Software
Жанр: Квест, приключение
Дата выхода на платформе: 28.06.2012

Сдаётся мне, что каждый, кто увидит эти строки, вполне имеет представление о том, что же за зверь такой Broken Sword: The Shadow of the Templars и с чем его едят. Ведь игра самая что ни на есть классика, каковой она быть может в принципе. Вышла Broken Sword: The Shadow of the Templars в 1996 году, т.е. примерно в "золотую эпоху квестов", и является ярким её представителем. В самом объективном из возможных игровых топов, а именно в голосовании на Old-Games.ru в категории adventure, серия Broken Sword заняла почётное второе место среди множества достойнейших проектов, а потому оспаривать её гениальность бессмысленно. Впрочем, лично мне довелось сыграть в игры серии лишь в году так 2004-2005, уже после выхода гениальной Syberia, - и, признаться, лично я в восторге от них не остался, и попробую пояснить почему.


Перед приключениями Джорджа Стоббарта в переиздании нам сперва покажут судьбу Нико Коллар.

Оригинальный Broken Sword встречал прекрасной рисованной графикой, роскошной музыкой, отличным сюжетом, полным тайн и связанным с загадочным Орденом тамплиеров, юмором, а также неплохими и по большей части весьма логичными загадками. В общем, абсолютное большинство игроков осталось в восторге от проекта, рассыпавшись веером положительных отзывов, впоследствии приведших игру культовому статусу. Я в целом люблю квесты, как совсем старые вроде King's Quest 1, так и посовременней, наподобие Dreamfall: The Longest Journey. Эталоном жанра для меня в своё время стала Syberia - игра, побудившая к прохождению огромного пласта классических квестов с целью отыскания подобных ей. Среди прочих оказались пройденными и игры серии Broken Sword, в том числе и The Shadow of the Templars. Нет, не подумайте: игра в целом мне понравилось, но о какой-то её гениальности, честно говоря, и мысли не возникло. На фоне уже пройденной Syberia (я знаю, что она вышла куда позже, - но что поделать, если в Broken Sword довелось сыграть после Syberia) играть было банально скучно. Да, несколько держал в тонусе юмор и весьма интриговал сюжет, - но большой любви со "Сломанным мечом" у меня не случилось: лишь так, пробежала небольшая интрижка.


Наконец-то у нас появилась возможность изучить квартиру Нико!

Невзирая на моё скромное мнение, как уже упоминалось, игра оказалась весьма популярной, породив аж целую серию. Сиквел с той же концепцией повторил успех оригинала, а затем разработчики ушли в "три-дэ". 3-я и 4-я части "Сломанного меча" стали полностью трёхмерными адвенчурами, которые понравились далеко не всем. Признаться, лично мне, напротив, они приглянулись больше, нежели двумерные прародители (всё, теперь можно бросать помидоры). Геймплей концептуально отличался от первых игр, что мой молодой организм расценил как весьма положительный сдвиг. Но мнений сродни оному оказалось меньшинство, и они потонули в бездне праведного гнева фанатов оригинальной дилогии. Разработчики, видимо взвесив полученные отзывы (или пересчитав заработанные барыши), приняли решение о выпуске ремейка оригинала, а точнее - его "режиссёрской версии". Стоит отметить, что решение это принималось в конце нулевых, когда переиздания классических проектов, хотя и случались, ещё не стали столь массовыми. Любопытен тот факт, что впервые Broken Sword: The Shadow of the Templars - Director's Cut в марте 2009 года посетила платформы от Nintendo - Wii и DS, навестив родной ПК только спустя полгода, в сентябре 2009-го. Ещё спустя 4 месяца, в январе 2010 года, игра вышла на iOS. Пользователям Android ждать её пришлось аж до июня 2012-го, когда разработчики решили "рубить капусту" по полной, выпустив игру на данной платформе.


Все диалоги в переиздании наводнили анимированные портреты размером в пол-экрана.

Собственно, изменения "режиссёрской версии" заметны сразу при запуске игры. Так, в меню добавлен небольшой комикс-арт, рассказывающий о некоторых жизненных перипетиях одной из главных героинь Broken Sword - Нико Коллар. В дальнейшем становится ясно, что, помимо комикса, разработчики добавили полноценную предысторию к сюжету оригинальной игры продолжительностью примерно до 1,5 часа, где мы от лица мисс Коллар воочию увидим определённые события, о которых ранее в игре лишь шла речь. Сделана предыстория добротно, загадки по большей части также адекватные (не могут, в конце концов, квестоделы не запороть хотя бы одну загадку), ну а персонажи раскрыты чуть глубже, нежели в оригинале.

