Разработчик: .dat
Издатель: Акелла
Жанр: TBS, RPG
Дата релиза: 11.12.2009

За игру было страшно. Реально страшно. Несмотря на весьма качественную, на мой взгляд, инкарнацию «Героев» за номером 5 от российских разработчиков, веры в отечественное не было. Опять-таки «Герои 5» появились на свет благодаря стараниям Nival’а, вполне себе имевшего определенную репутацию в индустрии. К «Акелле» и уж тем более ее дочерней .dat, о которой никто толком и слыхом не слыхивал, такого доверия не было. Зато издатель обильно раздавал интервью, сообщая о грядущей революции в жанре, так что многие, развесив уши, поверили недобросовестным маркетологам. Сегодня же попробуем разобраться, настолько ли плоха Disciples III: Renaissance, пропатченная до последней версии (1.06.3), и с чем в ней вполне себе можно мириться.


Встреча с такими ребятами всегда слегка застаёт врасплох.

Первые две Disciples получились на самом деле очень хорошими. На фоне абсолютной гегемонии в жанре серии Heroes of Might & Magic оригинальная Disciples смогла отличиться, переманив на свою сторону часть фанатов «Меча и магии» (даже локализаторы первой Disciples перевели её как «Меч и корона», явно с целью привлечения большего количества фанатов «Героев»). Сиквел в лице Dark Prophecy и вовсе вполне успешно конкурировал с каноничными «Героями 3», которым, на мой взгляд, по сей день нет равных в своём жанре. Затем разработчики из Strategy First ещё немного подоили игроков аддонами к Disciples 2, после чего, по примеру создателей тех же «Героев», благополучно обанкротились, а права на бренд получила уже упомянутая «Акелла».


Вот так теперь выглядят точки, которые необходимо захватывать для контроля над ресурсами.

То, что получилось из Disciples 3 на релизе, сразу же пришлось допиливать патчами, дабы просто иметь возможность более-менее сносно в это играть. Из-за багов уровня Gothic 3, если не похлеще, игра по факту являлась неиграбельной. Немного обеляет создателей лишь скорость выхода обновлений. Ну а их обещания о создании чего-то воистину великого оказались, как это ни прискорбно, пустым трёпом. В свет вышла знаменитая разгромная рецензия от AG с оценкой в 40%, на которую официально отвечал издатель, ставшая в определённом сегменте рунета одной из самых обсуждаемых тем. Чуть менее известным получилось ревью от Игромании, оценившее Disciples 3 в 7,5 балла. Слухи о его проплаченности зачастую витали в обсуждениях игры и вполне себе могут являться правдивыми. Что касается рецензируемой версии, то можно констатировать, что большинство багов разработчикам удалось-таки одолеть, игра вполне стабильна и позволяет в полной мере «насладиться» сим творением. Вот только радости от этого не очень много...


Сюжет в игре подаётся как в виде межуровневых роликов, так и посредством старых добрых текстовых вставок.

Как и обещали разработчики, нас встречают три кампании – по одной на каждую из доступных рас. Среди оных человеки, демоны и эльфы. Проходить игру рекомендуется строго в такой последовательности, поскольку сюжет продвигается не параллельно, как в предыдущих играх серии, а последовательно. При запуске первой миссии тут же начинают одолевать противоречивые чувства. С одной стороны, налицо отличная графика, а с другой – отвратительный геймдизайн и такая же камера. Благодаря богомерзкому «три-дэ» камера слегка обезумела, и, как я её ни крутил, найти удобовариваемый «универсальный вид» не получилось. По ходу движения нашего героя приходится постоянно извращаться, подбирая ракурсы, наиболее полно позволяющие оценить обстановку. Это очень быстро начинает раздражать, но со временем, поняв всю суть местного дизайна уровней, становится проще.


Магия в игре красива, но как-то лишена оригинальности.

Дело в том, что многие тропы и коридоры, кажущиеся вполне себе дорогой, по факту оказываются невидимой стеной (и это в стратегии!!!). При этом путей для героя остаётся, ни много ни мало, один или в некоторых случаях целых два-три (!!!). То есть о серьёзной стратегии как таковой можно в большинстве миссий просто забыть и уверенно шагать единственной возможной тропой. Такой вариант был бы приемлем для какой-нибудь RPG, — но для стратегии делать линейное прохождение, на мой взгляд, как минимум неразумно. По итогу геймплей выдался на удивление скучным и однообразным, поскольку наше движение вперёд да редкие возвращения в замок с целью лечения и пополнения запасов особо интересными не назовёшь. По пути ещё дадут посетить такие же одинаковые сооружения (какая, к чёрту, разница, как они выглядят, если большая их часть даёт бонусы вроде 10 к защите или 15 к атаке) да сразиться с противниками.


Некоторые "арены" просто прекрасны.

Битвы, кстати говоря, — это ещё одно ноу-хау, о котором разработчики рассказывали как о некоем достижении. По факту мы имеем кальку с тех же «Героев 5», только хуже. Наши подопечные научились передвигаться по карте, а не атаковать «с места», как было ранее. Зачем это нужно было делать — загадка. Битвы в предыдущих играх серии являлись их «изюминкой», отличающей от прочих унылых клонов, а нынешняя боёвка оригинальностью, прямо скажем, не блещет. Ладно бы реализовали её нормально, но и здесь разработчики подкачали. И в первую очередь дело касается искусственного интеллекта. Пациент скорее мёртв, чем жив, — и это факт. К примеру, ИИ всегда атакует исключительно по принципу близости нахождения к отряду, что позволяет выигрывать сражения несоизмеримо менее мощными армиями. И это только наиболее очевидный просчёт, — а сколько ещё неочевидных…


Как сами существа, так и их описание, на мой взгляд, получились интересными.

