Yuppi's Revenge

Yuppie's Revenge
Yuppi's Revenge
Жанр: Strategy
Разработчик: Ralf Glau, Zuheir Urwani
Издатель: ariolasoft
Год выхода: 1988
Платформа: Commodore 64
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 2
  • 0
  • 2
Третья экономическая стратегия «немецкой школы» раннего её периода и работы Ральфа Глау – и, пожалуй, наименее интересная. Хотя в «Yuppi’s Revenge» своеобразно соединены элементы «Hanse» и «Vermeer»: из первой взята техника морской торговли, а из второй сюда отчасти перекочевали режим путешествий и механизм управления «плантациями»; впрочем, действие при этом перенесено во вторую половину ХХ века, а вместо соли или табака с кофе мы будем заниматься исключительно нефтью. Разумеется, никаких намёков ни на обзаведение семейством, ни на историческую или художественную составляющую здесь нет: бал правят миллионы долларов, а на нашу долю приходятся чистейшей воды экономика с менеджментом – и ничего более (положение «яппи» обязывает, да).

Итак, на дворе 1960 год. Некая трансконтинентальная нефтяная корпорация терпит решительный крах: все месторождения конфискованы, персонал уволен, совет директоров в панике. Но кому-то из руководства неожиданно приходит в голову спасительная мысль: разделить компанию на четыре дочерних предприятия – и поставить во главе каждого из них по выпускнику Гарвардского университета из числа юных дарований, только тем же летом блестяще закончивших экономический факультет. Как нетрудно догадаться, играть интереснее всего будет вчетвером, – однако и для троих, двоих и даже для совсем одинокого топ-менеджера здесь всё равно будет чем заняться (как и в «Hanse», искусственный интеллект на полноценное состязание с нами решиться не может и оставляет себе лишь роль генератора случайных событий, вносящих нотку хаотического разнообразия в размеренную и консервативную жизнь молодого главы корпорации). При начале новой игры следует указать нужное количество игроков (от 1 до 4), а затем их имена (от 4 до 8 символов, причём первые четыре буквы должны различаться).

Вверенная нашему управлению компания встречает своего нового руководителя привычными для работ Ральфа Глау окошками с пунктами меню, текстовыми сообщениями и скудной графикой с разрешением 320×200 на чёрном-пречёрном фоне. Управление предельно простое: джойстик или клавиши со стрелками и «Ввод», а также цифры: куда уж без них в большом бизнесе. В качестве стартового пакета нам выделяют простенький танкер – да два миллиона долларов капитала: если вы вдруг думаете, что это большие деньги, значит, свою репутацию в Гарварде вы завоёвывали не в библиотеке, а на футбольно-хоккейных лужайках. Кстати, обратите внимание, что на заглавном экране, помимо всей прочей многообразной информации, включая имена автора и портировщика игры, указаны сразу две суммы активов: «Kapital» – это счёт кампании, которым мы хоть и распоряжаемся, но никак не владеем, тогда как «Konto» – наш персональный запас (естественно, намного менее внушительный: разница примерно та же, как между общими средствами команды и сундуком капитана в «Pirates!»). Помимо величины карманных денег по центру экрана в виде наглядных шкал отображены две других характеристики нашей личности: «здоровье» (которое портится от слишком уж напряжённой работы и восстанавливается при отдыхе) и «популярность» (с этим уже сложнее).

Однако начинающего топ-менеджера более всего должно интересовать меню действий в правом нижнем углу экрана. «Такси» означает возможность отправиться в путешествие – прежде всего, локальное, в гостиницу: остановиться на указанное число дней в отеле означает – как и в «Vermeer» – закончить свой ход и подождать дальнейшего развития событий. При этом нужно будет выбрать также и желаемую категорию номера, от «люкса» до «каморки»: как бы ни хотелось поддерживать образ жизни настоящего «яппи», разница в ценах весьма ощутимая (где-то от 15 до 1000 USD за ночь), а ведь проживание приходится оплачивать из собственного кармана (так что временами даже подающему надежды выпускнику элитного ВУЗа не стоит брезговать экономией). Второй и последний пункт назначения – аэропорт: в мире «Yuppi’s Revenge» насчитывается всего шесть доступных для посещения мест (портовые города Нью-Йорк и Роттердам и нефтеносные Мексика, Венесуэла, Эр-Рияд и Суматра), и путешествие в любое из них занимает ровно день (иначе говоря, один ход).