Преодолев барьер в виде новёхонькой предыстории, игра забрасывает нас в старое доброе действо оригинальной Broken Sword с хорошо знакомым Джорджем Стоббартом на переднем плане. Здесь, впрочем, также завезли определённые новшества. К примеру, ко всем диалогам в игре прикрутили портреты героев, которые даже слегка анимированы. Всё бы ничего, но есть одно "но" - они не всегда внешне совпадают с фигурами их носителей. Проще говоря, раньше некоторые персонажи представлялись совершенно другой наружности. К новым обликам придётся привыкнуть, ибо их портреты в диалогах будут пялиться на нас из рамок размером в пол-экрана. Если вы впечатлительны, ещё и во сне приснятся. Впрочем, недостаток несколько надуманный, - но тем не менее. Бывалые квестоманы могут позабыть про пиксельхантинг ибо игра теперь щедро подсвечивает все активные предметы и зоны, едва мы сделаем легонькое касание по экрану. Наиболее сложные головоломки в переиздании упрощены (прощай, козлиная морда), но, дабы игроки сильно не скучали, добавлены новые (порой - достаточно сложные).


Такие голубые кружки "подсветят" все "активные зоны", едва мы коснёмся тачскрина.

При всём при этом переиздание стало куда дружелюбней к игрокам, нежели оригинал. Во-первых, теперь не осталось возможности погибнуть (персонаж сам озвучит причины, почему не стоит делать то или иное действие), а также сильно трансформировались задачки "на скорость" (так, если мы тупо ничего не будем делать, в конце концов наш протеже САМ сделает то, что нам нужно по сюжету (!)). Во-вторых, игра снабжена многоуровневой системой подсказок и дневником (где ж вы раньше-то были). Особенно мне понравились подсказки, едва воспользовавшись которыми мы получим лишь намёк на дальнейшие действия, однако, если его не поймём, можем использовать их дальше, в конце концов получив по пунктам необходимую последовательность действий. Не скажу, что задачки зубодробительные, но местами поломать голову придётся, - а потому такая система вполне имеет право на жизнь. Что касается дневника, то задумка очень правильная и нужная, но реализован он из рук вон плохо, без какой-то систематизации. Кроме того, дневник не сохраняет информацию о том, на какой странице мы его покинули, каждый раз возвращаясь при открытии в самое начало.


Обновлённый интерфейс. "Старый", на мой взгляд, был интереснее, - но для мобильных платформ этот определённо удобнее.

Теперь хочется несколько слов сказать о том, как переиздание выглядит, звучит и играется в целом. В плане работоспособности каких-то проблем у игры не замечено, - но здесь стоит отдать должное оригинальной игре, к работе которой по крайней мере у меня на ПК вопросов не возникало. Графически я каких-то изменений по сравнению с оригиналом также не заметил: разве что разрешение подтянули, а так картинка та же. Другое дело, что рисованная графика со временем особо не устаревает, а потому ругать визуальный ряд не хочется. Отмечу, что новые задники, возможно, чуть лучше прорисованы, нежели старые, - хотя, честно говоря, заметно это не особо. А вот со звуком разработчики что-то намудрили. "Старые" диалоги оставили как есть, а "новые" перезаписали. Стоит ли говорить, что качество записи звука за период с 1996 по 2009 год существенно выросло, - а потому от шипения "старой" озвучки на фоне чистого звука "новой" реально коробит. Уж не знаю, как эту проблему следовало решить, но получившийся вариант, на мой взгляд, вышел наименее удачным.


Обойти "козлиную морду" теперь можно в два счёта.

В остальном мы имеем всё тот же "Сломанный меч", со всеми его достоинствами и недостатками. Сюжет, хотя и не выглядит столь же свежим и оригинальным (особенно на фоне небезызвестной Assassin's Creed, превратившей противостояние ассасинов и тамплиеров в мейнстрим), остаётся интересным и весьма захватывает. Большинство загадок вполне логично, ну и нельзя забывать про фирменный юмор, коим щедро наполнены практически все диалоги. На Android игра себя чувствует весьма неплохо, и не раз похороненный на ПК жанр, на мой взгляд, имеет большую перспективу на мобильных устройствах. К управлению каких-то вопросов нет, а интерфейс в переиздании адаптировали для тачскринов (вспоминаем первоначальный релиз переиздания на DS).

В плане перевода оригинальной Broken Sword повезло: мир увидел ряд локализаций, как официальных, так и не совсем, - но качество большинства из них оказалось достаточно высоким. Что касается переиздания, то единственным его официальным переводом является вариант от "1С"/"СофтКлаба", представляющий локализованные субтитры с нетронутой озвучкой. Мне, как любителю полного дубляжа, такой вариант не очень понравился, - а принимая во внимание, что диалоги ранее вполне годно озвучивались, так и вовсе я, можно сказать, разочарован.


Кто "с ходу" не отыщет на скриншоте Гвидо, тот в Broken Sword ранее явно не играл.

От порта в итоге у меня осталось положительное впечатление - впрочем, как и от "режиссёрской версии". Управление удобное, а игра на небольшом экране смартфона если и потеряла в очаровании, то совсем немного. По большей части мне понравились как дополнительные сцены/головоломки, так и упрощения некоторых старых задачек (за исключением нескольких перегибов) и введение подсказок/дневника, пришедшее в переиздании. Другое дело, что лично для меня Broken Sword никогда не был и, вероятно, не станет шедевром и игрой на все времена, а просто останется отличным проектом, который можно порекомендовать любителям подобного жанра.

Оценка игры: 8.0 из 10


Автор: LEKA
Дата: 12.01.2021

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей