Master of Orion II: Battle at Antares

Master of Orion II: Battle at Antares
Жанр: Strategy
Разработчик: Simtex
Издатель: MicroProse Software
Год выхода: 1996
Платформа: Windows/DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.57 из 10
  • 78
  • 56
  • 79
Обзор любой игры должен быть критичным и нейтральным взглядом со стороны - вот достоинства, вот недостатки. Но даже при этом условии о Master of Orion II можно сказать только одно: это шедевр. Игра полностью оправдала ожидания поклонников первой части и стала классикой и образцом жанра. По сравнению с Master of Orion I в игре ЗНАЧИТЕЛЬНО улучшено и развито абсолютно всё, от интерфейса и графики до боевых действий и экономики, но при этом сохранены все достоинства и атмосферность первой части – редкий пример золотой середины.

Цель и средства ее достижения те же, что и в первой части: используя широкий выбор военных, диверсионных, экономических или дипломатических приемов, вы расширяете свое государство и устраняете противников, добиваясь победы либо уничтожив всех врагов, либо выиграв «всенародные» (точнее, «всерасовые») президентские выборы; есть еще третий вариант концовки, но о нем ниже.

Выборы эти проводятся - независимо от вашего желания - регулярно, если заселено (любой расой) подавляющее большинство планет на карте, и всегда проходят напряженно, имеет место жесткая «предвыборная борьба». Масштаб карты соответствует реальному: теперь звезда не приравнена к планете и может иметь до 5 планет, каждую из которых можно заселять, если позволяют ее условия; для увеличения дальности действия своих флотов можно создавать на планете не колонию, а форпост (без населения и зданий) – его не жалко потерять; вести бой надо также за каждую планету отдельно.

Одним из лучших нововведений является наличие в игре лидеров, каждый из которых имеет свои уникальные особенности и со временем развивает их, получая новые звания. Лидеры могут быть командирами кораблей или губернаторами звездных систем, все они – личности, живущие по законам игрового мира Master of Orion II: они могут наниматься любой расой (не только вами), а при уничтожении их корабля (системы) погибать. Число лидеров ограничено, так что ходу эдак к 250-му почти все они будут кем-то наняты. Можно, конечно, обойтись и без них, но они очень сильно увеличивают эффективность ваших действий, поэтому имеет смысл их нанимать; одновременно на службе у вас может быть 4 командира и 4 губернатора.

Начало игры и ее ход. Здесь может быть огромное множество вариантов. Вы выбираете 1 из 13 уже готовых рас, имеющих свои плюсы и минусы, а также (это лучше всего) можете создать свою расу, придав ей любые особенности: на это у вас будет 10 очков, каждый плюс (например, способность расы без проблем жить на планетах океанического типа или, хм, есть камни вместо пищи) отнимает очки, каждый минус (допустим, ослабленная защита кораблей) прибавляет. Затем надо выбрать размер и особенности галактики, число рас в ней и одинаковый стартовый уровень для них - Pre Warp (1 планета, без флота и технологий), Average (1 планета, небольшой флот, базовые технологии) или Advanced (5 планет в разных звездных системах, приличный флот, средние технологии), а также уровень сложности, возможность управления боем в космосе (не отключайте ее ни в коем случае!), наличие случайных событий и атак антаранцев (о них ниже). Особо хочу сказать о высшем уровне сложности (Impossible): противник там не просто имеет больше материальных преимуществ (в том числе бонусов для расы), но, самое главное, он умнее, следовательно, бороться с ним гораздо интереснее.

Экономика. Экран управления планетой прост, удобен, понятен и напоминает Master of Magic. Фигуры солдат и танков на экране показывают наземные войска, защищающие планету, фигуры жителей – ее население. Каждый житель (1 фигура соответствует 1 миллиону) может быть фермером, рабочим или ученым, кроме того, изучив специальную технологию, можно в дополнение к жителям строить андроидов, выполняющих все эти работы. Жители планеты платят налоги, потребляют пищу, ведут научные исследования, могут строить корабли или модернизировать уже находящиеся в строю, обучать разведчиков, создавать здания, системы планетарной защиты или терраформинга, а также конвертировать свой рабочий потенциал (Industry) в рост численности населения (Housing) или деньги (Trаde Goods). Чего стоят одни космические минные заграждения или создание планеты из астероидов! В общем, всё это надо видеть, тем более что графика – для того времени - великолепна.

Дипломатия и разведка. Возможностей здесь море, совсем как в жизни. Можно выдвигать другим расам разные требования (вплоть до передачи вам их кораблей или звездных систем), регулировать отношения этой расы с любой другой, делать всевозможные предложения – в том числе такие, от которых «они не смогут отказаться», а компьютерные послы, в свою очередь, могут обижаться и не общаться с вами некоторое время. В игре складываются различные политические блоки (обычно долговечные) из союзников и «сочувствующих», что отражается на президентских выборах. А вот разведывательно-диверсионная деятельность в игре недостаточно развита, всё сводится к процентной вероятности достижения успеха с примесью случайности: вам надо просто иметь побольше разведчиков и контрразведчиков и надеяться, что им повезет. Но минус это, прямо скажем, небольшой.

Наука. Основной принцип здесь тот же, что и в первой части: вся научная работа разбита на темы (здесь их 8), а темы на разделы, в каждом из которых 1-4 исследования. Суть в том, что вы можете выполнить только одно исследование из каждого раздела, а остальные технологии можно получить только путем дипломатии или разведки, но если у вашей расы есть особенность Creative, то будете проводить все исследования раздела сразу, причем по цене одного. Технологии здесь многочисленней и разнообразней, чем в Master of Orion I, но значение их всё так же велико, и «задавить числом» флот противника, в техническом плане сильно превосходящий ваш, практически невозможно. В общем, технологии – это основа всего: развития, производства, дохода и, конечно, успешной войны.

Военные действия. Они делятся на 3 вида: бои в космосе, орбитальные бомбардировки (чтобы начать их, надо сначала победить в космическом бою), наземные бои. Орбитальные бомбардировки имеет смысл выделить потому, что они теперь стали дозированными: ваш флот может сразу применить по планете всю огневую мощь, испепелив там всё и вся, а может вести обстрел постепенно и после уничтожения войск противника на ней либо взять оставшихся жителей и здания голыми руками, либо (если вам по каким-то причинам не надо забирать эту планету у данной расы) гордо развернуться и уйти, продемонстрировав мощь – ну прямо-таки роман Р. Хайнлайна «Звездные рейнджеры». Наземные бои почти не изменились, и побеждает там тот, у кого больше войск и они лучше, причем небольшой элемент случайности есть, а вот управления, увы, нет - отметим еще один маленький минус игры. Но вот большим плюсом является необязательность истребления жителей занятых планет, а их ассимиляция, причем вначале они из-за недовольства работать будут через пень-колоду, однако потом привыкнут.

И наконец, космические бои. Это главная «изюминка» обеих частей игры и основное средство достижения победы. Теперь нет отрядов однотипных кораблей с указанием численности, а вы управляете КАЖДЫМ кораблем, который имеет свои особенности (в том числе название и опыт экипажа). Типов кораблей уже не 6, как в первой части, а неограниченное число, создавайте их столько, сколько хотите, если же тип устарел, то не беда – корабль можно модернизировать; поэтому сдавать корабли на слом, чтобы строить более новые, уже не надо. Все типы кораблей во второй части делятся на 6 классов (не смешивать понятия «тип» и «класс»!), различающихся по размеру, а размер определяет численность экипажа и свободное пространство, то есть в итоге все данные корабля: огневую мощь, скорость, живучесть и так далее. Так что лучший корабль - это Doomstar, способный в одиночку побеждать целые флоты, но чтобы его построить, надо провернуть о-го-го какую научную и производственную работу.

Каждая планета теперь может иметь по 1 орбитальной базе (неподвижный аналог корабля), и вдобавок кое-какое очень мощное оружие может быть установлено прямо на планете. В сами космические бои добавлено множество важных и интересных деталей (в том числе абордажные схватки, автоматические истребители и бомбардировщики, спасательные капсулы) и технических подробностей – теперь каждый корабль может не только двигаться, но и разворачиваться, каждое оружие имеет дальность и сектор обстрела; повреждения приходятся не на общие Hit Points, как в первой части, а конкретно на силовое поле, корпус или системы, может выйти из строя какое-либо вооружение или компьютер... Список новшеств можно продолжать и продолжать.

И напоследок - еще ряд особенностей. В Master of Orion II, как и в первой части, есть очень важная планета Орион (логично!), на которой советую вам побывать раньше своих противников. Сюжет игры пересказывать не буду, однако во второй части выясняется, что на этой самой планете Орион, бывшей центром великой цивилизации, есть не только злобный Стражник, но и более дружелюбные личности, крайне влиятельные притом. И враги великой цивилизации – «симпатичные во всех отношениях» антаранцы - никуда не исчезли и вместе со всякими космическими тварями будут периодически нападать на планеты разных рас. Вы можете найти логово этих злодеев и, победив их, объединить все расы, тем самым завершив игру и став постоянным героем всех выпусков местного мега-популярного информационного агентства GNN.

Как именно завершить игру – решаете только вы, на то и название «Повелитель Ориона». В итоге можно сказать: Master of Orion II вызовет интерес (в той или иной степени, конечно) у всех увлекающихся компьютерными играми.
Ascendancy, Into the Void, Iron Seed, Master of Magic, Master of Orion, Space Empires III, Supremacy: Your Will Be Done, Помни будущее
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Должен сказать, что у этой игры нет очарования. Улучшения по сравнению с первой частью - возможно. Я установил ее, только чтобы познакомиться и сравнить с Master of Magic. И здесь нет интересных художественных идей и несколько мультяшного обаяния даже первой части, не говоря уже о MoM, где великолепно все, от буквиц до прорисовки несколькими пикселями убедительных юнитов. То же самое, если сравнивать с Colonization. Что тут имеется сложность и глубина, сомнений нет, но мне нужно больше.
Все в стиле лучших стратегий 90х, а в последнем фан патче даже добавлены редкие в таких играх специи в виде автоочереди и даже есть небольшой задел под lua скрипты.

Установка не самая очевидная: отсюда скачивается ISO образ и патч 1.31, с MOO2MOD.com последняя версия фан патча 1.50. ISO распаковывается, поверх распаковывается ISO 1.31, затем поверх устанавливуается 1.50.
Запуск всего - через DOSbox, но дополнительно игра потребует файл ORIONCD.INI, который можно создать пустым.
На XP вообще не запускалось.
Игра, которую не смогла не то что превзойти, но даже повторить ни одна из последующих частей франшизы. Конечно эта игра является моей любимой 4X стратегией. Обожаю её.
По поводу запуска на Windows 7, долго мучился:
Не запускается windows версия, даже когда ставится режим совместимости - лечится bat-ником (спасибо пользователю рутрекера)
TASKKILL /F /IM "explorer.exe"
start /w orion95.exe
start C:\Windows\explorer.exe
второй глюк - при появлении видео о нападении антанацев вылетает и все - лечится:
1 скачиванием образа cd,
2 установкой с него оригинальной версии с последующим патчингом
3 распаковкой всего образа в любую папку и прописыванием в файле orioncd.ini пути к этой папке
И все работает, не вылетает, с видео, полноэкранный режим
BigBlackShadow
возможно объединить все расы?
Пару раз получалось. Но ничего интересного. Ну выбрали тебя императором галактики, ну гейм овер... :-( Куда интереснее послать выборы нафиг и повоевать против объединённых. :-)
А вот приятный трюк - начать игру за несколько рас одновременно и сдать их какой-то одной: бывают интересные комбинации бонусов расовых и государственных - варлорды-механоиды, супердесантники-телекинетики... :-)