Теперь в бою разрешили применять магию, причём кастовать её можно хоть каждый ход – были бы в наличии соответствующие одноразовые руны. Т.е. колдовать, получается, может любой юнит, будь то захудалый крестьянин или какой-нибудь зомби. Порой логика создателей неисповедима. Добавилась «геройская» панель инициативы, показывающая очередность ходов. Удобно, конечно, но делает битвы ещё более похожими на сами знаете какие. Нельзя забывать и про камеру, которая в плане неудобства является достойным конкурентом оной на глобальной карте. И тут придётся её или отдалять так, что бойцов станет особо не отличить, или же двигать по игровому полю, дабы лицезреть его частями. Из интересного в новых битвах я бы выделил лишь появление случайно генерируемых клеток, на которых усиливается атака определённых существ. Всё остальное – мрак и ужас, о котором и говорить не хочется, но в целях объективности надо. Последний гвоздь в крышку гроба этого недоразумения забивает так называемый «быстрый бой», который мало того что на самом деле оказался очень даже медленным, так и наши воины под управлением компьютера ввиду слабого ИИ вытворяют такие фортели, что пользоваться этим режимом можно исключительно на свой страх и риск. Отдельного пинка заслуживают битвы за замки, представляющие собой всё то же самое, но только с ямой посреди игрового поля. Круто, не правда ли? На самом деле, конечно же, нет.


Несмотря на все старания разработчиков, отдельные глюки порою встречаются.

Что касается замков, то ни их структуру, ни самих существ не изменили, кроме разве что внешнего вида. Ну и в городах появились магазины, так что теперь можно всё выгодно продать, что называется, не отходя от кассы. Герои делятся на воина, мага, лучника и вора, также теперь являющегося полноценным предводителем. При росте уровней разрешается повысить их характеристики и выбрать навыки, среди которых иногда можно взять какую-нибудь способность. Собственно, у многих юнитов также имеются различные способности, но нужно отметить, что их описание зачастую очень абстрактно и не вносит ясности до непосредственного применения в битве. И в целом интерфейс работы с отрядом и вещмешком выполнен задней левой пяткой. Как только мы немного захламим инвентарь, копаться в нём станет сущим адом, — так что вовремя избавляйтесь от ненужного имущества.

В какой-то момент разработчики, видимо, вспомнили, что делают стратегию, и зачем-то добавили ещё один ресурс – камни. Сей ценнейший минерал нужен для постройки зданий, и в один прекрасный момент у нас всегда происходит его переизбыток. А продать оный возможности нет, так что так и останемся каменным магнатом. Золото, которого также в определённый момент станет очень много, хотя бы можно обменять на пузырьки, повышающие характеристики нашего протеже до бесконечности (!). Шахты с ресурсами, кстати, всегда охраняются стражем, которого в случае победы заменит наш, а земля под шахтой станет под стать выбранному замку. Герои-жезлотыки канули в лету за ненадобностью, и теперь захват земель фактически приравнен к победе над существами, защищающими ресурсы.


Битва за замок.

Из сказанного может показаться, что игра очень плоха, но… Хотя нет, игра действительно не очень хороша, однако есть у неё в определённой степени и положительные моменты, — и самым явным здесь видится именно графика. Визуально Disciples 3 очень неплоха, и даже корявая камера здесь ничего поделать не может. Высокополигональные модели, качественные текстуры и эффекты, – всё выполнено на очень высоком уровне и вызывает только положительные эмоции. Ещё можно отметить сюжет. Не скажу, что он идеален, однако на общем фоне всего этого мракобесия выделяется скорее с положительной стороны. Музыку и звуки также охарактеризую как неплохие. В битвах многим не нравятся одни и те же боевые кличи комрадов, но лично меня они не раздражают, так что тут уж кому как.

Ну и несколько слов скажу об игровых режимах. На релизе игра могла предложить только кампании, но с последними патчами добавили мультиплеер в режиме hot-seat (то бишь игра на одном компьютере). Карты для мультиплеера вполне можно отыгрывать в одиночку с компьютерными болванчиками — и даже установить кое-какие настройки вроде количества ресурсов и опыта. Других режимов, по сути, нет, так как одиночные карты представлены всего-то обучением и ещё одной с гордым названием «Кросспелл», — так что довольствуемся имеющимся.


Столица Легионов, вид сверху.

Ренессанс можно ещё долго «полоскать» за различные огрехи, но, думается, в общих чертах моё отношение к ней ясно. Тем не менее сама по себе эта игра, загубившая все достижения предшественниц, не так отвратительна, как может сложиться впечатление. Она невыносимо скучна, однообразна, несбалансированна и имеет ряд нерабочих механик. Вместе с тем Disciples 3 далеко не самое худшее из того, во что мне доводилось играть. Удовольствие от неё в принципе получать можно, только зачем, если есть другие проекты, на которые стоит потратить драгоценное время?

Оценка игры: 6.0 из 10.


Автор: LEKA
Дата: 03.04.2022

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей