Окончание. Начало см. здесь и здесь.



Глава четвёртая. Игры

Вот мы и добрались в нашем обзоре Philips CD-i до самого главного – до игр. Я насчитал около 150 их наименований, выходивших для данного устройства, – и это если не учитывать где-то такое же (если не большее) количество мультимедийных энциклопедий и несколько десятков разнообразных детских обучающих «наборов активностей». Ибо, как можно было видеть из первой главы, именно это, образовательное направление долгое время считалось руководством компании приоритетным, а вовсе не собственно развлекательное. Так что во всех каталогах указанные три категории были довольно строго разделены – так же как и художественные фильмы на VideoCD, составлявшие четвёртый раздел в перечне изданий Philips. Последние на сегодня, при наличии DVD и ещё более прогрессивных форматов, уже явно не актуальны, а вот среди мультимедийных и детских проектов при желании вполне можно подыскать что-нибудь интересное, – например, виртуальные экскурсии по малоизвестным музеям мира. Специфическим недостатком такого рода изданий является их ориентация на усвоение информации на слух, без субтитров, – последние в ранний период истории интерактивного FMV почему-то считались совсем не нужными, а диски выпускались либо с несколькими вариантами озвучки на выбор, либо в отдельных национальных ипостасях для разных стран и регионов (разумеется, русскоязычных версий при этом совсем не делалось).


Главное меню мультимедийного CD-i диска, посвящённого весьма редкой теме: архитектуре цистерцианских монастырей средневековой Европы
Однако остановимся лучше на собственно играх. Приведенное выше число в полторы сотни – действительно приблизительное. Во-первых, потому, что и некоторые из тех самых интерактивных энциклопедий и детских обучающих программ содержали в себе элементы настоящего игрового процесса (в виде, например, мини-викторин по соответствующей тематике), вследствие чего их вполне можно причислять и к интересующей нас категории. Во-вторых же, что более важно, многие издания, особенно выходившие исключительно на голландском, японском или каком-нибудь ещё не самом распространённом языке, до сих пор отсутствуют в свободном доступе в цифровом виде, а потому остаются неучтёнными и не каталогизированными (или же, в случае когда их название и факт существования известны, временами бывает не очень понятно, что именно они собой представляют). Впрочем, и имеющегося вполне достаточно для того, чтобы составить себе общее впечатление об ассортименте предлагаемых пользователям CD-i развлечений. Тем более что довольно большое количество этих наименований является «эксклюзивами», в данном своём виде ни на какой более платформе не появлявшимися: никак не менее половины (и это число было бы намного большим, если бы году так в 1995 Philips, убедившись в скромных коммерческих перспективах своей приставки, не стала массово портировать такие проекты на РС и Macintosh). Также примерно треть из всего количества, или чуть более пятидесяти, требуют наличия установленного модуля DVC, т. е. отличаются прогрессивным на то время MPEG-видеорядом (хотя и не обязательно: некоторые игры нуждались в этом картридже исключительно ради дополнительного мегабайта ОЗУ, тогда как другие и без того могли похвастаться видеовставками, пусть и в ином, менее качественном формате).



«Ранние» игры для CD-i из коллекции автора: европейское и американские издания
Первые диски для CD-i, выходившие в 1991–1992 годах, распространялись в особых, ни на что другое не похожих упаковках. В США это были довольно тяжёлые пластмассовые прямоугольные коробочки размером чуть побольше современных DVD-case’ов, непременно с суперобложкой и с отсеком внутри для продолговатой формы руководств пользователя, тогда как в Европе – немного увеличенные jewel’ы с чёрной панелькой в верхней части, несущей на себе надпись с именем платформы. Правда, довольно скоро от этих упаковок пришлось отказаться: розничные торговцы и распространители жаловались, что им невыгодно и неудобно заказывать отдельную тару для таких дисков, да и на стандартные полки и стойки они не всегда влезали. Так что с 1993 года и до конца своего жизненного пути – то есть где-то до 1997 года включительно, хотя пара наименований успела появиться в коммерческом виде спустя ещё год-другой, – ПО для приставки от Philips стало выходить в обычных jewel-case’ах, часто с обозначением формата прямо на обложке, – лишь в Северной Америке они для солидности упаковывались ещё и во внешние картонные рукава. Скромная тара наложила свой отпечаток на скудость комплектации: никаких тебе бонусов, да и вкладыш-руководство особо внушительным по объёму не сделаешь. Хотя некоторые авторы, как можно будет убедиться ниже, наловчились-таки обходить ограничения упаковки. Что же до коробочных изданий, то таковые для Philips CD-i выходили разве что в виде исключения, – например, «Cluedo?», в комплекте с которой поставлялось шесть фломастеров и столько же карточек для записей показаний свидетелей-подозреваемых.



