Black & White

Black & White
Жанр: Strategy
Разработчик: Lionhead Studios
Издатель: Electronic Arts
Год выхода: 2001
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.89 из 10
  • 45
  • 24
  • 72
Очередной птенец гнезда Питера Молиньё: как и полагается такого рода творениям, продукт весьма нешаблонный, со множеством интересных находок, но, увы, революции в жанре всё же не делающий. По сути, игра представляет собой дальнейшее развитие идей Populous в новом антураже; грубо говоря, взгляд на те же самые проблемы под другим, трёхмерным углом.

Как и в великом предшественнике, игроку предлагается примерить на себя роль... не то что бы прямо Бога, скорее мелкого племенного божка, по своим повадкам напоминающего более вымахавшего до неприличия genius loci. Нетрудно догадаться, что и в этот раз мы будем окучивать племя аборигенов, а то и несколько, защищая своих подопечных и попутно переманивая таковых у конкурента - кнутом и пряником соответственно. Да, в этом мире мы в своей роли, мягко говоря, не одиноки, - игроку встретятся как дружественные духи, так и соперники, занятые тем же самым.

Основу игры составляет вера. Вера в "Чёрном и Белом" - это конкретный ресурс, аналог "маны", магической энергии в фентезийных играх. Занятно, что вера строго привязана к конкретному поселению, что логично, ибо ко всему прочему является ещё и мерилом вашей, гм, "популярности" в широких народных массах. По сути, именно на сборе этого важного ресурса и завязана интереснейшая часть игры. Можно, конечно, запустить в воздух каменюку-другую, которые обильно раскиданы по карте; можно схватить неведомой силой сосенку в ближайшем лесу и, вырвав таковую, отнести на деревенский склад, существенно сэкономив время и силы аборигенов, - однако, поскольку от конкурентов, повторюсь, отбоя нет, особого впечатления это не произведёт. В отличие от Чуда (местного аналога заклинаний) - например, полива волшебным дождём деревенского поля или же создания еды из рога изобилия. Существенно облагодетельствовав аборигенов массовыми исцелениями и подарками, вы несомненно убедите их, что поклоняться лучше всё-таки вам, а не кому-то ещё. Ибо, повторюсь, отбоя от конкурентов нет, что и определяет религиозную картину мира, выполненную в строгом соответствии с принципом "даю, чтобы ты дал": чем больше поклоняющихся вам аборигенов - тем больше собираемой веры - тем чаще вы можете предоставлять им всевозможные чудеса. "Товар-деньги-товар" в мире высоких материй; что неудивительно - игра всё-таки юмористическая!

Немало удивляет, способствуя погружению, и интерфейс, точнее, практически полное отсутствие того, что можно было бы назвать HUD, - то есть всевозможных панелей, кнопок и прочих элементов, не являющихся частью игрового мира. По сути, единственное, что символизирует ваше присутствие, - это огромная, размером с дом, рука, посредством которой игроку предлагается взаимодействовать с окружающей реальностью: например, что-нибудь схватить. Таблицы и графики в игре тоже есть, но для их появления надо зайти в храм - одно из немногих мест манифестации вашего всемогущества. Таковой, кстати, меняет внешний вид в зависимости от вашей "добренькости" по отношению к аборигенам. Ну а какие поступки являются добрыми - вам всегда подскажет наплечный симпозиум в виде потешного ангелочка и не менее карикатурного беса, которые периодически материализуются перед выбором очередного решения.

Не следует забывать и о том, что перед нами всё-таки стратегия. Как следствие, в жизни уже "подмятой" под себя деревни мы будем принимать самое активное участие - от назначения аборигенов на конкретную работу (рыбаком или кузнецом, например) до строительства зданий и даже чудес света, дающих весьма ощутимые бонусы! К слову говоря, у каждой деревеньки имеется своя культура-национальность, что выражается как в стиле строительства домишек, так и в доступных спецзданиях. Геймплей не сводится к одной лишь только "стратегической" части, будь то накопление ресурсов или попытки заново вывести уничтоженный под корень лесок. По мере прохождения вам будут попадаться и задания от самих подопечных - зачастую весьма забавные.

Наконец, совершенно отдельная механика, выгодно отличающая игру на фоне конкурентов, - это так называемые Существа. В определенный игровой момент вам станет доступно гигантское, размером с "кайдзю", подопечное животное - каковым по вашему выбору могут стать тигр, корова или обезьяна. Это ни в коем случае не аватар и не воплощение, - это именно что домашнее животное, которое составляет совершенно отдельную сущность и живёт самостоятельной жизнью. Научить таковое "белому и чёрному" - добру и злу соответственно (используя для этого нехитрые стимулы в виде символических кнута и пряника) - и есть ваша задача. Либо, как вариант, можно просто пустить ситуацию на самотёк и посмотреть, кто вырастет в итоге - добрый волшебник, помогающий крестьянам орошать поля чудесно созданной тучкой, или же "хана всему живому", которая не прочь закусить этими самыми крестьянами.

С технической точки зрения игра выполнена на твёрдую пятёрку. Картинка красочная и яркая, но в то же время не нагружающая излишними украшательствами системные ресурсы, - для комфортной игры вполне хватит и второго Пентиума. Звук просто не замечаешь - он органично вписывается в сам игровой процесс и каких-то нареканий не вызывает. Из проблем же чисто технического характера можно отметить... разве что только пару не отключаемых во время выдачи очередного квеста роликов на базе игрового движка, в которых вам долго и нудно объясняют, чего же хочет квестодатель.

Резюмируя сказанное, можно смело утверждать, что у Lionhead Studios получилось то, что не получалось и до сих пор не получается у многих других, - "золотая середина", здоровое смешение жанров (на первый взгляд абсолютно разных - "симулятора бога", стратегии и "тамагочи"), "песочницы" и небезынтересной кампании, выполненное при этом на крепкой программной базе.
Автор обзора: ITF7
Black & White: Creature Isle, Deo Gratias, Populous: The Beginning
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Мне игра не понравилась. В ней чувствуется нарочитая "детскость" и снисходительность разработчика - вот вам мирок, играйтесь. Упрощённость взгляда на мир. Впрочем, это свойственно всем играм Молиньё.
Идея хорошая, но реализована она очень странно. Гораздо лучше, на мой взгляд, передать её получилось в другой игре - "From Dust". Там действительно чувствуется влияние на мир игры.
Классная вещь получилась: комплексная и разнообразная игра-эксперимент. Увлекает сначала осваивать интерактивный курсор-руку, при помощи которой много полезных манипуляций можно совершить. И речь не только о банальном схватить ресурсы и перетащить на место стройки, есть здесь ещё и система быстрого вызова заклинаний (в игре - Чудес) рисуя курсором некий символ, привязанный к данному заклинанию.

А потом появляется помощник - Существо. Такая здоровая зверушка с обучаемым ИИ (запоминает действия игрока и повторяет потом). Несколько раз полить водой на глазах Существа поля с пшеницей, и оно потом будет помогать сельскому хозяйству - здорово!.. В остальном возня с этим зверем - горячий привет любителям тамагочи.

Единственная серьёзная проблема: нудно и долго захватывать влияние над другими поселениями. Можно только порадоваться, что сюжет у игры не очень длинный, но даже имеющийся сюжетный режим рискует серьёзно затянуться из-за нехватки способов воздействия на другие поселения.
Интерфейс - это действительно находка. Единственный инструмент - ваша длань. Даже чудеса творятся определёнными движениями, которые после первого дня вдумчивой игры запоминаются на уровне рефлексов. Тогда в 2001 году больше всего впечатляла конечно графика, и это при том, что мелкие детальки прорисованы для своего времени превосходно.
Меня в этой игре всегда поражала и продолжает поражать сюжетная насыщенность (всевозможные побочные и основные квесты, которые потом обязательно аукнутся), свобода и выбор в решении задач, значимость действий игрока (например, поставил в городе камень - глядишь, а через час это намоленное место и священный артефакт, который при переносе в другой город стабильно впечатляет соседний народец), и конечно искусственный интеллект. Так при правильном воспитании из питомца можно вырастить надёжного помощника. Мой обезьян самостоятельно кастует в амбарах рог изобилия и поливает поля... хм... в смысле, дождь на них кастует.
Grappa, мне кажется вы принимаете все слишком близко к сердцу :-) Не вижу ничего порочного в этой игре. У меня наоборот, какая-то привязанность к подопечным здесь возникала. Ну а особо впечатлительным будут во вред любые стратегии. Ведь почти в каждой из них ты играешь в бога и отправляешь подданных на смерть :-)
Игра больше всего интересна своей системой управления камеры. Точку вращения можно задавать произвольно, указав на поверхность ланшафта. Зум по двум клавишам и оригинальный зум по трём с изменением угла атаки. Классическое вращение вокруг центра экрана. Камера в мгновение ока может быть установлена в наилучшее положения для нужного ракурса. Такого нет больше НИГДЕ ! в 3D стратегиях. Увы. Геймплей - на любителя. Воспитывать зверя битьём - не педагогично, а в случае с этой игрой - даже чревато.. для детской психики (я против)))). В целом, игра произвели впечатление какого-то спец заказа Мулинь-ю от некой секты жидомассонов. Вот он я - зверёк, я его ращу, воспитываю, наказываю. Игрок подсозантельно ассоциирует себя со "зверем" и, со временем, начинает относиться уже к себе реальному так же, как к этому зверю, из игры. Не понимая и не отдавая себе отчёт в этом. Цель всего этого безумия очевидно далеки от благородных. Играть в Бога - что может быть порочнее и развратнее для Человека. Хотя раскидывать поселенцев было весело, но с идеологической точки зрения - полный фейк.