American McGee presents Bad Day LA

Bad Day LA
American McGee presents Bad Day LA
Жанр: Action
Разработчик: Enlight Software
Издатель: Aspyr Media
Год выхода: 2006
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 6 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.67 из 10
  • 3
  • 4
  • 3
Талантливый человечище Американ Макги (American McGee) приложил руку к немалому числу хитов. В его послужном списке числятся такие культовые вещи, как DOOM (1993 - DOS) , Quake (1996 - DOS) и American McGee's Alice (2000 - Windows). Однако редкий творец может обойтись без неудач. Вот и на Макги нашлась проруха в лице «героя» настоящего описания – весьма неоднозначного экшена American McGee presents Bad Day LA, также известного под более кратким «именем» - Bad Day LA.

Сразу оговорюсь, что данный проект, по крайней мере с точки зрения качества, отнюдь не является провалом или трэшем. Скорее это «Postal² (2003 - Windows) на минималках» - сатирический, неполиткорректный и полный нереализованных либо не использованных «на полную катушку» идей экшен, которому бы не помешали более качественные проработка и полировка.

Дабы не быть голословным, перейду непосредственно к содержанию игры, начав по традиции с сюжета. Главным героем Bad Day LA является афроамериканец Энтони Уильямс (Anthony Williams), кочующий с заполненной барахлом тележкой по окрестностям Лос-Анджелеса. Почему у него такое своеобразное занятие? Просто Энтони является «лицом без определенного места жительства». Бомжом, короче говоря.

И вот в один «прекрасный» день протагонист выбрался на скоростное шоссе, «полаялся» с водителями да и решил справить большую нужду прямо на дороге. Однако в самый разгар процесса началось настоящее светопреставление – на шоссе рухнул управляемый террористами самолет, под завязку забитый превращающим людей в зомби препаратом. Далее последовали землетрясения, цунами и метеоритный дождь. На улицах воцарился Хаос Неделимый (ну хорошо, просто хаос), чем тут же решили воспользоваться мародеры, уличные банды и вооруженные до зубов грабители банков. Да и террористов списывать со счетов не стоит. И в эпицентре всех этих событий оказался наш бомжеватый подопечный… который вовсе не горит желанием быть героем и хочет просто выбраться изо всей этой передряги живым.

В общем, авторы игры взяли классический сюжет «фильма-катастрофы», довели эти самые катастрофы до абсурда и добавили большое количество юмора. Результат получился неоднозначный – вполне удачные гэги соседствуют с сортирными «шуточками» и «чернушными» приколами. Чего стоит спасение младенца, которого протагонист мощным пинком отправляет через пропасть точнехонько в объятия родной матери… которую ребенок сносит, словно пушечное ядро… Не обошлось и без шаблонных персонажей вроде недалекого вояки и блондинки с собачкой.

Впрочем, нельзя не упомянуть и вполне удачные находки. Например, дающих советы белок. Или проводящего наглядный инструктаж персонажа – рассказывая, что отстреливать обычных граждан плохо, данный индивидуум начинает реально вести огонь по гражданским и в полной мере испытывает на себе их гнев.

В итоге в части истории, ее подачи и юмора игра вышла на любителя. Кому-то понравится, а кто-то скажет свое «фи». Но тут, как говорится, на вкус и цвет… Другое дело, что весьма неоднозначным вышел и геймплей проекта. Авторы придумали кучу разных механик, но или не довели их до ума, или вставили в проект словно «для галочки». Так что и в этом аспекте Bad Day LA зацепит далеко не каждого игрока.

Начнем с того, что в игре всего 10 уровней, в большинстве своем построенных по принципу «коридора». Иногда в буквальном смысле – персонаж бегает по расположенным внутри здания помещениям и переходам между ними. А временами и в переносном. Например, игроку дают возможность побегать по разрушенному району Лос-Анджелеса. Вроде бы локация большая, на ней присутствует куча зданий… Но по сути своей это тот же коридор, просто чуть менее явный и более крупных размеров. И геймеру всё равно придется посетить определенные локации и совершить в них вполне конкретные действия (подобрать предмет, кого-то спасти). Да и сойти с задуманного разработчиками маршрута не получится при всём желании, благо авторы «огородили» коридор различными препятствиями вроде разломов в земле, разбитых машин и груд обломков.

При этом большая часть местных локаций заселена мирными гражданами. Причем регулярно «респаунящимися». Найти безлюдные участки уровней можно, но их совсем немного, и делать там, как правило, особо нечего. Изначально граждане настроены к герою нейтрально. Однако стоит только начать их убивать, как отношение народных масс к протагонисту резко изменится. Что вполне может привести к натуральному суду Линча. Если, конечно, не сделать ноги либо не поправить ситуацию (о чём немного позже).

Казалось бы, что за беда? Не трогай обычных граждан да иди своей дорогой. Но не всё так просто. Дело в том, что обстановка вокруг, мягко говоря, неспокойная. В результате мирные товарищи будут получать ранения, гореть, подвергаться атакам зомби. И любая смерть, произошедшая на определенном расстоянии от героя (обычно в пределах видимости), относится на его счет! В связи с этим игрок вынужден не просто воздерживаться от атак на нейтральных персонажей, но и помогать им…

А также отслеживать показания специального индикатора, расположенного в правом верхнем углу экрана. Изначально он зеленый, но в случае совершения «злых» поступков либо пассивного поведения геймера, игнорирующего нуждающихся в помощи бедолаг, начнет менять свой цвет. И мой вам совет: дальше синего – второго по счету – «состояния» лучше не заходить. Особенно на высокой сложности. Ибо выжить и «вернуться» в зеленую «зону» будет крайне проблематично. Плюс при высоких показателях (третий-четвертый уровень) наш подопечный начнет терять здоровье.

Собственно, как это работает на практике. Гибель гражданского или неагрессивного домашнего животного (чуть про них не забыл) вызывает кратковременное появление над трупом черной рожицы – «смайла». Одновременно она возникает и под индикатором. Три рожицы - и индикатор меняет свой цвет. Каждое же доброе дело влечет за собой появление над спасенным белого «смайла», также оказывающегося и под индикатором. Собираем три штуки - и уровень понижается.

И тут мы подходим к одному из главных вопросов – какие добрые дела может творить игрок. Прежде всего к ним относится ликвидация плохих парней – уличных бандитов, зомби, террористов. А также крыс и агрессивных домашних питомцев.

Кроме того, с помощью имеющихся у героя бинтов можно лечить раненых. Перевязочный материал у Энтони бесконечный, однако имеет свою шкалу, при обнулении которой нужно выждать некоторое время, прежде чем она заполнится и бинтами можно будет воспользоваться снова. При этом наш подопечный практикует весьма интересный способ лечения. Так, взмахом руки он выпускает «облачко» красных «медицинских» крестов, восполняющих здоровье любого количества персонажей, оказавшихся в радиусе «поражения». Правда, для получения белого «смайла» потребуется провести данную процедуру для каждого раненого два-три раза.

Еще в закромах у Энтони имеется огнетушитель. Также бесконечный, но требующий «перезарядки» при обнулении «боезапаса». С его помощью можно тушить пожары, горящих бедолаг и… исцелять зомби! Да, обработав «пациента» струей пены, можно вернуть ему здравый рассудок и человеческий облик. Правда, пристрелить их тоже никто не запрещает.

Кстати, забавный момент. Как правило, игровые персонажи зомбифицируются прямо на наших глазах, постояв в парах распыленного террористами химиката. При этом облачка вещества перманентно присутствуют на отдельных участках большинства уровней. В результате процесс обращения населения в зомби идет непрерывно. А некоторые товарищи умудряются обратиться и после спасения, причем не один раз.

Более того, аналогичным образом можно трансформировать в зомбака и главного героя! Стоит только дать ему постоять некоторое время в парах того самого химиката. При этом какой-то особой пользы от превращения нет. Обратившись, Энтони теряет возможность использовать оружие и может лишь плеваться в противников желчью. А также становится врагом всех находящихся поблизости людей. Впрочем, использовав на себе огнетушитель, протагонист возвращается в нормальное состояние и может продолжать выполнение своей миссии.

Однако вернемся к добрым делам. Помимо уже упомянутых деяний, стоит отметить такие вещи, как сбор небольших американских флагов (присутствуют только на первом уровне) и нейтрализацию (не летальную) мародеров, выносящих вещи из чужих домов.

Как можно видеть, выбор добрых дел достаточно небольшой. А злых так и того меньше. Но самым печальным является то, что в геймплей эта система интегрирована слабовато. Дело в том, что Bad Day LA является крайне непродолжительной игрой. На невысокой сложности ее можно пробежать за два-три часа. А вышеупомянутая механика «добрых дел» скорее затягивает прохождение, а не развлекает.

Ведь большую часть игры геймеру постоянно выдаются задания вроде «помоги n-му числу раненых» или «исцели/убей такое-то число зомби». В результате, вместо того чтобы двигаться вперед по уровню, игрок вынужден топтаться на месте, выполняя такие вот поручения. И это при том, что на паре этапов параллельно придется спасать специальных персонажей, имеющих свои специфичные задания. Так, от одного парня потребуется отогнать стаю злобных собак. А старого пенсионера нужно будет снять с дерева (свалив его вместе со стариканом). Пару же девиц придется вывести из горящих руин, проложив себе путь огнетушителем. Ну и всё в таком духе.

Из-за таких вот заданий динамика неплохо так «проседает». Да и в целом вся эта игра в спасателя начинает постепенно утомлять. Видимо, авторы тоже обратили внимание на данный момент, поскольку на последних уровнях такого рода поручения отсутствуют.

И тут возникает важный вопрос – а как обстоят дела с шутерной составляющей геймплея Bad Day LA? К сожалению, сама по себе она получилась довольно слабой. Да, у нас есть немалых размеров арсенал, включающий в себя кусок трубы, дробовик, автомат, снайперку, бутылки с зажигательной смесью, самопальный огнемет, кусачки для ногтей (страшная штука, сносящая группы врагов) и базуку. Причем все вышеупомянутые орудия смертоубийства можно одновременно носить с собой без каких-либо ограничений.

Также в игре присутствует немалое количество разновидностей врагов, среди которых крысы, собаки, медузы, зомби, террористы, уличные бандиты, охрана аэропорта с «электропистолетами». Есть и «промежуточные» боссы вроде троицы попавших под влияние зла супергероев или группы беглых заключенных, использующих в качестве оружия морских обитателей типа электрического угря и рыбы-меча. Да и полноценные главари имеются, например весьма упитанная чернокожая сотрудница охраны аэропорта, неуязвимая к обычным атакам.

Казалось бы, в чём проблема? Оружия много, разнообразных врагов тоже хватает. Но вся беда в том, что конкретно экшен получился у разработчиков скучноватым и вторичным. Уничтожение прячущихся на крышах снайперов, отстрел толпы врагов из стационарного пулемета, поездка стрелком на танке – всё это мы видели неоднократно и в самых разных интерпретациях. Плюс перечисленные эпизоды являются наиболее яркими и нестандартными.

В обычной же ситуации мы просто идем по коридорным локациям и отстреливаем попадающихся врагов либо бегаем по этакой арене, сражаясь с очередным боссом. При этом ганплей в Bad Day LA откровенно слабый - «пушки» ощущаются плохо (за исключением огнемета), враги гибнут не особо зрелищно, а интересных механик и тактических ухищрений практически нет. Максимум простейший «спидран» под вражеским огнем. Плюс тот же самодельный огнемет просто ломает баланс в ограниченных пространствах, позволяя сжигать толпы врагов.

