Supaplex

Supaplex
Жанр: Puzzle
Разработчик: Think!Ware Development
Издатель: Digital Integration
Год выхода: 1991
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.57 из 10
  • 64
  • 14
  • 33

Думаю, что сколько бы десятилетий ни насчитывала история компьютерных игр - некоторые из них не забудутся никогда. Одной из таких игр становится легендарная Boulder Dash (далее - BD), выпущенная в бородатом 1984-ом, портированная на все мыслимые платформы и породившая целую плеяду концептуальных серий игр. Последние принято называть “клонами” BD. Однако по крайней мере один из них настолько гениален, что совершенно точно заслуживает равнозначного с “родителем” места на Old-Games.RU, нашем музее шедевров игростроения. На табличке под экспонатом напечатано: “Supaplex”; пожалуйста, не стесняйтесь копировать и трогать руками (тем более что авторы присвоили своему детищу freeware-статус).

Уверен, что разработчики (два студента-швейцарца, Майкл Стопп и Филип Джесперсен) первоначально лишь хотели сделать своего рода хохму для "своих", перенеся BD из мрачного подземелья в неведомый мир программного обеспечения. Главным героем стал очень похожий на Pac-Man'а обаятельный компьютерный вирус Мерфи, стремящийся уничтожить необходимое количество т.н. “инфотронов”, очевидно, представляющих собой некоторую информацию, и отправиться на выход с уровня. Остались камни, олицетворяющие здесь, похоже, различные файрволы. Роль грунта стали играть безликие тайлы печатных плат. Врагами стали движущиеся ножницы-антивирусы и некие “электроны”, одновременно являющиеся потенциальными носителями информации. Всё так же падающий шар (файрвол) с вашей помощью может уничтожить взрывом вашего врага вместо вас, а может, например, и путь преградить.

Очень радостно, что ребята не остановились на копировании. Перво-наперво был убран таймер. Однако не думайте, что играть стало легче! Просто Supaplex терзает игрока не необходимостью спешить, а осторожно размышлять. Решение многих головоломок – по-настоящему стратегическая задача. Нет, порой и руки придется испытать на проворность – уровни часто сверхдинамичны, но в целом Supaplex гораздо сильнее ориентирован на логику, чем его предшественник. С течением уровней вы увидите множество элементов, не имеющих аналогов в BD. В платах то тут, то там могут происходить с определенной периодичностью опасные для жизненного цикла вируса замыкания. Некоторые области обладают аналогом гравитации, тянущей Мерфи вниз: забраться вверх в таких областях можно только по печатным платам. Многие области разделены портами: односторонними, двусторонними, перекрестными; обычными и реверсирующими гравитацию. Появились различного цвета дискетки, способные к детонации: одни, подобно камням, падают, взрываясь при соприкосновении с чем-либо, другие можно потребить и выставить в нужном месте, третьи передвигаются в сторону любого свободного тайла, подобно ящикам в Sokoban'е, и взрываются с помощью специального терминала.

Созданных инструментов авторам оказалось достаточно для сотворения 111-ти (ста одиннадцати!) сложнейших уровней. Порой находчивость построителей уровней просто поражает – с наскока совершенно точно не пройти. В этом, возможно, кроется единственный недостаток Supaplex… Он очень сложен, и далеко не каждый способен успешно играть в него, уделяя этому лишь немного свободного времени. Однако, скорее всего, именно из-за своей сложности и изобретательности Супаплекс завоевал целую армию поклонников.

Исполнение безупречно! Прекрасная (разумеется, надоедающая при прослушивании на протяжении десятков часов) музыка, очень опрятная и приятная для глаза графика, плавная анимация.

Явный претендент на звание лучшей игры в жанре головоломок. Повторюсь: гениальная, практически идеальная игра, совершенно справедливо считающаяся культовой!
Автор обзора: Nightingale
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
@Strannik_, март значит, там у одного из авторов как раз 26.03 ДР, вот бы открытку замутить поздравительную, Supaplex 30 Anniversary, здесь на форуме есть умельцы? А то мои способности к фотошопу весьма посредственны. Игру впервые увидел году эдак в 94, из серии Dave 2, Wolfenstein, Prince of persia... Поразила тогда меня неимоверной сложностью, тогда смог пройти только несколько первых уровней. Несколько раз возвращался, все 111 одолел только в 2017
@Anon83, файлы во Floppy-версии на сайте датированы 21.12.1991.

В исполняемом файле указан только год:
"SUPAPLEX BY DREAM FACTORY (C) DIGITAL INTEGRATION LTD 1991"

Версия для Amiga вышла раньше.
На странице Supaplex - Vikipedi сообщается о выпуске игры в марте 1991 года.
30 лет игрушке в этом году, более точную дату никто не подскажет?
боже я ее нашёл, перерыл кучу интернетов и тут 2 часа рыл весь каталог.
Забыл название совершенно, в голове только остался какой-то зеленый фон, микросхемы, пак-ман и то что музыка была забойной...
Отец притащил i386 в 1993 году, я в 10-ом классе и до окончания школы еще 2 года, вот это было время...
Это была первая игра в моей жизни на PC после Atari и ZX.
Рубился в этот шедевр до посинения, пока с утра проснувшаяся на работу мать не вырубала комп жестко тумблером на корпусе))
26 лет прошло, а до сих пор играбельна... сижу вот уже третий час
В spfix63 остался один раздражающий глюк. Красная дискета, когда набегаешь на неё слева - смещает центровку экрана. После нескольких взятий - колобок уже не в центре экрана, а сильно сбоку.
Пробел+вправо на красную дискету такого эффекта не даёт, как и взятие с других сторон.
В общем-то это критично только на паре уровней из классических, но - раздражает.