Разработчик: Piranha Bytes
Жанр: RPG
Дата релиза: 17 октября 2017

Безымянный герой, три фракции, спасение мира. Если в этих составляющих вы не заметили серию Gothic (да, я знаю, что в Gothic 3 не три фракции, но для меня она не совсем и Gothic), вероятно, вам не довелось по множеству раз изучать преимущества Нового лагеря перед Старым, надругаться над хладным трупом старины Мада и просыпаться в холодном поту после задушевной беседы с Ищущими. Конечно, я допускаю, что можно пропустить сквозь себя мрачные пейзажи Рудниковой долины и не полюбить их... Хотя нет, бред какой-то, это невозможно... В общем, что-то я начинаю путаться, а дело здесь в том, что совсем недавно я с упоением прошёл очередную игру от кудесников из Piranha Bytes под традиционно для этих ребят недлинным названием ELEX, оставившую после себя целый обоз впечатлений. В связи с этим хочу немного о ней рассказать и, возможно, подискутировать.


Джакс смотрит недовольно, свирепо и в то же время грустно и с недоумением.

Из мутного и в целом вторичного вступительного ролика становится ясно, что дело у нас происходит на планете Магалан, столкнувшейся с кометой, из-за чего часть населения вымерла, а выжившие объединились во фракции, каждая из которых исповедует свою философию бытия. Дело в том, что комета занесла на землю элекс - новое вещество, которое одни посчитали сверхценным, а другие - напротив, опасным минералом. В любом случае именно элекс и отношение к нему стали причиной конфликтов между группировками. Альбы кушают его на завтрак, обед и ужин, от чего их эмоции притупились, а сами они стали похожи на машины. Их целью является добыча всего элекса на планете, не считаясь при этом с жертвами. В свою очередь, берсерки объявили элексу войну, научившись перерабатывать его в ману, из которой после творят магию, выращивая так называемые "Сердца мира". Берсерки отринули технологии, доверяют только оружию ближнего боя, лукам да магии, фактически возвратившись в своём образе жизни в средние века. Прямыми их антиподами являются клирики. Эти ребята вовсю используют самые современные технологии, в том числе работающие на основе элекса, поклоняясь некоему псевдобожеству - Калаану. Есть ещё изгои. Своего рода фракция, отринувшая иные, а по факту - сброд разбойников-мусорщиков, промышляющих на остатках погибающей цивилизации и балующихся наркотой.


Ну не прелесть ли, когда первое оружие - это палка, а первый противник - крыса?

Любой лагерь в игре имеет свои достоинства и недостатки, но если люди хотят выжить в безумном мире ELEX, то без вступления в группировки придётся крайне туго. Тем не менее существуют одиночки, с переменным успехом пытающиеся жить своей жизнью, не разделяющие принципы ни одной из фракций, - и в начале игры мы будем именно таким. Впрочем, наш герой уже бывал во фракции и даже добился определённых высот. Джакс - бывший командор альбов, проваливший задание и согласно директиве приговорённый к уничтожению. Но что-то пошло не так, он выживает и жаждет выяснить детали произошедшего фиаско, став по ходу дела очередным спасителем мира. Сюжет, несмотря на многие заимствования (привет, Command & Conquer), достаточно интересен, а созданный разработчиками мир, на мой взгляд, и вовсе проработан просто великолепно.

В первую очередь хочется отметить свойственную для игр "Пираний" полную свободу действий. Куда бы мы ни вздумали пойти, никто не остановит праздно шатающегося героя, ну разве что разбойник какой-нибудь попадётся или монстр задумает полакомиться свежим мясцом с невысоким содержанием брони и прочих малополезных ингредиентов. Мир игры очень хорошо ощущается: атмосфера постапокалипсиса, особенно в некоторых локациях, получилась столь "жирной", что просто стекает по пальцам. Брошенные автомобили, полуразрушенные дома и военные базы, пустыни и заснеженные горы, - буквально каждый пиксель работает над созданием атмосферы. При этом всё происходящее кругом очень интересно исследовать. В одном месте мы найдём целую колонну автомобилей, рядом - большую груду вещей, подле которой записка, в коей рассказывается, как растерянных граждан "эвакуировали" военные. И подобных мини-историй в Elex сотни. Само собой, исследователей игра поощряет разнообразным лутом, - жаль лишь, что большая его часть представляет собой разной степени ненужности хлам, но иногда попадаются очень ценные предметы, с которыми не стыдно доковылять до самых финишных титров.


Дальний бой. Ну, почти дальний.

И квесты. Их также сотни, если не тысячи, и большинство отлично проработано, имеет некоторые развилки и "двойное дно", отчего проходить оные очень интересно. Традиционно для "Готик" поначалу Джакс в силу хлипеньких характеристик и слабопрокачанных навыков не сможет выполнить многие задания и сразиться хоть со сколь-нибудь сложными противниками. Впрочем, как и во всех играх от Piranha Bytes, всегда есть альтернативные варианты вроде травли одних монстров другими и в том же духе. Но в любом случае при более-менее логичной прокачке в конце концов наш герой обречён стать "танком", и третьего здесь не дано. Ролевая система очень напоминает оную из Risen за номерами 2 и 3. Есть характеристики и навыки. Первые мы прокачиваем сами, получив определённое количество очков для их распределения после роста уровня. Вторые же можно изучить только у учителей, имея достаточный уровень умения и кругленькую сумму для оплаты услуг. Сказать, что ролевая система несбалансированна, - ничего не сказать. Отдельные навыки (да и характеристики) чуть ли не полностью бесполезны, а другие, напротив, необходимы для развития сильного героя. Не стоит брезговать алхимией, прокачка которой даст в конце концов возможность бесконечно повышать способности героя с помощью напитков, - хватило бы денег.

Боевая система получилась небесспорной. В ближнем бою у нас есть комбоудары, сильные и обычные удары, а также блоки и перекаты, освоить которые в совершенстве нам предоставлялось ещё в последних частях Risen. Впрочем, в этот раз их использовать бесконечно не дадут, поскольку на них расходуется выносливость, необходимая для применения в ближнем бою, - и даже при прокачке оной до максимума нам её всё равно не будет хватать. Выручает появившийся ракетный ранец. Такой бы да в Gothic, уж тогда бы драконы на пару со Спящим полегли куда быстрее. Но да ладно - в Elex он тоже пришёлся вполне ко двору, ибо не только помогает вовремя ретироваться из проигрышного боя, но и для исследователей крайне полезен. Один минус - ранец не вечен, энергия в нём быстро расходуется, но и восстанавливается быстро. Ну а в определённый момент нам дадут возможность наносить по противнику удар прямо с воздуха. Ну чем не прелесть? В целом ближний бой, несмотря на все "фишки", я бы оценил на троечку с плюсом по пятибалльной шкале. Поначалу сражаться довольно интересно, но удручает однообразие, и тактика комбо-кувырки-ранец-комбо постепенно начинает приедаться.


В игре порой бывает жарко. В прямом смысле слова.

Дальний бой чуть повеселее. Рекомендую раскачивать лук, только тсссс, об этом никому. Сперва кажется, что ракетницы, огнемёты и прочие радости современного общества должны в лёгкую укладывать луки "на лопатки", но у Piranha Bytes есть своё мнение на этот счёт, и поэтому лук наше всё. Но не в начале. Первыми луками, как и всем первоначальным оружием, можно очень ловко отгонять мух со спины господина Джакса, но для боя они не слишком-то пригодны. Остальное дальнобойное оружие не то чтобы никудышное, но слабее, дороже в использовании и в целом ниже по эффективности. Спорить на этот счёт не возьмусь; если есть сомнения - просто рекомендую попробовать.