Противники, кстати, в большинстве своем тоже не особо радуют. В том числе по причине слабого интеллекта. Они либо держат позиции (снайперы на крышах, стрелки за баррикадами), либо бегут на протагониста (бандиты с битами, автоматами и огнеметами), чтобы атаковать врукопашную или открыть огонь с ближней дистанции. Да и в целом все эти террористы в противогазах и уличные братки с парными УЗИ ветеранам шутеров попадались не раз.

Ситуацию могли бы отчасти исправить главари да полубоссы, но и они получились весьма «блеклыми». По крайней мере, в геймплейном плане. Данные товарищи не обладают ни разнообразием атак, ни интересными навыками вроде смены формы. По сути, от рядовых врагов их зачастую отличает лишь повышенное здоровье. Да, некоторых главарей можно убить лишь при условии решения головоломки. Однако игра зачем-то дает в таких случаях подсказки, не позволяя геймеру поломать голову самостоятельно.

Впрочем, главная беда проекта, на мой взгляд, заключается в странном балансе. Начнем с того, что игроку изначально доступны четыре уровня сложности, а после однократного прохождения игры открывается пятый. Так вот, на первых убивать врагов очень легко, за счет чего все уровни пробегаются за те самые два-три часа. А вот на последующих «толстокожесть» противников возрастает, превращая прохождение отдельных эпизодов на высокой сложности в настоящую тягомотину. Например, придется нудно всаживать пулю за пулей в босса-снайпера. И наматывать многочисленные круги по локации с супергероями, «нашпиговывая» их при этом «свинцом».

Кроме того, лично мне уже на «средней» сложности не хватало боеприпасов. Точнее, как не хватало. В Bad Day LA большинство пакетов с едой (выступают в роли аптечек), а также обойм (коробок с патронами) бесконечно появляются в одном и том же месте с определенной периодичностью. Плюс выпадают из гражданских и врагов. Исключением являются лишь добавляющие единицу к максимальному запасу здоровья журналы для взрослых.

В результате, «окучивая» раз за разом точки респауна боеприпасов (еды), вполне можно максимально «упаковаться» перед особо сложной битвой или поединком с боссом. Плюс здоровье главного героя умеет самостоятельно восстанавливаться с течением времени. Другое дело, что процесс этот весьма небыстрый. В результате нередко возникают ситуации, в которых игрок прячется в каком-нибудь закутке в ожидании восполнения жизненной энергии либо появления очередной обоймы для автомата. Что весьма сказывается на динамике игры. Тем более во многих локациях присутствует респаун противников (мирных жителей), способных испортить весь «прогресс», - то боеприпасы придется на террористов потратить, то зомбифицированные гражданские здоровье отнимут.

А теперь самое интересное. Почитав всё вышенаписанное, вы можете подумать, что Bad Day LA совсем уж плохая игра. Однако это не так. Всё дело в том, что две «половинки» геймплея – отстрел врагов и спасение мирных граждан, - не особо впечатляющие по отдельности, временами дают очень неплохие результаты именно в сочетании. Так, в одном игровом эпизоде от геймера потребуется перестрелять вооруженных самодельными огнеметами бандитов, параллельно спасая от пламени группу подожженных ими гражданских. Причем последних мы выручаем не просто ради сохранения репутации, а с определенной целью – после того как мы наберем нужное количество людей, они дружно навалятся на стоящий неподалеку автобус и столкнут его в разлом, создав таким образом подобие моста. К сожалению, таких вот «заготовок» в игре совсем мало. Однако и спонтанно возникающие ситуации, в которых приходится отстреливать врагов, одновременно спасая простых обывателей, бывают весьма веселыми. Или довольно раздражающими…

Резюмируя всё вышесказанное, замечу, что игра в вооруженного до зубов спасателя отнюдь не превращает Bad Day LA в шедевр. Ведь разработчики не реализовали и половины потенциала данной идеи. Однако и не «запороли» с ее помощью игру окончательно. А кое-где даже удачно применили.

Да и кое-какие увлекательные экшен-эпизоды авторам тоже удались. Мне, например, понравился отрезок одного из уровней, представляющий собой череду пересекающихся коридоров, патрулируемых солидным числом охранников. Последних желательно аккуратно уничтожать, не давая поднять тревогу, - по всей локации «натыкано» множество «тревожных» кнопок, с помощью которых оппоненты могут вызвать подмогу.

Также не забыли разработчики и про различные джамп-пазлы. Так, на одном уровне игрока развлекают прыжками по «платформам», а на другом отправляют преодолевать смертоносную полосу препятствий.

А вот чего в Bad Day LA совсем нет, так это головоломок. Какие-то задачки геймеру игра, безусловно, подкидывает, но тут же сама дает на них ответы. Но ведь можно было дать игроку возможность поломать голову. Равно как и активно задействовать в прохождении напарников. Ведь во время своих похождений Энтони соберет целую гоп-команду, состоящую из сохранившего разум зомбифицированного маленького мальчика, однорукого солдата, блондинки с собачкой и мексиканца с бензопилой. Эти товарищи будут сопровождать протагониста практически всю игру, изредка оставляя его наедине с врагами по воле сценаристов и скриптов.

При этом, несмотря на наличие аж четырех соратников, одновременно с нами будет бегать только один из них. Причем сменить напарника можно в любой момент. Увы, этот аспект игры, как и многие другие, разработчики откровенно не доработали. Ведь пользы от таких помощников, мягко говоря, не очень много. Особенно на высокой сложности. Да, они могут ненадолго отвлечь на себя огонь или добить раненого врага. Но какого-то существенного влияния на геймплей они не оказывают.

А ведь можно было бы придумать головоломки, требующие командной работы и (или) правильного выбора напарника. Или сделать босса, уязвимого именно к атакам кого-то из соратников. Но увы - в игре есть лишь одна задачка по спасению человека, требующая задействовать виртуального помощника. Да и в бою соратники не слишком полезны. Разве что вояка со своими «лимонками» иногда может пригодиться. Однако весьма радует тот факт, что напарники бессмертны - и возиться с ними так же, как с ботами в John Romero's Daikatana (2000 - Windows), не придется. Исчерпав запас здоровья - которое, к слову, у них регенерируется так же, как и у игрока, - соратник на некоторое время «выйдет из строя». Однако, восстановив жизненную энергию до определенного уровня, наш союзник тут же вернется в строй.

Короче говоря, еще одна недоработанная геймплейная механика "уходит" в копилку авторов. Уж лучше бы разработчики соорудили и довели до ума большее количество игровых уровней. Которые, к слову, можно было бы сделать более разнообразными. Вместо этого мы имеем упомянутую ранее десятку игровых этапов, семь из которых посвящены тем самым блужданиям по локациям-коридорам. Еще два уровня представляют собой виртуальный тир от первого лица, в котором игрок выступает в качестве стрелка, защищающего движущееся по фиксированному маршруту транспортное средство. Ну а последний этап и вовсе выполнен в виде этакой арены, на которой потребуется оставаться в живых в течение определенного промежутка времени.

В общем, с геймплеем ситуация вполне понятна. А что же с технической частью проекта? Спешу сообщить, что с графикой дела обстоят получше. Правда, при условии, что вы не являетесь противником игр, выполненных в мультипликационном стиле. Ведь, использовав технологию «Cel shading», авторы создали яркий, красочный, слегка сюрреалистичный мир, в котором обитают вызывающие (лично у меня) ассоциации с человечками из наборов «Lego» персонажи. Почему именно «Lego»? Возможно, во всём виноваты угловатые модели персонажей и лица с маленькими глазами-«пуговками».

К слову, для работы над графической составляющей проекта разработчики привлекли известный в определенных кругах арт-дуэт Kozyndan. И похоже, именно его (дуэта) стараниями игра и обрела свой необычный вид. Ведь Bad Day LA может похвастаться довольно симпатичной картинкой. Вот только игровой мир проекта именно в плане «наполнения» получился довольно обычным. Многоэтажные дома, коттеджи, магазинчики, танки, легковые автомобили – чаще всего игрок будет наблюдать вполне банальные вещи. Каких-то впечатляющих арт-объектов, странных персонажей и необычных предметов в игре кот наплакал. Хотя несерьезный мультяшный стиль вполне позволял вставить в игру что-то этакое. Да, изредка нам будут попадаться персонажи, носящие костюм гамбургера. Разок встретятся супергерои. А поединок с одним из боссов будет проходить в храме ацтеков (вроде бы). Но даже для такой непродолжительной игры подобных интересных решений преступно мало.

Зато хватает мелких недоработок вроде колес-многоугольников у автомобилей. Да, они не особо бросаются в глаза, но они есть, и их количество не то чтобы совсем мало. Также нельзя не отметить низкую интерактивность и малое количество действительно качественно сделанных спецэффектов. Про быстро исчезающие тела врагов и гражданских с учетом наличия респауна персонажей особо распинаться смысла нет.

Не слишком блещет и озвучка. Голоса актеров вполне подходят их персонажам и не вызывают отторжения. Но говорить о какой-то яркой, талантливой игре не приходится. Зато стереотипы соблюдаются неукоснительно. Так, главный герой болтлив и хамоват, а наш соратник-военный слегка «тупит» и выдает патриотические спичи.

А вот музыка в целом радует. Композиции бодрые и разнообразные, а также неплохо дополняют творящуюся на экране вакханалию. Другое дело, что музыкальные темы совсем не запоминаются, да и слушать их отдельно - вне игры - желания не возникает. Кроме того, следует отметить отдельные специфические звуковые эффекты, явно задуманные в качестве этаких приколов. В частности, главный герой пищит тонким голоском при совершении некоторых действий, например прыжков. А при подборе еды и журналов для взрослых можно услышать довольно своеобразные звуки.

В итоге, собственный сатирический шутер с блэкджеком и зомби вышел у Макги, мягко говоря, не слишком удачным. Да, можно предположить, что мэтр не особо старался и просто решил срубить деньжат. Или вообще ограничился тем, что «подарил» проекту свое имя для пиара и привлечения публики. Но особого смысла гадать о мотивах Американа, на самом-то деле, нет. В любом случае итоговый результат налицо - и он, увы, неутешителен. Повторюсь, игра всё же не скатилась в полный трэш. И вызывает определенный интерес в качестве как «арт-объекта», так и шутера от третьего лица с элементами спасателя. Вот только количество загубленных идей и не реализованных должным образом механик крайне велико. Так что не удивлюсь, если многие (очень многие) геймеры прошли или будут проходить Bad Day LA с мыслями о том, какой хит мог получиться у авторов, доведи они свое детище до ума.
Автор обзора: Warmaster
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Хочется поставить этой игре десятку, но не получается. Авторы явно замахнулись на многое, причём с хорошей проработкой локаций и прочих мелочей, с большим разнообразием заданий и персонажей, а вот потом с дикой спешке клепали финал. Если сравнить второй уровень (рельсовый шутер) и предпоследний (тоже рельсовый шутер), это очень хорошо видно - насколько второй хорошо проработан, сколько там разных сценок во время езды, и насколько предпоследний скучный и пустынный. Жаль, что так вышло - аналогов игра не имеет и ни похода вообще ни на какую другую.