Второе меню, «Фрахт», доступно из любой точки земного шара и позволяет управлять своим флотом (который на момент начала игры, как уже замечалось, крайне скромен): следует указать исходный пункт, вид груза (нефть или же балласт: уважающие себя топ-менеджеры порожняк не гонят), место назначения и плавательное средство (которое должно не просто находиться в городе отправления, но и соответствовать по тоннажу имеющемуся на здешнем складе запасу «чёрного золота»). Если всё пойдёт по плану, спустя несколько дней (и ходов) мы получим уведомление о благополучном прибытии корабля по нужному адресу; если же данный рейс состоял в транспортировке нашей драгоценной продукции в Нью-Йорк или Роттердам, то можно будет обратиться уже и к третьему пункту меню, «Рынок нефти». Здесь всё предельно просто: продаём товар и получаем деньги (в принципе, можно и покупать, но такого рода спекуляции – дело совсем уже сложное и уместное скорее в напряжённой многопользовательской игре, где способствование росту или падению цен путём регулировки спроса и предложения действительно может привести к ощутимому результату).

Четвёртый пункт меню позволяет посетить банк и продать или купить акции компаний – как своей, так и любой из трёх конкурирующих, – а также взять взаймы; мелочиться игра не даёт: размер кредита нужно указывать исключительно в миллионах, – не забудьте только, что вскоре его, к сожалению, придётся возвращать. Следующий экран, под названием «Zentrale», означает собственно управление компанией. Здесь мы закупаем оборудование для нефтедобычи: взрывчатку, буровые вышки – примерно по 1,2 млн. долл. за штуку, да, – и патрульные вертолёты, сразу распределяя их по каждому из четырёх нефтеносных районов, а заодно и устанавливая квоты добычи для каждого из последних (дабы не переплачивать за пользование портовыми складами). Всё это добро вполне наглядно продублировано и на главном экране – не ошибёшься и не забудешь.

Пожалуй, самое интересное скрывается в шестом пункте меню, который отличается для портовых и прочих городов. В первом случае здесь дозволяется посетить верфь, где можно отремонтировать (или сдать на металлолом) свои суда или же заказать строительство новых; второй вариант – развлечение не для бедных (самый простой танкер водоизмещением в 16 тыс. тонн обходится в 3,2 миллиона, в то время как за ULCC, способный взять на борт 250 тыс. тонн, заплатить придётся уже 50 млн.). Так что до поры до времени проще обходиться ремонтом: после каждого рейса состояние судна стабильно ухудшается, а вместе с этим снижается и объём перевозимого им груза. Если же мы находимся в местах, отличных от Нью-Йорка и Роттердама, то перед нами открывается меню «Oelfeld» для снаряжения геологоразведочной экспедиции: да, прежде, чем добывать нефть, её необходимо найти!

Осуществляется это увлекательное занятие весьма хитрым образом: первым делом, выбрав в качестве инструментария взрывчатые вещества (предварительно заказанные в нужном количестве через штаб-квартиру корпорации), перемещаем курсор по клеткам потенциально нефтеносного поля и нажимаем «ввод» для детонации (кстати сказать, в версии для C64 это единственный на всю игру звуковой эффект). При этом следим за сообщением в текстовой строке внизу экрана, где отображается результат только что произведённой операции: «ничего не найдено», «мало нефти», «найдена нефть» или даже «много нефти». В последнем, а то и предпоследнем случае следует активировать следующую позицию – и приобрести концессию на разработку данного земельного участка (надо заметить, что стоит такое удовольствие весьма недёшево, в районе полумиллиона, а в каждом из четырёх доступных для этого дела районов можно завести не более двадцати концессий). Затем остаётся только разместить на свежекупленном наделе буровую вышку – и подождать несколько дней или даже недель (в зависимости от того, на какой глубине обнаружатся залежи), прежде чем она начнёт исправно функционировать и выдавать нам сырьё сообразно заранее установленным квотам.