«Поздние» игры для CD-i из коллекции автора: европейские и американские jewel’ы, а также коробочная «Cluedo?»
Сразу стоит предупредить, что нижеследующий краткий обзор целого ряда проектов для описываемой платформы будет отчасти субъективным: автор этих строк откровенно предпочитает мирные и неторопливые игры быстрым аркадам и боевикам. Да и приобрёл это устройство, если честно, для того, чтобы наконец-то пройти одну-единственную игру, купленную задолго до самой приставки. Речь о французской фотоадвенчуре за авторством Йохана Робсона, знаменитого своими самобытными работами для Ere Informatique и Cryo Interactive, включая «KGB» и «Атлантиду II». «L’Ange et le Demon» мало того что не выходила ни на какой другой платформе, так ещё и не переводилась ни на один иной язык! Только этим и можно объяснить её малую известность среди любителей приключений; кроме того, ни в одном из эмуляторов она на сегодняшний день не функционирует (хотя MPEG-модуля вовсе не требует).

В этой удивительной по красоте игре 1992 года – которая, таким образом, вышла ранее самого «Myst», хотя временами очень даже его «напоминает», – мы в перспективе от первого лица путешествуем по одному из живописнейших мест нашей планеты, острову-крепости Мон-Сен-Мишель у берегов Нормандии, пытаясь добраться до самой вершины, где примостился комплекс зданий средневекового бенедиктинского аббатства, прозванный «Чудом», – и помочь Архангелу Михаилу поразить освящённым мечом злобного демона. Причём в этом деле нам препятствуют различная нечисть из прихвостней последнего, а помогают – святые и ангелы. Загадок сравнительно немного, и почти все они не требуют знания французского языка: голосовые подсказки без субтитров от тех самых помощников призваны немного облегчить труд игрока, но всё же их понимание (а значит, и восприятие на слух) остаётся скорее опциональным.

Ну а что более всего радует – так это две с половиной тысячи фотографий, составляющие собой практически весь визуальный ряд игры (за исключением рисованных изображений персонажей, включая различных чудовищ и сказочных существ). Один из разработчиков игры, Жульен Виве, рассказывал мне, как сложно было делать эти снимки, избегая попадания в кадр вездесущих толп туристов... Зато в итоге иллюстрации и сегодня смотрятся великолепно, – на момент же выхода игры они, должно быть, и подавно потрясали! Достаточно сравнить скриншоты «L’Ange et le Demon», скажем, с экранами «Forteresse» – одной из первых в мире фотоадвенчур, появившейся за пять лет до этого, – да даже и на фоне «Golden Gate» 1997 года или «Remedy» 2004-го творение Робсона и Виве смотрится очень даже пристойно.


«L’Ange et le Demon»
Управлять в «L’Ange et le Demon», в принципе, можно и при помощи пульта ДУ, однако делать это посредством мышки не в пример удобнее. Интерфейс здесь – естественно, полностью point-and-click, с перемещением нажатием на стрелки вызываемой панели. Анимации практически нет (её роль играет последовательность экранов-слайдов), как и инвентаря, – зато есть карта, а сохранения не отнимают драгоценного места в восьмикилобайтной NVR и производятся исключительно между главами (коих всего семь) по кодовым словам, которые при желании можно набрать при начале игры, попадая из главного меню сразу на последний из посещённых этапов путешествия по Горе Св. Михаила и ансамблю зданий La Merveille.

