Война... Война никогда не меняется...
Временами военачальники и политики не думают о будущем, объявляя очередную войну за мировое господство. А зря: в 2077 году та планета, которую мы знаем и на которой живём, превратится их заботами в мир разрухи, запустения и опасности. Везде будет видна безысходность: замусоренные пустоши, пропитанный радиационной дрянью океан, вездесущие мутанты и разрозненные поселения, где чуть ли не в каждом доме процветает анархия...
Этот ужас - мир замечательной игры
Fallout, соединившей в себе классическую ролевую игру и мрачный постапокалиптический мир. Её по праву можно называть RPG нового поколения. Конечно, игра вылилась из старинного
Wasteland'a, но в более удобоваримой форме.
А теперь обратимся к сюжету. Так вот: выжившие счастливцы прятались во время атомной войны в огромных убежищах под землёй. Потом вышли из них, разбрелись по пустошам и начали свои беспорядочные попытки приспособиться к жизни в этих опасных местах. А убежище №13 осталось заселённым. Первый человек вышел оттуда только спустя 85 лет. Им был наш герой. И была у него святая цель - вернуть в своё убежище живительную очищенную воду, принеся туда микросхему очистительной установки взамен перегоревшей...
Для начала нам нужно создать и назвать своего героя. Кто не любит таких заморочек, для тех есть три готовых персонажа: владеющий мастерством рукопашных схваток боец, легко исчезающая в тени шпионка и изворотливый дипломат. Но их можно изменить в начале или создать любого другого героя, указав его имя, половую принадлежность, возраст и иные, очень разнообразные и многочисленные особенности. При этом каждую характеристику наглядно показывает чудная иллюстрация, главный персонаж которой - милый мальчик с винтажной стрижкой, визитная карточка всей серии
Fallout.
Здесь нам дают волю в изобретении персонажа: например, мы можем сделать легко втирающегося в доверие, но плохо стреляющего из пистолета мужика или неконтактную девушку-гранатомётчицу. Нет только возможности лепить полубогов - это сделано с целью пресечь халяву, и потому резона жаловаться на это нет. Но в процессе игры можно развить свои навыки до такого уровня, что появится возможность учинить расправу над целым отрядом врагов...
Итак, смотритель убежища даёт нам жизненно важное поручение: найти заветную схему, пока население этого убежища не вымерло от обезвоживания. Срок - четыре месяца игрового времени, а поиски рекомендуется начать с убежища №15 неподалёку. И напоследок - заботливая просьба быть там поосторожнее...
С грохотом механизмов и воем сирены открывается огромная шестернеобразная дверь - ворота в жестокий мир. И вот мы познаём его... начиная с тёмной пещеры с мутировавшими крысами, которые и станут нашими первыми врагами.
Мир
Fallout'a - это пустоши, населённые бандитами, сектантами, обывателями мелких поселений и мутантами. В поисках разных разностей (в
Fallout'e такие поиски составляют большую часть всего игрового процесса) игрок избороздит все отведённые ему пространства вдоль и поперёк и познакомится со всеми живущими на них существами. Причём познать мир он волен в любом порядке - игра абсолютно нелинейна.
На долю странника выпадет немало испытаний, и справиться с ними он может так, как только пожелает.
Он может быть добрым или злым, и в зависимости от этого изменится и его будущее. В силу этого он может работать с разными людьми (бывает, что и не только с людьми), иметь своё мнение, запоминаться разными поступками... Говоря другими словами, садящийся играть в
Fallout живёт второй виртуальной жизнью, в которой не ограничен практически ни в чём.
Фауна игры достаточно своеобразна: одни (крысы, скорпионы) при мутации стали крупнее и злее, другие (кротокрысы, брамины, кентавры, когти смерти) получили гены иных живых существ и стали новыми, зачастую более опасными формами жизни.
Мутировали, конечно же, и люди. Часть пострадавших от радиации стала тощими зомбоподобными существами, получившими в народе название "гулы". Другие же сделались могучими, мордастыми, двухметровыми бугаями с зеленоватой кожей и варварскими повадками - супермутантами. Как относиться к ним - вопрос, который решать игроку, в случае возможности такого решения (грубо говоря - если мутант не полезет драться).
Теперь опишем бой. А он у нас ведётся в пошаговом режиме. Десять лампочек на панели внизу - наши очки действия. Перебежка, возможность рыться в инвентаре, подхватывание с земли предметов или нападение - всё снимет определённое число очков. Удар или выстрел также можно направить в определённую часть тела противника - монтировкой попытаться перебить ему ногу или пустить пулю в глаз. Но это требует на одно очко больше, чем обычная атака. Также во время сражения открываются две кнопки - передать ход и завершить бой.
Оружие здесь соответствует суровой эпохе. В отличие от стандартных RPG, акцент сделан на огнестрельное, хотя имеется и недурственный арсенал других видов вооружения. Но всё же ходить с одним ножом сложнее: в финале большая часть врагов будет поливать нас стальным дождём из миниганов и напалмом из огнемётов. Так что приветствуется владение ситуацией и соответствующим навыкам оружием.
Путешествие проходит по обширной карте - она огромна, и локации (города, военные базы, убежища и другие интересные места) расположены на ней достаточно далеко друг от друга. На остальных просторах можно найти разнообразные приключения на любую точку тела - либо напорешься на бандитскую шайку, либо представится возможность поторговать с караваном... а иногда - натолкнуться на грязную сараюху с сидящим внутри безумным торговцем сломанными автомобилями...
Кстати, о торговле. Если у кого-то детство пришлось на времена Бориса Ельцина, то, наверно, в песочнице он обменивался с друзьями игральными фишками, часть из которых делалась вручную из металлических бутылочных крышек из-под пива и колы. Здесь у нас похожая ситуация: плата за всё осуществляется этими же крышками, а при торговле возможен обмен в порядке бартера. Скажем, за лишний пистолет можно взять несколько запасных обойм и доплатить крышечками. В крайнем случае можно сделать торговцу приятное и чуть-чуть уступить ему. Но при попытке содрать с него лишку он просто откажется от сделки.
Диалоги в игре сделаны прогрессивно: расспросы о конкретных вещах обозначены не одним словом, а фразой вроде "Что ты знаешь о такой-то штуковине?". А ключевые персонажи имеют также красочные портреты.
Стоит сказать пару слов о технической составляющей. Графика в игре весьма красива и добротна. Пластилиновые формы радуют глаз приятными плавными линиями, а иконки в инвентаре как будто срезаны со слегка смазанной фотографии - выглядят прямо как живые!
Музыка подходит к грустноватой и мрачной тематике: тяжёлый эмбиент, навевающий мысли о безысходности и бесконечности...
Подытожим:
Fallout - замечательная и самобытная RPG, давшая идейную завязку некоторым современным проектам. Игра стоит свеч, рекомендую её всем.
Очень ждал вторую часть. Дождался и она затмила первый Фоллаут. Но это уже совсем другая история.
Конечно тогда с горем пополам кое-как проходил, уже немного позже перепроходя почуял весь вайб Фолыча на себе.
Первое, что стоит сказать, когда речь заходит о фоллаутах: музыка Марка Моргана - это изумительно. Это как Акира Ямаока, у которого отобрали гитару. Непередаваемая атмосфера игры процентов на 50 состоит из великолепного амбиента. Снимите наушники и пройдитесь по Хабу, Некрополису или Шэйди Сэндс. А теперь наденьте наушники и повторите. Чувствуйте разницу? Без музыки - это просто наброски, картонные коробки, не более. С музыкой они оживают и передают всю гамму чувств и эмоций, которые должен испытывать игрок в этих локациях - Хаб становится оживленным центром торговли, Некрополис превращается в гнетущее опустошенное место, откуда скорее хочется уйти, от Шэйди Сэндс веет безысходностью и угасанием, от The Glow - таинственностью и чужеродностью. И так абсолютно со всеми локациями. Марк Морган - это настоящий аудиоволшебник.
Это РПГ, мир которой воспринимаешь очень лично и очень ярко, несмотря на всю разруху, что в нем творится. В отличие от фэнтезийных миров, тут у людей гораздо более приземленные и понятные проблемы, цели, мотивация. Поэтому и порог вхождения в игру очень низкий, поэтому и фанатов много. И это хорошо.
Боевая система крайне удачная и момент сатисфакции от расправы над врагами схвачен на ура - с каким сочным писком дохнут крысы и прочие мутировавшие животные (опять я про звук, да), как удовлетворительно штурмовая винтовка разрывает на части вон того бандита, решившего перейти нам дорогу. Первые 50 раз вы точно будете маньячно смаковать последствия вооруженных столкновений, я вам гарантирую
Да, первая часть местами сырая и недопеченная - чего стоит один Лос-Анджелес, где по идее должно быть изобилие квестов, но их там всего пара штук, да и те недоделанные. Но это не мешает ей быть отличной в своем роде игрой, лучше которой только вторая часть.
9/10
Именно Fallout позволил мне познакомиться с жанром RPG и оценить достоинства подобных игр. Ну а в дальнейшем внешнее оформление многих RPG-игр на тему фэнтези перестало быть для меня чем-то неприемлемым - слава Fallout за ценный игровой опыт!