Если вы играете вместе с друзьями (ну или не совсем друзьями) и желаете сделать им какую-нибудь пакость, для этого отлично подойдёт пункт меню «Саботаж»: к сожалению, как раз в исполнении для Commodore 64 местный выбор средств весьма невелик и позволяет разве что лично поразмещать динамитные шашки на чужом нефтяном поле. Зато последний доступный режим, «Данные», будет полезен всем и каждому: здесь можно справиться и о местопребывании и состоянии своих танкеров, и о показателях нефтедобычи по всему миру, и о запланированных событиях. Да-да: вы же не думали, что автор «Hanse» и «Vermeer» выпустит экономическую стратегию, лишенную каких бы то ни было сюрпризов? После каждого хода (проведённого в гостинице или на борту самолёта) есть шанс получить самые неожиданные вести, чреватые как доходами, так и потерями, – причём в отношении и личного, и корпоративного счёта. Суда попадают в штормовую погоду, портовые склады нефти горят, министры стран ОПЕК договариваются об увеличении цен или объёмов добычи, любимый спортивный клуб требует выплаты членских взносов – и так далее. Имеются здесь и упомянутые уже события, которые происходят строго по графику: первого числа каждого месяца нам выдают зарплату, бонусы и дивиденды, а каждый год, 1 января и 1 июля, мы с друзьями ходим в баню – точнее, на встречу выпускников Гарварда, где попутно выбирают самого успешного и самого популярного изо всех топ-менеджеров нефтяных корпораций.

Помимо этого периодически – раз в каждые три месяца – нам нужно являться на ковёр к совету директоров своей компании, отчитываясь в достижении той конечной цели игры, которую мы сами себе и ставим: процент за процентом выкупать собственные акции, тратя на это львиную долю нефтедолларов. Ещё одной примечательной изюминкой оказывается встроенная система наград, отображаемая как в отдельном пункте меню «Данные», так и на заглавном экране в виде особой группы пиктограмм: в тех же событиях по завершении хода те или иные наши достижения могут быть оценены в пяти различных категориях, от «кубка менеджера» до «медали за заслуги». У каждого знака отличия имеется девять степеней, а что самое приятное - так это то, что все они продублированы в физическом виде в качестве входящих в комплект игры карточек, – так что там, где игра скупо и лаконично показывает какой-нибудь «7. Klasse», игрок может положить себе в карман сертификат «Почётного звания Торгово-промышленной палаты Советского Союза» или даже буровую вышку «Почётного профессора Франкфуртского университета имени Иоганна-Вольфганга Гёте» (sic!).

Впрочем, если уже говорить о недостатках «Yuppi’s Revenge», далеко не каждый топ-менеджер сможет осилить рутину по-немецки скрупулёзного микроменеджмента и дожить до стадии торжественной раздачи глобусов, кубков и прочих цветных карточек: если разведка месторождений, установка квот добычи и отслеживание оставшихся запасов «чёрного золота» занимают не так уж и много времени, то снаряжение в рейс каждого судна вручную способно надоесть весьма быстро. Особенно при игре в одиночку – всё-таки многопользовательский режим для капиталистических соревнований оказывается более предпочтительным. Кроме того, нельзя не отметить и значительные ограничения версии для Commodore 64 – не только по сравнению с «эталонным» авторским изданием для Atari ST, но и с вариантом для IBM PC: визуальная часть тут даже более аскетична, чем везде, а некоторые вещи и вовсе недоступны - вроде уже упоминавшегося полноценного режима «саботажа».

Тем не менее есть у С64 один большой-пребольшой плюс, способный перевесить все его недостатки: как и в случае с «Vermeer», для данной версии «Yuppi’s Revenge» имеется любительский перевод на английский язык, выполненный силами некой пиратской группировки. И хотя игроки, желающие поруководить транснациональной корпорацией без знания языка Гёте и Глау, вынуждены будут лицезреть не только заставку хакеров, но и их саморекламу на основном экране игры вместо имени исходного автора, добыча нефти с помощью более общепонятных терминов несколько упрощается. Впрочем, рекомендуется данный вариант исключительно для первого знакомства и для запоминания названий и назначения пунктов меню: в нём вполне возможны всяческие глюки, а словарный запас для игры в оригинал требуется не такой уж и большой.

Так что – несмотря ни на что, настоятельно рекомендуем завершающую часть трилогии от Ральфа Глау всем любителям сложных и дотошных экономических стратегий! Если она и оказывается не самым интересным представителем этого национального немецкого жанра, то исключительно по сравнению с другими двумя работами того же автора, – тогда как многим прочим играм в том же стиле «Yuppi’s Revenge» способна дать немалую фору.
Автор обзора: Uka
DOS (Yuppi's Revenge)
Hanse, Hanse, Vermeer, Vermeer
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.