Из других игр Йохана Робсона на Philips CD-i выходила ещё только одна – известная своей оригинальностью «Lost Eden». Выглядит эта версия намного лучше DOS-овской, ибо реализована в формате MPEG (хотя на обложке об обязательном наличии DVC-модуля упомянуть почему-то забыли) – и, следовательно, нигде не эмулируется.


«Lost Eden»
Впрочем, имя этого мастера мне удалось встретить ещё и в игре другого знаменитого француза – Бертрана Брокара: оказывается, Йохан Робсон отвечал за перевод на английский язык самобытной квазинастольной «Asterix: Caesar’s Challenge». К середине 1990-х Брокар, знаменитый как автор уникальных детективов серии «Meurtres», уже оставил собственную компанию Cobra Soft / Hitech Productions и работал директором производства в Infogrames. Здесь он создал и несколько самых различных проектов для CD-i – например, спортивный симулятор «International Tennis Open», выходивший сразу в двух различных версиях, для одного и для двух пользователей.


Симулятор тенниса на CD-i
Хотя куда более интересными являются те самые «квазинастольные» игры неопределённой жанровой принадлежности. Из них упомянутая уже «Asterix: Caesar’s Challenge» и почти детская «The Smurfs: The Teletransportsmurf» были позднее портированы и на РС, как и уникальный FMV (но не MPEG) симулятор средневекового торгового путешественника «Marco Polo». По этой причине описывать их тут вряд ли есть смысл, однако две интересные вещи отметить стоит. Во-первых, это комплектация: несмотря на jewel-упаковку, Бертран Брокар, чьи игры 1980-х до сих пор пребывают вне конкуренции по части поставлявшихся в коробке с ними дополнительных материалов, умудрялся-таки и в середине 1990-х вкладывать в скромные пластмассовые коробочки как обширные руководства пользователя, так и прочие бонусы. К примеру, последняя из упомянутых игр в оригинале выходила в «толстом» jewel’е, поддерживала сразу два языка (английский и французский), занимала два диска (второй был полностью заполнен электронной документацией познавательного плана) и снабжалась красочной картой (тогда как в англоязычной коробочной РС-версии был только один диск, сокращённое руководство – и всё!); к «квазинастольным» же прилагалось игровое поле, значительно упрощающее ориентацию на местности.


В комплект оригинального издания «Marco Polo» входила симпатичная карта южной части Азии, недоступная РС-пользователям
Во-вторых, нельзя не обратить внимание на разрешение: при портировании с CD-i на PC приходилось обрезать исходный кадр размером 384×288 пикселей до уровня 320×200. Чаще всего жертвой подобного переноса оказывались чисто декоративные элементы, в собственно игровом процессе не задействованные, – однако если откровенно, то и это косметическое ухудшение подчас стоит того, чтобы можно было рекомендовать знакомиться с такими вещами в их исходном виде. Тем более что портировке под DOS поддавались технически не самые продвинутые проекты, не требующие MPEG-модуля, а потому на сегодняшний день более-менее эмулируемые в MAME или CD-i Emulator (хотя временами там и происходят случайные зависания). Единственный нюанс – управление: как правило, в подобного рода играх оно заточено под пульт ДУ, а потому пользоваться мышкой или клавиатурой в тех же «Asterix: Caesar’s Challenge» или «The Smurfs: The Teletransportsmurf» не совсем привычно (в том числе и в РС-вариантах). Хотя в некоторых аркадных вставках, которыми Бертран Брокар щедро разбавил процесс передвижения фишек по игровому полю, более актуальным оказывается уже, наоборот, геймпад или джойстик.


Наглядное сравнение скриншотов из «Asterix: Caesar’s Challenge» на CD-i (слева) и на PC (справа)​

А вот ещё одна игра Бертрана Брокара и Infogrames примерно того же типа, «Shaolin’s Road», так и осталась эксклюзивом для CD-i! Как можно догадаться, действие разворачивается в средневековом Китае, а именно в 1281 году: наш герой по имени Цу Юй отправляется в нелёгкий путь по направлению к вынесенному в заголовок монастырю, дабы вернуть себе священный фамильный меч, украденный бандитами, к тому же ещё и убившими его отца. На пути этом – кстати, вполне себе нелинейном, в отличие от однозначной тропинки игрового поля «Asterix: Caesar’s Challenge» или «The Smurfs: The Teletransportsmurf», – ему встретится множество препятствий и заданий, как от разнообразных прохожих и встречных лиц, так и от пяти божеств, чьи храмы необходимо будет посетить в обязательном порядке. В основном поручения эти аркадные: стрельба из лука по змее, метание звёздочек, метание копья, восточные единоборства... Но попадаются и чисто квестовые задачки, и даже одна интереснейшая образовательная головоломка: распознавание иероглифов! Между прочим, представленных весьма солидным количеством, так что во время игры попутно можно будет даже немного подучить китайский язык.



Карта и руководство к «Shaolin’s Road», с большим трудом уместившиеся в скромном jewel-casе, – и несколько скриншотов из игры
Кстати, о головоломках. На CD-i этот жанр был представлен аж четырнадцатью играми, то есть примерно десятой частью от общего количества. Наиболее интересные из них – разработанные признанным мастером такого рода коварных и хитроумных развлечений Клиффом Джонсоном. В своё время Philips сделала ему предложение, от которого сложно было отказаться: четыре миллиона долларов – и полная свобода творчества! В результате в недрах его коллектива, названного FunHouse, родилось три отличных игры, поначалу бывших эксклюзивами для данной платформы, но затем портированных и на РС с Macintosh: «Hanna-Barbera’s Cartoon Carnival», «Merlin’s Apprentice»и «Labyrinth of Crete». Все они достаточно хорошо известны и давно доступны безо всякой эмуляции, – стоит только напомнить о специфике управления (некоторые мини-игры проще проходить при помощи мышки, тогда как другие явно заточены под приставочный пульт ДУ или Touchpad) и об обрезанности портированного кадра сравнительно с оригинальным.


Наглядное сравнение скриншотов из «Merlin’s Apprentice» на CD-i (слева) и на PC (справа)
А вот у «Cartoon Carnival» имеется и ещё одна примечательная особенность: этот набор аркадных головоломок по мотивам классических американских мультфильмов, зачем-то угодивший в «детский» раздел издательского каталога, – одна из очень немногих игр для CD-i (если вообще не единственная), требовавшая наличия установленного DVC-модуля не в обязательном, а в опциональном порядке. Собственно играть можно и без MPEG-картриджа, однако его обладатели удостаиваются особой награды: после каждого сбора всех пятнадцати букв случайным образом демонстрируется один из нескольких десятков мини-мультфильмов! К сожалению, в компьютерные версии эти бонусы перенесены не были (а потому и конечная цель решения всех задачек тут практически отсутствует), а в текущих версиях эмуляторов, естественно, не отображаются.



«Hanna-Barbera’s Cartoon Carnival»: игровой процесс в исходном разрешении экрана и бонусные «мультики»
Несколько менее интересными, зато на порядок более редкими оказываются CD-i головоломки за авторством отечественных разработчиков из компании «Дока» – небезызвестных А. Ефремова и А. Кочетова. Да, была в истории приставки от Philips и такая страничка, несмотря на крайне малую распространённость данного устройства в наших краях! Издателем выступила немецкая компания ZYX Music; к сожалению, один из таких проектов, некий «BMP Puzzle», пока что не найден, – зато доступны два других. Первый, своеобразный гибрид «Пятнашек» и «Трубопровода», выполненный зачем-то в древнеегипетском антураже и названный «Hieroglyph», известен уже и пользователям ПК благодаря сохранившемуся и скомпилированному умельцами исходному коду, да и выглядит в версии для DOS ничуть не хуже. Второй же пока что ещё остаётся по факту эксклюзивом, хоть и является объективно не самым качественным и интересным. Это «Magic Eraser»: игра представляет собой вариант бессмертной «Qix», в котором мы управляем ластиком, пытаясь «проявить» живописные иллюстрации В. Васнецова к русским сказкам – и при этом, естественно, не попасться под руку хаотично перемещающимся по экрану врагам (которые не убивают нас, но портят уже проделанную нами работу). Признаться, реализован этот процесс не самым удачным образом, ибо, в отличие от той же «Qix» и её многочисленных последователей, очистить здесь требуется все 100% (!) картинки, а сохраняться нельзя в принципе, – и это при наличии неявного ограничения по времени на прохождения уровня, что сделать весьма непросто даже на самом первом этапе... К сожалению, обе доступные работы «Доки», хотя они и не требуют дополнительного видеомодуля, в эмуляторах идут с критическими багами, а потому работоспособны лишь на реальном устройстве.


«Magic Eraser»
Остальные головоломки для CD-i менее оригинальны: обычная «Jigsaw» со складыванием картинки из кусочков; вариант классической «виселицы» – «Effacer»; прекрасно известные во многих инкарнациях «Lemmings» и недавно выложенная у нас на сайте в РС-версии «Mega Maze»... Зато одним из лучших изданий для описываемой приставки неожиданно оказывается... «Tetris»! Казалось бы, что нового можно добавить в игровой процесс, знакомый всем с детства, представленный на всех мыслимых и не мыслимых платформах, от осциллографов до интернет-холодильников, и прекрасно выглядевший ещё в классических изданиях от Spectrum Holobyte? Однако Philips это удалось – благодаря оснащению головоломки приятной медитативной музыкой и видеофонами (!) с живописными пейзажами, специально отснятыми для этой цели где-то в Калифорнии. Кстати, в эмуляторах вполне себе работает – можете попробовать!


Привычный «Тетрис» в не самом привычном исполнении
Хотя если честно, то свойственное CD-i (и вообще эпохе 1990-х) стремление к месту и не к месту снабдить любой игровой процесс FMV-вставками, демонстрируя и реализовывая тем самым возможности платформы, далеко не всегда производит столь же благоприятное впечатление. Особенно пострадали от этого настольные игры (19 наименований, включая уже упоминавшиеся работы Бертрана Брокара). Скажем, в «Othello», вполне известной и в РС-исполнении, играть в обычное реверси мы будем в компании актёров, зачем-то загримированных под Леонардо да Винчи и Альберта Эйнштейна. «Backgammon», одна из самых первых игр для CD-i, выполнена, напротив, в «мультяшной» стилистике, которая также скорее мешает игровому процессу. Зато, скажем, в «Battleship», представляющей собой не что иное, как привычный «морской бой», видеосопровождение оказывается уже вполне симпатичным и отнюдь не навязчивым. Ещё более примечательными являются эксклюзивы: так, в «Master Labyrinth» можно не только любоваться на костюмированных артистов, но и при желании переключиться на режим от первого лица (да, в настольной, по сути, игре). А вот два квазинастольных FMV-детектива из серии «Clue / Cluedo?» (первая часть которой выходила в большой коробке) хоть и были в итоге перенесены на РС, но только в половинном размере и с существенными искажениями по части интерфейса и игрового процесса, так что знакомство с оригиналами оказывается даже предпочтительным. Однако тут вступает в действие уже другой (и тоже уже упоминавшийся) характерный недостаток подавляющего большинства видеопроектов начала-середины 1990-х: отсутствие субтитров. Увы, чёткостью дикции и несклонностью к наигранным акцентам отличаются далеко не все исполнители ролей наших подозреваемых...




Иллюстрации из «Battleship», «Master Labyrinth» и «Cluedo?»
Несмотря на свой квазинастольный антураж, «Cluedo?» вплотную приближается к другому жанру – адвенчурам, для которых использование видеоряда оказывается делом куда более органичным. Приключенческих игр, вместе с близкими к ним гибридами «action-adventure», на CD-i насчитывается около двух десятков (включая уже описанные работы Йохана Робсона и «Shaolin’s Road»). Правда, большинство из них пусть и отличаются наличием FMV-вставок, но далеко не эксклюзивны: «Myst», «Inca», «The 7th Guest», рисованная «Secret Mission»... Хотя вот, к примеру, дилогия «Kingdom – The Far Reaches» и «Shadoan», выходившая на многих платформах, практически на каждой из них и выглядит, и играется пусть и чуточку, но иначе, – кроме того, в MPEG-исполнении эти вещи выглядят малость получше своих инкарнаций не только для DOS, но и для Windows. Немного отличается от своего РС-варианта и раритетная FMV-адвенчура «L’Affaire Morlov»: интерфейс игры на CD-i совершенно иной, а окошко для видео не в пример больше, – хотя, конечно же, «антиигру» здешних исполнителей ролей такие приятные мелочи усовершенствовать никак не способны.




«Kingdom – The Far Reaches», «Shadoan» и «L’Affaire Morlov» на CD-i отличаются совсем другим интерфейсом и увеличенным размером видеоряда, а то и дополнительными загадками
Зато на чём следует остановиться чуть подробнее, так это на «De Zaak van Sam». Об этом эксклюзивном для CD-i «интерактивном детективном фильме» я уже немного рассказывал в описании следующей работы того же автора, студента Нидерландской академии кинематографа и телевидения Мелхера Хиллманна, – «Dossier Désirée». При этом данная история частного сыщика Сэма Д. Филипса оказывается даже более примечательной благодаря строго выдержанному – несмотря на очевидную и местами подчёркнутую бюджетность – нуар-антуражу (с немалой и неожиданной примесью комедии) и – наконец-то! – наличию субтитров на английском языке, позволяющих значительно расширить круг пользователей, которым доступна для понимания исключительно голландская озвучка. Всё начинается с того, как одним не самым прекрасным вечером к хрестоматийному детективу, скучающему у себя в конторе под надзором заботливой секретарши Франки, заявляется босс местной мафии, буквально под дулом пистолета заставляющий нашего героя заняться расследованием исчезновения его жены Моники... Интерфейс предельно прост: никакого инвентаря нет, а управление сводится к нажатию кнопки манипулятора в тот момент, когда взгляд протагониста обращается на какой-нибудь достойный внимания предмет (либо же на дверь или автомобиль – для перехода в другое место). Локаций здесь крайне мало, а продолжительность весьма невелика, однако любой неверный шаг сбрасывает прогресс на самое начало. Актёры, кстати сказать, играют очень даже недурно, да и MPEG-видеоряд может похвастаться каким-никаким качеством (и неработоспособностью в эмуляторах).


«De Zaak van Sam»
Отдельно стоит упомянуть и необычные (и также эксклюзивные) адвенчуры с аркадными и боевыми элементами от Spinnaker и лично Дейва ДеШарона. «Alice in Wonderland», правда, выходила ещё в 1985 году на Apple II и Commodore 64, однако для CD-i автор основательно её переработал. В перспективе вида сбоку, характерной скорее для платформеров, наша героиня путешествует по миру чудес, не только общаясь с другими персонажами и собирая и применяя полезные предметы, но и выполняя акробатические прыжки. То же самое характеризует и игровой процесс «Laser Lords», действие которой разворачивается в далёком космосе. Надо сказать, обе игры являются на редкость масштабными и проработанными: так, во второй к нашим услугам оказываются целые шесть планет, каждую из которых нужно будет посещать по нескольку раз, и десятки персонажей и предметов инвентаря; в интерфейсе же, построенном по принципу «управляющих глаголов», предусмотрен целый раздел для «запоминания» ключевых слов, узнаваемых героем при беседе со встречными лицами, дабы впоследствии их можно было произносить в иных местах при разговоре с другими существами (последние, надо заметить, могут отличаться самым диковинным внешним видом).



«Alice in Wonderland» и «Laser Lords»
Тот же Дейв ДеШарон выступил дизайнером и продюсером ещё двух проектов – аркадных боевиков «Link: The Faces of Evil» и «Zelda: The Wand of Gamelon». Как ни странно, но именно эти две игры, несмотря на откровенно низкое качество (а может, как раз и благодаря этому?), являются одними из самых известных и востребованных игр для CD-i: их цена на eBay способна достигать нескольких сотен долларов. По слухам, история персонажей и «сеттинга» данных проектов тянется с какой-то японской приставки от компании Nintendo, однако разработка проходила в США и в России, в том числе и усилиями ленинградской студии Animation Magic, отвечавшей за «мультяшные» видеоролики и в результате обогатившей коллекцию «интернет-мемов» странным выражением «Mah Boi». Если не считать предельно корявого управления (бывшего на редкость неудобным и на исходной платформе), обе эти игры сегодня вполне можно запустить и в эмуляторах – дабы убедиться, что, несмотря на те самые красочные и симпатичные ролики, совершенно ничего интересного в плане собственно геймплея они собой не представляют. Зато несколько более примечательной (и столь же дорогостоящей) является ещё одна игра на ту же тему, но от других авторов, – «Zelda’s Adventure», едва ли не единственная на платформе почти-RPG, пусть и с уклоном во всё ту же аркаду и с видом сверху.




«Link: The Faces of Evil», «Zelda: The Wand of Gamelon» и «Zelda’s Adventure»
Вообще, аркад для CD-i вышло очень даже немало – штук так двадцать пять, что выше, чем у какого-либо иного жанра, – причём по большей части эксклюзивных. Однако играть в них оказывается совершенно неинтересно (и не только по мнению автора данного обзора, далёкого от этого сектора электронных развлечений, но и по свидетельству специалистов). Из классических платформеров стоит отметить разве что «The Apprentice», отличающуюся наличием музыки в формате CD Audio (которая не очень-то под силу современным эмуляторам) и симпатичной и сочной картинкой. Выделяется среди банальных «шмапов» и клонов классики и уникальная по тематике «A Great Day at the Races», формально представляющая собой симулятор тотализатора: лошадками, правда, управлять не позволяют, но сделать ставки и, нервничая, наблюдать за скачками – это сколько угодно. Собственно же «боевиков» для приставки от Philips выходило совсем немного, штук шесть (не считая представителей смежных жанров). Причём наиболее достойные датированы уже поздним периодом, – такие как «Atlantis – The Last Resort» 1997 года, классическая «стрелялка» от первого лица.




Платформер «The Apprentice», тотализатор «A Great Day at the Races» и боевик «Atlantis – The Last Resort»
К аркадно-боевому жанру можно отнести также QTE-игры и «виртуальные тиры», на CD-i представленные по большей частью широко известными мультиплатформенными проектами: «Dragon’s Lair», «Space Ace», «Chaos Control», «Mad Dog McCree», «Drug Wars», «Who Shot Johnny Rock»... При всех их объективных достоинствах, издания именно для CD-i обладают преимуществом разве что по сравнению с предшествующими версиями для DOS, – позднейшие Windows-варианты смотрятся примерно так же, а различные DVD-i и HD-ремейки XXI века – и вовсе намного лучше (зато некоторым их достоинством в исполнении для приставки от Philips является наличие более уместного для таких случаев контроллера – револьвера «Peacekepper»). Из примерно полутора десятков подобных игр эксклюзивными для описываемого устройства являются лишь не особо примечательная стрельба по «тарелочкам» «CD Shoot», «рельсовая» (в буквальном смысле) «The Lost Ride» аж 1998 года выпуска да «Escape from CyberCity», выходившая ещё только на аркадных автоматах (существование версии для РС с картами REALmagic на данный момент не подтверждено). Кроме того, среди немногочисленных на CD-i автогонок и спортивных игр (где-то три и десять штук соответственно) можно выделить, помимо уже упоминавшегося выше «Тенниса» от Бертрана Брокара, разве что «Caesars World of Boxing» – забавный симулятор карьеры боксёра с непременными видеовставками с изображением в меру кривляющихся тренеров и менеджеров.




Иллюстрации «CD Shoot», «The Lost Ride» и «Caesars World of Boxing»​

Стратегий на CD-i выходило мало – как правило, неэксклюзивных и с уклоном в иные жанры. Помимо упоминавшегося уже (и лишь условно причисляемого к «экономическим стратегиям») «Marco Polo», стоит отметить специфические проекты от Cinemaware: «Defender of the Crown» и «Lords of the Rising Sun». Первая известна широко и доступна в том числе и на РС в ничуть не худших по качеству версиях, – а вот вторая, пусть и напоминает нетленную «Sword of the Samurai», куда более примечательна, ибо появлялась кроме этого лишь на экзотических платформах (Amiga, Sharp X68000 и TurboGrafx CD), а данное её воплощение ещё и отличается невиданными для пользователей всех прочих устройств видеовставками с живыми актёрами. Чистокровными же стратегиями оказываются разве что только эксклюзивный варгейм «Axis and Allies» (вполне работающий и в эмуляторах, но характеризующийся там крайне неудобным управлением) и глобально-политическая «Earth Command» с уклоном в экологическую тематику, выпущенная ещё и в исполнении для Macintosh (но почему-то не PC). Хотя наиболее любопытной (и также относимой к стратегическому жанру лишь условно) является скорее мало кому известная британская «Making the Grade» – FMV-симулятор управляющего химическим заводом (!). По слухам, первое время после её выпуска издатель даже награждал самых лучших руководителей ежеквартальной премией в тысячу фунтов стерлингов.




Иллюстрации «Axis and Allies», «Lords of the Rising Sun» и «Earth Command»
Наконец, одним из самых крупных по численности (где-то 23 наименования) и наиболее показательных для CD-i является жанр викторин. Такая популярность объясняется и образовательной направленностью платформы, и наличием немалого количества мультимедийных интерактивных проектов с опциональными мини-играми подобного рода. К примеру, в «Voetbal», энциклопедии по истории футбола, имеется как «quiz» на соответствующую тему, так и аркадная мини-игра «забей гол в ворота». Более того: своеобразные викторины встраивались даже в «обзоры новостей», такие как франкоязычные «Le Journal Interactif 94» и «Le Journal Interactif 95»: после видеознакомства с основными событиями года можно было испытать себя в роли журналиста, продемонстрировав понимание различных терминов и аббревиатур или воспроизведя по памяти последовательность кадров в репортаже. Удостаивались своих собственных игроизаций и различные телеигры вроде «Lingo», «Name That Tune» или «Jeopardy!»; весьма интересной является симпатичная историко-палеонтологическая «Archeon CD-i Quiz», выходившая, увы, лишь на голландском языке. Хотя самыми необычными проектами оказываются скорее разнообразные «социальные игры»: например, в «3rd Degree», предназначенной исключительно для 3–6 пользователей, предлагалось смоделировать различные ситуации, которые могли бы возникнуть в трудовом коллективе, – и предугадать действия того или иного сотрудника...


Иллюстрации к различным викторинам
Вот, пожалуй, и всё! Хочется надеяться, что кому-то что-то из упомянутых вещей сможет приглянуться настолько, чтобы самому заинтересоваться и собственно Philips CD-i – или же эмуляцией данного устройства, ибо на этом фронте работ ситуация ещё весьма далека от идеальной. Автору для появления такого интереса хватило уже одной только «L’Ange et le Demon», хотя и знакомство с местными улучшенными версиями «Asterix: Caesar’s Challenge», «Merlin’s Apprentice» и «Who Shot Johny Rock», не говоря уже об эксклюзивах вроде «De Zaak van Sam» и «Laser Lords», оказалось ничуть не менее приятным!

Автор: Uka
Дата: 06.06.2020