Теперь магия. Как-то так получилось, что сие направление получилось, мягко говоря, не очень эффективным. Не исключаю, конечно же, виновность моих рук - и всё же внутренне убеждён, что проблема кроется в игре. Магия у нас представлена в виде одноразовых заклинаний и многоразовых способностей, но на всё расходуется мана, а её ещё и восстановить нужно. Есть самые разные подвиды магии - как боевого, так и небоевого эффекта (к примеру, "подсветка" предметов), но во всём многообразии заклинаний и способностей как-то не нашлось чего-то равного по эффективности дальнему или ближнему бою. Благо герой не узкопрофильный чурбан и взрастить мы можем на-все-руки-мастера, причём вполне жизнеспособного, - так что о недостатках магических изысков вспоминать не придётся, используя отдельные из способностей себе на пользу или в крайнем случае для наслаждения визуальными эффектами.


Ну чем не всамделишный постапокалипсис?

Кстати, графика вполне хороша. Не скажу, что революционна, но тем не менее. От некоторых пейзажей и вовсе завораживает дух; правда, при первом приближении становится ясно, что часть текстур всё-таки плоха. Отдельное фи хочется сказать разработчикам за лаву. Но на этом о графике, пожалуй, хватит, и теперь пару слов о звуке. Он, в общем-то, скорее хорош, чем плох. Не выдающийся, но на пять с минусом по пятибалльной шкале вполне потянет. Сюда же включим и музыку. Звучит она не всегда, порой даже неожиданно, но в целом игре подходит. ELEX локализована только субтитрами, а потому любители английской речи услышат все её прелести. Ну и пару слов об оптимизации, которая в этот раз получилась вполне на уровне. Баги и глюки, конечно, есть, - это всё-таки творение "Пираний", чьи отдельные проекты на релизе и вовсе были неиграбельны. В ELEX же баги некритичны, и играть вполне можно. И, тем не менее, играя в ELEX, всё-таки в этом плане рекомендую держать руку на пульсе, пользуясь старыми добрыми приёмами: почаще сохраняться в разные слоты.

В хорошем смысле радует сложность - в духе той же Gothic. Не то чтобы именно сложность, а скорее даже игровой принцип, согласно которому изначально нужно всех противников оббегать за километр, выполняя квесты в духе знаменитого "сбора репы", надеясь, что ещё пару уровней - и мы сможем поднять во-он тот лук, а с его помощью одолеть каких-нибудь условных падальщиков, для победы над которыми и завершения квеста не хватало именно тех самых "+10 урона ядом". Ну и вариативность, о которой вскользь я упоминал выше. Действительно, порой над некоторыми выборами очень долго размышляешь, иногда перезагружаясь и перебирая варианты в диалогах. Всё это увлекает и делает игру более живой и захватывающей. Пожалуй, следует пару слов сказать и о напарниках, до того уже вовсю проявлявших себя в Risen 2 и 3. Здесь всё практически то же самое: у каждого своя цепочка квестов (кстати, весьма небезынтересная), ну и, само собой, их мы можем почти повсюду таскать за собой. Напарники полезны как минимум тем, что отвлекают на себя противников, пока мы их планомерно истребляем. Их ИИ гениальностью не блещет, порой даже раздражает, но не так часто, как в тех же Risen'ах.


Сейчас будет больно! Причём явно не троллю...

Из перечисленного может показаться, что у игры масса минусов, - и это действительно так. Но эти недостатки я указал только для того, чтобы быть объективным, насколько это возможно. На самом деле они меркнут на фоне игрового процесса, который поглощает с головой. На мой взгляд, ELEX - это лучшее, что случалось с Piranha Bytes со времён Gothic 2: Night of the Raven. Про игру можно говорить ещё очень много, но она, несмотря на имеющиеся недостатки, очень быстро вовлекает и не отпускает до полного прохождения. Не это ли главное?

Оценка игры: 9.0 из 10.


Автор: LEKA
Дата: 18.01.2022

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей